Рабочая программа по музыке для 4 класса

Рабочая программа  по музыке для 4 класса составлена на основе,  авторской программы под редакцией  Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, напечатанной в сборнике «Музыка.  Рабочие программы Предметная линия учебников  1-4 классы  Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критская»  М. : Просвещение, 2013» , в соответствии   с примерными программами  и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского   , требованиями Федерального компонента государственного образовательного  стан...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Серебряно - Прудская средняя общеобразовательная школа

имени маршала В. И. Чуйкова»





« Утверждаю»



Директор школы ____________________Пащенко И.Б.

02. 09. 2014г










Рабочая программа

по музыке

( базовый уровень)


4 класс












Составитель: Ефимова Татьяна Ивановна

учитель музыки высшей категории









2014г.




Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе, авторской программы под редакцией Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, напечатанной в сборнике «Музыка. Рабочие программы Предметная линия учебников 1-4 классы Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критская»

М. : Просвещение, 2013» , в соответствии с примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского , требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и образовательной программой МОУ Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»

Программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 35 часов, в том числе 2 обобщающих урока.

Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебник « Музыка.4 класс» ( М. Просвещение, 2013), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие « Музыка. 1-4 классы» ( М. Просвещение, 2013).

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников .

Задачи музыкального образования младших школьников в 4 классе:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, музыкального вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мирового музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • исполнять музыкальные произведения. разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Тематическое планирование уроков

в 4 классе

Разделы и темы

Кол-во

часов

Дата проведения

План

факт

IV класс (35 ч)


I

Россия - Родина моя

3


1

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

1

01.09

05.09


2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

1

08.0912.09


3

Я пойду по полю белому... На великий праздник собра лася Русь!

1

15.09

19.09


II

«О России петь - что стремиться в храм»

1


4

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

22.09

27.09


III

День, полный событий

5


5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

1

29.09

03.10


6

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда

1

06.10

10.10


7

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь

1

13.10

17.10


8

«Приют, сияньем муз одетый...»

1

20.10

24.10


9

Обобщающий урок I четверти

1

27.10

31.10


IV

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

2


10

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструмен ты России

1

03.11

07.11


11

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка

1

17.11

21.11


V

В концертном зале

5


12

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо

1

24.11

28.11


13

Старый замок. Счастье в сирени живет...

1

01.12

05.12


14

Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы...

1

08.12

12.12


15

Патетическая соната. Годы странствий.

1

15.12

19.12


16

Царит гармония оркестра. Обобщающий урок II четверти

1

22.1226.12


VI

День, полный событий

1


17

Зимнее утро. Зимний вечер

1

12.01

16.01


VII

В музыкальном театре

6


18

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим...

1

19.01

24.01


19

Сцена в лесу

1

26.0130.01


20

Исходила младешенька

1

02.0206.02


21

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы

1

09.02

13.02


22

Балет «Петрушка»

1

16.02

20.02


23

Театр музыкальной комедии

1

23.0227.02


VIII

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

3


24

Прелюдия.

1

02.03

06.03


25

Исповедь души. Революционный этюд

1

09.03

13.03


26

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).Обобщающий урок III четверти

1

16.03

20.03


IX

«О России петь - что стремиться в храм»

3


27

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше

1

01.04

03.04


28

Родной обычай старины. Светлый праздник

1

06.04

10.04


29

Кирилл и Мефодий

1

13.04

17.04


X

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1


30

Народные праздники. «Троица»

1

20.04

24.04


XI

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

5


31

В интонации спрятан человек

1

27.04

30.04


32

Музыкальный сказочник

1

04.05

08.05


33

Рассвет на Москве-реке

1

11.05

15.05


34

Обобщающий урок IV четверти

1

18.0522.05


35

Заключительный урок-концерт

1

25.0529.05


Итого

35 ч.






Содержание программы предмета « Музыка» 4 КЛАСС (35 ч)

Раздел 1. Россия - Родина моя (3 ч)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Музыкальный материал

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.

Вокализ. С. Рахманинов.

Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня.

Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской.

Колыбельная, обраб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2. День, полный событий (6 ч)

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Музыкальный материал

В деревне. М. Мусоргский.

Осенняя песнь. (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.

Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина.

Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.

Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. РимскиКорсаков.

Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм (4 ч)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Музыкальный материал

Земле Русская, стихира.

Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская) 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михай- ловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Не шум шумит, русская народная песня.

Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Музыкальный материал

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

Аисты, узбекская народная песня.

Колыбельная, английская народная песня.

Колыбельная, неаполитанская народная песня.

Санта Лючия, итальянская народная песня.

Вишня, японская народная песня, и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

Светит месяц, русская народная песня-пляска.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

Раздел 5. В музыкальном театре (7 ч)

Линии драматургического развития в опере. Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Интродукция, танцы из II действия,

сцена и хор из III действия, сцена из IV действия из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский.

Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.

Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6. В концертном зале (5 ч)

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. ФШопен.

Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Арагонская хота. М. Глинка.

Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (7 ч)

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен.

Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано. JI. Бетховен.

Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.

Пастушка, французская народная песня, обраб. Ж. Векер- лена.

Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина».



Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса



  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования - формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

совершенствование умений и навыков творческой музыкально- эстетической деятельности.


Список литературы, используемой учителем и рекомендованный учащимся

(учебная литература, методическая литература, дополнительная литература)


  1. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебник музыки. 4 класс. -М., Просвещение, 2009

  2. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка. Творческая тетрадь. 4 класс. -М., Просвещение, 2010

  3. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка». 1-4 классы -М., Просвещение, 2009

  4. Э.Б. Абдулин. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1983 г.

  5. Т.В. Челошева. Спутник учителя музыки. - М., Просвещение, 1993

  6. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Русская музыка в школе. - М., МИРОС, 1998

  7. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., Владос, 2000

  8. Ю.Б. Алиев. Пение на уроках музыки. - М., Владос, 2005

  9. Д.Б. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? - М., Просвещение, 1989

  10. Т.С. Шмагина. Музыка в Московских школах. - М., МИРОС, 1993

  11. Л.А. Рапацкая. История русской музыки от древности до «серебряного века». - М., Владос, 2001

  12. М.Г. Рыцарева. Популярная энциклопедия для детей. Музыка и я. - М., 2000

  13. Слово о музыке. Хрестоматия. Составители В.Б. Григорович, З.М. Андреева. - М., Просвещение. 1990

  14. З. Апетян. Воспоминания о Рахманинове. - М., «Музыка», 1974

  15. Е. Дулова. А.П. Бородин. - М., «Детская литература», 1990

  16. А. Багиров. «Битлз» - любовь моя. - Минск, «Парус»-«Красико», 1993

  17. А.А. Орлова. Мусоргский в Петербурге. - Лениздат, 1974

  18. Альбом. М. Глинка. - М., «Музыка», 1987

  19. А.В. Терещенко. История культуры русского народа, - М., ЭКСМО, 2007

  20. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс - М., Просвещение, 2005

  21. «Искусство» - учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства 9приложение к газете «Первое сентября»




© 2010-2022