• Преподавателю
  • Музыка
  • Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вокально-хоровые упражнения

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижении школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное исполнение произведений непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности.

Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

В процессе роста хорового коллектива как художественно-исполнительского организма огромную роль играют вокально-хоровые упражнения. Отсутствие их в повседневной репетиционной работе лишает хоровое исполнение многих качеств, необходимых для выразительной передачи произведения. Помимо этого, если хор не овладел основными приемами вокально-хоровой техники, которые приобретаются лишь благодаря систематическим, повседневным упражнениям, будет значительно затруднен сам процесс разучивания песни.

Можно так сформулировать задачи вокально-хоровых упражнений в хоре:

1. помогать коллективу, овладеть техническими приёмами, которые дают возможность выразительно исполнять сочинения, различные по характеру и степени трудности;

2. расширять диапазон хора, вырабатывают у его участников ансамблевые, интонационные навыки, развивают технику хора (например, пение в быстром темпе, различные виды дыхания - быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием и т. д.);

3. вырабатывать в хоре единую манеру звукообразования.

Степень сложности самих упражнений и требования к их исполнению бывают различными. В начинающем хоре несложные вокальные упражнения помогут овладеть правильными приемами дыхания, будут способствовать развитию навыков одновременного пения (вступление, окончание), расширению диапазона отдельных партий и всего хора. Благодаря упражнениям коллектив приобретает навык освоения правильного звуковедения, соответствующего характеру исполнения данного сочинения. Участники хора учатся точно произносить текст, воспринимать дирижерский жест. По мере роста художественно-исполнительского мастерства хорового коллектива усложняются вокально-хоровые упражнения, повышаются требования к качеству их выполнения.

Соединение в одном термине «вокально-хоровые упражнения» двух различных понятий имеет определенный смысл. Это значит, что такие упражнения способствуют развитию и совершенствованию голоса каждого участника хора, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества хора в целом. Таким образом, объединение терминов, совершенно закономерно, ибо весь процесс совершенствования всего хора и отдельных его участников проходит одновременно, они взаимосвязаны.

Воспитывая, к примеру, хоровой навык выстраивания аккорда, руководитель тем самым способствует развитию техники пения у индивидуального певца, который мобилизует свои вокальные навыки для достижения поставленной хормейстером цели. И наоборот, предлагая какой-либо партии или всему хору упражнение на развитие голоса, руководитель никогда не обойдется без замечаний либо о чистоте интонирования упражнения, либо об одновременном произношении слов. Следовательно, здесь присутствуют требования, касающиеся и хорового звучания.

В использовании упражнений должна быть определенная система, последовательность - от простого к сложному.

Руководитель, учитывая индивидуальность коллектива, голосовой состав его участников и другие привходящие моменты, должен сам, опираясь на собственный опыт, установить эту систему, тщательно отобрать необходимые для достижения той или иной цели вокально-хоровые упражнения.

На деле не только в отборе упражнений, в установлении системы и приемов их использования. Важны как организация самого процесса пения, упражнений, так и психологическая сторона их выполнения. Прежде всего - это убежденность самого руководителя в необходимости вокально-хоровых упражнений и, что еще более важно, воспитание такой же уверенности у самих певцов. Только тогда обеспечен положительный результат. Поэтому пение упражнений не только не должно носить формального характера, а наоборот, его следует рассматривать как важный творческий процесс.

Понимание певцами целесообразности упражнений и осознание ими того, что, выполняя задание, они преодолевают какую-то конкретную трудность, приносит определенное творческое удовлетворение. Это обстоятельство повышает активность певцов на репетиции.

Упражнение принесет пользу, лишь, когда оно поется активно, с удовольствием. Пассивнее же, бездумное пропевание звукорядов, не произведет должного эффекта. Данное условие относится к любому виду упражнений - будь то красивая напевная мелодия, обычный звукоряд или трезвучие.

Прежде чем предложить хору упражнение, руководитель должен поставить перед певцами определенную вокально-техническую задачу, чтобы они поняли, как надо спеть данное упражнение.

Не следует стремиться к большему числу упражнений и частой смене их на занятиях. Важно не их разнообразие, а последовательное применение приемов их выполнения. Так, одну и ту же одноголосную попевку можно использовать для разрешения многих задач вокально-хоровой техники. Например: одновременность вступления по руке дирижера, пение с различным характером звуковедения, одновременные снятия по руке дирижера, пение на различные слоги для развития дикции, сопоставление нюансов, акцентов, легате, нон легате, стаккате.

Одну и ту же попевку можно спеть закрытым ртом (на согласную М или Н) - для появления навыка пользования голосовым резонатором и приближение звука к передней части голосового аппарата; на различные слоги (га, ри, гри, гра) - для тренировки дикции, выработки умения твердо и быстро произносить согласные; в разных темпах, с различными нюансами - для выработки гибкости и подвижности хора; на различной звуковой высоте - для укрепления и расширения диапазона. В этом случае певцы все свое внимание направляют на выполнение новой конкретной вокальной задачи на знакомом мелодическом материале.

Кажущееся однообразие попевок следует расцветить многочисленными и разнообразными приемами. Они могут варьироваться в зависимости от задачи, стоящей в данный момент перед дирижером и хоровым коллективом, а также в зависимости от специфических условий, создавшихся на репетиции или перед концертом.

Акцентируя внимание певцов на каком-либо одном навыке, руководитель не должен забывать и о других. Так при основной задаче - петь, четко выговаривая согласные, - нельзя не обращать внимание на интонацию, на ансамбль партии, всего хора.

Часто вокально-хоровые упражнения называют распеванием, что не совсем точно, несмотря на общность цели - тренировку хора, они по своему характеру различны.

Распеванием хора в собственном смысле слова можно назвать упражнения, которые хор выполняет перед выступлением или перед репетициями, чтобы приготовить голосовой аппарат для работы. В этом случае распевание не занимает большого количества времени, чтобы певцы не утомились. Главная его задача - настроить хор перед занятиями или перед концертом, приблизить к наилучшей исполнительской форме.

Работа дирижера с хором - в значительной мере творческий процесс, нельзя точно установить, какой процент времени уделяется вокально-хоровым упражнениям, какой - распеваниям.

Все зависит от привходящих обстоятельств, условий и даже от настроения хора и самого дирижера. Однако необходимо придерживаться незыблемого правила: значительную толику времени уделять систематической работе по повышению вокально-хоровой технике. С этой целью дирижеру и хоровому коллективу надо выработать потребность начинать занятия с вокально-хоровых упражнений, а генеральные репетиции и выступления - с распевания. Такая система значительно повышает творческую активность участников хора.

С самого начала работы в хоровом коллективе следует помнить об исключительно важном значении для певца приобретения навыков правильного дыхания.

Специфичность певческого дыхания состоит в том , что, помимо вдоха и выдоха, в нем имеется и третья фаза - задержка воздуха после вдоха. При этом выдох происходит во много раз медленнее вдоха, так, как в этот момент осуществляется процесс пения.

Овладение правильным певческим дыханием - комплексный процесс, который можно разделить на три фазы:

Первая фаза - вдох. Он осуществляется следующим образом: расслабляется диафрагма, расширяется нижняя часть грудной клетки, которая заполняется воздухом. Для этого необходимо, чтобы певцы стояли в правильной певческой позиции - плечи свободно опущены, шейные мускулы не напряжены, положение головы естественное, корпус выпрямлен; вдох происходит через нос или через нос и рот. При пении сидя, надо соблюдать те же принципиальные требования, обращая особое внимание на положение ног (они не должны быть скрещенные) и тело (нельзя расслабляться и прислоняться к спинке стула). Чрезвычайно важно, чтобы вдох по продолжительности соответствовал темпу исполняемого произведения. Следует помнить, что чересчур глубокий вдох вызывает упругость мускулов и отрицательно сказывается на пении.

Вторая фаза - задержка воздуха. При задержке воздуха голосовой аппарат приводится в состояние готовности к атаке звука. В хоровом ансамбле приостановка вдоха всеми певцами обеспечивает их одновременное вступление во время исполнения произведений.

Третья фаза - выдох. Он происходит следующим образом: задержанный и опирающийся на диафрагму воздушный столб проходит через голосовой аппарат, приводит в колебание голосовые связки и отводит звук в резонаторы. При выходе нельзя расходовать до конца воздушный запас, чтобы избежать детонирования и искажения качества звука.

Навык певческого дыхания вырабатывается в хоровом коллективе не сразу. Дирижеру нужно подобрать и применить целый комплекс упражнений на дыхание, которые помогут исполнителям полностью овладеть этим навыком. Например:

По определенному дирижерскому сигналу хористы делают вдох, задерживают дыхание, затем выдох без пения, на согласную «с». Следует производить вдох так, как будто вдыхаешь запах цветка, а выдох делать равномерно, без толчков. Это же упражнение можно озвучить, выбирая какой-нибудь удобный звук в среднем регистре и используя какую-либо гласную.

Руководствуясь жестом дирижера, хористы поют в ровной динамике указанный им звук, причем в одном случае вдох происходит очень медленно, а в другом - очень быстро; выдох в обоих случаях имеет одинаковую продолжительность. Цель упражнения - добиться более точной реакции на дирижерский жест к вступлению и репетировать вдох в указанном дирижером темпе.

Исходя из динамики «пиано», хористы делают «крещендо» и «диминуэндо», стремясь сохранить равномерное напряжение воздушного потока. То же самое упражнение, выполнять начиная с динамики «форте», через «диминуэндо», дойти до динамики «пиано» и снова через «крещендо» закончить в «форте».

Цель данных упражнений - достичь гибкой нюансировки пения, связанной с умелым управлением дыханием.

В хоровой практике используется специфический способ дыхания, называемый ценным дыханием, Он возник в связи с необходимостью петь на одном дыхании длинные музыкальные построения.

Для достижения непрерывности звучания необходимо приучить членов коллектива к соблюдению следующих правил:

1. Каждый певец делает вдох, когда его соседи с двух сторон поют. При цепном дыхании групп исполнителей, находящиеся рядом в данной партии, не должны одновременно брать дыхание, т.т. в этом случае получаются звуковые пробелы.

2. Певец, прервавший пение, чтобы взять дыхание, включается в хоровую партию незаметно, т.е. вступает немного тише достигнутой в данный момент громкости.

3. Взятие дыхания должно происходить чаще обычного. Певец делает вдох в тот момент, когда чувствует, что запас воздуха уже на исходе. Это позволяет ему спокойно, уверенно вступить в хоровую партию.

4. В отличие от принципов взятия дыхания в сольном пении, не допускающих разрыва в слове, при цепном дыхании требуется обратное: нужно дышать посередине слова и музыкального построения, но не дышать гам, где это показывают текст и музыка.

Цепным дыханием нельзя овладеть за несколько репетиций. Его следует применять постоянно - как при распевании, так и при разучивании песен.

Наиболее полезно оно при пении на длинных звуках (с названиями) или на различных слогах:

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения

1.

2.

Для согревания голоса можно использовать следующие упражнения:

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения

1.

2.

Цель упражнений - последовательное пропевание отдельных гласных для овладения ими, достижение единой певческой позиции при исполнении этих гласных. Особенно полезны упражнения, в которых гласные сочетаются с согласными. Наиболее подходящими являются согласные М, II. Д, II. Они способствуют правильному озвучению гласных.


Упражнения на:

1Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения. выработку певческого дыхания, правильного вокального тона и легкости звучания голосов. Выравнивание гласных на долгих нотах. При переходе с одного слога на другой не прерывать звучания

ми, ме, ма, мо, му

2. овладение приемом «легато» и пением в высокой позиции, Петь закрытым ртом, затем на различные гласные.

3Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражненияМетодические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения.Овладение головным звучанием и глубоким дыханием. Исполнять очень связно, не форсируя звука.

4. Выработка кантиленного пения.


НМетодические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражненияМетодические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражненияе спеша

Ля, а, а, а, а

5. «Округление» гласной, способствующей освобождению нижней челюсти от напряжения.

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражненияМи, я

6Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения. Выработка широкого, распевного звука вместе с развитием и укреплением дыхания. Петь на гласные А. О, У.

7. Переход к двухголосию с помощью поочередно повторяющегося в различных голосах имитационного мелодического оборота. 11срсодически меняться партиями. Исполнять на различные слоги

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения




8. Выработка объемного дыхания. Добиться точного интонирования больших секунд при соединении нижнего и среднего регистра.

9Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражненияМетодические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения. Точное интонирование терций и секунд, исполнять динамические нюансы, Петь на различные слоги и с названием нот.

1Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения0. Петь мажорные и минорные трезвучия, сглаживая регистры и добиваясь ровного звучания.

1Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения1. Цепное дыхание при пении нисходящих хроматических последовательностей.

12. Выработка дикционных навыков, активатизация нижней челюсти. Петь на различные слоги, выделяя сильные доли такта.

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения

13. Выработка навыка подвижного ведения звука при различной динамике.

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения

14. Выработка навыков твердой атаки звука, а также четкой дикции при пунктирном ритме с различными слоговыми сочетаниями.

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения

15. Выработка навыков терцевого двухголосия с самостоятельным голосоведением в хоровых партиях. Петь на различные слоги.


1Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражненияМетодические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражненияМетодические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения6. Имитационное двухголосие.

17. Элементарное (гармоническое) двухголосие, подготовленное унисоном.

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения

1Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения8. Работа над дикцией, твердой атакой звука

19. Пение терцией на одном дыхании, называя ноты и на различные гласные.

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения



20. Соединение звуков тонического трезвучия и Д7 в мажоре и миноре. Петь называя ноты и на различные слоги.

2Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражненияМетодические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражненияМетодические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения1. Укрепление дыхания, развитие подвижности голосов, сопоставление различных способов ведения звука.

2Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения2. Развитие подвижности голосов и укрепления дыхания.

2Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения3. Двухгососный канон. Петь закрытым ртом, вырабатывая навыки головного резонирования и «приближая» звук к передним зубам.

24. Интонационное двухголосие полифонического склада

Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников Вокально-хоровые упражнения

Литература:

  1. В.Г. Соколов. « Работа в хоре».

  2. Л. Гюлева, Е. Янев. «Некоторые вопросы репетиционной работы
    в хоровом коллективе».

  3. Е.Э. Сугоняева. «Музыкальные занятия с малышами».


© 2010-2022