• Преподавателю
  • Музыка
  • Краткосрочный курс по выбору «Музыкальные игры» для обучающихся начальных классов

Краткосрочный курс по выбору «Музыкальные игры» для обучающихся начальных классов

Данный краткосрочный курс «Музыкальные игра» предназначен для обучающихся начальных классов с целью стимулирования творческой активности школьников через развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и умений, развитие основных психических процессов и качеств - восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, чувства ритма, формирование художественного вкуса и т.д. Программа расчитана на 8 часов один раз в неделю в третьей четверти. В программе используются таки...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочный курс по выбору "Музыкальные игры"

Автор: Двойникова Лариса Дмитриевна, учитель МБОУ СОШ №28 г. Березники.



Пояснительная записка

Музыкальная игра- самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности учащихся, т. к. это практическая деятельность, а не созерцательная.

Совместное музицирование решает многие психологические задачи и проблемы общения. Застенчивый подросток станет участником общего дела, неуравновешенный, гиперактивный подчинится единому, строгому замыслу, одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле. В процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера подростка, его душевное здоровье.

Элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой - опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Музыкальная игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В этом дидактическом материале представлены музыкальные игры.

Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Каждая игра-это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

Цель курса:

  • стимулировать творческую активность школьников.

Задачи курса:

  • развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и умений, необходимых для работы в группе;

  • предоставление шанса каждому ученику для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;

  • раскрытие индивидуальных особенностей ученика, в том числе эмоционально - образного восприятия окружающего мира, природной музыкальности обучающегося;

  • развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма);

  • воспитание чувства ответственности перед коллективом;

  • формирование художественного вкуса.

Форма: Краткосрочный курс по выбору «Музыкальные игры».

Категория учащихся: учащиеся начальных классов.

Объем часов: 8 часов.

Время проведения:2013 - 2014 учебный год (III четверть).

Место реализации: МБОУ №28 г.Березники.

Описание замысла программы

Моделирование в обучении является главным средством развития личности. Моделирование как учебное действие выполняет следующие функции:

  1. Познавательная - как средство приобретения новых знаний и умений;

  2. Эвристическая - как способ решения проблемных ситуаций;

  3. Иллюстративная - как наглядное средство выделения и фиксации объектов, понятий, фактов, явлений;

  4. Систематизирующая - как средство упорядочивания системы знаний и умений;

  5. Развивающая - как средство формирования интеллекта и творческих способностей;

  6. Эстетическая - как средство воспитания культуры личности.

Ценность модели как в обучении, так и в познании заключается в ее универсальности - одна и та же модель может описывать совершенно различные объекты и явления.

Содержание программы


Кол-во часов

Тема занятия

Формы и методы организации занятия

Формы, способы формирования УУД

Формы мониторинга формирования УУД

Предполагаемый результат

2

Учим ноты

Индивидуальная, групповая, упражнение,

игра,

слушание музыки, пластическое интонирование

Сравнение,

анализ,

обобщение нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства,

работа с разными источниками информации

Анкетирование, творческий отчет

Вселить уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свое решение, свою идею, научить школьника реализовывать свои творческие замыслы в составлении музыкальных игр, передать свой опыт сверстникам

2

Мир музыкальных инструментов

1

Развиваем слух

1

Угадай мелодию

1

Ассорти

1

Подведение итогов


Содержание занятий программы

УЧИМ НОТЫ (2 часа)

Занятие №1.

Творческая работа «Характер нот»

Ребята должны понимать, что каждая нота-это определённый звук. Каждый звук имеет свою окраску, свой характер. Учащиеся с интересом фантазируют, придумывают «прозвища» нотам. Работа красочно оформляется. Вот примерный образец.

ДО - весёлая

СОЛЬ - капризная

РЕ - злюка

ЛЯ - болтунья

МИ - шалунья

СИ- вредная

ФА - добрая

«Шумные ноты»

На доске, на нотном стане написаны вразброс ноты.

В руках у педагога указка. Учитель показывает на первую ноту. В данном случае это нота-ре. Педагог задаёт ребятам вопросы:

  • Это нота ми?

  • …./Дети молчат, мотают головой, т.к. это не нота названная учителем/

  • Это нота си?

  • Это нота ре?

  • Да. /Ребята 3 раза хлопают/

Подобные опросы проводятся и со следующими нотами.

Выигрывает ряд, где будет допущено меньше ошибок.

«Запрещённая нота»

Перед началом игры выбирается запрещённая нота. Например: «ми». На доске, на нотном стане написана гамма /от До до До/. Учитель показывает на любую ноту. Учащиеся называют эту ноту и хлопают. Если учитель укажет на запрещённую ноту, ученики молчат. Если кто-то случайно хлопнет или выкрикнет, то данному ряду, где сидит зевака, приписывается штрафное очко. Выигрывает ряд, который получит меньше штрафных очков. Игру можно проводить под музыку. В данном варианте ребята всё время хлопают. Но как только учитель укажет на запрещённую ноту, ребята перестают хлопать. Игра развивает внимание, умение следить за игрой.

Занятие №1.

«Фото охота»

Заготавливаются фотографии с изображением животных. Они разрезаются на 2 части.

С обратной стороны открытки на одной части нарисована нота на нотном стане, на другой - её название. Таких заготовок несколько. Ученик берёт половинку, где нарисована нота. Затем выбирает её название. Если название выбрано, верно, то при совмещении частей, когда перевернём открытку, получится картинка с изображением животного.

«Весёлые шары»

На доске или ватмане нарисован человечек с шарами. В шарах зашифрованные слова. Чтобы шары не улетели, надо вставить ноты, чтобы получились слова.

«Музыкальные ребусы»

Ребусы можно писать на доске. У меня заготовлены такие ребусы на листочках. Ребята сами с удовольствием дома делают ребусы и на уроке загадывают ребятам. Например: на карточке, на нотном стане нарисована нота ля, за нотным станом недописанное слово (лька). Получается, что зашифрованное слово (лялька) или на карточке нарисована нота до, за нотным станом недописанное слово (рога). Получается, что зашифрованное слово (дорога).

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (2 часа)

Занятие №1.

«Загадочный инструмент»

Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)

Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.

  • деревянная основа

  • имеет струны

  • средних размеров

  • играть с помощью смычка.

  • имеет певучие звучание.

Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.

«Лидер-инструмент»

Выбирается водящий, он выходит из класса. Все остальные загадывают музыкальный инструмент. Например: треугольник. Репетируют «игру» на данном инструменте. А кто-то один из игроков /об этом договариваются/ является лидером, т.е. он солирует на каком-то ином инструменте, допустим на дудочке.

Когда заходит водящий, все игроки играют на одном инструменте, а лидер на своём. Задача водящего найти лидера. Если лидер найден верно, водящий должен сказать на каком инструменте играл он, на каких все остальные ребята. Лидер становится новым водящим.

Занятие №2.

«Свой оркестр»

Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом.

Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.

Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.

«Составь инструмент»

Ученикам надо составить название музыкального инструмента из первых букв следующих слов, которые назовёт учитель. Например: учитель называет слова: 1) лиса, олень, жук, курица, индюк. 2) сом, кот, рот, изюм, пони, крот, аист.

Учащиеся составляют из первых букв слово:1) ложки, 2) скрипка.

РАЗВИВАЕМ СЛУХ (1 час)

Занятие №1

«Эхо»

Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха.

Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями.

Игра «Отгадай по какому предмету стучу?»

Цель: развитие умения различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, тембрового слуха.

Оборудование: Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы.

Педагог: Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые мза ширмой, затем слушают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А.Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру произведений.

УГАДАЙ МЕЛОДИЮ (1 час)

Занятие №1

Угадай мелодию.

Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам "Поле чудес", "Спокойной ночи, малыши", "В мире животных", "Зов джунглей", "Заветный час", "Прогноз погоды" и др.

Задача участников - угадать, что за передача.

Споемте вместе Условия конкурса: первая команда поет куплет любой песни, вторая должна вспомнить и спеть куплет другой песни, но в которой обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Первая команда припоминает и поет куплет из песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т.д.

Например:

То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной, навек любимый.
Где найдешь еще такой.
Вы шумите, шумите надо мною березы
Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.

Узнай песню по нескольким звукам.

Для этого нужен проигрыватель и набор пластинок с популярными песнями. Ведущий ставит первую попавшуюся пластину, осторожно опускает иглу и через 2-3 секунды поднимает ее. Ребята должны назвать песню. Если они не уловили, игла опускается еще раз на несколько секунд. Можно это провести как соревнование команд. Победитель определяется по наибольшему количеству очков за правильное узнавание песен.

АССОРТИ (1 час)

Занятие №1

«Сами композиторы»

Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму. Можно использовать известные детские стихотворения, например:

  1. Наша Таня громко плачет,
    Уронила в речку мячик…

  2. Мишка шел, шел, шел,
    Земляничку нашел,
    Ах, какая вкусная ягодка…

«Инсценировка»

Здесь особо описывать нечего. Многие знают, что ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки?

Прекрасные примеры для инсценировки- песни «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов». Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.

«Загадки»

Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.

  1. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

  2. Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).

  3. Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).

  4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).

  5. Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1 час)

Занятие №1.

Поймай ноту. Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка перерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.

То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают в слух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь ее про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь в слух. Иногда получается смешной разной композицией.

Встреча с оркестром.


Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Ресурсное обеспечение программы:

домашний ПК учащихся, компьютерный класс с высокоскоростным доступом в Интернет, диски с записями.

Литература для учителя


  1. Анисимова Г.И. Методические рекомендации. - Ярославль: Академия развития, 2008.

  2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., Советский композитор, 1975.

  3. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., Просвещение, 1989.

  4. Гофман М. Р. Музыка - друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.

  5. Кружков Г. Все наоборот (небылицы и нелепицы в стихах). М., Просвещение, 1992.

  6. Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка 1965.

  7. Лободина С.В. Как развить способности ребёнка. - СПб: Питер Паблишинг, 2000.

  8. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - М.: Владос, 2000.

  9. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование. Материалы семинара № 1, М., 2003.

  10. Чукаш И. Дудочка и барабан. М., Детская литература, 1983.

Литература для учащихся

  1. Гофман М. Р. Музыка - друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.

  2. Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка 1965.

  3. Чукаш И. Дудочка и барабан. М., Детская литература, 1983.






© 2010-2022