План-конспект урока музыки в 5 классе МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока музыки в 5 «А» классе

"МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА"

Открытый урок 24 ноября 2015 год

Корнилова Ирина Анатольевна

Тема урока: «Мир русской песни ».

Цель урока:

  1. Сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах этого жанра в духовном возрождении России.

  2. Развивать логическое мышление, умения анализировать и сравнивать два вида искусств, делать выводы.

  3. Воспитывать интерес и любовь к искусству через музыкальные произведения.

Ключевые компетенции:

  • коммуникативная;

  • информационная.

УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

  • работать по коллективно составленному плану;

  • оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний:

  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Образовательные:

  • Научить и закрепить знания выделяя особенности русской народной песни

  • Определять жанры русских народных песен

  • Отработать полученные знания на примерах

  • Познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Воспитательные:

  • Формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству.

  • Воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

Развивающие:

  • Развить интонационно - образное мышление, музыкальную память. Чувства ритма, тембровый слух.

  • Способность развивать вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • фортепиано, учебник и творческая тетрадь;

  • презентация к уроку;

  • портреты композиторов.


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся


УУД

    Организация начала занятия.

    Встали ровненько, красиво.

    Посмотрю-ка я на вас!

    Молодцы, все встали прямо.

    Ах, какой хороший класс!

    По приветствуем друг друга, с музыкальным инструментом

    Учитель « Здравствуйте ребята!»

    Учащиеся « Здравствуйте учитель!» ( на звук ля-ля-ля)

    Здесь затеи и задачи,

    игры, шутки, всё для вас.

    Пожелаю вам удачи.

    За работу, в добрый час!

    Регулятивные

    работать по коллективно составленному плану;

    оценивать правильность выполнения действия;

    планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей


      Актуализация знаний.

      -Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня мы продолжим этот разговор .Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:

      Какая власть сравниться с властью их?

      Друг с другом мы через слова и звуки

      Сближаемся…..

      Блаженство, радость,муки,

      Любовь, вражду - все облекаем в них...

      В словах и звуках вечный ключ сердец!

      -О чем говорит нам поэтесса?

      В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?

      Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества- песня. Именно на примере песни становятся очевидными сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

      Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.

      Регулятивные:

      принятие учебной задачи.

      Познавательные:

      умение ориентироваться в своей системе знаний

      III

      Подготовка к основному этапу занятия.

      Повторение изученного материала.

      -Когда (в каких случаях)люди поют?


      Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.


      Послушайте и назовите название песни

      ( «У моей России» музыка Г.Струве)

      Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении

      -Какие чувства вызывает у вас эта песня? (Любовь к Родине, нежность)

      Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне - слова или мелодия? Почему?




      Регулятивные: принятие учебной задачи.

      умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

      проговаривать последовательность действий на уроке

      высказывать своё предположение

      IV

      Изучение новой темы.


      Песня - душа народа. в ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня - хранительница истории, народных традиций и обрядов.

      Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков: а прочитает нам эти стихотворные строки Сережа:

      Как кому на свете

      Дышится, живется-

      Такова и песня

      У него поется…

      Жизнь дает для песни

      Образы и звуки:

      Даст ли она радость,

      Даст ли скорбь и муки.

      Даст ли день раскошный

      Тьму ли без рассвета-

      То и отразится

      В песне у поэта

      Тоже можно сказать и о песне народной. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.

      Сейчас учащиеся Даниил и Анастасия прочитают нам строки из стихотворения С. Есенина « Русская песня»

      Песня русская в березах, в хлебах-

      На покосах, на морозах.

      На санях и на лугах…

      На ветру шумят рябины.

      Каждый слушать их готов.

      Сколько песен у России-

      Сколько во поле цветов!

      Кто сложил ее, не знаю,

      Только песня та добра,

      Песня с детства мне родная

      И подруга, и сестра!

      А слова ее простые

      Душу трогают до слез

      Столько песен из России.

      Сколько в рощицах берез.

      Словно музыка степная

      Золотая рожь встает

      В полный голос слышен колос -

      Это Родина поет!

      Песни русские такие,

      Что охота подпевать…

      Столько песен у России -

      Никому не сосчитать.

      Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

      ( русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много их не сосчитать)

      Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен.

      Познавательные УУД:

      умение ориентироваться в своей системе знаний:

      находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

      V 1.

      Закрепление знаний

      1.Игра « Собери слоги - назови жанр»

      дат ски сол е

      До тру вы е

      Со вы пля е

      Ри чес ли ки е

      Е точ ны шу

      Е деб сва ны

      Туш час ки

      Регулятивные:

      умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

      проговаривать последовательность действий на уроке

      высказывать своё предположение

      2.Слушая песни, определите к какому в жанру она относится и исправьте в таблице ошибки.

      2.

      Назови песни

      1.Во поле береза стояла

      2.Солдатушки, браво, ребятушки!

      3.Лебедин мой, лебедин

      4.Эй, ухнем!

      5.Камаринская



      Жанр песни

      1.Хороводная

      2.Солдатская

      3.Плясовая

      4.Трудовая

      5.плясовая

      Познавательные УУД:

      умение ориентироваться в своей системе знаний:

      находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

      Регулятивные:

      оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

      3.

      Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, объединяет все русские песни. Назовите ее. (На доске слово из разбросанных букв ) ПВЧЕЕСУЬТ (Певучесть)

      - А теперь пора отдохнуть.

      Физкультурная минутка:

      « Та -Та два кота,(показывают пальчики)

      Два ободранных хвоста,(показывают рукой)

      Серый кот в чулане,

      Все усы в сметане,( показывают где усы)

      Черный кот полез в подвал,(изображают кота, как полез)

      И мышонка там поймал!»(Подпрыгивают и руками хлопают)

      Мы старались, мы считали
      И немножечко устали.
      Вверх поднимем наши ручки
      И дотянемся до тучки.

      (Дети поднимают руки, потягиваются.)

      Уходи от нас скорей,
      Не пугай ты нас. Детей.

      (Дети машут руками, прогоняют тучку.)

      Вот к нам солнышко пришло,
      Стало весело, светло.

      (Дети поворачивают головы влево, вправо, вверх, вниз.)

      Коммуникативные УУД:

      умение оформлять свои мысли в устной форме;

      слушать и понимать речь других;

      совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

      VI




      VII




      VIII







      Формирование практических навыков. Итог урока. Оценивание детей.



      Подведение итогов



      Обобщение и систематизация знаний.

      Игра -тест « Верите ли вы, что…»

      Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами

      «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить : «Да» или «Нет».

      -Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?

      -Верите ли вы, что русская песня поется только хором?

      - Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? ( Да, поэзия и музыка)

      Народная песня - это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа - его духовное богатство.

      Русь и в песне -то могуча,

      Широка и глубока

      И свобода, и гремуча,

      И привольна, и звонка!

      Ребята, в завершении нашего урока, давайте исполним выученную песню «Россия -Родина моя»

      Солисты Акатьева Анна и Ржевская Вика исполняют куплеты, а мы все вместе припев.

      1.Моя земля, Отечество святое

      Я шлю тебе свой пламенный привет

      Леса и реки, небо голубое -

      И ничего прекрасней в мире нет

      Россия -Родина моя!

      Одна на свете ты такая.

      Родная русская земля

      Твои любимые мы дети.

      2.Тебя всегда мы защитить умеем

      И если вдруг настанет трудный час

      Твоих врагов мы снова одолеем

      Россия - мать надеется на нас.

      Россия -Родина моя!

      Одна на свете ты такая.

      Родная русская земля

      Твои любимые мы дети.



      - Коммуникативные УУД:

      умение оформлять свои мысли в устной форме;

      слушать и понимать речь других;

      совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им.

      Регулятивные:

      оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

      Отработать полученные знания на примерах

      Дать мотивацию на успех учащихся.

      - Регулятивные:

      проговаривать последовательность действий на уроке;

      работать по коллективно составленному плану;

      оценивать правильность выполнения действия;

      планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

      IX

      Контроль и самопроверка знаний.

      Регулятивные:

      умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

      проговаривать последовательность действий на уроке

      высказывать своё предположение

      X

      Рефлексия.

      План-конспект урока музыки в 5 классе МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

      Вы считаете, что урок прошёл

      для вас плодотворно, с пользой.

      Вы научились и можете помочь другим.

      План-конспект урока музыки в 5 классе МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

      Вы считаете, что усвоили тему «Мир русской песни»,

      но вам ещё нужна помощь.

      План-конспект урока музыки в 5 классе МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

      Вы считаете, что было трудно на уроке, вы не усвоили тему.

      - Я очень рада, что сегодняшний урок прошел с пользой для вас.

      - Я всех вас благодарю за урок.


      Литература

      1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. 5-7кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2009.

      2. Учебное пособие 5-7 класс Сергеева Г.П., Критская Е.Д., - М Посвещение 2011.

      3. Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. - Ярославль: Академия развития, 2007.

      5. Ресурсы сети интернет:

      -Фестиваль педагогических идей" Открый урок» festival.1september.ru

      У моей России длинные косички,
      У моей России светлые реснички,
      У моей России голубые очи,
      На меня, Россия, ты похожа очень.

      Солнце светит, ветры дуют,
      Ливни льются над Россией,
      В небе радуга цветная -
      Нет земли красивей.

      Для меня Россия - белые берёзы,
      Для меня Россия - утренние росы.
      Для меня, Россия, ты всего дороже,
      До чего на маму ты мою похожа.

      Солнце светит, ветры дуют,
      Ливни льются над Россией,
      В небе радуга цветная -
      Нет земли красивей.
      Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
      Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
      Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
      Ведь Россия наша - это я с друзьями.

      Солнце светит, ветры дуют,
      Ливни льются над Россией,
      В небе радуга цветная -
      Нет земли красивей.

      1.Моя земля, Отечество святое

      Я шлю тебе свой пламенный привет

      Леса и реки, небо голубое -

      И ничего прекрасней в мире нет

      Россия - Родина моя

      Одна на свете ты такая.

      Родная русская земля

      Твои любимые мы дети.

      2.Тебя всегда мы защитить умеем

      И если вдруг настанет трудный час

      Твоих врагов мы снова одолеем

      Россия - мать надеется на нас.

      Россия -Родина моя!

      Одна на свете ты такая.

      Родная русская земля

      Твои любимые мы дети.


      Песня русская в березах, в хлебах -

      На покосах, на морозах,

      На санях и на лугах…

      На ветру шумят рябины,

      Каждый слушать их готов.

      Сколько песен у России -

      Сколько во поле цветов!

      Кто сложил ее, не знаю,

      Только песня та добра,

      Песня с детства мне родная

      И подруга, и сестра!

      А слова ее простые

      Душу трогают до слез,

      Столько песен из России,

      Сколько в рощицах берез.

      Словно музыка степная

      Золотая рожь встает

      В полный голос слышен колос -

      Это Родина поет!

      Песни русские такие,

      Что охота подпевать…

      Столько песен у России, -

      Никому не сосчитать.






      Заместитель руководителя ОО /Елфимова Е. Н. /

      11

      © 2010-2022