• Преподавателю
  • Музыка
  • Развитие музыкальных способностей детей через исполнительскую и творческую деятельность

Развитие музыкальных способностей детей через исполнительскую и творческую деятельность

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие музыкальных способностей детей через исполнительскую и творческую деятельность».


Одним из важнейших результатов реализации программы по музыке можно считать развитие способности творчески самовыражаться. Музыкальные занятия должны способствовать формированию потребности в творческой исполнительской деятельности с младшего школьного возраста.

Главные задачи основного этапа работы по программе развития музыкальных способностей детей следующие:


  • развивать творческие способности каждого ребёнка;


  • развивать вокальные умения и навыки;


  • формировать элементарные хореографические навыки;


  • формировать навыки элементарного музицировании (индивидуального и коллективного);


  • готовить воспитанников к участию в конкурсах, концертах и различных мероприятиях;


  • способствовать воспитанию эстетического вкуса.

Вокально-хореографические навыки формируются очень медленно и поэтому, спецификой обучения является постановка всех задач с самого начала обучения, с раннего школьного возраста.

Учебно-воспитательные задачи постепенно усложняются и расширяются, что проявляется в усложнении репертуара по принципу «от простого к сложному».

Развитие музыкальных способностей у детей возможно при соблюдении принципов креативной музыкальной педагогики:

-создание на занятиях условий для развития креативности;

-синкретизм (взаимосвязь) музыки и движения;

-внимание к индивидуальному темпу развития ребёнка;

-поощрение музицирования.

Важным фактором творческой деятельности ребёнка является путь самостоятельных эстетических открытий. Сочетание словесных и наглядно - слуховых методов является необходимым условием для формирования вокально-хореографических навыков. Применение творческих заданий активизирует деятельность детей, побуждает вслушиваться, чувствовать и передавать характер музыки при исполнении.

Для развития музыкальных способностей применяются различные формы детской музыкально-игровой деятельности, творчество на основе игровых моделей:


  • детского фольклора (исполнение народных песен, попевок и хороводов);

  • коммуникативных игр и танцев;

  • двигательной импровизации;

  • танцевальной импровизации;

  • интонационно-ритмической импровизации;

  • темброво-шумовой импровизации (на основе элементарного музицирования);

  • музыкальной драматизации.

Эффективным воспитательным средством, направленным на развитие личности ребёнка в целом, является игра .

В музыкально-игровую деятельность дети входят с позиции творцов, пользуясь элементарными доступными средствами, дети, через импровизацию, активно проявляют и выражают свои эмоциональные переживания.

Главным компонентом такой деятельности становиться сам ребёнок его:

  • голос;

  • движения;

  • выразительные, звучащие жесты;

  • исполнение на инструментах.

Ребёнок одновременно становится исполнителем и создателем музыкальной игры. Например:

при исполнении упражнения «Капустка» руки используются как шумовой инструмент. Сжатые в кулачок пальцы «превращаются» в «молоточки» для отстукивания ритма.

С помощью шумовых инструментов осваиваются ритмические пульсации: метрический и ритмический рисунки. Например, упражнения: «Дождик», «Капельки», «Парад игрушек» помогают усвоить темброво-шумовую импровизацию.

С помощью музыкальной игры ребёнок может оказаться «внутри» музыки и приобрести опыт эмоциональных переживаний.

Через игру, с самого раннего возраста происходит приобретение знаний, умений и навыков:


  • овладение навыком тембрально - звукового различия (упражнения «Птички и птенчики», «Три медведя», «Узнай по голосу» и др.)

  • формирование ладовых ощущений и темпов(«День и ночь», «Весело-грустно»).

  • формирование чувства ритма, музыкальной пульсации, длительностей (упражнение «Часы», «Бубенчики»).

  • формирование певческих навыков: артикуляции, звуковысотности, интонированию, атаке звука, дыханию.

  • работа над музыкальным образом, драматургией.

В развитии эмоционального отклика на музыку помогают импровизации - вокальные, пластические, инструментальные, ритмические. Импровизации - помогают раскрывать музыкальные образы. ( « Дискотека для животных» раскрыть образ каждого животного: пингвин, слон, жираф, обезьяна, заяц при помощи всех видов импровизации, под одну и ту же музыку).

Двигательное и вокальное самовыражение - это и есть основа развития детского творчества на занятиях музыки.

Исполнительская и творческая деятельность ребёнка способствует развитию музыкального слуха, памяти, активизации умственного процесса и воспитанию нравственных качеств.



© 2010-2022