- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа кружка Веселые нотки
Рабочая программа кружка Веселые нотки
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Янковская М.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Рабочая программа внеурочной деятельности вокального кружка «Весёлые нотки» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.
Программа внеурочной деятельности «Весёлые нотки» имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на кружке, но и открывают новые стороны данного вида искусства,
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка,
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт само презентации.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 7 до 11 лет. Занятия проводятся по 40 минут 1 раз в неделю, 35 часов в год 2-4 классы, 1 классы -33 часа в год. Предусматривается звеньевая форма обучения.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия - концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно - слуховой (аудиозаписи)
- наглядно - зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами ,которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты:
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Мета предметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро - и макро социума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
Знать:
элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
нотную грамоту;
правильную певческую установку;
особенности музыкального языка.
Уметь:
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
выражать образное содержание музыки через пластику;
создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
исполнять вокально-хоровые произведения.
Мониторинг результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Тематическое планирование
Класс-
Количество часов-
Цель:
- создание условий для включения детей в музыкально - творческую деятельность.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры;
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
№
Тема занятий
Общее кол-во часов
Дата по календарю
Дата по факту
Примечание
1
Вводное занятие
1
Вокально-хоровая работа
2
Прослушивание голосов
3
Певческая установка. Дыхание
4
Распевание
5
Работа над репертуаром
Работа над школьными песнями
6
Концертная деятельность
День музыки
7
Дикция и артикуляция
Работа над распевками
8
Дирижерские жесты
9
Нотная грамота
10
Унисон
11
Работа над репертуаром
Разучивание над Новогодними песнями
12
Вокальная позиция
13
Звуковедение
14
Дикция
15
Двухголосие
16
Работа над репертуаром
Разучивание песен о Родине
17
Ансамбль.
Работа в группах
18
Работа с солистами
19
Нотная грамота
20
Сводные репетиции
Разучивание песен о Родине
Музыкально-теоретическая подготовка
21
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
22
Развитие чувства ритма
Теоретико-аналитическая работа
23
Беседа о гигиене певческого голоса
24
Народное творчество
25
Концертная деятельность
Разучивание песен о весне
26
Беседа о творчестве композиторов-классиков
27
Беседа о творчестве современных композиторов
28
Концертная деятельность
Разучивание песен о войне, Родине.
29
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении
30
Концертная деятельность
Разучивание песен о лете, школе.
31
Дикция и артикуляция
Концертно-исполнительская деятельность
32
Открытое занятие для родителей
33-
Праздники, выступления
Список рекомендуемой литературы для педагога:
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. - М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. - М.: Музыка, 1971. - С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. - М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение. 1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С.-Пб., Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. - М., Педагогика, 1970. - 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство«Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. - Л-М.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.-Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.
20.Орлова Н.Д. О детском голосе. - М: Просвещение, 1966.
21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. - М., МПГУ, 2002.
22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. - Екатеринбург, 2001.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. - М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. - Екатеринбург, 2001.
25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. - М., МПГУ, Прометей, 2001.
27.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. - М., 2004.
28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер 2007.
29.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. - М., 1999.