Доклад на тему Классическая музыка как аспект духовного воспитания учащихся

Данный доклад был подготовлен как выступление на районном методическом объединении учителей музыки. В докладе освещается понятие духовного воспитания ребенка, которое является актуальным, для школьников любого возраста. Рассматриваюся особенности восприятия классической музыки, как главного фактора духовного воспитания. В тексте доклада приводятся примеры клонкретных классических произведений, необходимых для прослушивания. В докладе звучит акцент на том, что, чем раньше ребенок получит возможно...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Классическая музыка как аспект духовного воспитания учащихся

















Выполнила:

учитель музыки Слепова Н.В.

Гимназия №9





Понятие «духовного воспитания» учащихся

В связи с происходящими в обществе социально-экономическими изменениями к современной школе предъявляются совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями самостоятельного пополнения. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, на более глубокое личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности, и сформировать навыки активной жизненной позиции.

Специфика духовного воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание - это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д.

Под духовным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Т. О., высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном.

Обобщая вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

Музыка - одно из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе - в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. И в древние века, и в настоящее время, при помощи музыкотерапии лечат людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыкой изменяют развитие клеток: ускоряют рост одних, замедляют рост других.

Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание - правильную планомерную подготовку к ее постижению музыкального искусства. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору…» И. Ильин gumer.info/authors.:.

Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить ребенка слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание» И. Ильин gumer.info/authors.Однако, как отмечал Л. Выготский; Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 - 1984., музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг душевный и духовный, позволяет ему тоньше чувствовать,научиться сопереживать и сострадать.

Т.О нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Роль классических произведений в духовном воспитании учащихся.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешным станет его общеедуховно-нравственное развитие.Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни.

Восприятие классической музыки, как главный фактор духовного воспитания учащихся.

Восприятие музыки - одна из важнейших задач, встающих перед учителем музыки. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми, является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Педагог должен заботиться о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества, чтобы слушание классического музыкального произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь ребенка.

Не представляется духовно-нравственное воспитание без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: "Подснежник" П. Чайковского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Смелый наездник" Р. Шумана и т.д.

Слушая классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Дети в младшем школьном возрасте прослушивают много классических произведений (Бетховен, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Кабалевский и др.). Многие классические композиторы внесли свой вклад в мировую копилку духовно-нравственного развития детей своими произведениями. На пример, П. Чайковский - «Детский альбом». Его произведения заставляют детей переживать все эмоции: «Болезнь куклы» - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.

«Утренняя молитва» - пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций.

«Зимнее утро» - просветленная музыка, которая рисует туманное морозное утро.

Музыка П.И. Чайковского, всегда развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается. Все его произведения высоко-духовного содержания, раскрывают перед ребёнком мир прекрасного, нравственного.

На уроках музыки рекомендуется слушать классические произведения разного времени - старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов - классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты.

Заключение

Слушая классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Предлагая слушать детям классическую музыку на уроках и во внеурочной деятельности, мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение, не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственного становления личности.Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.

Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка является важнейшим аспектом духовного воспитания учащихся и оказывает большое влияние на развитие и становление ребенка как личности.

Список используемой литературы:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.

-М.:ВЛАДОС,2000.

2. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки - урок искусства. Кн. Для учителя. -М., 1989

3. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. -М., 1986

4. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»).-2001

5. Музыка. Программа для ООУ. Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. -М.: Просвещение, 2005,2006.



© 2010-2022