- Преподавателю
- Музыка
- Образовательная программа Хоровое пение
Образовательная программа Хоровое пение
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова О.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ «РАДУГА»
ТАТАРСКОГО РАЙОНА
Рассмотрено и одобрено
педагогическим советом
Протокол №
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДОД ДШИ
Татарского района
_____________Я.Г. ПАНКРАЦ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Возраст обучающихся: 6,5 - 8 лет
Срок реализации программы: 4 года
Составитель: Ульбертова Ольга Васильевна,
преподаватель хорового класса, сольного пения
Татарск 2009
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Пояснительная записка………………………………………………………………….3
-
Контроль и учёт успеваемости……………….…………………………………5
-
Критерии контрольных требований…………………………………………...6
-
Требования к организации и проведению контрольного урока, экзамена.7
-
знания, умения и навыки по годам обучения………………………………...7
-
Прогнозируемый результат (модель выпускника)…………………………..8
-
Учебно-методический комплекс.........................................................................8
- Рабочие тетради № 1,2,3,4,5,6
- Плакаты № 1,2
- Диски с фонограммами № 1,2,3,4
- Технологический паспорт преподавателя
- Детские музыкальные инструменты
Учебно-тематический план…………………………….……………………………….9
-
Первый класс …………………………………………………………………….9
-
Второй класс……………………………………………………………..............11
-
Третий класс……………………………………………………………..............13
-
Четвёртый класс………………………………………………………………...15
Содержание программы………………………………………………………………..17
-
Первый класс ……………………………………………………………………17
-
Второй класс……………………………………………………………..............18
-
Третий класс……………………………………………………………..............19
-
Четвёртый класс………………………………………………………………...20
Примерный репертуарный список…………………………………………………....21
Список использованной литературы…………………………………………………26
Список методической литературы…………………………………………………...26
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа соответствует художественно-эстетической направленности.
Программа модифицирована для общеэстетического отделения ДШИ «Радуга» с учётом специфики работы в МОУ-лицее на основе программы Министерства культуры СССР «Хоровой класс (коллективное музицирование) для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ». Составители В.С. Попов, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь, Москва, 1988 г.
Дополнительное образование несёт важную социальную функцию, которая заключается в том, чтобы средствами искусства (в частности, хорового пения) способствовать развитию и оздоровлению детей, адаптировать детей к жизни, формировать их общую культуру, музыкальный вкус, навыки коллективного общения, развивать мышление, фантазию, раскрывать индивидуальность, развивать интерес к хоровому пению, а также профессионально самоопределиться. Школа искусств создаёт условия для реализации личностного творческого потенциала любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.
Данная программа обладает элементами новизны:
-
конкретизирован контроль и учёт успеваемости;
-
изменены годовые требования;
-
сформулированы знания, умения, навыки по годам обучения;
-
сформулирован прогнозируемый (конечный) результат (модель выпускника) обучения учащихся;
-
составлен список использованной литературы;
-
составлен список методической литературы;
-
программа содержит список учебно-методического комплекса;
-
добавлен теоретический материал;
-
составлен новый репертуарный список.
Программа гибкая: возможна перестановка тем, изменение почасового плана, репертуарного списка.
Программа реально выполнима: в распоряжении преподавателя просторный класс для занятий в МОУ-лицее; магнитофон, караоке, инструмент фортепиано; в ДШИ библиотека с нотным и методическим материалом, аудио-/CD/DVD записями; студия звукозаписи, актовый зал для репетиций и концертных выступлений.
Программа обладает цельностью: в ней содержится весь объем информации учебного процесса. Все её части увязаны между собой и подчинены цели и задачам.
ЦЕЛЬ программы: воспитание гармонично развитой личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей средствами хорового пения.
ЗАДАЧИ программы:
-
воспитательные: воспитать у ребенка музыкальный вкус, чувство коллективизма, любовь к музыке к своей родине.
-
развивающие: развить музыкальный слух и музыкальный кругозор.
3
-
образовательные:
-
формирование необходимых вокально-хоровых знаний, умений и навыков (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и др.)
-
дать первоначальные знания в области музыкальной грамоты
-
Возраст детей, на которых рассчитана данная образовательная программа 6,5 - 8 лет, и срок её реализации составляет 4 года.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе хорового пения является групповой урок (состав группы в среднем составляет 18 - 25 человек). Состав группы смешанный: занятия проводятся совместно мальчики с девочками. Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся.
В соответствии с рабочими учебными планами занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.
Время длительности урока:
-
1 класс по 30 минут, со II полугодия по 35 минут;
-
2-4 классы по 40 минут.
Учебный год разделен на четыре четверти:
I четверть - 9 часов;
II четверть - 7 часов;
III четверть - 10 часов; 1 класс - 9 часов;
IV четверть - 8 часов
Всего в учебном году - 34 часов (для 1 класса 33 часа).
Общий объём курса - 135 часов.
Репетиционные занятия могут проводиться как в классе в МОУ-лицея, так и в детской школе искусств, РДК.
Музыкальное сопровождение на уроках включает в себя различные виды: инструментальное (фортепиано), фонограмма (минус один), караоке.
За учебный год должно быть пройдено примерно следующее количество произведений:
1 класс - 16 - 18;
2 класс - 15 - 17;
3 класс - 13 - 15;
4 класс - 10 - 13.
Выпускная программа составляется в конце первого полугодия выпускного класса и утверждается на заседании учебной площадки
В работе над произведениями возможна различная степень завершённости исполнения: некоторые произведения готовятся для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления.
В репертуаре класса должны присутствовать народные игры, попевки, песни, произведения советских, современных, отечественных композиторов. Возможно разучивание песен с электронным аккомпанементом (с компьютерной аранжировкой).
4
Кроме выучивания нового музыкального материала, необходимо регулярное повторение ранее выученных произведений (накопление исполняемого репертуара).
Для расширения музыкального кругозора учащихся возможны пояснительные беседы педагога о композиторах, песни/произведения которых исполняет хор.
В рабочих занятиях возможно применение знаний нотной грамоты, навыки сольфеджирования, а также пения по слуху.
Для улучшения большей заинтересованности учащихся в работе и дисциплины педагог тесно взаимодействует с родителями: приглашает на концерты, конкурсы и др.
КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
ДШИ осуществляет текущий и промежуточный контроль успеваемости и итоговую аттестацию учащихся в соответствии с Уставом школы и требованиями Закона РФ «Об образовании».
Учёт успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе индивидуальной и групповой проверки знаний.
Основными видами контроля успеваемости учащихся являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся: осуществляется регулярно преподавателем, ведущим предмет, в рамках расписания занятий и предполагает использование различных систем оценки (дифференцированная (пятибалльная), словесная). На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки;
- промежуточная аттестация учащихся: контрольные уроки, контрольные просмотры; открытые концерты; конкурсы и просмотры к ним;
- итоговая аттестация учащихся: экзамены проводятся в выпускном 4 классе в соответствии с действующими рабочими учебными планами.
Формы контроля учебной работы:
- текущее занятие: поурочное оценивание;
- контрольные уроки:
- проводятся в конце I, III, IV четвертях;
- в конце II четверти вместо контрольного урока проводится Новогодний утренник;
- проводит преподаватель с обязательным применением оценок;
- контрольные просмотры, открытые концерты, конкурсы и просмотры к ним:
- проводятся в соответствии с годовыми планами ДШИ и МОУ-лицея;
- исполнение песен по обоюдному согласию учащихся и преподавателя (количество: от одного и более произведений);
- участие во всех перечисленных видах контроля приравнивается к выступлению на контрольном уроке;
- экзамены:
- проводятся в конце учебного года в мае месяце в 4 классе;
- выносятся четыре хоровых произведения;
- итоговая оценка по предмету выводится на основании годовой и экзаменационной оценок, полученных учащимся в течение последнего (четвёртого) года обучения;
5
- учащемуся, заболевшему в период промежуточной аттестации, выводится на основании текущих оценок.
При подведении итоговой или переводной в следующий класс оценки учитывается следующее:
-
Оценка итоговой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения.
-
Оценка ученика за выступление на контрольном уроке или экзамене.
-
Другие выступления ученика в течение учебного года.
Все выступления учащихся в течение учебного года тщательно обсуждаются и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учениками успехи и имеющиеся недостатки. При выставлении оценки учитывается качество исполнения, соответствие репертуара примерному уровню трудности для каждого года обучения. Программы всех выступлений и их оценка фиксируются в журнале.
Оценки текущего контроля успеваемости учащихся фиксируются в соответствующей учебной документации: в журнале учёта успеваемости и посещаемости, в дневник учащегося, в общешкольную ведомость (четвертные, полугодовые, годовые оценки (выставляются по результатам текущего контроля, если учащийся посетил не менее 50% учебных занятий, если менее 50% - выносится на рассмотрение педагогического совета ДШИ)).
Учащиеся, освоившие образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Учащиеся, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие академическую задолженность по предмету, по решению педагогического совета школы отчисляются из школы в соответствии с Уставом школы.
Выпускникам школы выдаётся документ об образовании в соответствии с лицензией.
Лицам, не завершившим образование в ДШИ, выдаётся справка установленного образца (считаются учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию, либо не имеющие положительную итоговую оценку по предмету).
Наиболее одарённые дети по окончании общеэстетического курса на учебной площадке в МОУ лицей поступают в ДШИ «Радуга» на любые отделения без предварительного просмотра.
КРИТЕРИИ КОНТРОЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
-
общекультурный и музыкальный уровень;
-
музыкальность исполнения (динамичность, ритмичность, эмоциональность, умение слушать себя и аккомпанемент, владение голосом);
-
грамотное, выразительное, технически свободное исполнение песни/произведения;
-
певческие навыки (певческое дыхание (правильный бесшумный вдох и выдох исходя из темпа исполняемого произведения);
-
точное интонирование;
-
певучесть, напевность голоса (кантилена) (для медленных произведений);
-
дикционные навыки, чёткая и ясная артикуляция;
-
орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи;
-
недопустимо форсирование звучания, «белый» (пустой) звук;
-
умение петь в унисон (для исполнения в хоре).
6
-
выражение заинтересованности и эмоциональность.
ТРЕБОВАНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОГО УРОКА, ЭКЗАМЕНА:
-
Форма и содержание открытого урока определяется преподавателем.
-
Контрольный урок, экзамен должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой законченный по форме музыкальный и теоретический (только для контрольных уроков) материал, соответствующий требованиям класса.
-
Итоги контрольного урока, экзамена анализируются комиссией.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Первый год обучения
-
овладеть навыком дыхания;
-
уметь петь хором песни в диапазоне квинты - септимы с ровной мелодией без скачков, с сопровождением;
-
уметь двигаться под музыку;
-
определять и осознавать на слух лад (мажор, минор);
-
определять и осознавать на слух динамические оттенки (p, f);
-
знать теоретические сведения: музыкальные и шумовые звуки, высокие и низкие звуки, скрипичный ключ, ноты, длительности нот, клавиши и клавиатура, октавы, тон и полутон, динамические оттенки (p, f).
Второй год обучения
-
уметь петь несложные песни в пределах октавы, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки, с сопровождением;
-
узнавать мелодию по ритмическому рисунку;
-
определять и осознавать на слух мелодические обороты (движения, вниз);
7
-
знать теоретические сведения: паузы, знаки, увеличивающие нотные длительности, знаки альтерации, динамические оттенки, такт, тактовая черта, размер, ритм, темп.
Третий год обучения
-
уметь петь песни более октавы с сопровождением и без сопровождения, со сменой темпа, динамики и размера;
-
пение канонов;
-
простукивать ритмический рисунок исполненной мелодии;
-
знать теоретические сведения: лады (мажор, минор), хор и его виды, канон.
Четвёртый год обучения
-
уметь исполнять двухголосные песни;
-
уметь чисто интонировать мелодию;
-
знать теоретические сведения: затакт, определения (дуэт, трио, квартет)
7
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
(МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА)
За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:
- навыки и потребность в коллективном музицировании,
- умения владеть важнейшими вокально-хоровыми навыками (дыханием, в том числе цепным, звуковедением, строем, дикцией, ансамблем, в том числе правильным произношением гласных и согласных звуков),
- умения понимать художественный образ художественного произведения, выявлять его содержательный и эмоциональный смысл,
- навыки работы со словом, музыкальной и поэтической и музыкальной фразы, формой исполняемого произведения,
- умения чувствовать и выявлять кульминационные моменты целого и его отдельных частей,
- быть знакомым с приёмами сочетания запевов солиста или группы солистов с хором,
- владеть навыками дирижёрского жеста, сознательного отношения к указаниям дирижёра,
- понимания требований к агогическим и динамическим изменениям,
- иметь достаточный объём пройденных произведений разных по содержанию и жанрам,
-
знать состав различных хоров.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
-
Рабочие тетради № 1,2,3,4,5,6
-
Плакаты № 1,2,3
-
Диски с фонограммами № 1,2,3,4
-
Технологический паспорт преподавателя
-
Приложение (музыкальные инструмент, динамические оттенки, музыкальные и шумовые, низкие и высокие звуки).
8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ КЛАСС
№ урока
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
-
ЧЕТВЕРТЬ
Кол-во
часов
1-2
Музыкальные и шумовые звуки
Муз. О. Юдахиной, сл. Г. Новицкой. «Гномик»
2 ч.
3-4
Высокие и низкие звуки
Муз. А. Островского, сл. З. Петровой. «Азбука»
2 ч.
5
Скрипичный ключ
Муз. А. Островского А., сл. Петровой З. «Азбука»
1 ч.
6-7
Ноты
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Осень в гости к нам идет»
2 ч.
8
Ноты
Муз. Р. Роджерса, сл. М. Цейтлиной. «Звуки музыки».
Муз. и сл. Е.Гомоновой. «Осень в гости к нам идет»
1 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
II ЧЕТВЕРТЬ
1
Длительности нот
Муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферана. «Новогодняя песенка» из кинофильма «Джентльмены удачи»
1 ч.
2
Длительности нот
Муз. и сл. М. Картушиной. Игра «Заморожу»
1 ч.
3
Длительности нот
Сл. автора начала века, муз. Е. Гомоновой. «Танец снежинок»
1 ч.
4
Муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашёвой. «В лесу родилась елочка»
1 ч.
5
Муз. М. Красева, сл. Е.Александровой. «Ёлочка»
Муз. и сл. А. Александрова. «Ёлочка большая»
1 ч.
6
Муз. В.Витлина, сл. С. Погореловского. «Дед Мороз»
1 ч.
7
Новогодний утренник
1 ч.
ВСЕГО:
7 ч.
9
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
III ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Клавиши и клавиатура
Сл. И. Бурсова, муз. Е.Гомоновой. «Доброта»
2 ч.
3
Октавы
Сл. И. Бужова муз. Е. Гомоновой. «Доброта»
1 ч.
4
Динамические оттенки p и f
Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Валиной. «Веселый музыкант»
1 ч.
5
Тон и полутон
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Подарки маме», «Мамочке любимой»
1 ч.
6
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Подарки маме», «Мамочке любимой» (музыкально-ритмические движения»)
1 ч.
7 - 8
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Подарки маме», «Мамочке любимой» (музыкально-ритмические движения»)
2 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
IV ЧЕТВЕРТЬ
1
Высокие и низкие звуки (повторение)
Муз. Т. Назаровой - Метнер, сл. Е. Каргановой. «Топ и Хлоп»
1 ч.
2
Ноты и нотоносец. Скрипичный ключ
Муз. Т. Назаровой - Метнер, сл. Е. Каргановой. «Топ и Хлоп»
1 ч.
3
Длительности нот
Муз. Т. Назаровой - Метнер, сл. Е. Каргановой. «Топ и Хлоп»
1 ч.
4
Клавиши и клавиатура
Муз. Л. Лядовой, сл. Л. Некрасовой. «Прощание с букварём»
1 ч.
5
Октавы
Муз. Л. Лядовой, сл. Л. Некрасовой. «Прощание с букварем»
1 ч.
6
Тон и полутон
Муз. Л. Лядовой сл. Л. Некрасовой. «Прощание с букварем»
1 ч.
7
Динамические оттенки
Сл. З. Петровой, муз. З. Левиной. «Неваляшки»
1 ч.
8
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
8 ч.
10
ВТОРОЙ КЛАСС
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
1
Ноты и нотоносец. Скрипичный ключ
Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина. «Песня друзей» из кинофильма «Бременские музыканты»
1 ч.
2
Длительности нот
Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина. «Песня друзей» из кинофильма «Бременские музыканты»
1 ч.
3-4
Паузы
Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина. «Песня друзей» из кинофильма «Бременские музыканты»
Муз. Е. Гомоновой, сл. А. Шибицкой. «Листики»
2 ч.
5
Знаки, увеличивающие нотные длительности
Муз. Е. Гомоновой, сл. А. Шибицкой. «Листики»
1 ч.
6-7-8
Знаки альтерации
Муз. и сл. А. Абелян. «Про бемоль»,
Муз. и сл.А. Абелян. «Про диез»,
Муз. и сл. А. Абелян. «Про бекар».
3 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
II ЧЕТВЕРТЬ
1
Динамические оттенки f и p
Муз. В.Витлина, сл. С. Погореловского. «Метелица»
1 ч.
2
Динамические оттенки: ff, pp, mp, mf
Муз. и сл. М. Картушиной. Игра «Заморожу»
Муз. Л. Аксёновой, сл. С. Королевой. «Новогодний танец»
1 ч.
3
Динамические оттенки: крещендо и диминуэндо
Муз. и сл. Л. Аксёновой. Песня-игра «Танец с новогодним дождем»
1 ч.
4
Муз. А. Филиппенко, сл. Р. Бойко. «Новогодняя»
1 ч.
5
Сл. и муз. М. Каршушиной. «Елочка»
1 ч.
6
Муз. В.Витлина, сл. С. Погореловского. «Дед Мороз»
1 ч.
7
Новогодний утренник
1 ч.
ВСЕГО:
7 ч.
11
II ПОЛУГОДИЕ
III ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Такт и тактовая черта
Муз. Г. Гладкова, сл. Ю.Энтина. «Это знает всякий» из телефильма «Приключение электроника»
2 ч.
3-4-5
Размер
Муз. С. Бугославского, сл. О.Высоцкой. «Песня о пограничнике»
3 ч.
6-7
Ритм. Темп
Муз. М. Парухаладзе, сл. М.Пляцковского. «Мамина песенка»
2 ч.
8
Ритм. Темп
Муз. Н. Бордюг, сл. И. Мазнина. «Если утки»
1 ч.
9
Клавиши и клавиатура. Октавы
Муз. Н. Бордюг сл. И. Мазнина. «Если утки»
1 ч.
10
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
10 ч.
IV ЧЕТВЕРТЬ
1
Длительности нот. Паузы. Знаки увеличивающие нотные длительности
Муз. Н. Бордюг, сл. И. Мазнина. «Если утки»
1 ч.
2
Ноты
Муз. Н. Бордюг, сл. И. Мазнина. «Если утки»
1 ч.
3
Знаки альтерации
Муз. и сл. А. Абелян. «Про бемоль», «Про диез», «Про бекар» (повторение)
1 ч.
4
Динамические оттенки (повторение)
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Праздник - безобразник»
1 ч
5 - 6
Такт и тактовая черта, размер
Сл. и муз. Е.Гомоновой. «Праздник-безобразник»
2 ч.
7
Ритм. Темп
Сл. и муз. Е.Гомоновой. «Праздник-безобразник»
1 ч.
8
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
8 ч.
12
ТРЕТИЙ КЛАСС
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Ноты (письмо)
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина «Дорога добра»
2 ч.
3
Длительности нот. Знаки увеличивающие нотные длительности (письмо)
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина «Дорога добра»
1 ч.
4
Паузы
Муз. и сл. Болдыревой. «Непогодица»
1 ч.
5-6
Такт и тактовая черта
Муз. и сл. Болдыревой. «Непогодица»
2 ч.
7
Размер
Муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен. «Осень»
1 ч.
8
Знаки альтерации
Муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен. «Осень»
1 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
II ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Динамические оттенки
Муз. В. Витлина сл. С. Погореловского. «Метелица»,
Песня-игра «Буги-вуги»
2 ч.
3
Муз. В. Кондратенко, сл. И. Черницкой. «Новогодняя песенка»
1 ч.
4
Муз. М. Раухвергера, сл. О. Высоцкой. «Ёлка»
1 ч.
5
Муз. и сл. А. Александрова. «Дед Мороз»
1 ч.
6
Муз. и сл. А. Александрова. «Ёлочка любимая»
1 ч.
7
Новогодний утренник
1 ч.
ВСЕГО:
7 ч.
13
II ПОЛУГОДИЕ
III ЧЕТВЕРТЬ
1
Лады в музыке
Муз. Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторова. «Дружат дети»
1 ч.
2
Мажорный лад
Муз. Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторова. «Дружат дети»
1 ч.
3
Минорный лад
Муз. Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторова. «Дружат дети»
1 ч.
4
Минорный лад
Муз. Л. Лядовой, сл. З. Петровой. «Капитан»
1 ч.
5-6
Муз. Л. Лядовой, сл. З. Петровой. «Капитан»
2 ч.
7-8
«Праздник бабушек и мам»
2 ч.
9
Хор и его виды. Слушание хора А. Пятницкого, народный хор
1 ч.
10
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
10 ч.
IV ЧЕТВЕРТЬ
1 - 2
Русские народные песни
Р.н.п. «На горе-то калина»
2 ч.
3
Ноты
«Школьное рондо»
1 ч.
4
Длительности нот. Паузы
«Школьное рондо»
1 ч.
5
Такт и тактовая черта. Размер
«Школьное рондо»
1 ч.
6
Знаки альтерации. Лады
«Школьное рондо»
1 ч.
7
Подготовка к контрольной работе
1 ч.
8
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
8 ч.
14
ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
1
Скрипичный ключ
Муз. Г. Ребровой, сл. З. Петровой. «Осень»
1 ч.
2
Клавиши и клавиатура
Муз. Г. Ребровой, сл. З. Петровой. «Осень»
1 ч.
3
Октавы
Муз. Г. Ребровой, сл. З. Петровой. «Осень»
1 ч.
4
Длительности нот.
Муз. Г. Ребровой, сл. З. Петровой. «Осень»
1 ч.
5
Паузы
Муз. и сл. В. Балахоненковой. «Мы простились с летом»
1 ч.
6
Знаки, увеличивающие нотные длительности
Муз. и сл. В. Балахоненковой. «Мы простились с летом»
1 ч.
7
Ритмический диктант
Муз. и сл. В. Балахоненковой. «Мы простились с летом»
1 ч.
8
Знаки альтерации
Муз. Ю. Матвеева, стихи А. Блока. «Зайчик»
1 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
II ЧЕТВЕРТЬ
1
Такт и тактовая черта. Размер
Муз. В. Ренева, сл. Е. Валиной. «Сказочка»
1 ч.
2
Затакт
Муз. В. Ренева, сл. Е. Валиной. «Сказочка»
1 ч.
3
Муз. Л. Лядовой, стихи Г. Ходосова. «Новогодняя полька»
Игра «Буги-вуги»
1 ч.
4
Муз. М. Старокадомского, сл. Л. Некрасовой. «Что за дерево такое?»
1 ч.
5
Муз. и сл. А. Александрова. «Дед Мороз»
1 ч.
6
Муз. В. Кондратенко, сл. Ф.Финкельштейна. «Снежинки-пушинки»
1 ч.
7
Новогодний утренник
1 ч.
ВСЕГО:
7 ч.
15
II ПОЛУГОДИЕ
III ЧЕТВЕРТЬ
1
Ансамблевое исполнение. Дуэт. Трио. Квартет
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
1 ч.
2-3
Канон
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
2 ч.
4-5
Хор и его виды
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. «Дорога Добра»
2 ч.
6
Проверочная работа
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. «Дорога Добра»
1 ч.
7-8-9
Лады
Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой. «Моя Россия»
3 ч.
10
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
10 ч.
IV ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева. «Школьный корабль»
2 ч.
3
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
1 ч.
4-5
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. «Дорога Добра»
2 ч.
6
Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой. «Моя Россия»
1 ч.
7
Подготовка к экзамену
1 ч.
8
Экзамен
1 ч.
ВСЕГО:
8 ч.
16
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ КЛАСС
ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
-
Правильное положение корпуса.
-
Спокойный, без напряжения, вдох.
-
Одновременный вдох перед началом пения.
-
Выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу.
-
Четкое произношение согласных в слове.
-
Слуховое осознание чистой интонации.
-
Вокально-хоровые упражнения на дыхание, на развитие кантиленного звуковедения, правильное звукообразование, артикуляцию.
-
Пение:
- упражнений из 2-3 соседних звуков,
- песен с диапазоном в пределах квинты-септимы с ровной мелодией без скачков, с сопровождением.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА
Движения под музыку:
- ходьба,
- бег,
- элементарные танцевальные движения.
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Определение на слух и осознание:
- лада (мажор, минор),
- динамических оттенков (f , p).
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Рисунок к песням.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
-
Музыкальные и шумовые звуки.
-
Высокие и низкие звуки.
-
Скрипичный ключ.
-
Ноты.
-
Длительности нот.
-
Клавиши и клавиатура.
-
Октавы.
-
Тон и полутон.
-
Динамические оттенки (p, f).
17
ВТОРОЙ КЛАСС
ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
-
Продолжаем работать над правильным положением корпуса, певческим дыханием.
-
Вокально-хоровые упражнения на звуковедение, звукообразование, артикуляцию.
-
Пение:
- упражнений 2-3 соседних звуков,
- скороговорок на одной ноте с постепенным ускорением темпа,
- несложных песен с диапазоном в пределах октавы, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки,
- с сопровождением.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА
-
Движения под музыку:
- ходьба,
- бег,
- элементарные танцевальные движения.
-
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Определение на слух и осознание:
- лада (мажор, минор),
- динамических оттенков,
- мелодических оборотов (движение вверх и вниз).
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Рисунки к песням.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
-
Паузы.
-
Знаки, увеличивающие нотные длительности.
-
Знаки альтерации.
-
Динамические оттенки (ff , pp, mp, mf, sf, крещендо, диминуэндо).
-
Такт, тактовая черта.
-
Размер.
-
Ритм, темп.
18
ТРЕТИЙ КЛАСС
ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
-
Вокально-хоровые упражнения на дыхание, на развитие звуковедения, звукообразования, на динамику, артикуляцию, дикцию, двухголосие).
-
Пение:
- упражнений из 3-5 соседних звуков,
- скороговорок на одной ноте с постепенной сменой темпа и динамики,
- песен с диапазоном более октавы, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, скачки, повторяющиеся звуки, с сопровождением и без сопровождения, со сменой темпа, динамики, размера,
- канонов.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА
-
Движение под музыку:
- ходьба,
- бег,
- элементарные танцевальные движения.
-
Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.
-
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Определение на слух и осознание:
- лада (мажор, минор),
- динамических оттенков,
- мелодических оборотов (движение вверх, вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки).
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
-
Импровизация мелодии на данный текст.
-
Рисунки к песням.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
-
Лады (мажор, минор).
-
Хор и его виды.
-
Канон.
19
ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС
ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
-
Упражнения на развитие подвижности голоса, расширение диапазона, динамику, артикуляцию, дикцию, звуковедения, звукообразования, двухголосие.
-
Пение:
- упражнений из 3-5 звуков с интервалами терция кварта, октава,
- скороговорки на 1 ноте с постепенной сменой темпа и динамики,
- песен с диапазоном более октавы, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, скачки, повторяющиеся звуки, с сопровождением и без сопровождения, со сменой темпа, динамики, размера,
- канонов,
- двухголосных песен.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА
-
Движение под музыку:
- ходьба,
- бег,
-танцевальные движения.
-
Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.
-
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
-
Определение на слух и осознание:
- лада (мажор, минор),
- динамических оттенков,
- мелодических оборотов (движение вверх, вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки).
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
-
Импровизация мелодии на данный текст.
-
Рисунки к песням.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
-
Затакт.
-
Дуэт, трио, квартет - определения
-
Повторение пройденного материала.
20
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
№
Название книги
Стр.
Авторы
Название песни
Кл.
1
Рабочая тетрадь
№ 1
1
Муз. Е.Гомоновой сл.И.Бурсова
Доброта
1-2
2
Рабочая тетрадь
№ 1
3
Муз. Е.Гомоновой сл.Ю.Энтина
Песня друзей
2
3
Рабочая тетрадь
№ 1
6
Муз.И.Шахова
Сл.М.Садовского
Счастливый человек
2
4
Рабочая тетрадь
№ 1
9
Муз.Г.Гладкова
Сл.Ю.Энтина
Это знает всякий
2
5
Рабочая тетрадь
№ 1
12
Муз.Н.Бордюг
Сл.И.Мазнина
Если утки
2
6
Рабочая тетрадь
№ 1
14
Муз.Д.Львов-Компанеец
Сл. В.Викторова
Дружат дети всей земли
2
7
Рабочая тетрадь
№ 1
16
Муз.и сл. Е.Гомоновой
Праздник безобразник
2
8
Рабочая тетрадь
№ 1
20
Муз.Р.Габичвадзе
Сл. Я.Халецкого
Идет по свету сказочка
2
9
Рабочая тетрадь
№ 1
22
Муз.Д.Кабалевского
Сл. И.Ракилло
Игра гостей
2
10
Рабочая тетрадь
№ 1
24
Муз.Р.Габичвадзе
Сл. Я.Халецкого
Продолжение сказки
3
11
Рабочая тетрадь
№ 1
27
Муз.Р.Габичвадзе
Сл. Я.Халецкого
Школьное рондо
3
12
Рабочая тетрадь
№ 1
30
Муз.Н.Песков
Сл.С.Фурина
«Чтобы солнышко светило»
3
13
Рабочая тетрадь
№ 1
32
Муз.М.Калининой
Сл.Г.Ладонщикова
Медведь проснулся
3
14
Рабочая тетрадь
№ 1
35
Муз.Г.Гладкова
Сл.В.Лугового
Песня о волшебниках
3
15
Рабочая тетрадь
№ 1
38
Муз.М.Минкова
Сл. Ю.Энтина
Дорога Добра
3
16
Рабочая тетрадь
№ 1
38
Муз.А.Рыбникова
Сл.Ю.Энтина
Буратино
3
17
Рабочая тетрадь
№ 1
40
Муз.Д.Кабалевского
Сл.Е.Долматовского
Школьные годы
4
18
Рабочая тетрадь
№ 1
43
Р.н.п.
Во поле береза стояла
4
19
Рабочая тетрадь
№ 1
44
Муз.О.Галахова
Сл. Г.Андреевой
Во дворе
4
20
Рабочая тетрадь
№ 1
48
Муз.В.Шаинского
Сл.М.Матусовского
Вместе весело шагать
4
21
Рабочая тетрадь
№ 1
48
Муз.А.Островского
Сл.Л.Ошанина
Пусть всегда будет солнце
3
22
Рабочая тетрадь
№ 1
49
Муз. Глинка
Сл.Н.Кукольника
Попутная песня
4
23
Рабочая тетрадь
№ 1
50
Муз.Р. Габичвадзе
Сл. Я.Халецкого
Идет по свету сказочка
4
24
Рабочая тетрадь
№ 1
53
Муз.Е.Крылатова
Сл.Ю.Энтина
Прекрасное далеко
4
25
Рабочая тетрадь
№ 1
53
Муз.Е.Птичкина
Сл.М.Пляцковского
Сказки гуляют по свету
4
26
Рабочая тетрадь
№ 2
1
Муз.Н.Дремлюги
Сл.Т.Масенко
Песня о школе
1
27
Рабочая тетрадь
№ 2
2
Муз.А.Островского
Сл.З.Петровой
Азбука
1
28
Рабочая тетрадь
№ 2
3
Сл.В.Викторова
Мы сидим за партами впервые
1
29
Рабочая тетрадь
№ 2
4
Сл.В.Викторова
Переменка
1
30
Рабочая тетрадь
№ 2
6
Сл.В.Викторова
Все новое у нас
1
31
Рабочая тетрадь
№ 2
8
Муз.С.Соснина
Сл.К.Ибряева
Песенка первоклассника
1
32
Рабочая тетрадь
№ 2
10
Муз.О.Юдахиной
Сл.Р.Новицкой
Гномик
1
33
Рабочая тетрадь
№ 2
12
Р.н.п.
Игра «Зайка»
1
34
Рабочая тетрадь
№ 2
13
муз.Л.Лядовой
Сл.Л.Некрасовой
Прощание с букварем
1
35
Рабочая тетрадь
№ 2
15
Муз.Т.Назаровой-Метнер
Сл.Е.Каргановой
Топ и хлоп
1
36
Рабочая тетрадь
№ 2
18
Муз.Б.Савельева
Сл.М.Пляцковского
Если добрый ты
1
37
Рабочая тетрадь
№ 2
19
Муз.Б.Савельева
Сл.М.Пляцковского
Дружба
1
38
Рабочая тетрадь
№ 2
20
Муз.З.Левиной
Сл.З.Петровой
Неваляшки
1
39
Рабочая тетрадь
№ 2
21
Муз.Д.Кабалевского
Сл.Е.Шварца
Кто дежурные
1
40
Рабочая тетрадь
№ 2
22
Сл.и муз. О.Боромыковой
Песенка нот
1
41
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
4
Сл.Ю.Полухина
Мой щенок
2
42
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
16
Сл.В.Харитонова
Терпение… минуточку
2
43
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
28
Сл.З.Петровой
Капитан
3
44
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
45
Сл.Я.Акима
Рыбак
1
45
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
52
Сл.М.Пляцковского
Хорошо бы!
2-3
46
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
59
Сл. З.Ямпольской
Космонавты
47
Рабочая тетрадь
№ 3
1
Муз.М.Картушиной
Игра «Заморожу»
1-2
48
Рабочая тетрадь
№ 3
2
Муз.Е.Гомоновой
Сл.автора нач.века
Танец снежинок
1
49
Рабочая тетрадь
№ 3
4
Муз.Л.Книппер
Сл.А.Коваленкова
Почему медведь зимой спит
1
50
Рабочая тетрадь
№ 3
6
Муз.В.Витлина
Сл.С.Погореловского
Дед Мороз
51
Рабочая тетрадь
№ 3
7
Муз.и сл.Л.Аксенова
Танец с новогодним дождем
2
52
Рабочая тетрадь№3
8
Муз.и сл.Л.Аксенова
Метелица
2
53
Рабочая тетрадь
№ 3
10
Муз.А.Филиппенко
Сл.Г.Бойко
Новогодняя
2
54
Рабочая тетрадь
№ 3
12
Муз.А.Филиппенко
Сл.Г.Бойко
Елочка большая
2
55
Рабочая тетрадь
№ 3
14
Муз.и сл. М.Картушиной
Ёлочка!
3
56
Рабочая тетрадь
№ 3
16
Муз.О.Буйновской
Сл.Лешкевич
Ёлочка
3
57
Рабочая тетрадь
№ 3
18
Муз.М.Старокадомс-кого
Что за дерево такое?
3
58
Рабочая тетрадь
№ 3
20
Муз.Л.Аксеновой
Сл.С.Королевой
Новогодний танец
3
59
Рабочая тетрадь
№ 3
21
Муз. В.Кондратенко
Сл.И.Черницкой
Новогодняя песенка
3
60
Рабочая тетрадь
№ 3
22
Муз.В.Кондратенко
Сл.Ф.Финкельштейна
Снежинки-пушинки
4
61
Рабочая тетрадь
№ 3
24
Муз.В.Кондратенко
Сл.Ф.Финкельштейна
Ёлочка любимая
4
62
Рабочая тетрадь
№ 3
26
Муз.В.Кондратенко
Сл.Ф.Финкельштейна
Дед Мороз
4
63
Рабочая тетрадь
№ 3
28
Муз.В.Ренёва
Сл.Е.Валиной
Сказочка
4
64
Рабочая тетрадь
№ 3
30
Муз. М.Красева
Сл.З.Александровой
Маленькой елочке
1
65
Рабочая тетрадь
№ 3
31
Муз.Л.Бекмана
Сл.Т.Кудашевой
В лесу родилась елочка
1
66
Рабочая тетрадь№4
1
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Танец капелек
1
67
Рабочая тетрадь
№ 4
4
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Осень в гости к нам пришла
1
68
Рабочая тетрадь
№ 4
6
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Осень
2
69
Рабочая тетрадь
№ 4
8
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Разноцветные листы
2
70
Рабочая тетрадь
№ 4
10
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Танец с осенними листочками
2
71
Рабочая тетрадь
№ 4
12
Муз.Е.Гомоновой
Сл.А.Шибицкой
Листики
2
72
Рабочая тетрадь
№ 4
15
Муз.Ю.Матвеева
Сл.А.Блока
Зайчик
3
73
Рабочая тетрадь
№ 4
17
Муз. и сл.
Е.Болдыревой
Песенка про непогодицу
3
74
Рабочая тетрадь
№ 4
20
Муз. М.Красева
Сл.М.Ивенсен
Осень
2-3
75
Рабочая тетрадь
№ 4
21
Муз.Л.Семеновой
Сл.Н.Найденовой
Листопад
3
76
Рабочая тетрадь
№ 4
23
Сл.В.Балахоненковой
Муз.Л.Князевой
Мы простились с летом
4
77
Рабочая тетрадь№4
25
Сл. русские народные
Солнышко
1
78
Рабочая тетрадь
№ 4
26
Муз.С.Полонского
Сл.Н.Виноградова
Весенняя песенка
3
79
Рабочая тетрадь № 4
28
Муз.С.Разоренов
Сл.Б.Иоблева
Подснежник
3
80
Рабочая тетрадь № 4
30
Муз.В.Герчик
Сл.С.Вышеславцева
Весна
2-3
81
Рабочая тетрадь№5
1
Сл.И.Шаферана
Бабушки
3
82
Рабочая тетрадь
№ 5
4
Сл.И.Шаферана
Праздник бабушек и мам
3
83
Рабочая тетрадь№5
7
Муз.и сл. Е.Гомоновой
Подарки маме
84
Рабочая тетрадь
№ 5
8
Муз. Ю.Чичков
Сл.К.Ибряева и Л.Кондрашенко
Самая счастливая
3
85
Рабочая тетрадь
№ 5
10
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Мамочке любимой
1
86
Рабочая тетрадь
№ 5
12
Муз.В.Иванников
Сл. О.Фадеевой
Самая хорошая
2
87
Рабочая тетрадь
№ 5
14
Муз. С.Соснина
Сл.В.Крючкова
Моя мама
3-4
88
Рабочая тетрадь
№ 5
16
Муз.Ю.Чичкова
Сл. М.Пляцковского
Некогда стареть учителям
4
89
Рабочая тетрадь
№ 5
20
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Наследники России
4
90
Рабочая тетрадь
№ 5
24
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Край Родной
3
91
Рабочая тетрадь
№ 5
26
Муз.С.Бугославского
Сл.О.Высотской
Песня о пограничнике
3
92
Рабочая тетрадь
№ 5
26
Муз.Д.Кабалевский
Сл.АПришельца
Наш край
2-3
93
Рабочая тетрадь
№ 5
28
Муз.З.Левиной
Сл.Л.Некрасовой
Наша Армия родная
2
94
Рабочая тетрадь
№ 5
30
Муз.Е.Тиличеевой
Сл.М.Булатова
Самолет
2
95
Рабочая тетрадь
№ 5
34
Муз.Г.Струве
Сл.Н.Соловьевой
Моя Россия
3-4
96
«Игралица» репертуарный сборник для детей
5
Муз. сл. народные
Игра «Катай каравай»
2
97
«Игралица» Репертуарный сборник для детей.
Составитель Гринчук О.И., Новосибирск, 2003
5
Муз. сл. народные
Игра «Колокольцы-бубенцы»
1-2
98
«Игралица» Репертуарный сборник для детей.
Составитель Гринчук О.И., Новосибирск, 2003
Муз. сл. народные
Ходила младешенька
2-3
99
«Игралица» Репертуарный сборник для детей.
Составитель Гринчук О.И., Новосибирск, 2003
Муз. сл. народные
На горе-то калина
3
100
Рабочая тетрадь
№ 6
1
Муз.А.Иванов
Сл.В.Потоцкий
Ты да я да мы с тобой
3
101
Рабочая тетрадь
№ 6
5
Муз. В.Шаинский
Сл. М.Пляцковский
От улыбки
1
102
«Музыка» 5 класс
В.Самигулина
84
Муз.Р.Роджерса
Сл.М.Цейтлиной
Звуки музыки
1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа Министерства культуры СССР «Хоровой класс (коллективное музицирование) для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ». Составители В.С. Попов, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь, Москва, 1988 г.
2.. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, стр. 33-70. В. Крюкова, Г. Левченко. - Ростов -на-Дону: Феникс, 2002.
3. Программа сольфеджио для ДМШ, ДШИ, вечерних школ общего музыкального воспитания. Министерсва культуры СССР, Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Составитель Калужская Т.А., Москва, 1984 г.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Работа в хоре. Методика, опыт. М., Проф-издат, 1997.
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ 2002.
-
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству Азбука музыкально-творческого саморазвития Серия: У тебя получится:\ - М.: Аквариум, 1997.
-
Д.М.Кабалевский «Про трех китов и про многое другое».
-
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. Пособие для студ. сред. Пед. учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.
-
Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание»\ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Просвещение, 1982.
-
Ветлугина Н.А., Кепеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»- М.: Просвещение, 1983.
-
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение, 1981, нот.
-
Румер М. Пение учебник для первого класса.
-
Румер М. Пение учебник для второго класса.
-
Румер М. Пение учебник для четвертого класса.
-
Румер М. Пение учебник для седьмого класса.
-
Е.А.Королева музыка в сказках, стихах и картинках: кн. Для учащихся и учителей.- М.: Просвещение, 1994, ил.
26