Авторская образовательная программа по предмету Ритмика

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Индивидуальный номер: СО1246.

Номинация: дополнительное образование.










Авторская образовательная

программа по предмету

«РИТМИКА»

отделение общего эстетического образования

Срок обучения - 3 года

Возраст 4 - 7 лет






Составитель: Янышева Светлана Юрьевна

Преподаватель Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Тыретская детская музыкальная школа»



















СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….1

  2. Методические рекомендации…………………………………………………………...2

  3. Примерный тематический план…………………………………………………………7

  4. Контроль и учет успеваемости………………………………………………………….7

  5. Содержание курса………………………………………………………………………..7

  6. Годовые требования……………………………………………………………………12

  7. Примерный репертуарный список…………………………………………………….16

  8. Используемая литература……………………………………………………………...20































1

Пояснительная записка

Данная образовательная программа по предмету «Ритмика» составлена на 3 года обучения для учащихся отделения общего эстетического образования детской музыкальной школы. Курс обучения рассчитан на детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно-эстетического образования.

Освоение дисциплины «Ритмика» способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.

Ритмика в музыкальных школах входит в систему музыкального воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении.

Целями программы являются: социальная адаптация детей, эстетическое развитие, формирование духовно-нравственных ценностей, воспитание трудолюбия, укрепление здоровья.

Задачами программы являются:

1) Приобщение детей к музыке посредством доступных, интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.

2) Занятия способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка радостное, бодрое настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

3) Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребёнка, дети должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность, совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей.

4) Эта деятельность развивает память ребёнка, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.



2

Программа состоит из трёх разделов:

  1. Музыкально-двигательные упражнения.

  2. Танцевальные композиции.

  3. Музыкально-ритмические навыки.

Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков и умений, овладение большим объёмом новых движений, развитие координации, формирование осанки и физических данных, необходимых для занятий по программе.

Второй раздел предполагает изучение разноплановых танцев: образных, народных, танцев в современных ритмах и массовых композиций, которые могут быть показаны в сценической практике.

Третий раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, изучение средств музыкальной выразительности на основе танцевальных движений, воспитание чувства ритма, музыкального слуха посредством ритмических упражнений и музыкальных игр.

Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала (т.е. на каждом занятии используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.

Изложенный в программе курс ориентирован на учащихся 4-7 лет, рассчитан на 3 года обучения.

Основной формой учебной работы является групповое занятие (состав группы в среднем 10 человек). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Во время проведения занятия возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.





3

Методические рекомендации

На занятиях «Ритмики» учащиеся приобретают навыки музыкально-двигательной деятельности, осваивают простейшие танцевальные элементы.

Занятие делится на 3 части: подготовительную или вводную, основную и заключительную.

Первая, подготовительная часть включает маршировку и разминку, построенные на простейших движениях, способствующие разогреву мышц, суставов и связок, желательно с элементами образности.

Вторая часть, основная - изучение элементов танцев, танцевальных движений, их комбинирование, работу по развитию физических данных, работу над постановкой танцев.

Третья часть, заключительная, включает изучение элементов музыкальной выразительности, которые могут быть отражены в движении, закрепление музыкально-ритмического материала в игре, танцевально-игровые упражнения.

У каждой части занятия свои задачи.

Главная задача подготовительной части - организовать внимание учащихся, подготовить мышцы, суставы, связки к физической работе.

Задачами основной части являются: формирование осанки (постановка корпуса, рук, ног, головы), развитие элементов координации посредством освоения тренировочных и танцевальных движений, музыкального и выразительного их исполнения.

Задачами заключительной части являются: воспитание восприятия характера музыки, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки, а также снятие физического и нервного напряжения, подъём эмоционального тонуса посредством игры.

При проведении занятия необходимо постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным, расчленяя каждое упражнение на элементы. При этом следить за свободным, правильным дыханием и общим самочувствием учащихся. С первых занятий важна работа над культурой исполнения движений.

Основные методы работы:

- наглядный - практический показ;

- словесный - объяснение, желательно образное;

- игровой - учебный материал в игровой форме;


4

- творческий - самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.

В первом разделе занятия при ознакомлении детей с музыкально-двигательным упражнением и во время его разучивания применяются разнообразные методические приемы. Они должны соответствовать общим требованиям музыкально-двигательного воспитания - углублять музыкальное восприятие детей, содержательность и эмоциональность их движения, развивать у детей самостоятельность и творческую активность. Во всех возрастных группах основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых музыкально- двигательных навыков является непосредственное воздействие музыки: оно повышает эмоциональный тонус, движения детей даже младшего возраста становятся активнее, координированнее, определеннее.

Усиливать, уточнять и углублять это воздействие, прежде всего, помогает отвечающий музыке игровой образ, подкрепляемый пояснениями педагога, игровой образ будит и направляет воображение детей, наполняет их движения близким им и интересным содержанием, делает музыку более ясной и понятной. При таком методе обучения дети постепенно начинают понимать, что движения становятся по-настоящему выразительными, когда они их исполняют в соответствии с музыкально-двигательным образом.

Наряду с прослушиванием музыки и словесным объяснением в работе применяется показ движения. Наиболее широко используется показ как наглядное дополнение к словесному объяснению, как подсказка выразительных деталей, отдельных элементов движения или технических приемов. Когда дети в более старшей возрастной группе уже освоили характер движения, хорошо показать им выразительное исполнение, эмоционально содержательное и технически правильное его исполнение. Такой показ должен служить наглядным примером, помогать детям, углублять их собственный двигательный опыт, указывать путь к дальнейшему совершенствованию движений. Этой же цели служит показ всей группе движений наиболее успевающих детей (он нередко более доходчив, чем исполнение взрослого).

Во втором разделе занятия при разучивании плясок, танцев, хороводов используются аналогичные методы обучения: наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новом танце, пояснения в ходе движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирования знакомого материала), наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом).



5

Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе участников или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие:

  1. Индивидуальная проверка уровня освоенных навыков, развития способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка и его успехами.

  2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку: создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей самоуверенных, индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу, исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем, чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку.

  3. Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2-3 минуты) индивидуальных занятий.

Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие задатки детей.

В третьем разделе занятия при развитии музыкально-ритмических навыков используются разнообразные музыкально-ритмические игры. При разучивании игры используется много методических приемов. Но наиболее целесообразным можно считать следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключении повторно звучит музыкальное произведение. Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных ил сопровождаемых песней играх.

Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов. Разучивание одной из них - «Медведь и зайцы» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу и сопровождается исполнением народной песни «Заинька» в обработке Н.Римского-Корсакова. Затем рассказывается о медведе: «Недалеко в берлоге спал медведь, услышал шум, проснулся, да и вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил», и исполняется пьеса «Медведь» В.Ребикова. Можно применять показ характерного игрового движения: преподаватель двигается, одновременно концертмейстер исполняет произведение. Такое сочетание различных приемов - исполнение всего музыкального произведения, показ основных элементов игры, частичное их описание - очень действенно в обучении. Однако необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения.

Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты


6

произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать это в движениях.

Основные педагогические принципы в работе с детьми: доступность, системность, последовательность, учёт возрастных особенностей, заинтересованность, перспективность.

Требования к музыкальному оформлению занятия

Музыкальное оформление занятия является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным, будь то работа концертмейстера или звучание фонограммы.

Музыкальное произведение (фрагмент) подбирается к каждой части занятия, определяется его структура, темп, ритмический рисунок, характер, мелодии должны быть простыми, но не примитивными и не монотонными.

В оформлении занятия можно использовать:

- классическую музыку русских и зарубежных композиторов;

- народную музыку;

- музыку в современных ритмах;

Музыкальный материал должен быть:

- доступным по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия детьми дошкольного возраста.

- иметь выразительную мелодию и чёткую фразировку;

- быть близким по содержанию детским интересам.













7

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1 раздел. Музыкально-двигательные упражнения


16


8


8

2 раздел. Танцевальные композиции


16


24


24

3 раздел. Музыкально-ритмические навыки.


16



16

16

Итого:

48

48

48


КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Система контроля над развитием умений и навыков учащихся строится на творческих заданиях. Формами контроля над развитием творческих, исполнительских, двигательных навыков учащихся являются музыкальные композиции, где в концертной форме дети демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях. Важное значение для формирования детского коллектива имеет работа по подготовке учащихся к концертному выступлению.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Музыкально-двигательные упражнения.

1.1 Фигурная маршировка.

Различные построения рисунков и фигур. Приёмы перестроения из одной фигуры в другую. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения. Использование различных видов шагов. Создание музыкально-двигательного образа на основе мелодии.

Виды рисунков танца: Виды фигур:

- круг - круг в круге

-змейка - сужение и расширение круга

8

-цепочка - «воротца»

-квадрат - «звёздочка»

-колонна

-шеренга

-диагональ

-зигзаг

Виды шагов и ходов:

- танцевальный шаг с носка;

- шаг с пятки;

- шаг на полупальцах;

- приставной шаг;

- «пружинящий» шаг

- шаги на полуприседании;

- маршевый шаг;

- галоп;

- подскок;

- лёгкий бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;

- бег «лошадки».

1.2 Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

Развитие опорно-двигательного аппарата . Упражнения для различных частей тела: головы. Шеи, плечевого пояса, рук, корпуса, ног. Подбор упражнений, способствующих разогреву мышц, развитию координации, скорости мышечных реакций. Ритмическая основа упражнений должна соответствовать музыкальному материалу.

Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса:

- наклоны головы вперёд, назад и в стороны;

- повороты головы вправо, влево;

- круговые движения головой по полукругу и по целому кругу

- вытягивание шеи вперёд и в стороны;

- подъём и опускание плеч вверх, вниз, вместе и поочерёдно;

- круговые движения плечами вперёд, назад, двумя вместе и поочерёдно.

Упражнения для рук:

- подъём и опускание вверх и вниз;

- разведение в стороны;

-сгибание рук в локтях;

- круговые движения «мельница»;

9

- круговые махи одной рукой и двумя вместе;

- отведение согнутых в локтях рук в стороны.

Для кистей рук:

- сгибание кистей вниз, вверх;

- отведение вправо, влево;

- вращение кистей наружу, внутрь.

Упражнения для корпуса:

- наклоны вперёд, в стороны;

- перегибы назад;

- перегибы корпуса «пилка»;

- круговые движения в поясе;

- смещение корпуса от талии в стороны;

- расслабление и напряжение мышц корпуса (ронять корпус).

Упражнения для ног:

- полуприседания;

- подъём на полупальцы;

- подъём согнутой в колене ноги.

Упражнения для ступней ног:

- сгибание и разгибание ноги в голеностопном суставе;

- отведение стопы наружу в суставе, внутрь;

- круговые движения стопой.

Прыжки:

- на обеих ногах;

- на одной (по два, четыре, восемь на каждой);

- прыжок с просветом (из 6 позиции на 2 позицию и обратно);

- перескоки с одной ноги на другую с отведением работающей ноги на носок или пятку вперёд и в стороны;

- подскоки;

- лёгкий бег.

1.3 Элементы плясок и танцев

- положение рук на поясе;

- положение рук в паре (в русском, белорусском танце);

- хлопки в ладоши, по коленям;

- вращение кистей рук;

- шаг с приставкой;

10

- шаг с подскоком;

- притоп одинарный, тройной;

- галоп;

- подскок;

- «ковырялочка»;

- гармошка;

- полуприсядка с выносом ноги вперёд и в сторону;

- присядка «мячик»;

- хлопки в ладоши;

- полька;

- простейшие хлопушки;

- вращение по точкам класса на месте.

Раздел 2. Танцевальные композиции.

2.1 Парные композиции.

Знакомство с основными правилами поведения в парном танце:

- приглашение на танец;

- постановка исполнителей в паре:

- положение корпуса: лицом друг к другу, лицом по линии танца, лицом против линии танца, в повороте парой и другие.

- положение рук: взявшись за одну руку, за две руки, «крест на крест», «воротца», «под руки» и другие.

- ведущая роль партнёра;

Воспитание уважительного отношения партнёров друг к другу. Развитие навыков исполнения парного танца.

Изучение образных танцев: «Весёлая прогулка», «Мяу», «Дождя не боимся», «Пингвины», «Улыбка», «Топотки», «Осы» и другие (по выбору преподавателя).

Диско танцы - «Паровозик», «Ёжики», «Буратино», «Стирка», «Кенгуру», «Ква-ква», «Чарли», «Комарики» и другие (по выбору преподавателя).

2.2 Массовые композиции.

Освоение композиционного пространства. Навыки коллективного исполнительства. Обогащение исполнительской выразительности. Понятие об ансамбле, как согласованности действий исполнителей.

11

Изучение массовых композиций: «Вальс цветов», «Вальс шаров», «Марш друзей», «Валенки», «Аэробика для бобика», «Солнечный зайчик», « Танец утят», «Лепка - енька» и другие (по выбору преподавателя).

Раздел 3. Музыкально-ритмические навыки.

3.1 Связь музыки и движения.

Взаимосвязь танцевального движения с музыкой. Понятие о строении музыкальной и танцевальной речи (мотив, фраза, предложение). Законченность мелодии и танцевального движения. Понятие о музыкальном вступлении и исходном положении танцующего. Начало исполнения движения после музыкального вступления. Отражение в движениях построения музыкального произведения. Понятие о трёх музыкальных жанрах: марш, танец, песня. Знакомство с двухчастным и трёхчастным построением музыкального произведения.

3.2 Темп музыкального произведения в танцевальных движениях.

Понятие о музыкальных темпах. Классификация музыкальных темпов: медленный, быстрый, умеренный (изучается последним). Выполнение

движений в различных темпах: переход из одного темпа в другой, ускорение и замедление заданного темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.

Использование образных упражнений: «Листопад», «Снегопад», «Прогулка в лесу».

Музыкальные игры: «Бездомная птичка», «Регулировщик движения», «Танец зайчат», пляска-игра «Приглашение» и другие.

3.3 Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях.

Понятие о динамике (forte, piano) музыкального произведения. Знакомство с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием музыкального произведения. Определение на слух динамических оттенков музыки. Выполнение движений с различной амплитудой и силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков.

Использование образных упражнений: «Ветер и ветерок», «Волны большие и маленькие», «Лес шумит» и другие.

Музыкальные игры: «Пасть акулы», «Медведь и мыши», «На болоте» и другие.

Понятие о характере музыки (радостная, печальная, торжественная и др.). Ладовая окраска музыкального произведения (мажор, минор).

12

Использование образных упражнений: «Дождь и солнце», «Арлекин и Пьеро», «Несмеяна и Емеля» и другие.

3.4 Метроритм, специальные упражнения.

Понятие о метре, ритме, ритмическом рисунке. Воспроизведение разнообразных ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши, притопов ног, позднее в сочетании с простыми танцевальными движениями.

Понятие сильных и слабых долей. Знакомство с музыкальными размерами: 2\4, 3\4, 4\4. Упражнения на акцентирование «сильной» первой доли такта: ударом мяча, притопом ноги, хлопком в ладоши, прыжком, передачей куклы, взмахом платка и т.д. На слабые доли исполнение движений менее сильных.

Понятие о длительностях (целые, половинные, четвертные, восьмые). Воспроизведение длительностей нот движениями:

- целая нота - полное приседание, круговое движение в поясе и др.;

- половинная нота - полуприседание, круговое движение головой по полукругу и др.;

- четвертная нота - шаг, подскок, прыжок и др.;

- восьмая нота - различные виды беговых шагов и т.д.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1 год обучения (от 4- до 5 лет)

1 раздел:

- иметь представление о двигательных функциях отдельных частей тела (головы, плеч, рук, корпуса, ног);

- иметь первоначальные навыки движенческой координации, хореографической памяти;

- уметь самостоятельно размещаться в танцевальном зале, ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, не мешая друг другу.

- знать простейшие построения (рисунки танца): круг, колонна, змейка.

- фигуры танца: круг в круге, сужение и расширение круга.

- владеть танцевальными шагами: маршевый шаг, танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, шаг на полупальцах, бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях, прямой галоп.

2 раздел:

13

- иметь представление о танцевальной композиции, выразительности исполнения разнообразных танцев;

- уметь ориентироваться на площадке танцевального зала;

- иметь навыки исполнения танцевальных движений: положение рук на поясе, положение рук в паре, выставлять ногу на пятку, притоп одинарный, хлопать в ладоши, по коленям, вращать кисти рук, кружиться по одному и в парах (на ходьбе и беге);

- исполнять несложные танцевальные комбинации и композиции, используя элементы знакомых движений;

- иметь навыки коллективного исполнительства.

3 раздел:

- знать понятия: вступление, начало и конец предложения, уметь своевременно начинать движение по окончании вступления;

- самостоятельно изменять движения в зависимости от формы (2- и 3- частной), динамики (громко - тихо), регистра (высокий - низкий);

- двигаться в умеренном, быстром темпе;

- выполнять движения, в общем для всех темпе, координировать их;

- иметь навыки воспроизведения простейших ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши и притопов ног;

- передавать игровые образы, выраженные музыкой, подводить к выразительному исполнению танцевально- игровых образов.

2 год обучения (от 5 - до 6 лет)

1 раздел:

- владеть первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;

- иметь первоначальные навыки движенческой координации, хореографической памяти;

- уметь ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения в играх и танцах;

- знать простейшие построения (рисунки танца): цепочка, квадрат, диагональ;

- фигуры танца: круг в круге, сужение и расширение круга, «воротца»;

- владеть танцевальными шагами: маршевый шаг, танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, шаг на полупальцах, лёгкий бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях, прямой и боковой галоп, бег «лошадки»;

2 раздел:

- иметь представление о танцевальной композиции, рисунке танца, сценической площадке, слаженности и культуре исполнения танца;

14

- уметь ориентироваться на площадке танцевального зала, сценической площадке;

- иметь навыки исполнения танцевальных движений: положение корпуса, положение рук на поясе, положение рук в паре, приставной шаг с приседанием, шаг с подскоком, поочерёдное выбрасывание ноги вперёд на прыжке, плавно поднимать и опускать руки вперёд и в стороны, двигаться в парах, отходить спиной от своей пары, подскоки, «ковырялочка»;

- исполнять несложные танцевальные комбинации и композиции, используя элементы знакомых движений;

- иметь навыки коллективного исполнительства;

3 раздел:

- уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий);

- уметь переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;

- знать понятия «сильной» и «слабой» доли такта, уметь выделить их соответствующими движениями;

- менять движения в соответствии с 2- и 3-частной формой и музыкальными фразами;

- иметь навыки воспроизведения простейших ритмических рисунков с помощью хлопков, притопов ног;

- знать понятие лада в музыке (мажор и минор), уметь отражать ладовую окраску в художественных образах;

- передавать игровые образы, выраженные музыкой, подводить к выразительному исполнению танцевально- игровых образов.

3 год обучения (от 6 - до 7 лет).

1 раздел:

- владеть навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;

- иметь навыки комбинирования движений;

- иметь навыки движенческой координации, хореографической памяти;

- уметь ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения в играх и танцах;

- знать простейшие построения (рисунки танца): квадрат, шеренга, диагональ;

- фигуры танца: круг в круге, сужение и расширение круга, «воротца», «звёздочка»

15

- владеть танцевальными шагами: маршевый шаг, танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, шаг на полупальцах, приставной шаг, шаги на полуприседании, прямой и боковой галоп, подскоки, лёгкий бег с отбрасыванием ног, согнутых в коленях, бег «лошадки»;

2 раздел:

- иметь представление о танцевальной композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;

- уметь ориентироваться на площадке танцевального зала и сценической площадке;

- иметь навыки исполнения танцевальных движений: положение корпуса, положение рук в паре, шаг с приставкой, пружинящий шаг, шаг с приседанием, полуприседанием, притоп тройной, выставлять ноги вперёд на прыжке, кружиться, продвигаясь вперёд, двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами, подскоки, боковой галоп, шаг польки, «гармошка», вращение по точкам класса на месте;

- исполнять несложные танцевальные комбинации и композиции, используя знакомые танцевальные движения;

- иметь навыки коллективного исполнительства;

- уметь самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ.

3 раздел:

- уметь выразительно и непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление и ослабление звука), регистрами (выше, ниже в пределах одного регистра);

- уметь отмечать в движении метр, метрическую пульсацию;

- знать понятие простых музыкальных размеров 2\4, 3\4, 4\4, уметь определять их на слух;

- иметь представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;

- менять движение в соответствии с 2-, 3- частной формой и музыкальными фразами;

- знать понятие лада в музыке (мажор, минор), уметь отражать ладовую окраску в художественных образах;

- владеть навыками воспроизведения разнообразных ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши, притопов ног в сочетании с простыми танцевальными движениями;

- иметь понятие о трёх музыкальных жанрах: песня, танец, марш, уметь самостоятельно определить музыку танца и подобрать соответствующий характер движений;

- передавать игровые образы, выраженные музыкой, подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов.

16

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

1 год обучения (от 4 до 5 лет)

1 раздел:

1. Марш муз. Б.Троцюка.

2. Марш муз. Н.Богословского.

3. Марш муз. Л.Шульгина.

4. Марш муз. Ф. Надененко.

5. Медведь муз. Е.Каменоградского.

6. Отрывок из оперы «Руслан и Людмила» муз. М.Глинки обр. Ю.Комалькова.

7. «Автомобиль» муз. М.Раухвергера.

Наклоны (французская народная мелодия) обр. Ан.Александрова.

8. «Птички клюют» муз. Е.Тиличеевой.

9. Старинная французская мелодия обр. В.Витлина.

10. Упражнение в ходьбе (отрывок из арша «Рондо») муз.Д.Кабалевского.

11. Упражнение (отрывок из романса) муз. Т.Хренникова.

12. Упражнение (польская народная мелодия) обр. В.Иванникова.

13. «Маятник» муз. А.Жилинского.

14. «Поезд» муз. Н.Метлова.

15. Взмахи рук (отрывок из «Вальса») муз. А.Хачатуряна.

16. Упражнение (отрывок из романса) муз. Т.Хренникова.

17. Упражнение для рук (отрывок из пьесы «Шарманщик поет») муз. П.Чайковского.

18. Прыжки (отрывок из «Комической польки») муз. М.Раухвергера.

20. «Мячики» муз. М.Сатулиной.

21. «Легкий бег с притопами» (украинская народная мелодия) обр. М. Иорданского.

22. «Птички летают, птички клюют (отрывок из пьесы «Музыка кукол-автоматов») муз. Л.Делиба.

23. «Упражнение» муз. Т. Вилькорейской.

24. «Прямой галоп» (чешская народная мелодия) обр. И. Арсеева.

25. Фонограммы: марш «Кукушечка», «Барыня», фонограммы для упражнений: «Куры», «Звездочет», «Чунга-чанга», «Крутится скакалка», «Танец роз».

2 раздел

1. Образные танцы и массовые композиции: «Мяу», «Дождя не боимся», «Танец зайчат», «Солнечный зайчик», Вальс цветов, Вальс шаров.

2. Хороводы: Новогодний хоровод, Веснянка, На горе-то лен и т.д.

17

3. Пляски: Пляска с притопами, Парная пляска, танец бусинок, Пляска петрушек и т.д.

3 раздел

1. Игра с погремушками (финская полька).

2. «Рыбка» («Рыбка» муз. М.Красева).

3. «Прогулка» (Сарабанда И.Пахельбель, Дождик С.Свиридов).

4. «Зайцы и медведь» («Заинька, поскачи» (р.н.п.), «Медведь» В.Ребиков).

5. «Заинька» («Зайчик» А.Лядов).

6. «Садовник и зайцы» («Зайчик» А.Лядов).

7. «Чей кружок скорее соберется?» (Как под яблонькой. р.н.п. обр. Т.Ломовой).

8. «Ловишка» муз. Й. Гайдна.

9. «Не выпустим» муз. Т.Ломовой.

10. «Кот и мыши» муз. Т.Ломовой.

2 год обучения (от 5 до 6 лет)

1 раздел

1. Марш муз. Е.Тиличеевой.

2. Марш муз. Ф.Надененко.

3. Марш муз. М.Иорданского.

4. Марш муз. Н.Богословского.

5. Упражнение муз. Т.Вилькорейской.

6. Взмахи рук (отрывок из вальса) муз. А.Хачатуряна.

7. Упражнение (отрывок из пьесы «Дальняя сторожка муз. И.Дунаевского).

8. «Насос» муз. Д.Львова-Компанейца.

9. Упражнение (Венгерская народная мелодия) обр. С.Бодренкова.

10. «Маятник» муз. А.Жилинского.

11. Наклоны (отрывок из оперы «Рогнеда») муз. А.Серова.

12. Легкие и тяжелые руки (венгерская народная мелодия).

13. Упражнение (украинская народная мелодия) обр. М.иорданского.

14. Упражнение муз. М.Блантера.

15. Упражнение (отрывок из романса) муз. Т.Хренникова.

16. Упражнение с флажками («Этюд» муз. К.Гурлитта).

17. Бег муз. Е Тиличеевой.

18. «Мячики» муз. М.Сатулиной.

19. Высокий поскок (французская народная мелодия обр. Ан. Александрова).

20. Прыжки и шаг на месте (английская народная мелодия обр. М.Иорданского).

18

21. Бег муз. Г.Фрида.

22. Игра муз. В.Витлина.

23. Бег с остановками (венгерская народная мелодия обр. И.Арсеева).

24. Фонограммы: марш «Кукушечка», «Прощание славянки», «Куры», «Чунга-Чанга», «Танец роз», «Звездочет».

2 раздел

1. Образные танцы и массовые композиции: «Веселая прогулка», «Пингвины», «Зайчики», «Хлопушки», «танец утят».

2. Хороводы: «Песня про елочку», «Веснянка», «Ай да березка».

3. Пляски: «Зеркало» (Ой, хмель, мой хмелек. Р.н.п. обр. М.Раухвергера), «Хло-хлоп-хлоп» (эстонская нар. мелодия обр. А.Роомере), парная пляска (чешская народная мелодия), пляска петрушек и т.д.

3 раздел

1. «Карусели».

2. «Мячики и дети» (полька муз М.Глинки).

3. «Бездомная кукушка» (Полька муз. А.Наседкина).

4. «Зайцы и лиса» («В садике» муз. А.Майкапара).

5. «Лошадки» муз. Т.Ломовой.

6. «Займи домик» муз. М.Магиденко.

7. «Найди себе пару» (латвийская народная мелодия обр. Т.Попатенко.).

3 год обучения (от 6 до 7 лет)

1 раздел

1. Марш муз. Л.Шульгина.

2. Марш муз. Е.Тиличеевой.

3. Марш муз. Ш. Гуно.

4. Хоровод муз. Б.Можжевелова.

5. Марш муз. Н.Леви.

6. Упражнение (Вальс») муз. Ф.Шуберта.

7. Наклоны туловища (отрывок из пьесы «Персидский военный марш» муз. И.Штрауса.

8. Упражнение (отрывок из пьесы «Дальняя сторожка») муз. И.Дунаевского.

9. Упражнение муз. М.Блантера.

10. Полуприседания и прыжки (русская народная мелодия) обр. Н.Метлова.

11. Упражнение муз. Е.Макарова.

12. Упражнение (отрывок из романса) муз. Т.Хренникова.

19

13. Упражнение (английская народная мелодия) обр. С.Бодренкова.

14. Упражнение муз. А.Жилинского.

15. Огородная хороводная муз. Б.Можжевелова.

16. Упражнение для рук (отрывок из пьесы «Шарманщик поет») муз. П.Чайковского.

17. Ходьба на носках (отрывок из оперы «Калиф Багдадский2) муз. А.Буальдье.

18. Прыжки («Этюд») муз. Л.Шитте.

19. Поскоки и пружинящий шаг («Пляска») муз. С.Затеплинского.

20. Бег («Экосез») муз. Ф.Шуберта.

21. «Птицы» муз. Н.Леви.

22. «Игра» муз. Н.Любарского.

23. Фонограммы: марш «Кукушечка», «Прощание славянки», для упражнений: «Куры», «Если добрый ты», «Чунга-Чанга», «Звездочет», 2Танц роз».

2 раздел

1. Образные танцы и массовые композиции: «Танец петрушек», «Танец снежинок», «На палубе корабля», «Матрешки», «Чебурашка», «Аэробика для бобика».

2. Хороводы: «К нам приходит новый год», «Хоровод с подснежниками», «Ай да березка», « Хоровод цветов».

3. Пляски: Парная полька, Танец с хлопками, «Потанцуем вместе», «Круговой галоп», Полька.

3 раздел

1. «Поменяйся» (белорусский народный танец «Бульба»).

2. «Лошадки и всадники» «Смелый наездник» Р.Шуман».

3. «Карусель» «Юмореска» П.Чайковский.

4. Игра с платочками «Этюд» А.Лемуан.

5. «Чей отряд быстрее соберется» «Марш» Ш.Гуно.

6. «Будь ловким» Две венгерские народные песни.

7. «Метелица» русская народная песня «Метелица.

8. «Гори ясно» русская народная мелодия обр. С.Бодренкова.

9. «Узнай по голосу» муз. В.Ребикова.




20

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение - М.: Просвещение,1981.

2. Зацепина К., Климов А. и др. Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие.- М.: Искусство, 1976.

3. Иова Е.П., А.Я.Иоффе, О.Д.Головчинер, Утренняя гимнастика под музыку - М.: Просвещение, 1984.

4. Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно-методическое пособие. - М.: ПБОЮЛ Монастырская М.В., 2003.

5. Пинаева Е., Образные танцы для детей. Учебно-методическое пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.

6. Пинаева Е. Польки, вальсы, марщи для детей. Учебно-методическое пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.

7. Пинаева Е. Танцы современных ритмов для детей. Учебно-методическое пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.

8. Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-методическое пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.

9. Раевская Е.П. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду - М.: Просвещение, 1991.

10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей. - М.: Советский композитор, 1989.

11. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальной школы. М.: «Дрофа», 1998.



© 2010-2022