• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья «Коррекция развития детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках музыки и пения»

Статья «Коррекция развития детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках музыки и пения»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Долгополова Елена Сергеевна,

учитель музыки

специальной(коррекционной)

школы-интернат №8,

г. Саяногорска

«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»


Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», на сегодняшний день является актуальной. В работе учителя возникает ряд проблем, которые требуют быстрого и принципиального решения. Проблемы решаются на основе регулярно проводимых диагностических обследований музыкальных способностей детей и проведения коррекционной работы с ними. В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое практическое значение.

Цель данной статьи: описание эффективных приёмов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи на уроках музыки.

В процессе работы, перед собой ставлю следующие задачи:

  1. Преодоление недостатков в речевом дыхании;

  2. Развитие силы голоса, темпа, ритма;

  3. Развитие плавности речи и пения.

В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы: коррекционная направленность обучения, оптимистическая перспектива образования, индивидуализация и дифференциация процесса обучения, комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Работая с детьми, стараюсь увидеть и оценить ребёнка, помня одно мудрое изречение: «Человек - чудо природы,

Жизнь - ещё большее чудо.

Научись не требовать невозможного,

Не сокрушаться о непоправимом».

Чтобы достичь большего прогресса в развитии детей, в усвоении ими знаний, нельзя забывать, что самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным, с большим внутренним уважением к учителю и товарищам.

Великий дидакт Ушинский справедливо замечал, что классу нужно свободно волноваться, даже бурлить, но держаться всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. Мёртвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы, самим высказываться, разговаривать, сидеть свободно и непринуждённо.

Важную роль для создания благоприятного климата обучения играют выразительность речи, лица, жестов, артистизм, разнообразные методы и приёмы.

Во время бесед, на каждое новое понятие музыкального термина есть карточка (например: интонация, тембр, темп, аккомпанемент, динамика и т.д.).

Карточки на определение характера музыки (например: лёгкая, тяжёлая, медленная, быстрая, волнующая, сказочная, загадочная и т.д.). Постепенно у детей пополняется словарный запас музыкальными терминами и определениями (балет, оперетта, ария, вариации и др.).

Проводя уроки на определение эмоциональности, используем рисунки, на которых изображены эмоции людей: грусть, жалость, веселье, печаль и другие.

От определения характера музыки переходим к цветовой гамме. Когда этот материал усвоен, то чередуем вопросы: «Какого цвета эта музыка?» или «Каким цветом вы бы нарисовали эту музыку?».

Учимся определять не только цвет музыки, но и запах, и даже вкус. Слушая произведение «Урожайная» Филиппенко, дети отвечают на вопрос «Какая музыка на вкус?» или «Осенняя песнь» Вивальди, «Какой у музыки запах?».

В младших классах особое внимание отводится игровым моментам.

Например, знакомясь с музыкальными инструментами (русские народные, струнные, духовые), применяю игру «Весёлые музыканты», где дети сами являются исполнителями.

Во время знакомства и работы с нотной грамотой, эффективно использование ребусов и загадок. (Например: «Какое сочетание нот выращивает огород?», «Две ноты объединены и стали мерою длины?», «А эта нота и одна в кулинарии нам нужна», «Две ноты завершило «но», игра зовётся …до-ми-но»).

На уроках широко используем коррекционные упражнения («Две подружки», «Мышки», «Кот Сибирский» и другие) Т.Цвинтарного, фонопедические упражнения по методике Емельянова.

Во время заучивания песен использую моделирование или меловой рисунок. Такой приём применяется не к каждой песне, а только к тем, где можно изобразить схематично слова. Благодаря такому приёму, дети быстрее запоминают текст песни.

Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию тонкой и общей моторики (Например: Упражнение «В школу»:

Большой палец встал один,

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинец малый,

Встали братцы все - «Ура!»

На работу им пора.

(Поочерёдно разгибают пальцы)

Происходит развитие просодической стороны речи, её координации с движением. Упражнения позволяют добиваться выразительности, будя в ребёнке творческое воображение. Дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму. У них формируются навыки самоконтроля.

Логопедические распевки, пальчиковая гимнастика, помогают педагогам в коррекционной работе. Основной принцип - тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. (Например:Упражнение-распевка «Грузовик»:

Грузовик песок везёт, (Идут по кругу, крутят « руль»)

Удивляется народ: (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр

круга, разводят руками, изображая удивление на лице)

«Вот так чудо-чудеса, (Два раза наклоняют голову вправо-влево).

В нём песок под небеса!» (Тянутся руками вверх, поднимаются на носочки)

Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении и на чёткости дикции.

Этапы логопедической работы с детьми на уроках музыки соответствуют работе логопеда и предполагают следующую последовательность:

  1. подготовительный этап;

  2. формирование произносительных умений и навыков;

  3. развитие коммуникативных умений и навыков.

В результате работы по теме: «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», необходимо проводить диагностическое обследование музыкальных способностей детей.

Работу с детьми по проявлению музыкальных данных хорошо проводить в форме тестирования. Детям предлагаются следующие тесты:

- исследование восприятия музыки (прослушай и определи услышанное; прослушай и определи форму музыкального произведения);

- исследование музыкального слуха (предлагается спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения; повторить куплет с музыкальным сопровождением; пение малознакомых мелодий, после нескольких её прослушиваний с сопровождением; пение малознакомой мелодии с сопровождением);

- исследование чувства ритма (повтори за мной ритмический рисунок; приём «музыкальное эхо» на музыкальных инструментах; воспроизведение в хлопках, притопах).

Использование в работе с детьми данной диагностики помогает учитывать возрастные индивидуальные особенности каждого ребёнка, выбрать наиболее логичные по содержанию формы проведения уроков.

Предметно развивающая среда с включением технологий развивающего обучения способствует получению более высоких результатов развития детей.

По результатам диагностического обследования музыкальных способностей детей можно сделать вывод, что используемые приёмы и методы работы благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию. Развивают внимание, память, воображение, мышление, фантазию и положительно влияют на коррекционную работу развития детей с нарушением речи на уроках музыки.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воронкова В.В. Программа специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида.

  2. Гавришева Н.В., Нищева Н.В. Логопедические распевки. - М., Просвещение, 2006.

  3. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды.

  4. Цвинтарный Т. Упражнения для коррекции речи и движения. - СПб: Издательский дом «Светоч».

  5. Психологические и речевые нарушения у детей и пути их коррек-

ции. - Л., 1987.

© 2010-2022