Конспект урока Музыкальный образ

Цели: образовательные: Ø  познакомить учащихся с творчеством Д.Д. Шостаковича, «Эпизодом нашествия» из 7 симфонии; Ø  развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки; развивающие: Ø  развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять; Ø  воспитывать эмоциональный отклик учащихся на музыку; воспитательные: Ø  воспитывать гордость за русский народ, его историю, героев; Ø  воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантность, любовь к музыке. Тип урок...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 7 классе по теме «Музыкальный образ»

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с творчеством Д.Д. Шостаковича, «Эпизодом нашествия» из 7 симфонии;

  • развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки;

развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять;

  • воспитывать эмоциональный отклик учащихся на музыку;

воспитательные:

  • воспитывать гордость за русский народ, его историю, героев;

  • воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантность, любовь к музыке.

Тип урока: урок - анализ

Методы:

  • словесно - индуктивный (беседа, диалог);

  • наглядно - дедуктивный (сравнение);

  • моделирование (словесное рисование);

  • метод побуждение к сопереживанию.

Оборудование:

  • портреты Д.Шостаковича и М. Равеля;

  • аудиозаписи для музыкального ряда;

  • фортепиано, ноты, музыкальный центр;

  • иллюстрации по теме.

I.Организационный момент.

II. Объявление темы и целей урока.

У: Ребята, мы продолжаем изучение темы «Музыкальный образ» и сегодня развиваем ее на примере нового произведения - это симфония №7 Д.Д. Шостаковича.

Д.Д.Шостакович - советский композитор, годы его жизни - 1906 - 1975 (слайд - фото композитора). Он - коренной петербуржец, учился в Петербургской консерватории. В консерваторию поступил в сентябре 1919 года, в 13 лет, в 1922 году закончил ее как пианист, в 1924 - как композитор (слайд - фото композитора тех лет).

Сочинил: 3 оперы («Нос», «Игроки», «Леди Макбет Мценского уезда»);

3 балета («Стальной скок);

15 симфоний;

оратории, кантаты;

инструментальная и вокальная музыка;

музыка к кинофильмам и спектаклям.

На сегодняшнем уроке прозвучит фрагмент из симфонии №7. Необходимо отметить, что симфония эта сочинялась с августа по декабрь 1941 год. Но вначале давайте уточним: что такое симфония? (слайд - термин «симфония»).

Д: Симфония - это сочинение для симфонического оркестра, которое состоит из 4 частей (на слайде - правильный ответ и картинка, изображающая симфонический оркестр).

У: Хорошо. А что вы знаете о 1941 годе?

Д: Начало Великой Отечественной войны (слайд - фото времен тех лет).

У: В каких условиях находился тогда Ленинград?

Д: Город находился в блокаде (слайд - фото блокадного Ленинграда).

У: Я хочу вам зачитать воспоминания самого Д. Шостаковича, вот что он тогда писал (см. стр.224 - 225, книга «Шостакович» Л. Михеевой).

А теперь слушаем музыку.

Слушание «Эпизода нашествия».

У: Что мы услышали в музыке? Какой она была? Какое настроение мы услышали?

Д: Тяжелую уверенную поступь.

У: Что вы представили? Какая картина мысленно нарисовалась перед глазами?

Д: Представилось, как немцы наступают, уверенно идут по нашей стране, занимают все больше и больше нашей территории (слайд - фото немецких танков).

У: Как вы догадались? Какими музыкальными средствами композитор достиг своей цели? Как развивается музыка?

Д: Было ощущение, что немцы наступают издалека, так как музыка вначале была едва слышной, очень тихой. А потом музыка становилась все уверенней, тяжелей и мощней. В игру вступил весь состав оркестра.

У: Какие инструменты преобладали в звучании оркестра?

Д: Духовые медные и ударные (слайд - фото музыкальных инструментов).

У: Какой тип музыки использовал Шостакович в «Эпизоде»?

Д: Маршевый.

У: А почему именно марш?

Д: Маршевые ритмы встречаются в немецкой музыке чаще, они характерны немецкой музыке.

У: Давайте еще раз очень внимательно прослушаем «Эпизод нашествия», может быть, он вам еще что-то напомнит.

Повторное прослушивание «Эпизода нашествия».

У: А теперь вопрос: «В каком произведении музыка развивается аналогично? И кто является композитором того произведения?

Д: Аналогично музыка развивалась в «Болеро» Мориса Равеля (слайд - фото композитора).

У: Совершенно верно. Структура развития музыки в этих двух произведениях одинакова. Но что их сближает, а в чем все-таки есть существенное отличие? Давайте заполним таблицу, и сразу все станет ясно.

Шостакович

Равель

Сходства:

Неменяющийся темп и ритм.

Динамическое и оркестровое развитие (pp до ff).

Количество инструментов увеличивается с каждым проведением темы.

Неменяющийся темп и ритм.

Динамическое и оркестровое развитие (pp до ff).

Количество инструментов увеличивается с каждым проведением темы.

Различия:

Ритм марша.

Мелодия резкая, маршевая, отрывистая.

Ритм танца.

Мелодия непрерывно - льющаяся, плавная, песенно - танцевальная.

У: Какое впечатление на вас произвел «Эпизод нашествия»?

Дети делятся своими впечатлениями.

У: Актуальна ли эта симфония в современное время? Нужны ли нам такие произведения? Почему?

Д: Такая музыка необходима для напоминания о Великой Отечественной войне. А еще для того, чтобы поднять дух народа на борьбу против терроризма, например, чтобы вся страна, все государства мира поднялись как один на борьбу со СПИДом или наркоманией (слайд - антитеррористические лозунги и плакаты).

У: Сегодня, 1 декабря - Всемирный День борьбы со СПИДом. Как бы трудно не приходилось нам всем, стране, всегда нужно верить в лучшее и делать все для того, чтобы эти времена наступили.

И я думаю, очень кстати будет исполнение вами песни «Мир, в котором мы живем».

Исполнение песни.

Рефлексия.

Выставление оценок.

У: Дома попрошу вас проиллюстрировать музыку «Эпизода нашествия».

© 2010-2022