Пояснительная записка к программе Искусство 8 класс

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Музыка» для 8 А, Б, В классов составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями от 24.07.2015 года);

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

  3. Основной образовательной программой;

  4. Учебным планом МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н.,

  5. Годовым учебным календарным графиком на текущий учебный год;

с учетом:

  1. Примерной программы по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно - педагогической концепции Д.Б. Кабалевского;

  2. Программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5-7 классов общеобразовательной школы, «Искусство» для 8-9 классов, авторы-составители Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская: М.: Просвещение, 2011г

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение музыки в основной школе (в соответствии с ФГОС основного общего образования) направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;

  • обобщение знаний о музыкальном искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;

  • обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;

  • разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;

  • освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;

  • расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные

В контексте обозначенных целей изучение предмета «Музыка» направлено на решение следующих ключевых задач:

  • обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;

  • углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;

  • воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;

  • овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;

  • освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа содержит перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения)

Практическая, жизненная направленность содержания программы обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании программы нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства). Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами.

Программа состоит из девяти разделов. Для того чтобы количество уроков четверти, соответствовало необходимому количеству уроков для изучения одной темы, часы распределены по темам, исходя из количества уроков четверти.

Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ:

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования, реализующих ФГОС второго поколения. Предмет «Музыка» изучается в 8 классе в объеме 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или композитора. Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личные результаты.

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

  • обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

  • обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;

  • инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

  • наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

  • умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

  • соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;

  • сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

  • активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;

  • участие в учебном сотрудничестве и творческой деятель­ности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

познавательные

понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

решать творческие и поисковые задачи в процессе учебной деятельности;

уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом ученом информационном пространстве Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами предмета;

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

владеть логическими действиями сравнения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики произведения;

интерпретировать произведение (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли произведения);

рефлексировать содержание произведения (умение связать информацию с собственным жизненным, оценить произведение, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения);

планировать и осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы и интернет-источников;

владеть базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри произведения, между музыкальными произведениями и другими видами искусства (литературы, живописи, театра, кино);

владеть технологией учебного исследования;

регулятивные

принимать и сохранять цели и задач учебной деятельности, искать средства её осуществления в процессе чтения и изучения литературных произведений;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;

уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять эффективные способы достижения результата;

уметь определять причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

владеть познавательной и личной рефлексией;

осуществлять текущий контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный и полученный продукт, оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев;

коммуникативные

активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной форме;

выступать перед аудиторией сверстников с докладами;

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его, при чтении и обсуждении музыкальных произведений;

соблюдать правила ведения дискуссии;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;

уметь определять общую цель деятельности и пути её достижения;

уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты изучения искусства (музыки) в основной школе включают:

научится

Получит возможность

  • понимать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • понимать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • знать основные формы музыки;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • знать виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • знать имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);

  • сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (пении, пластическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

  • использовать знания о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно - эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др;

  • приобрести устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально - учебной деятельности, включая информационно - коммуникационные технологии

  • иметь общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

  • осознанно применять специальную терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

  • использовать многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

  • участвовать в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др

Результаты изучения курса «Музыка», полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем пространстве, значимыми для сохранения и развития культуры.

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

- Метапредметные: участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах. Создание проектов, творческие задания, анализ произведений.

- Предметные: тестовые задания, проверочные и самостоятельные работы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека -3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арттерапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

ОПИСАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ПЕДАГОГОМ В СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ С ОБОСНОВАНИЕМ

ВНЕСЁННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Количество часов учебного времени по предмету совпадает с примерной программой по музыке авторов Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, И.Э. Кашековой «Просвещение», 2011г.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенных согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента выделяется до 10 - 15 % времени урока.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Основные разделы

Количество часов

Количество контрольных работ

  1. Искусство в жизни современного человека

1

Искусство вокруг нас.

1


2

Художественный образ - стиль - язык.

1


3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1


  1. Искусство открывает новые грани мира

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

1


5

Зримая музыка

1


6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1


7-8

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

2


9

Музыкальный портрет

Александр Невский.

1


10

Портрет композитора в литературе и кино.

1



  1. Искусство как универсальный способ общения

11

Мир в зеркале искусства.

1


12-13

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2


14

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1


15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1


16

Символы в жизни и искусстве.

1


17

Музыкально-поэтическая символика огня.

1


  1. Красота в искусстве и жизни

18

Что есть красота.

1


19-20

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

2


21-22

Есть ли у красоты свои законы.

2


23-24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2


25

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1


26

Как соотносится красота и польза.

1


27

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1


  1. Прекрасное пробуждает доброе

28-32

Преобразующая сила искусства.

2


33-35

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

2


Итого:

35


1 четверть

9


2 четверть

7


3 четверть

10


4 четверть

9


ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программа « Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г., авторы-составители Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Учебник, учебное пособие, электронное приложение к УМК

Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия).

Дидактический материал

  • Программы общеобразовательных учреждений Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2009

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Тесты и контрольные работы с сайта ФЦИОР, LearningApps.org/

Методическое пособие с поурочными разработками

«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.,

Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2009г.

СД с классической музыкой

Фонохрестоматия 1-7 класс по программе «Музыка»

Список используемой литературы

  1. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  2. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  3. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  4. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  5. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  6. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  7. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  8. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  9. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  10. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1.Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Технические средства обучения

Мультимедиа аппаратура, фортепиано, музыкальный центр

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 8А, Б, В, классов, реализующую образовательную программу.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ДЛЯ КОТОРОГО СОСТАВЛЕНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обучающиеся 8 «А» класса - это ученики со средним и высоким уровнем способностей и высокой мотивацией обучения (у учащихся сформирован познавательный интерес к предмету и установка на учение положительна), которые в состоянии освоить программу по музыке на достаточно высоком уровне. В целом, учащиеся работоспособные, отличаются высоким уровнем активности, самостоятельности.

В данном классе обучается 28 учащихся (17 мальчиков и 11 девочек). Взаимоотношения между обучающимися достаточно ровные, бесконфликтные, в классе сформирована дружеская атмосфера взаимопомощи. Большинство учащихся трудолюбивы и активны на уроках, выполняют домашнее задание. Группа учащихся: Батманов С., Бушкова Н., Зинатов Д., Куруч К., Лобов Д., Лочкарёв А., Мухаметшафиков Р., Ободков М., Салиева М., Турлубаева И., Селеткова В. имеют более высокую мотивацию и способности к изучению предмета, им будут предлагаться задания более высокого уровня, либо большего объёма. Есть группа учащихся, которые имеют более низкий уровень мотивации и способностей к изучению, они часто имеют проблемы с выполнением домашнего задания, поведением на уроке, концентрацией внимания: Абазов А., Арутюнян М., Маглёна Д., Макотро М., Тарасенко П., Чепик И. При работе с данными учащимися будут использоваться дифференцированные задания как для работы на уроке, так и для выполнения домашнего задания, частая смена видов деятельности в ходе урока. В целом в классе царит благоприятная атмосфера, уважительное отношение к учителям. Большинство учащихся воспитывается в полных семьях, родители интересуются успехами школьников.

Учитывая различный уровень активности ребят на уроке, разную степень самостоятельности, в работе с данным классом применяются различные формы и методы работы, соответствующие их личностным, возрастным и индивидуальным особенностям.

В 8 «Б», 8 «В» классах основной состав детей 2001 года рождения.

Учащиеся этих классов стабильно показывают хорошие результаты в обучении. Есть резервисты как среди «хорошистов», так и среди «троечников».

Примерно 50% учащихся этих классов способна плодотворно, хорошо работать на уроке, решать поставленные задачи, работать самостоятельно и в школе и дома. К сожалению, есть и такие дети, у которых преобладает формальная учебная мотивация, связанная с получением оценок или одобрением родителей (Влеская Диана, Силантьев Сергей, Чушкова Анастасия, Ширман Миша). Есть учащиеся, которые умеют ценить знания, сознательно занимаются в школе, дома и во внеурочное время, участвуют в олимпиадах, конкурсах (Кашапов Т., Титаренко В., Христофор Ю., Пиянзин Р., Антонова Е., Мельник А., Сейфуллаев П., Гагарина Е., Гаврилова Д., Горохова К., Плиска К.). Есть и такие, которых трудно «расшевелить» на уроке, привлечь к активной деятельности.

Следует обратить внимание на обучающихся, любящих быть в центре внимания, быть «любимцами публики» (Кривоносов Д, Чушкова А., Савинов Н., Титаренко В., Силантьев С.). Их поведение зачастую мешает учебному процессу.

Радует, что ребята стали уважительнее, доброжелательнее относиться к представителям других национальностей.


ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

В соответствии с базисным учебным планом, «Музыка» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии в частности ИКТ. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

На уроках искусства используются современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.


Конструктор урока

Этапы учебного занятия

1

2

3

4

5

6

7

Актуализация знаний

«Да-нетка»

Игра в случайность

Обсуждаем д/з

ЗХУ

Древо предсказаний

Верители вы?

Постановка учебной задачи

Привлекательная цель

Удивляй

Обсуждаем д/з

ПМИ

Ключевые слова

Конструктор задач Илюшина

Решение учебной задачи

Чтение с остановками

ИНСЕРТ

Мозговой штурм

IDEAL

Зигзаг

«Мудрые совы»

Продвинутая лекция

Закрепление, тренировка, отработка умений

Своя опора

Повторяем с контролем

Кластер

Перекрёстная дискуссия

Кольца Венна

«Толстые» и «тонкие «вопросы

Таблицы: сводная, концептуальная, синтез, ТАСК

Повторение и систематизация изученного

Денотатный граф

Деловая игра «Компетент-

ность»

Деловая игра «НИЛ»

Бортовой журнал

Суммирование в парах

Контроль

«Светофор»

Опрос по цепочке

Блиц-контроль

Взаимоопрос

Ассорти

Пресс-конференция

Домашнее задание

Задание массивом

Необычная обычность

Идеальное задание

Эссе

Понятийная карта

Лист «честности»

Рефлексия учебной деятельности

Синквейн

Выбираем роль

Шесть шляп мышления

«Лесенка»

Трансферный лист

Портфель читателя/ученика


16



© 2010-2022