• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок по музыке на тему Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

Урок по музыке на тему Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7класс, 2 - ое полугодие

Тема: «Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка»

Название урока: «Музыка, рождённая любовью и верой»


Цель урока: познакомить обучающихся с двумя направлениями музыкальной культуры: светской и религиозной музыки на примерах знакомых уже произведений.

Образовательные задачи: - познакомить с особенностями драматического действа церковной музыки в восточной православной и западной католической церкви;

- познакомить с классическими видами инструментального ансамбля: соната, трио, квартет, квинтет; - закрепить понятия слов: знаменный распев, литургия, всенощная, венчание, молебен, хорал, месса, реквием, страсти, кантата, полифония, фуга, камерная музыка.

Воспитательные задачи: духовное совершенствование музыкальной культуры через восприятие светской и духовной музыки.

Развивающие задачи: развивать эмоционально - образное восприятие музыкальных произведений.

Знать/понимать:

- определения музыкальных жанров и терминов: полифония, хорал, духовный концерт, соната - фантазия, романс.

- понимать особенности полифонического изложения музыки.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, средства и форму воплощения.

Оборудование: 1.доска

2.ноутбук

3.фортепиано

4.наглядности

5.раздаточный материал

Тип урока: урок углубления

Форма урока: урок - игра, урок- размышление.



Ход урок

Любите музыку, любите!

Она поможет в трудный час

Лишь только руки протяните

Она вам всю любовь отдаст!

А. Шталовная

1.Организационный момент (приветствие)

Добрый день, уважаемые ребята, сегодня мы продолжаем углублять знания по основной теме 2- го полугодия, кто мне поможет её озвучить? (Особенности музыкальной драматургии камерной и симфонической музыки) Урок наш назвается: «Музыка, рождённая любовью и верой», а эпиграфом к уроку являются слова учителя искусства А. Шталовной (прочитать), как вы понимаете эти слова? (рассуждаем)

Тема же сегодняшнего урока называется: «Два направления музыкальной культуры…», а название этих направлений, вы узнаете в ходе игры, когда разгадаете кроссворд.

2. Актуализация знаний (кроссворд)

Делимся на 2 команды, кроссворд решаете совместно, условия игры: работаем в пол - голоса, ваши помощники тетради, ключевое слово одно.

Вопросы для первой команды: (ключевое слово - «светская»)

1)Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев? (Рапсодия)

2)Какому композитору принадлежит симфония№4?(П.Чайковский)

3)Какой композитор написал 1-ую американскую оперу «Порги и Бесс»? (Д.Гершвин) 4)Как называется вокальный или инструментальный ансамбль, состоящий из 4 исполнителей?(Квартет) 5)Имя русского композитора - химика 19в., написавшего оперу «Князь Игорь»?(Александр) 6)Какому композитору принадлежит Симфония №3 «Героическая»? (Бетховен) 7)Кого в музыке называли мастером полифонии, произведения которого исполняются в обработке и в наше время?(И.Бах) 8)Как называется музыкальный термин (следование) - перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.(секвенция)

Вопросы для второй команды: (ключевое слово - «духовная»)

1)Музыкальный термин, с помощью которого композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и изменённое.(варьирование) 2) Как называется подражание, повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения? (имитация) 3)Как называется построение целого произведения и его частей, где соблюдаются принципы сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов? (драматургия) 4) Как называется на французском языке ночное произведение лирического настроения в инструментальном исполнении? 5)Какой русский композитор - химика 19в., написал «Ноктюрн» для квартета и оперу «Князь Игорь»?6)Как называется музыкальный термин, который является одним из самых распространённых способов развития музыки? (повторение)7) Имя немецкого композитора, написавшего Симфонию №3 «Героическую». 8) Как называется главное в музыке, так же как и в жизни, изменение интонации, темы, мелодии? (развитие)

Каждая команда получает название, угаданное в кроссворде, и мы можем дописать тему урока: светская и духовная музыка. Открываем учебники стр.88, каждая команда самостоятельно работает с учебником, углубляя знания о светской и религиозной музыке. Первые 2 абзаца читают все, но после делитесь: «светская», работает на странице 90 - 91,«духовная» на странице 88 - 89.

Обмениваемся полученными знаниями (вопросы «духовной» команде):

- Как вы понимаете духовная музыка? - Музыка, написанная на религиозный текст. - Основная тема духовной музыки? - Духовная музыка всегда была связана с богослужением, обращалась только к темам Священного писания. - Что является основой развития религиозной музыки? - Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа.

- Какие произведения в восточной православной церкви вы можете назвать? - Литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках, которых лежит знаменный распев. - А в западной католической церкви? - Месса, реквием, страсти, кантаты и в их основе-хорал(многоголосное пение в сопровождении органа и оркестра) - Благодаря какому жанру духовная музыка получает глубокое и многогранное развитие? (полифонии)

Вопросы «светской» команде: - На что опиралась светская музыка в своих истоках? - Светская музыка в своих истоках опиралась на народно - песенную, танцевальную культуру. - Как называлась в 16веке «комнатная музыка», написанная для небольшого состава исполнителей? (камерная музыка) Какая музыка звучала при дворах знатных вельмож и в домашней обстановке? - Камерная музыка. - Где в основном работали профессиональные музыканты и исполнители вплоть до 18 века? - Вплоть до 18 века они служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. - С какого века активизируется их светская концертная жизнь и становится свободной от влияния церкви? - С середины 18 века активизируется их светская концертная жизнь и становится свободной от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблей и сольных концертов. - Какие классические виды инструментального ансамбля были созданы венскими композиторами? - В творчестве венских композиторов - классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и других, формируются классические виды инструментального ансамбля: соната, трио, квартет. - Какая музыка звучала при дворах знатных вельмож и в домашней обстановке? - Камерная музыка. - Когда появилась и чем отличается от церковной музыки? - Камерная музыка появилась в 16 веке, исполнялась инструментально или вокально в небольших помещениях, но постепенно стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.

Всё, что вы узнали, о двух направлениях музыкальной культуры, мы закрепим в восприятии музыки (записываем названия произведений):

1). Духовный концерт,1ч. «Не отвержи мене во время старости» М.Березовский(2)

2). «Господи помилуй» («Kyrie, eleison!») из «Высокой мессы» И.Баха(4)

3). Соната №14 «…» Л. Бетховена(1)

4). Романс «…» М. Глинки(3)

5) «…» Д. Шостакович (5)

Во время слушания музыкальной викторины будьте внимательны при расставлении цифр, а также нужно дописать названия произведений. (определяем, проверяем самостоятельно, обмениваясь тетрадям, анализируем) Ребята, у нас ещё одно произведение, которое вам знакомо и поможет нам закрепить ваши полученные знания на сегодняшнем уроке в вокальной музыке, к какому направлению музыкальной культуре её можно отнести? слушаем песни «Ангелы в небе высоком живут», определяем (духовной), «Как здорово» О.Митяева, определяем (светской)

3.Вокально-хоровая работа - «Как здорово», разучивание второго куплета.

4.Обобщение урока, вывод: - Как вы думаете ребята, для чего нужна нам и человечеству духовная и светская музыка? - Музыка как друг человека, приходит к нам в разные минуты жизни, счастливые и горестные. Каждое направление музыкальной культуры имеет своё предназначение, она вдохновляет нас, делает добрее и сильнее, учит любить, любить красоту и беречь её, быть внимательными и заботливыми. Произведения, прослушанные на уроке, были написаны (рождены) любовью и верой. Композиторы передовая нам свои чувства, делились своими мыслями: болью и радостью, любовью и предательством и у каждого из них была своя вера, но объединяла их любовь к музыке. Наш урок предлагаю закончить словами из эпиграфа к нашему уроку.

(читаем вместе)

Д/З творческое: узнать историю создания песни «Как здорово»

© 2010-2022