- Преподавателю
- Музыка
- Сборник дидактических игр для урока музыки
Сборник дидактических игр для урока музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фирсов А.А. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»
Цель игры: Закрепить знания учащихся об инструментах симфонического оркестра
Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Так же игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ:
-
Учитель показывает детям карточки с инструментами и зачитывает информацию о них.
-
Учитель читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
-
Учитель показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно - берет карточку себе.
-
Учитель показывает инструмент - дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.
-
Учитель называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.
-
Дети загадывают друг другу инструменты движениями руками, показами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Музыкальные инструменты любят проводить время в обществе друг друга. И самое большое представительное собрание музыкальных инструментов называется симфонический оркестр. Управляет оркестром дирижер, при помощи дирижерской палочки.
Струнно-смычковые инструменты
В эту группу входят изящные, аристократичные инструменты разных размеров, сделанные из дерева, с натянутыми четырьмя струнами. Музыканты правой рукой водят смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимают струны в разных местах.
1. СКРИПКА - пожалуй, главный инструмент оркестра с высоким, певучим, похожим на женский голос звуком. При игре ее кладут на плечо. В оркестре скрипки звучат по-разному: то нежно шепчут, то веселятся, то грустят.
2. АЛЬТ - инструмент, похожий на скрипку, но голосом ниже, гуще и размером побольше.. Альты не обижаются, когда за внешнее сходство их принимают за скрипки, а голос - за виолончельный.
3. ВИОЛОНЧЕЛЬ - вдвое больше альта. Во время игры исполнитель держит ее между коленями, острым металлическим шпилем упирая в пол. Виолончель - прежде всего певучий, мелодичный инструмент. По теплоте, сердечности, силе чувств с «пением» виолончели может соперничать лишь низкий бархатный человеческий голос.
4. КОНТРОБАС - инструмент огромного, можно сказать, баскетбольного роста. Он самый большой и самый низкий по звучанию в скрипичном семействе. Голос контрабаса густой и суровый. На нем играют стоя или сидя на специальных высоких табуретах. В оркестре контрабасы выполняют особое поручение - поддерживают глубокими басами все звучание оркестра, как фундамент здание.
Деревянные духовые инструменты.
В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейта, гобой, фагот, кларнет) имеют вид небольших прямых трубочек с клапанами и отверстиями. Исполнитель вдувает в инструмент воздух и нажимает пальцами на клапаны.
5. ФЛЕЙТА - серебристая трубочка, которую при игре держат справа от себя. Голос у нее прозрачный, холодноватый, будто лесной речек. В оркестре флейта обычно рассказывает о нежных чувствах. Пение ее льется то ровно и спокойно, то рассыпается искрящимся водопадом.
6. ГОБОЙ - дудочка темного цвета с голосом островатым, носовым, немного похожим на утиный. В оркестре гобой способен на нежные чувства не хуже флейты и может звучать трогательно, ласково, порой жалобно и грустно.
7. КЛАРНЕТ - как и гобой, темного цвета дудочка с клапанами, только чуть шире и длиннее. Его звук полный и округлый, отличается благородством. В голосе кларнета слышна теплая, светлая грусть и мечтательность. Но на низких тонах звук его темнеет, становится сумрачным и угрюмым.
8. ФАГОТ - самый длинный инструмент своего семейства. Его держат перед собой вертикально, слегка наклонив вперед. У фагота низкий, чуть сдавленный хрипловатый голос. Главная задача его в оркестре - басить.
Медные духовые инструменты
Эта группа привлекает взгляд праздничным сверканием металла, из которого сделаны это причудливо изогнутые инструменты, напоминающие то рог, то гигантскую улитку.
9. ТРУБА - блестящая длинная трубочка согнутая дважды. Голос у трубы решительный, сильный, яркий. Она любит ворваться в звучание оркестра звонким светлым возгласом. Но и никогда не откажется пропеть длинную певучую фразу.
10. ВАЛТОРНА - закрученная в кольцо труба, похожая на огромную улитку. Валторна - самый поэтичный инструмент в группе медных духовых. Ее полный благородства, бархатно мягкий звук способен передавать тонкие переживания.
11. ТРОМБОН - Большой изогнутый блестящий металлический инструмент. Голос тромбона мужественный, суровый, сильный и пронзительный. Иногда решается пооткровенничать. А бывает, как медведь рявкнет зычным басом.
12. ТУБА - большой, неповоротливый духовой инструмент, голосом и тучной комплекцией похожий на слона. В оркестре туба очень редко подает свой тяжеловесный, глубокий, мощный бас.
Ударные инструменты
Эти инструменты украшают звучность оркестра, придавая ей блеск и яркость, упругость и динамичность. Их стихия - ритм.
13а. ЛИТАВРЫ - медные котлы, обтянутые кожей. Играют на литаврах двумя мягкими колотушками. Литавры в оркестре то тревожно дрожат, то выбивают победный ритм, то поражают громоподобными раскатами.
13б. ТАРЕЛКИ - два тонких медных, блестящих диска с ремешками для рук. Ударяя друг о друга, издают тонкий, звенящий, яркий звук
.
В симфоническом оркестре порой можно встретить и АРФУ, и РОЯЛЬ, и ОРГАН.
14. АРФА - изящный, похожий на крыло бабочки инструмент. Смотрится по-королевски: внизу сверкающие золотом педали, вверху на тонкой металлической колонне что-то вроде маленькой резной короны; и тончайшая накидка из 46 струн. Голос у арфы не громкий, нежный, он журчит ручейком, убаюкивает, ласкает. Он может то засверкать, переливаясь как струи фонтана. На арфе играют, перебирая ее струны пальцами.
«НАЙДИ НОТКУ»
ЦЕЛЬ: Закреплять знание нотной грамоты.
ЗАДАЧИ:
-
Закреплять знание названий нот.
-
Учить различать положение нот на клавиатуре.
-
Учить читать мелодии по клавиатуре.
«АПЛОДИСМЕНТЫ»
Цель игры: Способствовать развитию чувства ритма учащихся
Одна из самых простых музыкальных игр - на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример - он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.
«Загадочный инструмент»
Цель игры: Развивать внимательность учащихся, закрепить знания о музыкальных инструментах
Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)
Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.
-
деревянная основа
-
имеет струны
-
средних размеров
-
играть с помощью смычка.
-
имеет певучие звучание.
Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.
«Загадки»
Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.
-
Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).
-
Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).
-
Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).
-
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).
-
Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)
-
Он по виду брат баяну, где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану, всем знаком … (аккордеон)
-
Хороводом мы пойдем, песню звонко запоем,
Забренчит нам, угадай-ка, веселушка …(балалайка)
-
Приложил к губам я трубку - полилась по лесу трель, -
Инструмент тот очень хрупкий, называется … (свирель)
-
У какого инструмента есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно, это славный наш … (рояль)
Список используемой литературы:
-
Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва «Просвещение» - 1982.
-
Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Москва «Просвещение» - 1986.
-
Роот З. Я. "Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста" Айрис-пресс - 2005
-
Зимина А. Н. "Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ" - 1999.