- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока Музыкальный образ
Конспект урока Музыкальный образ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | КУЗНЕЦОВА С.Ю. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок в 7 классе по теме «Музыкальный образ»
Цели:
образовательные:
-
познакомить учащихся с творчеством Д.Д. Шостаковича, «Эпизодом нашествия» из 7 симфонии;
-
развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки;
развивающие:
-
развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять;
-
воспитывать эмоциональный отклик учащихся на музыку;
воспитательные:
-
воспитывать гордость за русский народ, его историю, героев;
-
воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантность, любовь к музыке.
Тип урока: урок - анализ
Методы:
-
словесно - индуктивный (беседа, диалог);
-
наглядно - дедуктивный (сравнение);
-
моделирование (словесное рисование);
-
метод побуждение к сопереживанию.
Оборудование:
-
портреты Д.Шостаковича и М. Равеля;
-
аудиозаписи для музыкального ряда;
-
фортепиано, ноты, музыкальный центр;
-
иллюстрации по теме.
I.Организационный момент.
II. Объявление темы и целей урока.
У: Ребята, мы продолжаем изучение темы «Музыкальный образ» и сегодня развиваем ее на примере нового произведения - это симфония №7 Д.Д. Шостаковича.
Д.Д.Шостакович - советский композитор, годы его жизни - 1906 - 1975 (слайд - фото композитора). Он - коренной петербуржец, учился в Петербургской консерватории. В консерваторию поступил в сентябре 1919 года, в 13 лет, в 1922 году закончил ее как пианист, в 1924 - как композитор (слайд - фото композитора тех лет).
Сочинил: 3 оперы («Нос», «Игроки», «Леди Макбет Мценского уезда»);
3 балета («Стальной скок);
15 симфоний;
оратории, кантаты;
инструментальная и вокальная музыка;
музыка к кинофильмам и спектаклям.
На сегодняшнем уроке прозвучит фрагмент из симфонии №7. Необходимо отметить, что симфония эта сочинялась с августа по декабрь 1941 год. Но вначале давайте уточним: что такое симфония? (слайд - термин «симфония»).
Д: Симфония - это сочинение для симфонического оркестра, которое состоит из 4 частей (на слайде - правильный ответ и картинка, изображающая симфонический оркестр).
У: Хорошо. А что вы знаете о 1941 годе?
Д: Начало Великой Отечественной войны (слайд - фото времен тех лет).
У: В каких условиях находился тогда Ленинград?
Д: Город находился в блокаде (слайд - фото блокадного Ленинграда).
У: Я хочу вам зачитать воспоминания самого Д. Шостаковича, вот что он тогда писал (см. стр.224 - 225, книга «Шостакович» Л. Михеевой).
А теперь слушаем музыку.
Слушание «Эпизода нашествия».
У: Что мы услышали в музыке? Какой она была? Какое настроение мы услышали?
Д: Тяжелую уверенную поступь.
У: Что вы представили? Какая картина мысленно нарисовалась перед глазами?
Д: Представилось, как немцы наступают, уверенно идут по нашей стране, занимают все больше и больше нашей территории (слайд - фото немецких танков).
У: Как вы догадались? Какими музыкальными средствами композитор достиг своей цели? Как развивается музыка?
Д: Было ощущение, что немцы наступают издалека, так как музыка вначале была едва слышной, очень тихой. А потом музыка становилась все уверенней, тяжелей и мощней. В игру вступил весь состав оркестра.
У: Какие инструменты преобладали в звучании оркестра?
Д: Духовые медные и ударные (слайд - фото музыкальных инструментов).
У: Какой тип музыки использовал Шостакович в «Эпизоде»?
Д: Маршевый.
У: А почему именно марш?
Д: Маршевые ритмы встречаются в немецкой музыке чаще, они характерны немецкой музыке.
У: Давайте еще раз очень внимательно прослушаем «Эпизод нашествия», может быть, он вам еще что-то напомнит.
Повторное прослушивание «Эпизода нашествия».
У: А теперь вопрос: «В каком произведении музыка развивается аналогично? И кто является композитором того произведения?
Д: Аналогично музыка развивалась в «Болеро» Мориса Равеля (слайд - фото композитора).
У: Совершенно верно. Структура развития музыки в этих двух произведениях одинакова. Но что их сближает, а в чем все-таки есть существенное отличие? Давайте заполним таблицу, и сразу все станет ясно.
Шостакович
Равель
Сходства:
Неменяющийся темп и ритм.
Динамическое и оркестровое развитие (pp до ff).
Количество инструментов увеличивается с каждым проведением темы.
Неменяющийся темп и ритм.
Динамическое и оркестровое развитие (pp до ff).
Количество инструментов увеличивается с каждым проведением темы.
Различия:
Ритм марша.
Мелодия резкая, маршевая, отрывистая.
Ритм танца.
Мелодия непрерывно - льющаяся, плавная, песенно - танцевальная.
У: Какое впечатление на вас произвел «Эпизод нашествия»?
Дети делятся своими впечатлениями.
У: Актуальна ли эта симфония в современное время? Нужны ли нам такие произведения? Почему?
Д: Такая музыка необходима для напоминания о Великой Отечественной войне. А еще для того, чтобы поднять дух народа на борьбу против терроризма, например, чтобы вся страна, все государства мира поднялись как один на борьбу со СПИДом или наркоманией (слайд - антитеррористические лозунги и плакаты).
У: Сегодня, 1 декабря - Всемирный День борьбы со СПИДом. Как бы трудно не приходилось нам всем, стране, всегда нужно верить в лучшее и делать все для того, чтобы эти времена наступили.
И я думаю, очень кстати будет исполнение вами песни «Мир, в котором мы живем».
Исполнение песни.
Рефлексия.
Выставление оценок.
У: Дома попрошу вас проиллюстрировать музыку «Эпизода нашествия».