Программа по дополнительному образованию в ДОУ по музыке «Здравики»

Данная программа направлена на развитие у детей творческой активности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (вокально-слуховой координации, ритмических движений, исполнительского мастерства, самовыражения в движении под музыку).Программа рассчитана на один год обучения, предназначена для детей 6-7 лет. Цель – содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами вокально-танцевальной деятельности. Создание двигательного режима, положительного психологического настроя способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 95 - ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ











ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ДОУ

«ЗДРАВИКИ»



(для детей 6-7 лет)






Составитель:

Глухова Елена Владимировна

музыкальный руководитель





Пояснительная записка



Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Сочетание направлений: «физическое развитие» и «художественно-эстетическое развитие» обеспечивает полноценное физическое развитие и оздоровление дошкольников, так как в музыкальной деятельности (танец, пение) содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях, эмоциональном выражении исполнения песен.

Поскольку пение - психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Программа «Здравики» составлена в соответствии с видом дошкольного образовательного учреждения - детский сад присмотра и оздоровления, в котором приоритетным направлением является сочетание физкультурной и оздоровительной работы, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Программа «Здравики» разработана с учетом требований: Закона РФ «Об образовании» от 26.06.2010 г. (новая редакция), СанПиНа 2.4.1.2660-10 (с изменениями от 20.12.2010 г.), в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (пр. Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655) и к условиям её реализации (пр.Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151).

Программа «Здравики» разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 95, примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, программы музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон» под редакцией Э.П. Костиной.

Данная программа направлена на развитие у детей творческой активности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (вокально-слуховой координации, ритмических движений, исполнительского мастерства, самовыражения в движении под музыку).

Программа рассчитана на один год обучения, предназначена для детей 6-7 лет.

Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая (в январе - зимние каникулы), количество учебных недель 36. Основная форма работы с детьми - непосредственно образовательная деятельность. Длительность одного занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня по подгруппам в количестве 10 человек в каждой, один раз в неделю. Во время зимних (с 09 по 15 января 2013 г.) и летних каникул занятия не проводятся.

На первом занятии, во время зимних каникул и на последнем (36-м) занятии проводятся контрольные срезы (диагностирование).

Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

При отборе детей учитывается желание ребенка, с предварительным собеседованием и согласием родителей (законных представителей), оформленном в заявлении и в родительском договоре на текущий учебный год.

Цель - содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами вокально-танцевальной деятельности.

Создание двигательного режима, положительного психологического настроя способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.

Программа включает подразделы:

  1. Развитие музыкальности (вокального и танцевального искусства):

    1. Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание.

    1. Формирование интереса к вокальному искусству.

    2. Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, координации слуха и голоса), чувства ритма. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. Развитие певческого дыхания и артикуляции. Развитие эмоционально - выразительного исполнения песен.

    3. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.

    4. Развитие музыкальной памяти.

    5. Определение видов танцевальных движений (танец, пляска, упражнение, игра).

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

2.1. Развитие ловкости, точности, координации движений.

2.2. Развитие гибкости и пластичности.

2.3. Воспитание выносливости, развитие силы.

2.4. Формирование правильной осанки, красивой походки.

2.5. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

2.6. Обогащение двигательного опыта разнообразными элементами русских народных, классических, современных танцевальных движений.

2.7. Выражение в движениях развитие музыкальных образов, согласование движений с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

    1. Развитие творческого воображения и фантазии.

    2. Формирование эстетического вкуса.

    3. Развитие способности к импровизации (придумывание «своего» игрового образа, персонажа, пляски, комбинируя танец и вокал);

    4. Развитие эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности.

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

    1. Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, пении, передавая характер музыки.

    2. Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов.

    3. Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

  2. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

    1. Воспитание умения сопереживать друг другу.

    2. Воспитание чувства коллективизма.

    3. Использование собственной самооценки в работе, оценка работы товарища.

Итоговые результаты освоения программы «Здравики»

  1. Развитие музыкальности (вокального и танцевального искусства):

- имеет достаточный кругозор в области вокально-танцевального искусства (жанры песен и танцев, знаменитых композиторов), выполняет ритмические упражнения с музыкальным заданием;

- выполняет построения и перестроения в танцах и плясках;

- различает простейшие музыкальные понятия, понимает характер музыкального образа;

- проявляет устойчивый интерес к вокальному искусству, воспринимает музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;

- поёт напевно, легко, светло, без форсирования звука, соблюдает при пении певческую установку.

- исполняет песни и вокально-хоровые упражнения;

- воспринимает песни разного характера;

- поет с музыкальным сопровождением и без него;

- выразительно произносит песенный текст.


  1. Развитие двигательных качеств и умений:

- правильно, точно, скоординировано и выразительно выполняет основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

- уметь ориентироваться в пространстве;

- развита гибкость и пластичность;

- сформирована осанка и походка;

- знает движения русских, классических и современных танцев;

-выполняет движения согласованно с характером музыки, используя наиболее яркие средства выразительности.


  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- сочиняет собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;

- выразительно двигается в соответствии с характером и ритмом музыки;


  1. Развитие и тренировка психических процессов:

- испытывает чувство эмоционального удовлетворения;


  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- умеет общаться в социуме в процессе концертной деятельности.

Программа «Здравики» способствует:

  1. - стимулированию детей к двигательной активности;

  2. - развитию физических и музыкальных качеств;

  3. - решению физкультурно-оздоровительных и коррекционных задач вместе с педагогами и медицинскими работниками;

  4. - развитию творческих способностей личности;

  5. - поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;

  6. - творческому использованию жизненного опыта детей;

  7. - самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.


Все занятия кружка «Здравики» строятся по схеме:
1. Прослушивание музыкального произведения;
2. Разбор текста песни;
3. Работа с труднопроизносимыми словами;
4. Разучивание музыкального произведения;
5. Работа над выразительностью исполнения песни;
6. Знакомство с формой танца;

7. Моделирование движений танца;

8. Соотношение характера музыки и движений;

9. Работа над выразительной передачей сюжета и характера персонажей с помощью движений.

Формы проведения занятий:

1. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
2. Занятие - постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские

способности детей.

3. Заключительное занятие, завершающее тему - занятие - концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Движение и пение под музыку дают выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимают нервное напряжение; создают приподнятое настроение; развивают активность, инициативу; певческие навыки, слуховое внимание, развивают координацию движений, способность произвольно ими управлять.


ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЗДРАВИКИ»

Оценка знаний, умений и навыков детей по программе «Здравики» проводится три раза в год в соответствии с общим диагностированием детей в детском саду: в начале года, по итогам первого полугодия учебного года (в дни зимних каникул) и второго полугодия на итоговом занятии.

При диагностировании дошкольников используются высокий, средний и низкий уровни.


1. Развитие музыкальности


Высокий уровень - ребенок в полном объеме освоил программу детской музыкальной культуры слушания произведений народной классической и современной музыки:

- хорошо разбирается в области вокально-танцевального искусства, знает жанры песен и танцев, знаменитых композиторов;

- сформирован интерес к вокальному искусству, воспринимает музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;

- поёт напевно, легко, светло, без форсирования звука, соблюдает при пении певческую установку.

- самостоятельно исполняет песни и вокально-хоровые упражнения;

- воспринимает песни разного характера;

- поет с музыкальным сопровождением и без него;

- выразительно произносит песенный текст.

Средний уровень - ребенок в полном объеме освоил программу детской музыкальной культуры слушания произведений народной классической и современной музыки:

- в достаточной мере разбирается в области вокально-танцевального искусства, знает жанры песен и танцев, знаменитых композиторов;

- не плохо сформирован интерес к вокальному искусству, воспринимает музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;

- поёт напевно, легко, светло, без форсирования звука, соблюдает при пении певческую установку.

- исполняет песни и вокально-хоровые упражнения, иногда с помощью воспитателя;

- воспринимает песни разного характера;

- поет с музыкальным сопровождением и без него;

- выразительно произносит песенный текст с помощью взрослого


Низкий уровень - ребенок не достаточно освоил программу детской музыкальной культуры слушания произведений народной классической и современной музыки:

- имеет представление о жанрах музыки, но распознает, чаще с помощью взрослого;

- с трудом определяет музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;

- исполняет песни и вокально-хоровые упражнения, иногда с помощью воспитателя;

- не различает песни разного характера;

- поет с музыкальным сопровождением и без него с помощью взрослого;

- выразительно произносит песенный текст с помощью взрослого

2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- сочиняет собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;

- выразительно двигается в соответствии с характером и ритмом музыки;

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3. Развитие и тренировка психических процессов:

- испытывает чувство эмоционального удовлетворения;

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- умеет общаться в социуме в процессе концертной деятельности.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

© 2010-2022