Волшебный мир симфонического оркестра

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБО ДО «Алькеевская ДМШ» Муниципального района

Республики Татарстан

Познавательный урок для учащихся младших классов

Детской музыкальной школы

Волшебный мир симфонического оркестра

Подготовила преподаватель

2-ой квалификационной категории

Леонтьевой Л.М.

.





с. Базарные Матаки

сентябрь 2015 год



Волшебный мир симфонического оркестра.

Ребята, давайте попробуем представить себе привычный окружающий мир потерявшим свои краски, то есть вдруг все стало Познавательный урок - прослушивание симфонической музыки.

для нас серым - синее небо и море, зеленые листья и трава. И люди тоже стали для нас серыми. Стало бы нам интересно жить в таком мире? (конечно же нет). Ведь не зря мы радуемся приходу весны, с ней возвращаются на землю яркие краски, просыпается и оживает природа.

Искусство художника, передающего на своих полотнах живые краски жизни, называется живописью.

«Живое письмо» - письмо красками. У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника это краски и линии. У композитора музыкальные звуки - это основа музыкальной речи, его выразительные средства. Дирижер - душа, мозг оркестра.

Именно дирижер объединяет своей волей музыкантов для того, чтобы логично и стройно звучали в музыке мысли и чувства композитора. Количество музыкантов в современном симфоническом оркестре доходит до ста человек. Каждый играет свою партию.

Подчиняясь воле дирижера, музыканты заставляют оживать и петь ноты, как бы перенося их с бумаги в сердца слушателей.

Одно из основных свойств музыкального звука заключается в том, что звуки могут быть по-разному окрашены. В музыке такая окраска называется тембром. Тембр меняет характер и настроение «звука». Одну и ту же мелодию можно спеть то низким, то высоким голосом. Такими же выразительными свойствами различной окраски обладают и голоса инструментов симфонического оркестра.

Симфония - слово древнегреческое, означает созвучие, согласие.

Оркестр - тоже слово древнегреческое. Так называлась в далекие времена площадка перед сценой. Здесь сидели музыканты - оркестранты, сопровождавшие представление музыкой. Значит симфонический оркестр - это большой коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, стройно, согласно исполняющих музыкальное произведение.

Симфонический оркестр состоит из 4 основных групп.

  1. Струнные инструменты - скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

  2. Деревянные духовые - флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

  3. Медные духовые - трубы, валторны, тромбоны, тубы.

  4. Ударные инструменты - литавры, большие и малые барабаны, тарелки, треугольники, кастаньеты, челеста, колокол, ксилофон, трещетки и еще многие другие.

Симфония - это новый жанр произведений в музыке. Первыми создателями нового вида симфоний являются - М.И.Глинка, П.И.Чайковский, А.П.Бородин (в России), а в Европе - Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен.

В симфониях композиторы рассказывают о жизни человека, о борьбе, о страданиях и победе, о радости и любви. Рисуют картины сельской жизни, воинские сражения, народные праздники.

Свое повествование о музыкальных инструментах я начну со сказки, которая называется «Петя и Волк». Сказку эту написал знаменитый советский композитор Сергей Прокофьев. И написал он эту сказку не словами, как обычно пишутся все сказки, а звуками музыки. Неужели это возможно, спросишь ты? Да, возможно, но только такому тонкому знатоку музыкальных инструментов, каким был Сергей Сергеевич Прокофьев.

И так, о сказке. Жил-был на свете храбрый мальчик, пионер Петя. Был у него немного ворчливый, но добрый дедушка. И вот однажды Петя спас птичку от когтей хитрой проныры - кошки. И птица стала его другом. Более того, она помогла Пете страшного волка победить. И еще в этой сказке участвует хвастунья утка, которая только и делает, что дает всем никчемные советы.

Но, удивишься ты, обо всем этом можно рассказать музыкой?

Можно. И вот как.

Каждое действующее лицо этой сказки - музыкальный инструмент.

О пионере Пете, его смелости и благородных поступках, нам рассказывают струнные инструменты - скрипки, альты, виолончели, контрабас.

Ворчун-дедушка - это фагот, деревянный инструмент, у которого действительно немного ворчливый голос.

Птичка поет голосом флейты. У этого деревянного духового инструмента высокий, звонкий тембр голоса, и флейта отлично умеет подражать птичьим трелям.

Кошка мяукает голосом кларнета, то же деревянного духового инструмента. У кларнета красивый голос, то мягкий и вкрадчивый, то глухой и мрачный.

Утиному кряканью успешно подражает гобой, тоже из группы деревянных духовых инструментов. Тембр голоса у гобоя мягкий, но немного гнусавый.

Ну а Волк выступает в этой сказке с помощью трех медных валторн. Когда играет не одна, а сразу целых три валторны, то рычание получается просто устрашающее.

Но кроме того, что у каждого действующего лица сказки свой инструментальный голос, у каждого и своя собственная мелодия, которая сопровождает его на протяжении всей сказки. И не зря Прокофьев назвал сказку «Петя и Волк» симфонической сказкой. Она и создана для симфонического оркестра. А задача этой сказки познакомить вас всех с инструментами симфонического оркестра.

Музыкальная угадайка.

А сейчас, дорогие ребята, прослушайте несколько отрывков из произведений и попробуйте угадать, какие инструменты симфонического оркестра вы слышите.

  1. Сказка «Петя и Волк». Три валторны - тема Волка.

  2. Сказка «Петя и Волк». Тема Пети - скрипки, ксилофон.

  3. Флейта. Голос птички.

  4. «Кармен» - сюита Бизе. Играют скрипки (пиццикато), флейта. Это тема Кармен.

  5. Арфа и гусли. На арфе играют пальцами обеих рук. На ее красивой золотой раме натянуты 46 струн. Имеется 7 педалей. Для арфы написаны пьесы и концерты.

  6. Виолончель и контрабас. Фантастические пьесы для фортепиано и виолончели. Композитор Шуман.

  7. Контрабас. Джазовая обработка.

  8. Клавесин. Аллегро. Куперен.

  9. Барабан. Ударные. Болеро Равеля.

  10. Бубен. Ударные.

  11. Виброфон и колокола.

  12. Челеста. Ударный инструмент. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик». Под звуки челесты танцует фея Драже. Челеста похожа на маленькое пианино, но молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинкам, и получается хрустальный, чистый звук, не похожий не на какой другой звук ударного инструмента.

  13. Скрипки. Тема Джульетты из симфонической фантазии С.С.Прокофьего «Ромео и Джульетта».

  14. Звуки джаза. Саксофон.

Дорогие ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в мир симфонической музыки. С этого дня мы вам всем хотим пожелать слушать не только эстрадную музыку, но и произведения симфонических оркестров.

До свидания. До скорых встреч.

В этом увлекательном путешествии вместе с вами была преподаватель музыкальной школы Крайнова Надежда Александровна.



© 2010-2022