- Преподавателю
- Музыка
- Развитие музыкальных способностей детей через исполнительскую и творческую деятельность
Развитие музыкальных способностей детей через исполнительскую и творческую деятельность
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тельнова Л.М. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Развитие музыкальных способностей детей через исполнительскую и творческую деятельность».
Одним из важнейших результатов реализации программы по музыке можно считать развитие способности творчески самовыражаться. Музыкальные занятия должны способствовать формированию потребности в творческой исполнительской деятельности с младшего школьного возраста.
Главные задачи основного этапа работы по программе развития музыкальных способностей детей следующие:
-
развивать творческие способности каждого ребёнка;
-
развивать вокальные умения и навыки;
-
формировать элементарные хореографические навыки;
-
формировать навыки элементарного музицировании (индивидуального и коллективного);
-
готовить воспитанников к участию в конкурсах, концертах и различных мероприятиях;
-
способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Вокально-хореографические навыки формируются очень медленно и поэтому, спецификой обучения является постановка всех задач с самого начала обучения, с раннего школьного возраста.
Учебно-воспитательные задачи постепенно усложняются и расширяются, что проявляется в усложнении репертуара по принципу «от простого к сложному».
Развитие музыкальных способностей у детей возможно при соблюдении принципов креативной музыкальной педагогики:
-создание на занятиях условий для развития креативности;
-синкретизм (взаимосвязь) музыки и движения;
-внимание к индивидуальному темпу развития ребёнка;
-поощрение музицирования.
Важным фактором творческой деятельности ребёнка является путь самостоятельных эстетических открытий. Сочетание словесных и наглядно - слуховых методов является необходимым условием для формирования вокально-хореографических навыков. Применение творческих заданий активизирует деятельность детей, побуждает вслушиваться, чувствовать и передавать характер музыки при исполнении.
Для развития музыкальных способностей применяются различные формы детской музыкально-игровой деятельности, творчество на основе игровых моделей:
-
детского фольклора (исполнение народных песен, попевок и хороводов);
-
коммуникативных игр и танцев;
-
двигательной импровизации;
-
танцевальной импровизации;
-
интонационно-ритмической импровизации;
-
темброво-шумовой импровизации (на основе элементарного музицирования);
-
музыкальной драматизации.
Эффективным воспитательным средством, направленным на развитие личности ребёнка в целом, является игра .
В музыкально-игровую деятельность дети входят с позиции творцов, пользуясь элементарными доступными средствами, дети, через импровизацию, активно проявляют и выражают свои эмоциональные переживания.
Главным компонентом такой деятельности становиться сам ребёнок его:
-
голос;
-
движения;
-
выразительные, звучащие жесты;
-
исполнение на инструментах.
Ребёнок одновременно становится исполнителем и создателем музыкальной игры. Например:
при исполнении упражнения «Капустка» руки используются как шумовой инструмент. Сжатые в кулачок пальцы «превращаются» в «молоточки» для отстукивания ритма.
С помощью шумовых инструментов осваиваются ритмические пульсации: метрический и ритмический рисунки. Например, упражнения: «Дождик», «Капельки», «Парад игрушек» помогают усвоить темброво-шумовую импровизацию.
С помощью музыкальной игры ребёнок может оказаться «внутри» музыки и приобрести опыт эмоциональных переживаний.
Через игру, с самого раннего возраста происходит приобретение знаний, умений и навыков:
-
овладение навыком тембрально - звукового различия (упражнения «Птички и птенчики», «Три медведя», «Узнай по голосу» и др.)
-
формирование ладовых ощущений и темпов(«День и ночь», «Весело-грустно»).
-
формирование чувства ритма, музыкальной пульсации, длительностей (упражнение «Часы», «Бубенчики»).
-
формирование певческих навыков: артикуляции, звуковысотности, интонированию, атаке звука, дыханию.
-
работа над музыкальным образом, драматургией.
В развитии эмоционального отклика на музыку помогают импровизации - вокальные, пластические, инструментальные, ритмические. Импровизации - помогают раскрывать музыкальные образы. ( « Дискотека для животных» раскрыть образ каждого животного: пингвин, слон, жираф, обезьяна, заяц при помощи всех видов импровизации, под одну и ту же музыку).
Двигательное и вокальное самовыражение - это и есть основа развития детского творчества на занятиях музыки.
Исполнительская и творческая деятельность ребёнка способствует развитию музыкального слуха, памяти, активизации умственного процесса и воспитанию нравственных качеств.