• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка открытого урока фортепиано «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

Разработка открытого урока фортепиано «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано Тема урока: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности дальнейшего развития творческой самостоятельности.Форма урока: индивидуальная.Возраст обучающейся: 3 классПланируемые результаты:Предметные:Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение; У неё сформирован музыкальный обр...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта с методической структурой урока



1. Ф.И.О. учителя: __Ряховская Кира Сергеевна

2. Ученица: Тогузакова Диана Класс: 4, второй год обучения_ Дата: 08.10.2015 Предмет:_специальное фортепино__

3. Тема урока:___ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»______

4. Тип урока:_комбинированный

5. Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для

дальнейшего развития творческой самостоятельности.

6. Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;

  • Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;

  • Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;

  • Развивать техническую оснащённость.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;

  • Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением;

  • Развитие воли и управления своим поведением.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;

  • У неё сформирован музыкальный образ;

  • Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

  1. Личностные:

  • ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности,

  • ученица умеет применять приобретённые знания и навыки на практике

  1. Метапредметные:

  • умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

  • умение действовать по заданному алгоритму;

  • осуществлять констатирующий контроль по результату действия;

  • развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

Оборудование:

  • Фортепиано

  • Стул

  • Подставки под ноги, на стул

  • Сборники нот

  • Персональный компьютер

  • Презентация

Методы работы:

  • Словесный

  • Наглядный

  • Практический

  • Наблюдение

  • Прослушивание музыкального произведения

Реализуемые технологии:

  • Развивающего обучения

  • Художественно-эстетическая

  • Информационно-компьютерная

  • Здоровьесберегающая

Используемые ресурсы:

  1. Методическая литература:

Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002;

Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта - С.Пб., Диамант, Золотой век, 1997;

Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992.

Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2001.

2. Нотные сборники:

П.И.Чайковский «Детский альбом»

Соколова Н.С. «Ребёнок за роялем», Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. - 4-е изд. - Л.: Музыка, 1988;

Торопова Н.М. «Музыкальные зарисовки для учащихся младших и средних классов ДМШ»: учебно-методическон пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.



  1. Используемые на уроке ИКТ

Ссылки:

  • worklib.ru/dic/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/

  • ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B5,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

  • classica.fm/wp-content/uploads/2011/03/alexander-gedike.jpg

Презентация, иллюстрации и справочные материалы с Интернет-сайтов:

  • proshkolu.ru/user/behtjanova/blog/219835/#comment6572735

  • proshkolu.ru/user/Lazareva18/file/1647099/

  • proshkolu.ru/user/zaharovaliv55/file/1189645/

  • dreamworlds.ru/uploads/posts/2012-10/1351022461_0_2c86a_9ff8e0c4_xl.jpg

  • img-fotki.yandex.ru/get/6600/113043316.5/0_6f4a9_ed6e4188_orig

  • dok.opredelim.com/pars_docs/refs/35/34279/img11.jpg

  • dok.opredelim.com/pars_docs/refs/35/34279/img13.jpg

  • screenslate.com/wp-content/uploads/2012/03/030812-Art-Post.jpg

  • 54.img.avito.st/640x480/1441510954.jpg

  • ljplus.ru/img4/v/l/vladcoro/a020.jpg

  • content.schools.by/sad16zhlobin/library/%D0%B0%D0%BD%D0%B8_%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B.gif

  • img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/120/347/120347337_1354738973.gif

  • f17.ifotki.info/org/be93c11485e5978e717690eb40ae0a51534507186884050.jpg


Технологическая карта учебного занятия

Основные этапы урока, продолжительность

Задачи

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность учащейся

Музыкальный материал

Оборудование

Организационный

1 минута

Создание условий для включения учащейся в активную познавательную деятельность

Готовность учащейся к занятию, необходимый положительный психоэмоциональный настрой на работу.

Проверяет настрой учащейся к занятию, посадку за инструментом.

Приветствие, правильная посадка за инструмент.

Фортепиано, подставки под ноги и на стул.

Проверка домашнего задания

Технический тренинг

5 минут

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные неточности. Разыгрывание пианистического аппарата. Закрепление навыка игры гаммы. Мобилизация воли, включение слухового контроля, концентрация внимания.

Игровой аппарат готов к игре; ученица запомнила аппликатуру одноимённых гамм.

Просит сыграть гаммы Соль мажор и соль минор, предлагает сравнить их. Проверяет пройденный материал: игра одноимённых гамм отдельными руками. Задание: играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

Играет две одноимённые гаммы, контролирует аппликатуру, сравнивает их звучание, аппликатуру, звукоряд.

Гаммы Соль мажор, соль минор.

Фортепиано.

Адаптационный этап.

Открытие темы урока, постановка цели и задач урока.

5 минут

Создание проблемной ситуации. Принятие учащейся цели и задач урока.

Развитие навыка чтения с листа.

Понимание и принятие цели учебного занятия, наличие мотивации.

Предлагает учащейся прочитать с листа в ансамбле пьесу «Баба Яга» Соколовой. Включает учащуюся в определение цели и задачи. Вопросы: Что ты себе представляешь, что хочешь передать своим исполнением? Сказочники и поэты для создания образа пользуются… (словом), художники - …(красками), а музыканты... (музыкальными звуками)

Вопрос: Что означает термин «музыкальный образ»?

Озвучивает тему урока, цели и задачи.

Учащаяся исполняет с листа в ансамбле с учителем пьесу Н.Соколовой «Баба Яга»; отвечает на вопросы педагога, анализирует средства выразительности для создания музыкального образа; совместно с учителем формулирует цель учебного занятия.

Н.Соколова «Баба Яга» (Сборник «Ребёнок за роялем»)

Фортепиано.

Компьютер, Презентация.

Совместное исследование проблемы.

7 минут

Выведение понятия «музыкальный образ», определение и систематизация средств выразительности, необходимых для его создания.

Учащаяся знает характерные черты образа Бабы Яги, понимает отличительные свойства различных видов искусств, применяемых для воплощения данного образа. Учащаяся пользуется знаниями на практике.

Демонстрирует рисунки, видео и музыкальные произведения на заданную тему.

Читает стихотворение, просматривает рисунки, видео, слушает фрагменты музыкальных произведений. Выявляет общие черты при воплощении образа Бабы Яги.

П.Чайковский «Баба Яга» («Детский альбом») М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки»)

Фортепиано, карточка, компьютер, Презентация, тематические рисунки, фрагменты видео (мультфильм)

Этап усвоения новых знаний и способов действий

6 минут

Усвоение способов, средств, которые привели к определённому выбору. Систематизация музыкальных средств выразительности, необходимых для создания нужного образа. Более осознанное исполнение пьесы Н.Тороповой «Баба Яга»

Учащаяся исполняет пьесу Н.Тороповой «Баба Яга» более характерно и артистично, пользуясь необходимыми средствами выразительности, такими, как лад, ритм, темп, оттенки, регистры, штрихи, интонации.

Подводит учащуюся к выводам о применении необходимых средств музыкальной выразительности, организует вопросно-ответное общение, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, побуждает к высказыванию своего мнения.

Исполняет пьесу Н.Тороповой «Баба Яга», анализирует своё исполнение, обозначает и характеризует применённые средства музыкальной выразительности: лад, ритм, темп, оттенки, регистры, штрихи, интонации.

Н.Торопова «Баба Яга»

Фортепиано,

Компьютер,

Презентация

Физкультпауза

2 минуты

Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения

Эмоционально- физическая разрядка

Педагог предлагает выполнить физические упражнения на расслабления различных групп мышц. Исполняет ритмичную музыку (И.Штрауса, Д.Шостаковича, С.Цфасмана)

Учащаяся выполняет физические упражнения «Вытряхивания», «Дерево на ветру», «Заводная игрушка»

Полька И.Штрауса, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича «Медленный вальс» С.Цфасмана

Фортепиано

Заключительный этап работы над произведением

3 минуты

Закрепление приобретённых в процессе работы навыков.

Учащаяся учится анализировать свою игру, умеет эмоционально откликаться на информацию, исполнение более осмысленно, эмоционально.

Организует уточняющую беседу о собственном видении Бабы Яги ученицей с описанием внешнего облика, голоса, движений, походки. Организует анализ технических средств выразительности: качественное staccato, интервалика, оттенки. Обсуждение исполнения учащейся пьесы «Баба Яга» Н.Тороповой

Учащаяся анализирует конкретные средства выразительности, исполняет пьесу Н.Тороповой, оценивает свою игру, что получилось, что нет.

Н.Торопова «Баба Яга»

Фортепиано, мультимедиа.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

9 минут

Расширить возможности учащейся по воплощению музыкального образа в программной пьесе.

Развить познавательную деятельность, расширить кругозор, расширить эмоционально- чувственное восприятие.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Учащаяся имеет краткое представление о творчестве композитора А.Гедике. Изучено понятие «программная музыка» Умеет исполнять фрагмент пьесы «Гроза» с применением осознанно выбранных средств для создания музыкального образа.

Учитель обращается к заданной на дом пьесе «Гроза» А.Гедике, вводит новое понятие «программная музыка»; просит охарактеризовать образ нового произведения; организует обсуждение подбора необходимых средств музыкальной выразительности для создания музыкального образа.

Исполняет фрагмент пьесы для сравнения.

Учащаяся отвечает на вопросы учителя о подборе нужных средств выразительности: лад, ритм, темп, оттенки, регистры, штрихи, интонации. Исполняет фрагмент пьесы, анализирует свою игру.

А.Гедике «Гроза»

Фортепиано, компьютер,

Презентация

Информация о домашнем задании.

2 минуты

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учащаяся имеет чёткий план выполнения самостоятельной домашней работы, готова применять полученные знания и навыки на практике и углублять их самостоятельно.

Положительно оценивает деятельность учащейся

Слушает и дополняет учителя

А.Гедике «Гроза», Н.Торопова «Баба Яга»

Итог урока:

Тема нашего сегодняшнего урока была широка и многогранна. Но «сердцем» её стал музыкальный образ. Что означает этот термин? Если мы заглянем в словарь, то прочтём, что «образ - это вид, облик». Можно добавить: обобщённый тип или характер. Например, героический образ или образ победителя - рыцарь; образ злой силы - Баба Яга. Сегодня на уроке мы учились создавать образ при помощи выразительных средств музыки.

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

© 2010-2022