Разработка авторской программы кружка по вокалу

Пояснительная записка Современное общество характеризуется повышением внимания к нравственному, эстетическому развитию обучающихся и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В связи с этим на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания школьников. Правильно организованное обу...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Современное общество характеризуется повышением внимания к нравственному, эстетическому развитию обучающихся и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В связи с этим на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания школьников. Правильно организованное обучение должно привести к воспитанию эстетического отношения к музыке, чтобы музыка вызывала у детей эмоциональный отклик, чтобы любовь и интерес обучающихся к песням народного творчества, русских, советских, зарубежных композиторов переросли в потребность к ней.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

Занятия в кружке позволяют развивать у ребят интерес к вокальному искусству, это повышает не только их музыкальную культуру, но и уровень школьной эстрады.

К обучающимся, занимающимся в вокальном кружке, приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развивать свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения. Посещение кружка «Мастерство вокала » - это еще и занятость детей и подростков различными формами организованного отдыха.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.

Вокал - (ит. - воче) - голос.

Часто искусство пения называют вокальным искусством.

Цель программы : создать условия для самореализации обучающихся в области искусства вокала и ансамблевого пения

- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

- Научить каждого кружковца владеть певческим голосом

- способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений и развитию ансамблевого пения

Задачи программы:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;

Принципы педагогического процесса при реализации программы :

1) личностный подход в воспитании:

  • признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

  • добровольность включения детей в ту или иную деятельность;

2) природосообразность воспитания:

  • обязательный учёт возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

3) гуманизация межличностных отношений:

  • уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

  • создание ситуации успеха;

  • формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;

Пути реализации:

  • подбор репертуара;

  • организация и проведение праздников;

Формы деятельности учащихся: репетиционные занятия-групповые и индивидуальные, прослушивания записей детских эстрадных песен, музыкальные спектакли и театрализованные концерты, конкурсы, праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми, фестивали, выезды с концертной программой. Хитросплетение творческих, познавательных, интеллектуальных форм работы, содержание которых пронизано творчеством, игрой, превратят деятельность в вокальном кружке в яркое и запоминающееся событие в жизни ребенка.

Условия реализации программы :

Кабинет или зал, оборудованный музыкальным центром, компьютером, микрофонами.

Основные направления содержания деятельности

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 8 до 15 лет. Срок реализации программы - 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю для группового, по 1 часу и раз в неделю для индивидуального занятий.

Программа будет успешно реализована:

• если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

• будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

• будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;

• будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;

• будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы и количество часов на учебную программу может сократиться. В таком случае учебная программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном объеме.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

• основы музыкальной грамоты;

• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(2-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

• понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

• жанры вокальной музыки;

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;

• принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Основные требования к знаниям, умениям в навыкам
(3-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

• образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

• петь несложные двухголосные каноны;

• импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

• исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

Более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения.

Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях. Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе выделены следующие направления:

1. Вокально-хоровая работа.

2. Музыкально-теоретическая подготовка.

3. Теоретико-аналитическая работа.

4. Концертно-исполнительская деятельность.

Вводное занятие.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

I. Вокально-хоровая работа.

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

- сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Распевание.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.

Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Певческое дыхание.

Основой вокально-хоровой техники является навык прави-льного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:

- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

- дыхание брать незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.

Дирижерские жесты.

Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.

Дирижерские указания педагога обеспечивают:

Точное и одновременное начало (вступление).

Снятие звука.

Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).

Единообразное звуковедение (legato, non legato).

Выравнивание строя.

Изменение в темпе, ритме, динамике.

Унисон.

В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.

Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы - бронхи.

Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

Звуковедение.

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Дикция.

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Начало двухголосного пения.

Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.

Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

II. Музыкально-теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты.

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмичес-кими особенностями строения музыкальных произведений.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.

Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.

Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.

Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.

Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.

Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем - нижний. После этого следует соединение тетрахордов;

б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов - ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).

Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:

- выше, высокие слоги («динь-динь»);

- чуть ниже («дан-дан»);

- еще ниже («дон-дон»).

Развитие чувства ритма.

Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.

Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.

Темп - степень быстроты исполнения музыкального произведения. В музыке наибольшее распространение получили пять темпов: ларго, адажио, анданте, аллегро, престо. Часто обозначение темпа употребляется вместо названия пьесы или части крупного произведения, например, симфонии или сонаты. Обозначение темпа, как мы видим, в то же время обозначает и характер музыки.

Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.

III. Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области хорового пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.

Слушание музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

Формирование осознанного восприятия музыкальлного произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.

Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения - основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ-исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.

Народное творчество как основополагающее звено любой культуры - особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения - все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.

IV. Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт - это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством - основная задача педагога.

Формы проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.

Каждое занятие строится по схеме:

1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

2) дыхательная гимнастика;

3) распевание;

4) пение вокализов;

5) работа над произведением;

6) анализ занятия;

6) задание на дом.

Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.

Методическое обеспечение программы .

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу , сборники произведений для вокальных ансамблей.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка : учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

2

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка. Дыхание

4

1

3

4

Распевание

4

2

2

5

Дирижерские жесты

2

1

1

6

Унисон

4

1

3

7

Вокальная позиция

4

1

3

8

Звуковедение

4

1

3

9

Дикция

2

1

1

10

Двухголосие

2

1

1

11

Работа с солистами

2

2

12

Сводные репетиции

4

4

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

13

Основы музыкальной грамоты

2

2

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

5

2

3

15

Развитие чувства ритма

4

1

3

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

16

Беседа о гигиене певческого голоса

2

2

17

Народное творчество

4

1

3

1

2

3

4

5

18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

2

2

19

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

20

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

2

2

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

21

Открытый урок для родителей

2

2

22

Праздники, выступления

5

5

23

Экскурсии, концерты, театры

2

2

Итого

70

29

41

Поурочное планирование

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ

Количество часов

всего

теория

практика

Пение учебно -тренировочного материала.

4

Индивидуальные занятия.

7

Знакомство с песней «Осень»

2

Работа над интонацией и ансамблем

2

Работа с солистами

4

Работа над музыкальным образом

2

Постановка номера к песне «Осень»

3

Индивидуальная работа

7

Разбор песни «Мама будь всегда со мною рядом»

2

Работа над дикцией в песне «Мама будь всегда со мною рядом»

1

Работа над музыкальным образом «Мама будь всегда со мною рядом»

2

Работа с солистами над песней «Мама будь всегда со мною рядом». Работа над мелодическими скачками в песне

4

Работа над текстом и интонацией в «Мама будь всегда со мною рядом»

2

Постановка номера к песне «Мама….»

6

Знакомство с песней «Мама, я забыла гордость....

1

Разбор с солистами над песней «Мама, я забыла гордость....

5

Разбор Над музыкальным образом в песне «Мама, я забыла гордость....

1

Постановка номера к песне «Мама, я забыла гордость....

5

Индивидуальная работа

7

Знакомство с песней «Летящий снег»

2

Работа над музыкальным образом

2

Работа над интонацией и дикцией

2

Работа с солистами

4

Постановка номера к песне «Летящий снег»

4

Знакомство с песней «За окном»

2

Работа над интонацией и музыкальным образом

2

Работа над ансамблем и дикцией

2

Работа с солистами

4

Постановка номера к песне «За Окном»

4

Знакомство с песне « Новогодняя»

2

Работа над музыкальным образом

2

Работа над дикцией и ансамблем

2

Работа с солистами

4

Постановка номера «Новогодняя»

4

Всего 111

Поурочное планирование для 2 группы

Знакомство с песней «Твои теплые нежные руки

2

Работа над с солистами в песне «Твои теплые нежные руки»

4

Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в песне «Твои теплые нежные руки»

2

Пение упражнений на интонирование .Работа над музыкальным образом в песне «Твои теплые нежные руки»

4

Индивидуальные занятия

7

Знакомство с песней «Мамулечка»

2

Работа над ансамбле в песне «Мамулечка»

2

Работа над музыкальным образом и интонацией в песне «Мамулечка»

2

Работа с солистами в песне «Мамулечка»

4

Постановка номера к песне «Мамулечка»

4

Индивидуальные занятия

6

Знакомство с песней «Дети Беслана»

2

Работа над интонацией и мелодией в песне «Дети Беслана»

2

Работа с солистами в песне «Дети Беслана»

4

Постановка номера к песне «Дети Беслана»

4

Индивидуальные занятия

6

Знакомство с песней «Мамино сердце»

2

Работа над мелодией и словом в песне «Мамино сердце»

2

Работа с солистами в песне»Мамино сердце»

4

Постановка номера и Работа над выразительным пением в песне «Мамино сердце».

4

Индивидуальные занятия

8

Знакомство с песней»Здравствуй, мама»

2

Работа над музыкальным образом в песне»Здравствуй,мама!

2

Работа с солистами

4

Работа над интонацией и постановкой номера к песне «Здравству,мама»

2

Индивидуальная работа

7

Знакомство с песней «Небо Лондона»

2

Работа над интонацией

2

Работа над музыкальным образом

2

Работа с солистам

4

Постановка номера к песне «Небо Лондона»

4

Индивидуальная работа

7

Знакомство с песней «Весна»

2

Работа над интонацией и дикцией

2

Работа над музыкальным образом

2

Работа над ансамблем

2

Работа с солистами

4

Постановка номера к песне «Весна»

4

Групповая работа

6

Подготовка к отчетному концерту всего репертуара

10

всего

148

Учебно-тематический план
(2-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

2

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка. Дыхание

2

1

1

4

Распевание

4

2

2

5

Дирижерские жесты

4

1

3

6

Унисон

2

1

1

7

Вокальная позиция

4

1

3

8

Звуковедение

4

1

3

9

Дикция

4

4

10

Двухголосие

2

1

1

11

Работа с солистами

2

2

12

Сводные репетиции

2

2

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

13

Основы музыкальной грамоты

5

1

4

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

3

1

2

15

Развитие чувства ритма

4

2

2

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

16

Беседа о гигиене певческого голоса

2

2

17

Народное творчество

2

2

Окончание табл.

1

2

3

4

5

18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1

19

Беседа о творчестве современных
композиторов

4

4

20

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

2

2

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

21

Открытый урок для родителей

2

2

22

Праздники, выступления

9

9

23

Экскурсии, концерты, театры

2

2

Итого

70

23

47

Учебно-тематический план (3-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

2

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Распевание

4

1

3

4

Дыхание

4

1

3

5

Унисон

2

1

1

6

Вокальная позиция

4

1

3

7

Дикция

4

1

3

8

Звуковедение

4

1

3

9

Двухголосие

6

1

5

10

Работа с солистами

4

1

3

11

Сводные репетиции

4

4

12

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

13

Элементы музыкальной грамоты

6

1

5

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

6

1

5

15

Развитие чувства ритма

6

1

5

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

16

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

17

Беседа о народном творчестве

2

1

1

18

Беседа о творчестве современных композиторов

1

1

1

2

3

4

5

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

19

Праздники, выступления

6

6

20

Экскурсии, театры

2

2

Итого

70

16

54

Список литературы


  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 208с. - (Классному руководителю).

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 224с. - (Классному руководителю).

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. - 222с. -(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: ноты. - (Б-ка учителя музыки).

  5. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков - М.: Дет.-лит., 1989. - 54с.: ил.

6.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

7.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

8.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»

«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

9.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре

начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

10. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

11. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

12. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»




© 2010-2022