Рабочая программа по музыке 5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Соколовская средняя общеобразовательная школа № 4»

Рассмотрено: Согласовано: «Утверждаю»

на методическом совете зам. директора по УВР директор МБОУ «Соколовская СОШ № 4»

МБОУ «Соколовская СОШ № 4» Ковалёва Н.Н ____________ Шледевиц И.Г.__________________

протокол № _____ от __________ приказ № __________ от ____________



Рабочая программа

по учебному предмету

МУЗЫКА

в 5 классе



Учитель: Демешкевич Светлана Сергеевна





2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования, с учетом авторской программы по музыке. 5-7кллассы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э. Кашекова].-М.: Просвещение,2011.-104с.-ISBN 978- 5-09-019179-1.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.П.Сергеева , Е.Д.Критская.- 3-е изд. - М.: Просвещение,2014.- 159 с.: ил.

  2. Фонохрестоматия музыкального материала (1СD МР3). Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: ООО «Аудио-Школа» по заказу ОАО «Издательство «Просвещение». Год издания: 2013.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

Программой предусмотрено проведение:

  • зачетных работ 3

Цели обучения:

Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры- наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Задачи:

- развивать музыкальность; музыкальный слух, певческий голос, музыкальную память, способность к сопереживанию; образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- осваивать музыку и знания о музыке, ее интонационно-образную природу, жанровое и стилевое многообразие, особенности музыкального языка; музыкальный фольклор, классическое наследие и современное творчество отечественных и зарубежных композиторов; воздействие музыки на человека; взаимосвязь с другими видами искусства и жизнью;

- овладевать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкальный вкус учащихся; потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Общая характеристика программы


Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно- образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на воспитание иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.

Основными методологическими принципами программы являются: принцип увлечённости; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-этнического отношения к искусству и жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Изучение музыки в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; значение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоении е традиционных ценностей многонационального российского общества;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуре и религий;

-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалоги с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

Компетентность в решение моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками , старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, этническое создание как результатов освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-этнического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно- следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

-смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитее компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- развитие общих музыкальных способностей школьников(музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластического движения и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в мнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Технологии, используемые в обучении

Парацентрическая, организация самостоятельной работы, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, творческая деятельность, информационная, проблемно-диалоговое обучение, организация группового взаимодействия, обучение на основе социального взаимодействия, оценка достижений, самоконтроль, самообразовательная деятельность.

Неурочная деятельность

Формы

Количество часов

Название

Общеобразовательные экскурсии

2

виртуальная экскурсия «Ах Эрмитаж»

виртуальная экскурсия «Органный зал»

Проектная деятельность

4

«Связующая нить музыки и литературы»

«Музыкальные жанры нашего края »

«Виды танца в балетном театре»

проектная деятельность «Скрипка Н. Паганини»

Игры-состязания

4

игра-состязание (перепев): «Во поле берёза стояла»,

игра состязание «Угадай мелодию народной сказки»

игра «Мои помыслы - краски, мои краски - напевы…

интеллектуальная викторина «Музыка на войне»

Итого:

10


Преобладающие формы текущего контроля и промежуточной аттестации

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы музыка предпочтительными формами организации учебного процесса считаются: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные. Виды организации учебной деятельности: конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа. Основные виды контроля: вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный. Формы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, тестирование.

Промежуточная аттестация проводится в виде творческой работы

Тематический план

№ п/п

Тема

Содержание

Цель

Кол-во часов

1

Музыка и литература

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.

Представление о существовании неразрывных связей музыки с другими сферами искусства:

литературой и изобразительным творчеством. Воспитание слушателя.

17

2

Музыка и изобразительное искусство.

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств - музыки, литературы, изобразительного искусства - наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества.

представление о существовании тесной взаимосвязи между музыкой и изобразительным искусством. Привитие интереса к миру творчества. Учить вдумчивому отношению к произведениям искусства. Воспитание зрителя и слушателя.

17

ИТОГО

34


График зачетных работ

№п/п

№ урока

Тема урока

Дата

Кор-к даты

1

9

Живительный родник творчества. Обобщающий урок.

2

17

Мир композитора. Обобщение материала.

3

27

Портреты в музыке и изобразительном искусстве. Обобщающий урок.



















Планируемые результаты изучения музыки в 5 классе


Учащийся должен знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Оценка "5"

-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

-не справляется с поставленной целью урока.








Оснащенность учебного процесса

Основная литература:

  1. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 191 с.: ил.

  2. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 40 с.

  3. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской (1 DVD)

Дополнительная литература:

1. В.Запаренко «Энциклопедия рисования», Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС, год издания 2002.

2. М.Казиева «Сказка в русской живописи», М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, год издания 2002.

3. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков «Энциклопедический словарь юного художника», М.: Педагогика, год издания 1983.

Все таблицы, схемы- таблицы, иллюстрации и репродукции картин, использующиеся в процессе обучения на уроке, представлены в электронном виде.

  • Художественные материалы

  • Таблиц с изображением знаков символов

  • Иллюстрации орнамента на предметах быта

  • Иллюстрации с изображение избы, терема

  • Шаблоны- развёртки для выполнения модели избушки

  • Музыкальный эпиграф: Свадебные колокольные звоны

  • Схема-таблица с изображением русской избы

  • Иллюстрации с изображением русских прялок

  • Иллюстрации с изображением вышитых полотенец

  • Изображение русской печи

  • Изображения красного угла

  • Изображение русского народного костюма


  • Репродукции картин: « И.П.Аргунов « Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», В.И.Суриков « Посещение царевны женского монастыря», В.Васнецов «Снегурочка»»

  • Таблица с изображением последовательности изготовления и сборки куклы

  • Таблица - схема с изображением порядка изготовления игрушек

  • Таблица с изображением орнаментов росписи игрушек

  • Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Каргопольской глиняных игрушек.

  • Иллюстрации с изображением Гжели

  • Схемы - таблицы с изображением гжельских узоров

  • Иллюстрации с изображением жостовского подноса

  • Иллюстрация с изображением фрагментов жостовской росписи

  • Иллюстрация с изображениями предметов городецкого промысла

  • Иллюстрации с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов

  • Иллюстрации с изображением элементов костюма и орнаментах эпохи Древней Греции

  • Иллюстрации с изображением костюмов эпохи Средневековья и готических соборов Западной Европы

  • Иллюстрации к сказкам Шарля Перро, братьев Гримм.

  • Музыкальный ряд органная музыка Баха.

  • Иллюстрации с изображением государственной символики

  • Текст гимна России

  • Музыкальный ряд Гимн России

  • Изображение знаков - символов( дорожные знаки, профессиональные знаки)

  • Изображение Плакатов по охране труда содержащие символы

  • Изображения Этикеток, символы на одежде, символы фирмы, торговой марки

  • Изображение олимпийской символики.

  • Презентации






Календарно-тематический план

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата

Кор-ка даты

Содержание урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Музыка и литература (1 ч) Цель: Выявление многосторонней связи музыки и литературы.

1

1

Что роднит музыку с литературой.



Моя Россия» Г. Струве, Н. Соловьёва, романс «Жаворонок»

М.И. Глинка, Н. Кукольник

Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем.

Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке.

П.- узнавать, называть и определять различные жанры;

Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

К.- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

2. Вокальная музыка (3 ч) Цель: Выявление вокально-хоровых навыков

2

1

Россия, Россия, нет слова красивей…



Пение (вокально-хоровая работа) - песня «Родина» Н.Хрисаниди, В.Катанова;

В. Белов «Тихая моя родина…», И. Левитан «Стога. Сумерки»

Понимание учащимися красоты русской песни.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

(Работа в группе)

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

3

2

Вся Россия просится в песню.



Пение. Русские народные песни «Во поле берёза стояла», «На горе-то калина»

НФ игра-состязание (перепев): «Во поле берёза стояла»,

Понимание учащимися красоты русской народной песни.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

(Работа в группе)

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

4

3

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…



Слушание, анализ:

- «Горные вершины» А. Варламов, М. Лермонтов,

- «Горные вершины»

А. Рубинштейн, М. Лермонтов

Пение: «Сарафан надела осень»

НФ проектная деятельность «Связующая нить музыки и литературы»

Понимание учащимися красоты песни через произведения русских композиторов и поэтов.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

3. Фольклор в музыке русских композиторов (2 ч)

Цель: Знакомство с программной музыкой и симфонической миниатюрой

5

1

Стучит, гремит Кикимора…



А. Лядов «Кикимора»

Народное сказание, записанное И. Сахаровым.

Б. Окуджава «Дуэт лисы Алисы и кота Базилио»

Понимание значения термина «программное произведение».

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

6

2

Что за прелесть эти сказки…



Н. Римский-Корсаков «Шехеразада» слушание и разучивание песен из народных сказок

НФ игра состязание «Угадай мелодию народной сказки»

Понимание значения термина «программное произведение», тесной связи музыки с литературными произведениями.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

4. Жанры инструментальной и вокальной музыки (3 ч)

Цель: Углубление представления учащимися о музыке, основанной на использовании народной песни

7

1

Мелодией одной звучат печаль и радость…



М. Глинка «Венецианская ночь» - романс,

Ф. Шуберт «Баркарола»

Пение «Школьная страна»

Детальное изучение жанров фортепианной музыки.

П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

8

2

Песнь моя летит с мольбою



Живительный родник творчества.

П.И. Чайковский «Фортепианный концерт №1»,

Слушание: Э. Григ «Песня Сольвейг»

Пение: Дм. Кобалевский, А.Пришелец «Наш край»

НФ проектная деятельность «Музыкальные жанры нашего края »

Дать знания о различных интерпретациях мелодий. Понимание терминов «аранжировка, оригинал, переложение».

П. - смысловое чтение;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

К.- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

9

3

Живительный родник творчества. Обобщающий урок.



Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке.

Исполнение русских народных песен

Закрепление пройденного материала.

П.- построение рассуждения, обобщение;

Р.- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

К.- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

5. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1 ч)

Цель: Знакомство с понятием «Колокольность» как характерным свойством русской музыки

10

1

В.А. Гаврилин «Перезвоны»



В.А. Гаврилин «Перезвоны». Звучащие картины.

Скажи, откуда ты приходишь, красота?

Слушание, анализ:

Г. Свиридов, Б. Пастернак кантата «Снег идёт»

Дать знания о жанре симфонии-действе.

П.- Различать особенности русской музыкальной культуры;

Р.- Размышлять, анализировать,

Высказывать свое отношение о музыке;

К.- Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения.

Высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

6. Писатели и поэты о музыке и музыкантах (2 ч)

Цель: Знакомство с творчеством Ф. Шопена и В.А. Моцарта

11

1

Ф. Шопен. Гармонии задумчивый поэт.



В. Астафьев «Слово о мастере». Гармонии задумчивый поэт.

Г. Свиридов, И. Северянин «Запевка»

Посвящение Ф. Шопену. «Горсть земли»

Понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

П. - узнавать, называть и определять произведения искусства;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию.

Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

12

2

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»



Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

В.А. Моцарт. «Реквием»; пение: Г Свиридов, И. Северянин «Запевка»

Понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

П. - узнавать, называть и определять произведения искусства;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию.

Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

7. Путешествие в музыкальный театр (3 ч)

Цель: Знакомство с жанрами: опера, балет, мюзикл

13

1

Первое путешествие. Опера.



Оперная мозаика. Н. Римский-Корсаков «Садко»;

Пение: А. Арканов, К.Певзнер

«Оранжевая песенка»

Дать знания о жанре оперы, ее тесной связи с литературными произведениями. Понимание термина «либретто».

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

Ценностное отношение к искусству своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

14

2

Второе путешествие. Балет.



Виды танца в балетном театре. П. Чайковский Балет-сказка «Щелкунчик»

«Песенка деда Мороза»

НФ проектная деятельность «Виды танца в балетном театре.»

Дать знания о жанре балета, его тесной связи с литературными произведениями.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

Ценностное отношение к искусству своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

15

3

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.



Э.Л. Уэббер «Кошки», Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах», Дж. Гершвин классический джаз «Хлопай в такт»

Песня Ю.Чичков,М.Пляцковский «Что такое Новый год»

Дать знания о роли музыки в театре, кино, на телевидении.

П. - смысловое чтение, анализ информации;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

8. Музыка в театре, кино, на телевидении (2 ч)

Цель: Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства

16

1

Музыка в театре, в кино, на телевидении



Литературный сценарий, музыкальный фильм, мультипликационный фильм

Песня «Дед Мороз»

Дать знания о жанре мюзикла.

П. - смысловое чтение, анализ информации;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

17

2

Мир композитора. Обобщение материала



Музыкальный словарь.

Исполнение Л. Гурченко «Песенка про пять минут»

Слушание, пение: А.Пахмутова, Н.Шемятенкова «Песенка о смешном человечке»

Закрепление пройденного материала.

П. - узнавать, называть и определять произведения искусства;

Р. - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

1. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством (1 ч)

Цель: Выявление связи музыки с изобразительным искусством

18

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством



Слушание: Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Пение: В.Синенко, М. Пляцковский « Птица-музыка»

НФ виртуальная экскурсия «Ах Эрмитаж»

Дать знания о связи музыки с изобразительным искусством на примере конкретных произведений.

Р.: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора;

П.: использовать общие приемы решения задачи;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

2. Небесное и земное в звуках и красках (2 ч) Цель: Раскрытие отношения композиторов и художников к духовным образам

19

1

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь



Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... Слушание, анализ: И.С. Бах «Аве Мария», Ф. Шуберт «Аве Мария»

Научить учащихся по слуху определять стиль музыкальных произведений различных эпох.

Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

20

2

В минуты музыки печальной



П. Чайковский «Богородице Дево радуйся»,

Знамённый распев.

Г. Горбовский, С.Пожлаков «Розовый слон»

Дать знания о жанре кантаты.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

3. Звать через прошлое к настоящему (2 ч) Цель: Наблюдение за историческими событиями через призму времени

21

1

С.С. Прокофьев Александр Невский



С.С. Прокофьев, опера «Александр Невский»

«За отчий дом, за русский край» Песни о Родине

Сравнительный анализ музыкальных образов кантаты «Александр Невский» с образами изобразительного искусства.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

22

2

С.С. Прокофьев «Ледовое побоище», «После побоища»



Опера «Александр Невский»

Пение: В. Соловьёв-Седой, М. Матусовский «Баллада о солдате»

Дать знания о выразительных возможностях музыкального искусства.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

4. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве (2 ч)

Цель: Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи.

23

1

Музыкальная живопись и живописная музыка.



«Мои помыслы - краски, мои краски - напевы…»

Слушание:

С.Рахманинов, Ф.Тютчев «Весенние воды»

Пение: Г. Струве, И. Исакова «Музыка»

НФ игра «Мои помыслы - краски, мои краски - напевы…

Понимание учащимися терминов «мелодическая линия, ритм, лад, композиция» на примере музыкальных и живописных произведений.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

24

2

Ф.Шуберт «Фореллен - квинтет». Дыхание русской песенности



Музыкальная живопись и живописная музыка.

Пение: Г. Струве, И. Исакова «Музыка»

Дать знания о жизненных прообразов и народных истоках музыки.

П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

5. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве(2 ч)

Цель: Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки С. Рахманинова

25

1

Весть святого торжества



С.Рахманинов. «Весть святого торжества». Пение: «Птичка божия не знает» русская народная песня

Дать знания о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и мастерстве скрипачей.

П. - анализ информации;построение рассуждения; обобщение.

Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к музыкальному искусству.

26

2

Древний храм златой вершиной блещет ярко…



Слушание, анализ: В. Кикта «Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром

Дать знания о роли дирижера в исполнении симфонической музыки.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: использовать общие приемы решения задачи;

К.: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

6. Характеры и портреты в музыке и изобразительном искусстве (1 ч)

Цель: Соотношение художественно-образного содержания музыкального произведения с формой его воплощения

27

1

Портреты в музыке и изобразительном искусстве.



Звуки скрипки так дивно звучали. Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

НФ проектная деятельность «Скрипка Н. Паганини»

Дать знания о стилистических особенностях музыкального языка Л.Бетховена на примере Симфонии №5.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

(Работа в группе)

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

7. Волшебная палочка дирижера (1 ч) Цель: Значение роли дирижёра

28

1

Волшебная палочка дирижера.



Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль.

Обобщение материала

Дать знания о синтезе стилистических особенностей различных видов искусства.

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

П.: поиск и выделение необходимой информации;

К.: уметь участвовать в хоровом пении.

(Работа в группе)

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

8. Образы борьбы и победы в искусстве (1 ч)

Цель: Знакомство с героическими образами в музыке Л. Бетховена

29

1

О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой



Л. Бетховен. Жизнь и творчество. Симфония №5;

Д. Кабалевский, Р. Рождественский «Наши дети»

Продолжение знакомство с творчеством И.С.Баха.

П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);

Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

К. - определять общую цель и пути ее достижения;

осуществлять взаимный контроль.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

9.Застывшая музыка (1 ч)

Цель: Значение связи архитектуры и музыки

30

1

Архитектура - застывшая музыка



Слушание, анализ: В. Кикта «Фрески Софии Киевской» концертная симфония;

пение: А. Пахмутова, Н. Добронравов «Алый парус»

Дать знания о творчестве литовского композитора и художника М. Чюрлёниса.

П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);

Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

К. - определять общую цель и пути ее достижения;

осуществлять взаимный контроль.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

10. Полифония в музыке и живописи (1 ч)

Цель: Знакомство с творчеством И.С. Баха и М.К.Чюрлениса

31

1

В музыке Баха слышатся мелодии космоса…



И.С.Бах знакомство с творчеством; освоение понятий полифония, фуга. Орган - любимый инструмент Баха. М.К.Чюрленис - литовский композитор и художник, знакомство с творчеством;

Пение

НФ виртуальная экскурсия «Органный зал»

Дать знания об импрессионизме на примере художников - импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение.

Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

11. Импрессионизм в музыке и живописи (1 ч)

Цель: Нахождение ассоциативных связей между художественными и музыкальными образами

32

1

Музыка ближе всего к природе



Слушание, анализ: К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамской сюиты»; К. Дебюсси. Прелюдии; К. Моне - картина «Впечатление. Восход солнца», Б. Савельева, М. Пляцковский «Если добрый ты»

Дать знания о жанре реквием.

П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Осознание своей этнической принадлежности,

гуманистическое сознание.

12. О подвигах, о доблести, о славе (1 ч) Цель: Значение музыки в военное время

33

1

О подвигах, о доблести, о славе…



«О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!»; Слушание мелодий военной тематики. Пение-«Живые помнят о живых»

НФ интеллектуальная викторина «Музыка на войне»

Дать знания о стиле, своеобразии творчества С.С.Прокофьева и М.П.Мусоргского.

П.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

Р.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Нравственно-этическая ориентация - эстетические потребности, ценности и чувства.

13. В каждой мимолётности вижу я миры (1 ч) Цель: Понимание взаимодействия музыки с другими видами искусства

34

1

С. Прокофьев. Музыка и молодость в расцвете



Слушание, анализ: С. Прокофьев «Мимолётности» Мусоргский сюита «Картинки с выставки» Пение: В. Серебреников, В. Степанова «Семь моих цветных карандашей»

Защита групповых проектов «Взаимосвязь музыки композитора … с произведениями изобразительного искусства».

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.













© 2010-2022