Конспект урока по музыке на тему: «В чем сила Рождественской музыки?»

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игнатенко Наталья Вячеславовна

МБОУ Лицей № 6 Левобережного района города Воронежа.

Музыка , 6 класс.

Тема урока: « В чем сила Рождественской музыки?»

Форма урока: Урок усвоения новых знаний с элементами урока-инсценировки.

Используемые технологии:

  • интерактивные технологии (видеофрагменты, синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические репродукции произведений изобразительного искусства;

  • игровые технологии;

  • технологии продуктивно-творческой деятельности;

  • исследовательская, проектная деятельность.







Тема урока: В чем сила Рождественской музыки?


Цель: Донести учащимся до осознания того, что рождественская музыка в ее жанровом многообразии, имеет огромную силу воздействия; играет важную роль в жизни человека.

Задачи:

Воспитательная: Создать условия для воспитания нравственных, духовных качеств школьника: любви, терпимости, милосердия.

Развивающая: Развитие внимания, памяти, пространственного и ассоциативного мышления, развитие музыкальных способностей, творчества.

Обучающая: Ввести учащихся в мир духовной, народной, композиторской музыки.

Познакомить с рождественскими песнопениями, народными колядками.

Познакомить с историей празднования Рождества, русским обрядом

«колядование».

1.Организационный момент.

Дети входят в класс. Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

« Вальс снежных хлопьев» ( фрагмент).

Учитель: «Я рада Вас приветствовать на уроке музыки».

2. Повторение изученного материала.

У. - Тему, которую мы рассматриваем одна из самых непростых.

- Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках?

(О преобразующей силе музыки).

У. -Что означает слово преобразование? (значит изменение к лучшему, совершенствование)

У. -Что музыка изменяет, совершенствует в нас? (настроение, чувства, характер, отношение к окружающему миру, наши знания)

- Следовательно, какой вывод мы можем сделать, «Музыка» не оставляет никого равнодушными.

У.- А что вы можете сказать о музыкальном фрагменте, прозвучавшем вначале урока? Затронула ли эта музыка ваши чувства или нет? (Варианты ответов)

- Это музыкальное произведение поможет определить тему нашего урока.

У.- Кто написал и как называется эта прекрасная музыка? ( П.И.Чайковский

Балет «Щелкунчик». «Вальс снежных хлопьев»)

У.- Какие интонации в ней вы почувствовали (прозвучали) ? ( праздника,

волшебства, чуда)

- Вспомните, в какое время года развиваются события сюжета.

(Зимой, в рождественскую ночь).

3. Изучение новой темы, сообщение темы урока.

У.- Итак, тема нашего урока « В чем сила Рождественской музыки?»

3.1. Беседа о православном празднике «Рождество Христово».

-Что означает словосочетание « Рождественская музыка»? ( музыка, которая исполняется во время празднования Рождества Христова)

- Объясните значение слова «Рождество»? (Рождение)

Кто может рассказать об истории праздника?

Уч-ся: Рождество Христово -- один из значимых праздников христианской церкви. В этот день в Вифлееме и во всем мире отмечается рождение Иисуса Христа - богочеловека, спасителя человечества.

С рождением чудесного младенца наступила новая золотая эра.

С этого времени было принято вести счет по годам.

3.2 Исследования учащихся (сообщения).

Уч-ся: « В ночь, когда родился Иисус Христос на небе зажглась звезда, оповестившая весь мир о рождении святого младенца.

Указывая путь мудрецам, она привела их в Вифлеем, к пещере. Волхвы возрадовались, ведь наступил конец ветхому миру ожиданий и тревог, лжи и обмана.

Войдя в пещеру пастухи приклонив колена, поклонились Богу.

Они поднесли драгоценнейшие дары: ладан- Богу, смирну - человеку, золото - Царю.

3.3.У.- Какая из представленных репродукций картин, созвучна с темой нашего урока?

( Учащиеся выбирают из зрительного ряда репродукции картин, …)

Во всем мире празднуют Рождество.

Во всех православных храмах мира в этот день проводится Всенощная рождественская служба.

У.- Давайте представим, что мы находимся в это время в храме …

3.3. У.- Предлагаю посмотреть видео фрагмент Рождественской службы.

3.4. Обсуждение видеофрагмента.

Что мы чувствуем? (Запах благовония, эмоциональное единство верующих, радость, особую духовную атмосферу, присутствие Бога).

Что мы видим в храме? ( празднично оформлен храм: горят свечи, запах елей), а вот и Вертеп -передвежной кукольный театр для представления пьес религиозного характера. Так называется изображение пещеры, внутри которой фигуры Присвятой девы Марии с младенцем Иисусом в яслях, Иосиф, мудрецы принесшие дары».

У.- Что мы слышим? Внимательно вслушаемся в интонации пока еще незнакомой нам музыки.

3.5. Слушание и анализ музыкального произведения.

ЗВУЧИТ ТРОПАРЬ - «Рождественская молитва».

У.- Что вы почувствовали?

Уч-ся - дети отмечают тепло, свет, особую сдержанность, стремление к свету, поют молитву)

У.- Что главное в музыке: слово или мелодия?

Уч-ся- слово, в основе этой музыки текст молитвы из древнейших священных писаний.

Из чего соткана музыка?

Уч-ся- дети отмечают , что молитву исполняет мужской хор а капелла, что создает ощущение воздушной объемности; последняя музыкальная фраза передает чувства всеобщей радости, единства людей, наивысшей духовности.

У.- Кто знает, как называется эта музыка?

Уч-ся- Тропарь - песнопения в честь православного праздника или святого.

У.- Кому посвящен прозвучавший тропарь?

Уч-ся- Иисусу Христу.

У.- Можем мы услышать в повседневной жизни такую музыку?

Уч-ся- варианты ответов детей.

У.- « Есть музыка, которая требует, чтобы мы шли к ней», такая музыка называется ДУХОВНОЙ.

Мы знаем, молитва имеет очищающую силу воздействия, значит и тропарь имеет силу духовного воздействия.

4. Знакомство с древнерусским обрядом «Колядование».

Исследования учащихся (сообщения)

Главный Зимний праздник Святки , начинаясь с Рождества, продолжается 2 недели, которые называются святочные. Они включают в себя старинный обряд «колядование».

Молодежь и дети собирались, забавно наряжались, называли их колядовщики.

Заводилой молодежи была «коляда», в руках у нее Звезда, символизирующая рождественскую звезду.

Обходили дома деревни с песнями-колядками, заходя в каждый дом поздравляли с Рождеством и Новым годом, желали здоровья, богатства, хорошего урожая, величали хозяина и хозяйку, их детей.

Колядующих одаривали подарками, угощали.

Считалось, чем богаче дары, тем больше богатства будет у хозяина.

5.1. Инсценировка обряда.

Предлагаю посмотреть фрагмент обряда «колядования».

Исполняют рождественское песнопение « Рождество Христово».

Стук в дверь.

1.Кто там?

Пришла коляда, накануне Рождества!

Позвольте во горенку войти? Да на лавочку сесть.

Да песенку спеть!
Позволяют нам или не позволяют войти?

Заходите , заходите, гости дорогие

2. Здравствуй же хозяйка, со всеми твоими детками!

С Рождеством Христовым!

Вы догадались кто я ? А мы кто?

Коляда, коляда, Барыня молода, где была?

Коней посла! А что выпасла-то?

Коня в седле, в золотой узде? А кони-то где?

За воротами стоят! А ворота где?

Водой снесло!

5.2. Исполняем песню «Ой коляда, коляда»

5.3. Физминутка: Коляда позабавь уж нас , поиграйте с нами!

Игра « Как у дяди Трифона». Повторяйте за нами. ( Дети выполняют три упражнения)

Спасибо дорогие коляда и колядовщики! (хозяйка)

А чем вы нас хозяюшка одаривать будете?

Денег мешок или каши горшок ?

Кувшин молока или вкусного пирога?

Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички ?

Будете нам дарить, будем вас хвалить.

Спасибо хозяюшка за угощения щедрые.

5.4 Исполняем « Ай спасибо, хозяюшке за мягкие пирожки».

У.-Какую музыку исполняли колядовщики?

Уч-ся -Народные колядки, рождественское песнопение «Рождество Христово», прославляющее Иисуса Христа.

У.- К какому жанру мы отнесем прозвучавшие песни?

Уч-ся- Это народные и славянские песнопения.

У.- Как воздействовали на ваши чувства народные песни? (песни радостные , плясовые, величальные, текст народный, народные мелодии и интонации)

У.- Передайте свое отношение к народной музыке.

6. Закрепление новой темы.

Как вы думаете, а в современном мире сочиняется рождественская музыка?

У.- Послушайте вот эту музыку. Вслушайтесь в ее интонации.

Звучит международный рождественский гимн. «Тихая ночь» Ф.Грубер

О чем поется в этом произведении? (не поняли, т.к. исполнялась на английском языке).

Давайте обратимся к музыке, к ее силе воздействия.

Уч-ся-Музыка разговаривает (общается) с нами с помощью звука, музык.речи, средств выразительности.

У.-Из чего соткана эта музыка? (исполнена а капелла Кембриджским хором, а со второго куплета вступает голос солиста, исполняя красивую выразительную мелодию, ритмический рисунок напоминает покачивание, колыбельную, а завершается радостно, торжественно одухотворенно, празднично)

Какому событию посвящена эта музыка? ( празднику Рождества Христова)

У. - Обратимся к русскому тексту (текст на листах)

7.1. Исполнительская деятельность. Разучивание рождественского гимна

«Тихая ночь». Вокально- хоровая работа.

Давайте подберем такой звук , который передаст интонации рождественской музыки (тепло, нежность матери к младенцу, всеобщая радость)

Поем закрытым ртом, затем вокализом, затем со словами.

7.2.Играем в «ЭХО», «Уши назад»

У.- Как воздействовала музыка на вас, какие чувства, эмоции вы испытывали во время ее исполнения? ( радости, тепла, света, нежности и любви, возвышенное торжественное настроение, присутствие святого духа рождественского праздника).

У.-Можно ли эту музыку произведение исполнять в храмах, назвать духовной?

Уч-ся- Нет. Она похожа на духовную музыку, но все таки присутствует главная мелодия, сольное пение. Это произведение композиторское, часто можно слышать разные варианты исполнения (соло с сопровождением инструментов) в современной обработке.

У.-Называется это произведение Международный рождественский гимн «Тихая ночь».

Написал ее Ф.Грубер к американскому кинофильму «Звуки музыки».

8.Обобщение урока. Подведение итогов.

Какую роль в жизни человека играет рождественская музыка?

Обладает она преобразующей силой ?

Выберите высказывание которое созвучно (соответствует) теме нашего урока.


  1. Искусство общечеловечно. Его высшее назначение проникновение в душу человечества.(Ф.Шаляпин)


  1. Подобно тому как гимнастика способствует…развитию физических качеств, так и музыка способна воздействовать на этическую природу. ( Аристотель)


  1. Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух. Но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства. (Глюк).


  1. «… Сегодня я переживал редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что только свято для меня, наполняло душу мою… Для того, чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и святого для вас слились в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, т.е. нужна религия. Сомневайтесь, сколько хотите, но веруйте».

У.- Огромное спасибо за урок. Ваша работа будет оценена.

Приложение.

  1. Видеофрагменты.

  2. Репродукции картин.

  3. Текст песен.

  4. Карточки с высказываниями о музыке.

  5. Карточки с эпитетами.

  6. Таблица « Эмоциональный словарь».

  7. Презентация иллюстрирующая урок.



© 2010-2022