• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в начальной школе»

Урок «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в начальной школе»

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в начальной школе».

Ставропольский край

город Георгиевск

МБОУ СОШ №7

учитель музыки Аланина В.И.


Анализируя уроки музыки, которые я проводила по традиционной системе, и сравнивая их с современными уроками, построенными с требованиями ФГОС, необходимо отметить то, что само построение урока в корне отличается от традиционных уроков. Можно использовать тот же материал, знакомство с теми же композиторами, художниками и поэтами, работать над тем же песенным репертуаром, но структура урока по новым стандартам, начиная с мотивации деятельности, совершенно другая.

Урок музыки строится по принципу театральной драматургии. Учитель, переходя от одного его этапа к другому, совершенно иначе и с разных сторон, знакомит учащихся с содержанием и историей создания музыкальных произведений, что позволяет учащимся самостоятельно выдвигать гипотезы, выявлять противоречия и решать проблемы по теме урока.

К примеру, урок музыки в 1 классе по теме «Движение в музыке» начинается с соотнесения загадки про лошадь с музыкальными фрагментами (пьеса П.И. Чайковского «Игра в лошадки», песни «Лошадки»), которые позволяют установить взаимосвязь ритма, темпа, динамики и интонации с движением животного, озвучиваемые в музыке.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников рассмотрим более детально на фрагментах данного урока.

Мотивация к деятельности (формирование регулятивных УУД)

-А хотите узнать о ком и о чём, мы с вами будем говорить на уроке? (да)

-Попробуем отгадать загадку.

-У меня большая грива, ушки и копытца.

Прокачу того игриво, кто не побоится.

Моя шёрстка гладка, кто же я?... (лошадка)

(вывешиваются рисунки лошадей)

Создание проблемной ситуации для определения цели и темы урока.

-Ребята, кто заметил, что-то необычное? Лошадь и музыка? (ответы детей) Стук, пульсация

-Как же решить эту проблему? (ответы детей)

(связь музыки и движения)

Открытие нового знания. (формирование познавательных УУД)

- Музыка может передавать движение.

-Хорошо, вспомните, кто и что у нас движется (ответы детей) транспорт, различные предметы. Живые существа (люди, животные, насекомые, рыбы)

- Покажите, как плывут рыбы? Летают бабочки, жуки, бегут собачки, прыгают зайцы, скачут лошади. (Движения детей)

Пластическое интонирование

Слушая пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского (повесить портрет композитора)

«Кавалерийская», мы простучим пальчиками по ладошке. Что мы должны простучать? (ритм)

-А каким он будет: быстрым или медленным? (Быстрым).

- Попробуем постучать по столу. (Движения детей).

- Слушаем пьесу и стучим по ладошке. Приготовились, начали…(Тем самым формируются личностные УУД)

-А кто знает, кто такие кавалеристы? (Военнослужащий конной армии.)

Открывается презентация (показать 1 слайд), повесить фотопортрет Жукова Георгия Константиновича который принимал парад (на коне) Победы 1945 году.

- Ребята в преддверии для Победы 9 мая, надо сказать об этом смелом полководце маршале Советского Союза участника Первой мировой , Гражданской и Великой Отечественной войн .

(Оценка, контроль, коррекция в процессе формирования познавательных УУД)

Чего не хватало в вашем исполнении? (чёткости, ритма)

- Как должен работать язычок?

Губы, челюсть двигается свободно, но быстро.

- Повторили ещё раз. (дети повторяют)

(Применение побуждающего диалога в формировании познавательных УУД)

- Какое сейчас время года? (Весна).

-Например чем заняты сельчане народа Туркмении? (Посевом).

-Какой праздник проходит у них после завершения посевных работ? (Сабантуй)

-И самые интересные у них соревнования, в которых принимают участие лошади, - это… скачки. (формирование познавательныхУУД)

Мы посмотрим видеофрагмент «Наездники» .

- Сейчас вы увидите и исполнение музыкантов, и праздник, но самое главное сможете уловить движение в музыке, отражающую скачку лошадей. Просмотр видеоролика

-Ваши впечатления? (ответы детей)

-Как звучала музыка? (весело, быстро, подвижно, стремительно, полётно, празднично)

Рефлексия

- После такого изобилия музыкальных произведений на тему урока, мы сможем самостоятельно сделать вывод:

-Как музыка передает движение? (Посредством ритма, темпа)

-Музыкальные произведения каких композиторов мы с вами послушали? (Д.Кабалевский, Р.Шуман)

- А еще мы посмотрели картины художников, слушали стихи, и надеюсь, вы сможете определить движение в звучащей музыке, повторить песню «Лошадки» и исполнить её своим родным и близким. Как она начинается? Скачут, скачут…

- Что вы можете сказать про работу на нашем уроке? (ответы детей)

- Мы хорошо поработали, а после плодотворной работы можно устроить себе праздник.

Отчет

Формирование познавательных УУД на уроках "Музыки" осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося. На уроке я с учениками использовала разнообразные виды деятельности:

  • исполнение произведений;

  • слушание музыки, интонационно-образный анализ;

  • пластическое интонирование;

  • "перевод" (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой);

  • игра;

  • моделирование;

  • проектная деятельность

  • участие в концерте.

Эффективным считается то обучение, которое обеспечивает развитие как познавательных возможностей обучающихся, так и творческих способностей. Благодаря этому дети оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями на адекватном для них уровне.

2. Предложите различные формы проведения диагностических занятий с применением игровых приемов, сюжетности, соревновательности в разных возрастных группах, предусмотрев задания для всей группы, подгрупп детей, каждого ребенка, направленных на оценку степени сформированности универсальных учебных действий в рамках учебного предмета «Музыка».



© 2010-2022