Рабочая программа 7 класс

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 1 «Пояснительная записка»

Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров - опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, авторское поурочное планирование используется без изменений.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.









Раздел 2 « Общая характеристика учебных курсов, предметов,дисциплин (модулей)»

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Раздел 3 « Место учебного предмета, курса, дисциплины в учебном плане»

По базисному учебному плану 35 часов

Недельная нагрузка 1 час в неделю

Годовая нагрузка 35 часов



Раздел 4 «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабораторные

и практические


Контрольные и

диагностические материалы

Экскурсии

I.

Тема №1. «Особенности драматургии сценической музыки»

17 ч.


2 ч.

Обобщающие уроки



II.

Тема №2. «Особенности драматургии

камерной и симфонической музыки»

18 ч.


2 ч.

Защита исследовательских проектов




Итого

35 ч.


4 ч.






Раздел 5 « Тематическое планирование»

№ урока

Тема урока

Кол-во часов


I полугодие

«Особенности драматургии сценической музыки»

16 час.

1.

Магическая единственность музыкального произведения.

1 ч.

2.

Музыку трудно объяснить словами.

1 ч.

3.4

Что такое музыкальное содержание? Каким бывает музыкальное содержание?

2 ч.

5.

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

1 ч.

6.

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского «Ноябрь»

1ч.

7.

Восточная партитура Н. Римского-Корсакого « Шехерезада».

1 ч.

8.

Когда музыка не нуждается в словах.

1 ч.

9.

Заключительный урок.

1ч.

10.

Лирические образы в музыке

1ч.

11.

Драматические образы в музыке

1ч.

12.

Эпические образы в музыке

1ч.

13.

Память жанра. О чем рассказывает музыка?

1ч.

14. 15

Такие разные танцы, песни, марши.

2ч.

16.

Обобщение темы


II полугодие

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

19 час.

17, 18.

Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2 ч.

19, 20.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

2 ч.




21, 22.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

2 ч.

23, 24.

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

2 ч.

25, 26.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена.

2 ч.

27.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

1ч.

28, 29, 30.

Симфоническая музыка. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

3ч.

31, 32.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.

2 ч.

33, 34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

2 ч.

35.

Обобщение темы.

1ч.


За учебный год:

35ч.







Раздел 6 «Календарно-тематическое планирование»

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Вид контроля, измерители

Дополнительные элементы

Дата

Домашнее задание

1

Магическая единственность

музыкального произведения

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Раз-

новидности стилей.

Интерпретация и обработка классической му-

зыки прошлого

Беседа. Устный

контроль. Слушание музыки.

Хоровое пение

Надежда-интонационная работа

Слушать музыку по желанию

2

Музыку трудно объяснить словами

Музыкальная драма

тургия. Конфликт.

Этапы сценического

действия. Опера и ее составляющие. Виды опер.

Либретто. Роль

оркестра в опере

Устный контроль.

Интонационно-

образный анализ

прослушанной му-

зыки

Хоровое пение

Надежда- интонационная работа

Читать отрывок из повести « Маленький принц»

3

Что такое музыкальное содержание?

Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев

Устный контроль, Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Хоровое пение

Песня о тревожной молодости- интонационная работа

Выучить песню

4

Каким бывает музыкальное содержание?

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование

Нарисовать иллюстрацию к прослушанному

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование

Прослушать « Осень» А. Вивальди

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль

Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование

Хоровое пение

Песня о тревожной молодости- интонационная работа

Интересные факты из жизни С. Баха

7

Восточная партитура Н. Римского- Корсакова « Шехерезада»

Знакомство с балетом

Б. И. Тищенко «Яро-

славна». Музыкальные

образы героев балета.

Драматургия балета.

Роль хора, тембров

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование.

Определение тем-

бров музыкальных

инструментов. Хо-

ровое пение

Выучить песню

8

Когда музыка не нуждается в словах

Знакомство с балетом

Б. И. Тищенко «Яро-

славна». Музыкальные

образы героев балета.

Драматургия балета.

Роль хора, тембров

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование.

Определение тем-

бров музыкальных

инструментов. Хо-

ровое пение

Слушать произведения А. Вивальди

9

Заключительный урок.

Бессмертные произве-

дения русской музы-

ки, в которых отраже-

на героическая тема

защиты Родины и на-

родного патриотизма

Беседа. Устный,

письменный кон-

троль. Слушание

музыки. Хоровое

пение. Сравнение

музыкальных и ху-

дожественных про-

изведений

Националь-

но-патриоти-

ческие идеи

в песенно-

музыкаль-

ном творче-

стве

казаков

Слушать любимую музыку

10

Лирические образы в музыке

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера

Хоровое пение

Я люблю тебя жизнь- интонационная работа

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Прочитать лирические стихотворения

11

Драматические образы в музыке

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера

Хоровое пение

Я люблю тебя жизнь- интонационная работа

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Выучить песню

12

Эпические образы в музыке

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.

Музыкальные образы оперных героев

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование

Исполнение ритмического аккомпанемента под

фонограмму.

Хоровое пение


Приготовить доклад

13

Память жанра. О чем рассказывает музыкальный жанр.

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.

Музыкальные образы оперных героев

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование

Исполнение ритмического аккомпанемента под

фонограмму.

Хоровое пение


Слушать музыку разнообразных жанров

14


15

Такие разные танцы, песни, марши

Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование



Различать музыкальные жанры

Выучить песню

16.

Обобщение темы

Музыкальные образы героев балета.

Музыкальные образы оперных героев. Жанры.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование

Слушать любимую музыку

15

Сюжеты и образы духовной музыки

Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха.

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.

16

Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.

17

Музыкальная драматургия -развитие музыки

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Нарисовать иллюстрацию к прослушанному

18

Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Выучить песню 1-й куплет

19

Камерная и инструментальная музыка: этюд

Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Выучить песню 2-й куплет

20

Камерная и инструментальная музыка: этюд

Транскрипция

Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон-цертно-виртуозных произведений

Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение

Приготовить доклад в группах

21


22

Циклические формы инструментальной музыки

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке

Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение



Выучить песню


Слушать любимую музыку

23


24


Соната

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих

Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определе-



Приготовить доклад в группах


Слушать любимую музыку

25


26

Симфоническая музыка

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров



Выучить песню


Слушать любимую музыку

27

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

Углубление и расши-

рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными

музыкантами. Этно-

музыка. Популярные

хиты из мюзиклов

и рок-опер

Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов

Выучить песню

28

Симфоническая музыка

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров

Подготовить доклад в группах

29

Симфоническая музыка

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров

Выучить песню 1-й, 2-й куплеты

30

Симфоническая музыка

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,

B.А. Моцарта,

C.С. Прокофьева,
Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

Слушать симфоническую музыку

31

32

33

Инструментальный концерт

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфоничес-кий цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна

Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение


Приготовить доклад в группах

Выучить песню

34

Музыка народов мира. Пусть музыка

звучит!

Углубление и расши-

рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными

музыкантами. Этно-

музыка. Популярные

хиты из мюзиклов

и рок-опер

Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов

Слушать любимую музыку

35

Обобщение темы

Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение






Раздел 7 «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»



  1. Информационно-коммуникативные средства.

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

- авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. - М. «Просвещение», 2005;;

2. Наглядные пособия.

  • Портреты композиторов.

  • Альбомы с демонстрационным материалом.

  • Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

3. Интернет-ресурсы.

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

  • Презентация уроков «Старшая и средняя школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193

  • Я иду на урок (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/

  • urok

4. Технические средства обучения.

  • Музыкальный инструмент.

  • Персональный компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

5. Учебно-практическое оборудование.

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

  • Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

6. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Раздел 8 « Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин и система их оценки»

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса

Требования заключаются:

- в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

- в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.



© 2010-2022