- Преподавателю
- Музыка
- План-конспект урока музыки в 5 классе МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
План-конспект урока музыки в 5 классе МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Корнилова И.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План-конспект урока музыки в 5 «А» классе
"МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА"
Открытый урок 24 ноября 2015 год
Корнилова Ирина Анатольевна
Тема урока: «Мир русской песни ».
Цель урока:
-
Сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах этого жанра в духовном возрождении России.
-
Развивать логическое мышление, умения анализировать и сравнивать два вида искусств, делать выводы.
-
Воспитывать интерес и любовь к искусству через музыкальные произведения.
Ключевые компетенции:
-
коммуникативная;
-
информационная.
УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные:
-
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
-
работать по коллективно составленному плану;
-
оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-
высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД:
-
умение оформлять свои мысли в устной форме;
-
слушать и понимать речь других;
-
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД:
-
умение ориентироваться в своей системе знаний:
-
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Образовательные:
-
Научить и закрепить знания выделяя особенности русской народной песни
-
Определять жанры русских народных песен
-
Отработать полученные знания на примерах
-
Познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
Воспитательные:
-
Формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству.
-
Воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.
Развивающие:
-
Развить интонационно - образное мышление, музыкальную память. Чувства ритма, тембровый слух.
-
Способность развивать вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование:
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор, экран;
-
фортепиано, учебник и творческая тетрадь;
-
презентация к уроку;
-
портреты композиторов.
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
УУД
Организация начала занятия.
Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
По приветствуем друг друга, с музыкальным инструментом
Учитель « Здравствуйте ребята!»
Учащиеся « Здравствуйте учитель!» ( на звук ля-ля-ля)
Здесь затеи и задачи,
игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи.
За работу, в добрый час!
Регулятивные
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Актуализация знаний.
-Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня мы продолжим этот разговор .Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…..
Блаженство, радость,муки,
Любовь, вражду - все облекаем в них...
В словах и звуках вечный ключ сердец!
-О чем говорит нам поэтесса?
В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества- песня. Именно на примере песни становятся очевидными сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.
Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.
Регулятивные:
принятие учебной задачи.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний
III
Подготовка к основному этапу занятия.
Повторение изученного материала.
-Когда (в каких случаях)люди поют?
Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.
Послушайте и назовите название песни
( «У моей России» музыка Г.Струве)
Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении
-Какие чувства вызывает у вас эта песня? (Любовь к Родине, нежность)
Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне - слова или мелодия? Почему?
Регулятивные: принятие учебной задачи.
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке
высказывать своё предположение
IV
Изучение новой темы.
Песня - душа народа. в ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня - хранительница истории, народных традиций и обрядов.
Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков: а прочитает нам эти стихотворные строки Сережа:
Как кому на свете
Дышится, живется-
Такова и песня
У него поется…
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки.
Даст ли день раскошный
Тьму ли без рассвета-
То и отразится
В песне у поэта
Тоже можно сказать и о песне народной. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.
Сейчас учащиеся Даниил и Анастасия прочитают нам строки из стихотворения С. Есенина « Русская песня»
Песня русская в березах, в хлебах-
На покосах, на морозах.
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России-
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез
Столько песен из России.
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос -
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России -
Никому не сосчитать.
Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?
( русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много их не сосчитать)
Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
V 1.
Закрепление знаний
1.Игра « Собери слоги - назови жанр»
дат ски сол е
До тру вы е
Со вы пля е
Ри чес ли ки е
Е точ ны шу
Е деб сва ны
Туш час ки
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке
высказывать своё предположение
2.Слушая песни, определите к какому в жанру она относится и исправьте в таблице ошибки.
2.
Назови песни
1.Во поле береза стояла
2.Солдатушки, браво, ребятушки!
3.Лебедин мой, лебедин
4.Эй, ухнем!
5.Камаринская
Жанр песни
1.Хороводная
2.Солдатская
3.Плясовая
4.Трудовая
5.плясовая
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
3.
Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, объединяет все русские песни. Назовите ее. (На доске слово из разбросанных букв ) ПВЧЕЕСУЬТ (Певучесть)
- А теперь пора отдохнуть.
Физкультурная минутка:
« Та -Та два кота,(показывают пальчики)
Два ободранных хвоста,(показывают рукой)
Серый кот в чулане,
Все усы в сметане,( показывают где усы)
Черный кот полез в подвал,(изображают кота, как полез)
И мышонка там поймал!»(Подпрыгивают и руками хлопают)
Мы старались, мы считали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
(Дети поднимают руки, потягиваются.)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас. Детей.
(Дети машут руками, прогоняют тучку.)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
(Дети поворачивают головы влево, вправо, вверх, вниз.)
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
VI
VII
VIII
Формирование практических навыков. Итог урока. Оценивание детей.
Подведение итогов
Обобщение и систематизация знаний.
Игра -тест « Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами
«Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить : «Да» или «Нет».
-Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?
-Верите ли вы, что русская песня поется только хором?
- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? ( Да, поэзия и музыка)
Народная песня - это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа - его духовное богатство.
Русь и в песне -то могуча,
Широка и глубока
И свобода, и гремуча,
И привольна, и звонка!
Ребята, в завершении нашего урока, давайте исполним выученную песню «Россия -Родина моя»
Солисты Акатьева Анна и Ржевская Вика исполняют куплеты, а мы все вместе припев.
1.Моя земля, Отечество святое
Я шлю тебе свой пламенный привет
Леса и реки, небо голубое -
И ничего прекрасней в мире нет
Россия -Родина моя!
Одна на свете ты такая.
Родная русская земля
Твои любимые мы дети.
2.Тебя всегда мы защитить умеем
И если вдруг настанет трудный час
Твоих врагов мы снова одолеем
Россия - мать надеется на нас.
Россия -Родина моя!
Одна на свете ты такая.
Родная русская земля
Твои любимые мы дети.
- Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им.
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Отработать полученные знания на примерах
Дать мотивацию на успех учащихся.
- Регулятивные:
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
IX
Контроль и самопроверка знаний.
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке
высказывать своё предположение
X
Рефлексия.
Вы считаете, что урок прошёл
для вас плодотворно, с пользой.
Вы научились и можете помочь другим.
Вы считаете, что усвоили тему «Мир русской песни»,
но вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке, вы не усвоили тему.
- Я очень рада, что сегодняшний урок прошел с пользой для вас.
- Я всех вас благодарю за урок.
Литература
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. 5-7кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2009.
2. Учебное пособие 5-7 класс Сергеева Г.П., Критская Е.Д., - М Посвещение 2011.
3. Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. - Ярославль: Академия развития, 2007.
5. Ресурсы сети интернет:
-Фестиваль педагогических идей" Открый урок» festival.1september.ru
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
1.Моя земля, Отечество святое
Я шлю тебе свой пламенный привет
Леса и реки, небо голубое -
И ничего прекрасней в мире нет
Россия - Родина моя
Одна на свете ты такая.
Родная русская земля
Твои любимые мы дети.
2.Тебя всегда мы защитить умеем
И если вдруг настанет трудный час
Твоих врагов мы снова одолеем
Россия - мать надеется на нас.
Россия -Родина моя!
Одна на свете ты такая.
Родная русская земля
Твои любимые мы дети.
Песня русская в березах, в хлебах -
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России -
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез,
Столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос -
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Заместитель руководителя ОО /Елфимова Е. Н. /
11