Конспект урока музыки 6 классАвторская песня: Прошлое и настоящее

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока № 18

Предмет

музыка

Класс

6

Тема урока

Авторская песня :Прошлое и настоящее

Цель:

познакомить обучающихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня, историей возникновения ;

приобщить детей к творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого,

О. Митяева;

раскрыть тематику бардовской песни, показать её огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней

мелодии.

Задачи:

образовательные : совершенствовать

знания в области истории музыки,

литературы;

развивающие - развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, развивать вокально-хоровые навыки развитие речи в процессе построения этического диалога;

воспитательные - развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях, воспитывать любовь и эмоциональную отзывчивость на восприятие авторской песни, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов авторской песни, стремление к творчеству и исполнительству, воспитывать патриотические чувства.

Планируемые образовательные результаты

Предметные : формирование художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

Метапредметные: освоение способов проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками

Тип урока

«Открытие» нового знания

Основные понятия,

изучаемые на уроке

ваганты, барды

Средства ИКТ,

используемые на уроке

Проектор, доска, ноутбук

Ресурсы (информационные,

литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Толковые словари, песни, диски бардов, портреты авторов презентация, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской "Музыка" для 6 класса, фонохрестоматии к учебнику "Музыка" 6 класс, текст песен, папки, баян, синтезатор, гитара, тетради

  1. Мобилизующее начало.

Длительность этапа

Основные формы работы ученика

Основные формы работы учителя

Формируемые УУД

1 мин.

Подготовка к уроку.

Папка, тетрадь, ручка, памятка



Исполняют музыкальное приветствие

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

- Дорогие ребята, сегодня в нашей музыкальной гостиной присутствуют гости, учителя музыки разных школ. Поприветствуем их нашей традиционной вокальной попевкой.- «Здравствуйте, ребята!»

«Здравствуйте, учитель!

Исполняет попевку с обучающимися.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция


  1. Актуализация и пробное учебное действие.

2 мин.

Дети читают эпиграф на слайде







На туристическом слёте, дома, в гостях, в лагере.

Послушайте высказывание известного человека

Слайд№1

Эпиграф: Авторская песня - тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно - на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать". (В. Высоцкий)

- Как вы понимаете эти слова?

- Ребята, а какую песню называют авторской?

- Как называют людей, исполняющих авторские песни

- где вы могли услышать эти песни?

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками

  1. Выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).

1 мин.

Обучающиеся высказывают свои предположения (связано с воспоминаниями, событиями в

жизни)

это чувства любви, нежности, гордости, волнения

- Как вы думаете, какие чувства могут вызывать эти песни

- откуда появились эти песни?

-коммуникативные- осваивать диалоговую форму общения

  1. Целеполагание.

2 мин.

Ответы детей.

Записывают в тетради тему урока

Ответы детей

Записывают в тетради цель урока

- Какой теме мы посвятим наш урок?

Слайд№2

Авторская песня. Прошлое и настоящее.

- Какую цель поставим перед собой?

Слайд№3

Узнать, что такое авторская песня и познакомиться с творчеством известных бардов прошлого и настоящего.

Регулятивные УУД - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

1 мин.

Ответы обучающихся



План урока:

Слайд№4

- Толкование слов авторская песня, бард. .

-История появления авторских песен.

-Творчество известных бардов

- Слушание и исполнение авторских песен

-Выводы

Регулятивные УУД - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний;

-коммуникативные- осваивать диалоговую форму общения

  1. Реализация построенного проекта.

3-4 мин.





3 мин.





















8мин.





















8мин.























9мин.













1мин.







4мин.






Работа в группах.



Работа с учебником стр80-81

1группа

Ученик: В Средние века по дорогам из одного города в другой странствовали ваганты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний. Многие из низ них служили при княжеских дворах в Ирландии.

Большинство из них писали стихи на латыни.

Ваганты -странствующие певцы, актеры, рассказчики, студенты, монахи, философы. В своем творчестве опирались не только на традиции церковных песен, но и на опыте песенной лирике.

До наших времен дошли стихи и песни поэтов и музыкантов 12-13 вв.

А в Древней Руси были (баяны).

Древние слагатели былин, певцы-дружинники. Автор стихов и музыки является сам исполнитель.

Барды (от английского bard-певец)-народный певец у древних кельтских племен

Создатели авторской песни обычно не музыкант, а поэт.

Истоками авторской песни является:

-городской романс

-кант (бытовая многоголосная песня)

крестьянские песни

-творчество декабристов

-революционные молодежные песни 20-х годов

-песни беспризорников

-студенческий фольклор

Работа с учебником

стр.82-83

Ученик : Авторская песня и бардовская песня -это песенный жанр, который возник в середине 20 века в Советском Союзе. Авторская музыка выросла из художественной самодеятельности и достигла широкой популярности в 50-60 годах. При исполнении автором песни главное - это качество текста. Изначально авторами этих песен были студенты и туристы, врачи, учителя.

В своих стихах -песнях автор пишет о том, что его волнует, о своем видении мира. Размышляет о добре и зле. Поэтому авторские песни это не развлечение, а искренний разговор по душам со слушателями. В историю бардовской песни вошло творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора ,О. Митяева и многих других авторов

2 группа - Булат Окуджава

Ученик:

Когда во всех концах державы,

Магнитной лентой шелестя,

Возникли песни Окуджавы,

Страна влюбилась в них, хотя

Какая брань, какие клички

Тем песням выпали в свой срок….

Годы жизни: 1924-1997

Коренной москвич.

В 1942 году добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен.

После войны стал учителем русского языка и литературы

Булат Окуджава- один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация. Они неразрывны. Мир его песен полусказочный, цветной, игровой. В нем московский муравей создает себе богиню по «образу и духу своему», как человек, в нем живет сама любовь, новогодняя ёлка умирает, дирижирует оркестром Надежды. Его песни стремительно становятся популярными. Мы их не только слушаем, мы их поём, невзирая на отсутствие голоса или слуха. Песни Окуджавы вселяют веру в торжество Добра и справедливости.

Дети слушают песню: « Пожелание друзьям»

Ответы детей

(Надо беречь друг друга, ведь жизнь короткая такая, восхищаться друг другом, говорить приятное, уметь находит слова поддержки)

У Б. Окуджавы есть песни о войне. После 9 класса, в 17 лет он ушел на фронт. Воевал. Был ранен. Остался жив. Учился в университете. Преподавал в школе. Нельзя не вспомнить песню из кинофильма «Белорусский вокзал».

В 2015 году мы отметили 70 лет Великой Победы Хотелось бы исполнить знакомую нам песню

«Мы за ценой не постоим»

(Хор мальчиков )

Ответы детей

3 группа

Ученик: Он -одинокий волк, медведь шатун, штрафник, заложник. В самые мутно-застойные годы он пробил стену! Огни, воды, медные трубы прошел. Он - Владимир Высоцкий и после смерти продолжает своим творчеством оказывать влияние не развитие авторской песни. Его по праву называют «сердцем» авторской песни. К его песням можно относится по-разному. Их можно любить или не любить. Километры магнитофонной ленты с его песнями тянутся от Калининграда до Владивостока. Его «Охота на волков» неслась из динамиков, выставленных на подоконнике, и пронзала людей насквозь.

И снизу лед и сверху -маюсь между-

Пробить ли вверх иль пробуравить низ?

Конечно- всплыть и не терять надежду,

А там -за дело в ожиданье вниз

Лед надо мною, надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Всё помня, даже старые стихи.

Исполняют « Песня о друге» В. Высоцкий

Но мимо песен Высоцкого нельзя пройти мимо. И нельзя сделать вид, что они просто не существуют. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы

Физминутка

Музыкальная зарядка

( выполение движений под музыку)

Владимир Высоцкий был очень талантливым. Он не только сочинял песни, стихи, он был актером, снимался и в фильмах.

Аннотация к фильму: Группа альпинистов готовится к штурму непокоренной вершины Кавказа -пика Ор-Тау. Получив разрешение, они отправляются в путь, а между тем, радист базового лагеря принимает радиограмму о надвигающемся грозовом циклоне. Связист группы получает сигнал уже после того, как пройдены опасные места, и скрывает от остальных это сообщение

(дети смотрят фрагмент фильма)

4 группа

Ю. Визбор

Ученик: Знаменитый бард чьи песни мы поем полвека. Журналист, одним из первых сумевший в годы официоза говорить нормальным человеческим языком, неисправимый романтик, воспевающий будничный героизм в мужественной профессии, бесстрашный альпинист, артист, писатель. Всё это Ю. Визбор.

Ученик: Он никогда не был одиноким гитаристом, круг его друзей был очень широк, его любили коллеги, обожали женщины….Он сам лепил свою судьбу. И вся она -в его стихах и песнях, прозе и публицистике, дневниках и записных книжках.

Он умер в самом расцвете творческих сил , подогреваемый новыми планами и надеждами. Жизнеутверждающий, мужественный, обаятельный .Его талант находил благодатную аудиторию. Он любил мужественных, сильных и добрых людей. Ему были чужды громкие фразы. Его лирический герой как нельзя лучше соответствует сердечной музыке слушателей. Он естественен в своих песнях и открыт. Его песни манят теплом и гармонией слова и музыки.

Дети исполняют песню «Ты у меня одна?»

Ученик:

А будет это так: заплачет ночь дискантом,

И ржавый, ломкий лист зацепит за луну.

И белый-белый снег падет с небес десантом,

чтоб черным городам придать голубизну.

Друзья мои, начать бы всё сначала.

На желтых берегах разбить свои костры.

Валяться б на досках нагретого причала

И видеть, как дымят далёкие костры.

Потом придет зима в созвездии удачи,

И легкая лыжня поманит от дверей,

И может быть, тогда удастся нам иначе,

Иначе чем теперь, прожить остаток дней…

Исполнение песни «Милая моя» Ю. Визбор(исполняют солисты: Кругликова Таисия , Нелипович Юлия)

5 группа детей

Ученик: Для туристов в компанейской публики Митяев-это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Для публики ресторанной он- «Ненаточенные ножи» и другие песни из репертуара М. Шуфутинского. Из тех, кто любит авторскую песню, одни присваивают ему первое место в «новой волне» бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев -это не авторская песня. Концерты Олега Митяева -всегда сюрприз для публики. Он задушевно и просто общается со зрителями, он непредсказуем, остроумен и лиричен. В последнее время он работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым и записаны альбомы « Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Лучшие песни», «Небесный калькулятор», «Четверть века спустя», «Запах». Олег Митяев - единственный из бардов, о творчестве которых мы сегодня говорили, кто продолжает творить и в наши дни.

Исполняют песню «Как здорово»

Мы с вами готовились к уроку. Сегодня мы узнаем какую информацию вы подготовили на урок.

Первая группа работает с учебником и с толковыми словарями, находит значение новых слов и историей появления авторской песни

Вторая , третья,

четвёртая, пятая, группы знакомятся с творчеством бардов.

(Раздаю памятки)

На ваших столах имеются памятки, которые помогут вам в работе

Каждая группа готовит своё выступление.

У вас есть время, чтобы вы могли подготовится к выступлению.

Эксперты в конце урока оценят подготовку каждой группы.

Посмотрите выставку,где вы видите записи, диски, пластинки с известными бардами.

Слайд №5


Что же является истоками авторской песни?

Слайд№6



Посмотрите, как выглядел французский средневековый сборник песен(шансон)

На стр.81






.



Слайд №7-8







Видео

Слушание песни: «Пожелание друзьям»

музыка и слова Б. Окуджавы


- о чем поется в песни?

- какая главные слова песни?

- как она прозвучала?




Звучит фрагмент песни:

«Мы за ценой не постоим»

-какая главная мысль песни?



Слайд №9-10






Звучит» Песня о друге», в исполнении всех детей

- о чем поется в песне?

-кого можно назвать настоящим другом?

-а у вас есть такие друзья

Звучит песня «Утренняя гимнастика» В. Высоцкого

Физминутка





Посмотрите (фрагмент фильма )«Вертикаль




Слайд№11-12







Песня «Ты у меня одна»

2 куплета







«Милая моя» Ю.Визбор

2 куплета



Слайд№ 13-14






Исполняют песню

«Как здорово»

-как прозвучала песня?

-какое настроение?

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


  1. Первичное закрепление

1мин.

-текст, любовь к слову точно определяет музыкальная интонация

-украшения и спецэффекты не нужны. Она должна идти от автора к сердцу

-в искренности, доверии, доступности в исполнении и восприятия любым человеком

-в этих песнях они размышляют о смысле жизни, признаются в любви, в этих песнях есть и юмор и шутка

-сами исполнители

Что главнее в авторских песнях-поэтический текст или мелодия ?

Нужны ли в авторской песне спецэффекты?

В чем ценность авторской песни?

О чем говорит автор со слушателями?

Кто является автором и исполнителем?

Общеучебные УУД - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Предметные : формирование художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

2 мин.

Дети отвечают



(о любви, о дружбе, о добре)

(настоящая дружба, любовь, смысл жизни)

(когда настоящий друг не бросит ни при каких обстоятельствах, готов прийти на помощь, быть рядом)

(скучной, пустой)

(в искренность, доверии, доступности в исполнении и восприятия любым человеком

Читают слайд

Что нового ты открыл для себя на уроке…

Что вызвало затруднение…

Продолжи…сегодня я узнал…..

-с каким настроение я ухожу с урока…..

-мне понравилось на уроке..

• Какова тема большинства песен, прозвучавших в нашей гостиной?

• Какие качества воспеты в них?

• Что значит по -вашему настоящая дружба?

• Какой станет ваша жизнь, если не будет друзей?

• Так что же такое авторская песня?

Сайд №15

Сегодня мы узнали лишь о нескольких авторах бардовской песни. Можно было быназвать таких авторов как Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Юлий Ким, Андрей Макаревич, Александр Городницкий, Александр Дольский и многие другие

Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами :

Спасибо, музыка, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь.

Себя не прячешь ни за что.

Спасибо музыка, за то,

Что ты единственное чудо.

Что ты душа, а не причуда,

Что для кого -то ты никто

Спасибо, музыка, за то,

Чего и умным не подделать,

За то спасибо, что никто,

Не знает, что с тобой поделать

Учитель: Я благодарю всех за урок, за активное участие и работу на уроке. И прошу экспертов в оценить работу каждой группы

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


  1. Домашнее задание.

Д/З

Выучить новые песни, знать новые понятия.

Сейчас прозвучит песня «На французской стороне» из альбома рок-сюиты «По волне моей памяти» известного композитора Д. Тухманова под которую вы уйдете с урока .До свидания!

Регулятивные УУД - контроль, коррекция, оценка, саморегуляция



18


© 2010-2022