Методическое разработка Форма работы для начинающих музыкантов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: преподаватель по

классу баяна МКОУ ДОД ДШИ

Солигаличского муниципального района

Костромской области

Васильева Наталья Андреевна





Методическая разработка



«Формы работы с начинающими музыкантами»













Занятия музыкой с раннего детства давно уже стали обычным явлением и у нас в стране и за рубежом. Преимущества раннего приобщения ребёнка к музыке очевидны: психика его ещё не отягощена стереотипами, непосредственность восприятия, в значительной степени на уровне интуиции, позволяет решать самые сложные задачи, органично осваивать язык музыки. И сейчас я поделюсь опытом своей работы с начинающими баянистами.

Обучение в форме игры.

В начальный период обучения наиболее привлекательными выглядят методы работы, в которых используются элементы детской игры. Посмотрите, как ребёнок самовыражается в игре! Это может стать прекрасной моделью и стимулом для нахождения таких форм работы, которые позволят ребёнку столь же интенсивно самовыражаться в музыке. Игра должна быть интересной для ученика и одновременно эффективной для его обучения. Успешность применения игровых форм работы определяется изобретательностью педагога, его умением ориентироваться в каждой конкретной ситуации. Любая работа на уроке при соответствующей подаче педагога может стать увлекательной игрой для начинающего. Под музыку можно двигаться, её можно петь, её можно рисовать, рассказывать словами о её характере и содержании. Если в классе благоприятная обстановка для самовыражения ученика, его фантазия и воображение смогут подсказать педагогу как саму игру, так и скорректировать уже предложенную. Известная истина гласит: педагог, обучая своих учеников, сам постоянно учится у них.

В своей работе я использую много наглядного дидактического материала («Нотки - космонавты», «Музыкальные пазлы», «Нотки - раскраски», различные варианты пальчиковой гимнастики со стихами и т. д.). Для уроков я изготовила нотный альбом с иллюстрациями, по которому дети с удовольствием играют знакомые мелодии. Применяю много творческих заданий, например каждой осенью с первоклассниками мы делаем аппликации из кленовых листьев на тему «Крещендо в листьях клёна», и стены нашего класса начинают пестреть всеми красками осени.

Каждый педагог, работающий с детьми, знает, как непросто сконцентрировать внимание ребёнка на необходимом действии. Если то же самое действие удаётся реализовать в форме игры, проблема внимания решается зачастую сама собой. Игра, благодаря своей эмоциональной привлекательности для ученика, способствует проявлению непроизвольного внимания в работе как высшей формы сосредоточенности.











Ансамблевое музицирование, обучение нескольких детей

одновременно.

Опыт многих педагогов, работающих с начинающими, свидетельствует о том, что «вхождение» ученика в музыку и его самореализация в ней чрезвычайно эффективны при сочетании двух форм работы - индивидуальной и коллективной. Поэтому хорошо, когда педагог начинает обучать сразу двух- трёх детей. Если учеников несколько, то любой способ работы может принять форму игры. Например, использование метода соревнования между учениками одной и той же задачи всегда оживляет урок, повышает его рабочий тонус. Очень важно найти в каждом конкретном случае оптимальную пропорцию коллективной и индивидуальной работы с учениками. Значительная часть времени на уроке будет посвящена индивидуальной работе с каждым из них, в основном- игре сольного репертуара. Однако в случае совместной работы с несколькими учениками педагог также решает многие задачи индивидуального характера.

Я практикую совместное выполнение различных упражнений на расслабление определённых групп мышц («боксик», «маляр»), упражнений на внимание («платочек танцует»). Особенно нравится детям совместное исполнение на шумовых ударных инструментах: маракасах, трещётках, бубне, коробочке, треугольнике и т.д. Помогают в изготовлении инструментов сами дети (например, Васильев Иван на уроке труда в общеобразовательной школе изготовил «коробочку»). Играя в таком ансамбле, дети, ещё не имея устойчивых навыков игры на баяне, самовыражаются в игре на ударных инструментах (основную партию произведения исполняю я сама на баяне).

Участие родителей в начальный период обучения.

Важную роль для ребенка в начальный период обучения играет отношение членов семьи к его занятиям музыкой. Если родители любят музыку, проявляют постоянную заинтересованность к тому, что делает их ребенок, помогают ему в ежедневной работе, то такая домашняя атмосфера будет не только благоприятствовать его занятиям музыкой, но и сделает ее неотъемлемой частью жизни ребенка. На первых порах нередко бывает, что оценка родителей работы своего ребенка значимее для него, чем оценка педагога.

Кто-либо из родителей (или родственников) должен присутствовать на уроке, понимать и запоминать, лучше записывать задание, а дома помогать ребенку правильно его выполнить. Разумеется, роль репетитора родители выполняют только на первом этапе обучения, однако втягиваясь практически в этот процесс, они уже не мыслят своего ребенка вне музыки, заинтересованность их приобретает совершенно иной качественный уровень.

Важно, чтобы родители как можно раньше поняли, убедились в том, сегодня уже общепризнанном факте, что музыкальное воспитание - это не только обучение музыке, всему, что связано с ней. Но и комплексное развитие самых разнообразных психических, интеллектуальных, духовных и физических качеств человека. Понимание этого создает

необходимые предпосылки для установления тесного контакта в тандеме: ученик-родитель-педагог. Такой контакт необходим как в творческих, так и в практических вопросах. Это и помощь в организации домашних занятий, в самих занятиях, а также приобретение инструмента, необходимых, сопутствующих обучению пособий и т.д. совершенно очевидно, что некоторые вопросы, связанные с обучением музыке, могут положительно решаться только с участием и помощью родителей ученика.



Внеклассные формы работы.

Единые ценности, интересы позволяют объединить педагога и его учеников в коллектив единомышленников. Совместное общение возможно и вне класса. Формы могут быть самыми разнообразными: прослушивание музыкальных записей, посещение концертов, музеев, выезд на природу, поочередное проигрывание программы всеми учениками с последующим обсуждением каждого выступления самими же ребятами, отчетные концерты класса. Эти и другие мероприятия создают благоприятную творческую обстановку, среду, которая способствует ориентации учеников на подлинные художественные ценности, стимулирует их занятия музыкой. Особенно актуально такое единение в современных условиях, так как оно является необходимым противовесом засилию «массовой культуры»



Общие принципы построения урока с начинающими.

  1. Для сохранения высокого рабочего тонуса, концентрации внимания на протяжении всего урока следует чередовать различные виды и формы работы: сольную и ансамблевую игру на инструменте, движение под музыку, рисование, пение, слушание музыки и т.д. однотипная работа быстро утомляет маленького ученика. Применение игровых форм обучения будет также способствовать сохранению рабочей атмосферы на уроке.

  2. Однообразие на начальном этапе обучения губительно в любом виде. Если из урока в урок звучат одни и те же требования, рекомендации, слова и интонации, с которыми они были сказаны, восприятие учеником того, что говорит педагог, резко снижается.

  3. Не следует жестко планировать и проводить урок. Имея план того, что предстоит сделать, педагог всегда должен быть к импровизации своих действий как следствию действий своего ученика. Живость, непосредственность общения педагога с учеником будет способствовать созданию творческой атмосферы на уроке.

  4. Конкретная регламентация того, что предстоит сделать ученику, должна сочетаться с предоставлением ему возможности для собственного творчества. Любая работа, которую ученик может выполнить самостоятельно: поиск альтернативных решений, приемов, способов работы, интерпретации музыки и т.д. - должна делаться им самим. При подобном методе работы на уроке создаются предпосылки для реализации творческого потенциала ученика и в его домашних занятиях.

  5. Хорошо, когда ученик может сочетать непосредственность музицирования со способностью реально оценивать результаты своей игры. Чтобы развить данную способность у ученика, педагог предлагает ему на уроке оценивать собственную игру до того, как он сам будет делать. Полезность самооценки, если она практикуется регулярно, очевидна - ученик учится контролировать свои действия, осознавать реально существующие проблемы и в дальнейшем находить пути их решения. Необходимость постоянно оценивать собственные действия будет неизбежно повышать его слуховую активность. Выслушивая высказывания ученика, педагог, если есть в этом необходимость, корректирует их и направляет его работу в нужное русло; при этом педагог всегда должен учитывать то, что сказал ученик.

  6. Сложная работа, требующая больших усилий со стороны маленького ученика (обычно это усвоение нового материала), должна перемежаться с работой, которая ему хорошо знакома и с которой он может легко справиться. Такое чередование сложного и простого поможет избежать быстрого утомления ребенка, поддержать его интерес к занятиям.

  7. Построение урока, применяемые педагогом методы, приемы и способы работы будут тогда эффективными, когда во всем будет соблюдаться принцип индивидуального подхода. Объем и сложность усваиваемого материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи его педагогом и т.д. должны быть разными не только для разных категорий учащихся (менее или более способных), но для каждого ученика в отдельности.







© 2010-2022