• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок по предмету МУЗЫКА. Раздел 2 Музыка и изобразительное искусство 3 четверть. Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок по предмету МУЗЫКА. Раздел 2 Музыка и изобразительное искусство 3 четверть. Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по предмету «МУЗЫКА» в 5-м классе.

Раздел 2 «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

3 четверть.

Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка.

Цель:

Активация творческой и познавательной деятельности учащихся посредством использования современных педагогических технологий через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

Показать на примере музыкальных и живописных произведений роль музыкального начала в жизни и произведениях искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства, раскрыть тему урока через наглядность доступно и увлекательно.

Задачи:

Образовательные:

Показать учащимся как музыка связана с изобразительным искусством на примере композиторов С. В. Рахманинова, А. Вивальди, Ю. Антонова и русских художников В. Борисова - Мусатова, И. Шишкина, И. Левитана.

Развивающие:

Развить творческое воображение, представление живописного образа, эстетическое восприятие, чувство красоты. (Природы, музыки, живописи, поэтического слова)Развить самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.

Воспитательные:

Воспитать всесторонне развитую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства, сформировать национальное самосознание бережного отношения к родным истокам, к традициям своей культуры в художественной картине мира.

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний.

Форма урока: Фронтальная и групповая.

Методы:

Организации и осуществления учебно-познавательной.

деятельности.

Объяснительно-иллюстративный.

Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

/ситуация поиска, сравнения, анализ, обобщение, приём сопоставления со смежными видами искусства./

По источнику информации и характеру учебно-познавательной деятельности

Словестно - индуктивный /беседа/

Наглядно-дедуктивный

/сравнение, анализ услышанного музыкального

произведения, побуждение к сопереживанию/

Приёмы:

Слушание.

Исполнение.

Пластическое интонирование

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, доска, синтезатор, раздаточный материал. Учебник «Музыка» 5 класс Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева.

Дидактическое и методическое оснащение урока: портреты композиторов, иллюстрации художественных произведений русских художников, карточки-задания, оценочные жетоны- лепестки от цветка желаний, семицветика.

Программное обеспечение:

Презентации Power Point. Microsoft Office Word.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, изобразительное искусство.

Материалы к уроку:

Зрительный ряд : /оформление доски/

Эпиграф Ф. Тютчев

«Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык»

портреты композиторов А. Вивальди,

Ю. Антонова, русских художников В. Борисова - Мусатова, И. Шишкина, И Левитана. Репродукции картин художников, видиоряд к музыкальным номерам карточки - текст песни, мультимедийная презентация

Музыкальный ряд:

А.Ермолов «Волшебный мир искусства». А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года». Антонов «Родные места», О. Сергеева «Крымская Весна».

Урок построен на двух видах музыкально- практической деятельности учащихся -слушание музыки / активное восприятие и интонирование / исполнительская деятельность. Два вида деятельности выбраны по теме урока, целям и задачам .

Структура урока

  1. Организационный момент -1мин

  2. Музыкальное приветствие - 1мин.

  3. Исполнение песни «Волшебный мир искусства» - 2.5 мин.

  4. Беседа по теме -1мин

  5. Слушание (видеоряд Ю. Антонов «Родные места») - 2.5мин.

  6. Беседа после слушания - 1мин.

  7. Слушание (видеоряд А. Вивальди «Весна») - 2 мин.

  8. Беседа - 1 мин.

  9. Динамическая пауза, эмоциональная разрядка в игровой форме - 2 мин./Игра «Повтори» /

  10. Мастерская художника. Мольберт В.Борисова - Мусатова - 2 мин

  11. Пейзажи И. Шишкина и . Левитана.-3 мин

  12. Обзор и анализ картин-2 мин

  13. самостоятельная работа по карточкам-4мин

  14. Динамическая пауза - 2 мин.

  15. Разучивание песни «Крымская Весна» - 5мин

  16. Диагностика обученности: викторина - 2мин

  17. Обобщение темы урока - 2 мин

  18. Итог урока 2 - мин

  19. Домашнее задание - 1 мин.

  20. Музыкальное прощание - 1 мин

ХОД УРОКА:

Учитель:

Здравствуйте дорогие ребята, гости нашего урока. Сегодня мы побываем в чудесной стране, которая нам откроет волшебный мир искусства. Музыкальное приветствие - это наш первый шаг к новым открытиям.

Дети: /музыкальное приветствие/

Учитель:

Тема нашего урока: « Музыкальная живопись и живописная музыка» для этого нам нужно заглянуть в уголки прекрасного мира природы и громко крикнуть:

« Ты раскрой мне природа объятья…» Тогда вы увидите, как прекрасен этот мир. Мир природы рождает мир искусства, где существует тонкая незримая связь музыки и других видов искусства, где эти произведения черпают своё начало в волшебстве мира чувств и музыки. Здесь начинается волшебство, и песня в вашем исполнении поможет нам увидеть этот таинственный мир, созданный руками человека. ./слайд №1 /

Дети:

Исполнение песни муз. А. Ермолова «Волшебный мир искусства»

Учитель:

Молодцы! Исполнено было с нежностью и душой. Продолжаем наше путешествие. Весна богата цветами, поэтому каждый получает за открытие подарок, семицветик, при ответе на вопрос он отрывает лепесток и откладывает его для исполнения желания и получения оценки, красный -отличный ответ, зелёный - хороший, остальные цвета за участия в диалоге.

На предыдущих уроках вы уже говорили и знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?

Дети:

Литературой, театром, изобразительным искусством. Молодцы!

Учитель:

Совершенно верно. Музыкальная живопись и живописная музыка / слайд №2 очень тесно связаны с картинами природы. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?

Дети: Родина.

Учитель:

Правильно, ребята. Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»

/ Звучит песня «Родные места»/

Учитель:

В прозвучавшей песне, что вы услышали - какими выразительными средствами передал композитор красоту, любовь к родной земле? Для определения характера можете обратиться к подсказкам, которые лежат у вас на партах.

Дети:

Плавная, напевная, широкая мелодия. Спокойный, размеренный темп, не громкая, лирическая песня.

Учитель:

Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди.

/Слайд № 3 /

/Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».

/Слушание музыки А. Вивальди «Весна» из цикла времена года/

Учитель:

Какие зрительные образы сопровождали музыку?

Созвучны ли они с ней, как они дополняют, обогащают картину, которую хотел донести до нас композитор, используя звуки музыкальных инструментов?

Какие инструменты вы услышали?

Дети:

Мы увидели картины природы. Время года весна. Зрительные образы созвучны с музыкой А. Вивальди, дополняют и обогащают её своей красотой и радужными красками, которые выражают настроение и характер музыки.

Это звучание струнно-смычковых инструментов. В эту группу входят : скрипка, альт, виолончель, контрабас. / Слайд №4 /

Учитель: А сейчас проведём эмоциональную разрядку, сделаем динамическую паузу.

Игра « Повтори»

/Слайд № 5, музыкальный фон /

Представим, что пошёл дождик, сначала мелкий, а затем всё чаще и чаще. Это выразим движениями пальцев, как будто вы играете на фортепиано. Налетел ветер, стал разгонять тучки, поднимаем руки вверх, наклоняемся из стороны в строну. Ветер всё сильнее, делаем движения в темпе под музыку, повторяя движения за сказочными героями. Наконец, показалось солнышко, руки сомкнули, подняли вверх, улыбаемся, радость выразим хлопками.

Спасибо, думаю, вы зарядились энергией и готовы к продолжению. Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала выясним,

В каком жанре изобразительного искусства художники отображают картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет отрывок из стихотворения …

Александр Кушнер.

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется

Дети: ПЕЙЗАЖ . /слайд №6/

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, изображающий картины природы. /живопись/

Учитель:

Заглянем в мастерскую русского художника В. Борисова Мусатова. Откроем наш учебник на стр. 98 . Мы увидим на его мольберте красочную композицию. Прислушаемся, она звучит по особому, звучит так, как слышит её сам художник. Прочитаем его строчки их дневника.

Дети:

«Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков - краски! Мечты мне создают целые симфонии…Мои помыслы - краски, мои краски - напевы.

Учитель:

Дайте названия этим пейзажам, можно ли назвать эти картины музыкальной живописью, почему.

Дети: Его живописные полотна передают лирическое настроение, можно подобрать тихую красивую мелодию. Об этом говорят плавные линии воды, округлости деревьев, нежные краски. Назвать эту картину можно. Весна.

Учитель: А как думают другие ребята. Художник назвал её « Весенний этюд» Выбираем оценочные лепестки.

Дети:

Рядом мы видим пейзаж сада. Назовём его «Цветущий сад». Музыка к ней должна быть светлой, ласковой красивой и мелодичной, как белые цветы на веточках деревьев.

Учитель:

Художник назвал этот пейзаж «Цветущие вишни». Посмотрим на мольберты других художников.

Великого русского художника Исаака Ильича Левитана /слайд№7/ называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат.

/Слайды №8 - №11. Обзор и анализ картин «Март», «Быстрая вода», «Вечерний звон», «Солнечный день»./Посмотрим на картины и сделаем выводы, ответив на вопросы письменно.

Что видите в картинах?

Какие краски использовал художник?

Характер, настроение картин?

Какую музыку вы слышите в них? Ответы занесите в карточки-задания.

Каждый творец по-своему отражает мир, композитор - звуками, художник - красками, поэт - в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?

Дети: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.

Учитель: Цвет, цветовые сочетания, контур, тон./ Слайд №12/ А в музыке?

Дети: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.

Учитель: Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом - выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония. /Слайд №13/ А теперь, попробуйте самостоятельно провести анализ.

Самостоятельная работа:

Урок по предмету МУЗЫКА. Раздел 2 Музыка и изобразительное искусство 3 четверть. Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка

Учитель:

Закончили, карточки- задания передаём для проверки. Сделаем маленькую зарядку.

Динамическая пауза.

Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает.

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

Чайка над волной летает и за рыбками ныряет.

Под водой на глубине, крокодил лежит на дне.

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит. Закончили.

А сейчас, вопрос:

Назовите, пожалуйста, великого художника-пейзажиста, который раскрыл красоту лесного пейзажа? /слайд № 14/ Дети: Иван Иванович Шишкин.

Учитель:

Правильно, в городе Елабуга сохранился дом, в котором родился и жил И.И. Шишкин - художник XIX века. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Его называли «Царём леса». И конечно вам знакомы его картины.

- Обратите внимание, с какой любовь, теплотой и нежностью написаны эти живописные полотна./Обзор картин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Рожь»

А сейчас разучим песню крымского композитора и поэта Сергеевой ольги

«КРЫМСКАЯ ВЕСНА» муз. сл. О. Сергеевой .

Пришла Весна и снова встали мы

Под флаг России и за мир Земли.

Победу Крым удержит навсегда

И гордо пронесёт через года!

И хочется от счастья закричать,

Весь мир обьять, Россию величать,

Героев наших, Крымскую Весну,

Вернулись, наконец, в свою страну!

ПРИПЕВ:

Крымская Весна вошла в мой дом,

Веру и Надежду поселила в нём,

Крымская Весна - душа поёт

И любовь, как яблонька, моя цветёт.

Крымская Весна - знаменье дней

Небо в радужных оттенках от огней.

Крымская Весна - тепло и свет

И роднее края в мире нет !

Живи моя страна - не зная бед!

Пусть каждый в ней несёт за всё ответ.

Нам нужен МИР и счастье на ВЕКА!

СИЛЬНА РОССИЯ будет и КРЕПКА !

ПРИПЕВ.

- Какая по характеру мелодия песни, что она напоминает?

- Дома постарайтесь, используя выразительные средства изобразительного искусства, нарисовать картину к этой песне.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины - выполнить проверочную работу./Слайд № 23/

ВИКТОРИНА:

Мы познакомились с произведением итальянского композитора, который написал цикл «Времена года»… (А. Вивальди);

Мы слушали часть под названием … ("Весна");

Русский композитор, автор песни «Родные края»…. (Ю. Антнов)

Исаак Левитан - художник-…(пейзажист);

Иван Шишкин - великий русский художник родился и жил в городе, который называется - Елабуга.

О каком художнике мы не сказали, чьи картины стояли на мольберте. /В. Борисов - Мусатов ./

Определите название картин. /Слайд №27

Обобщение темы:

Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов. Их можно применить для характеристики, как картин, так и музыки. Линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?

Дети: Можно сказать, что много общего между видами искусств.

Учитель:

Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.

Живописная музыка, какая это музыка?

Дети: Эта такая музыка, которая ярко и убедительно передаёт впечетления композитора от картин природы. Мы начинаем видеть эти картины природы, слушая музыку.

Учитель: Молодцы! А почему мы говорим: « Музыкальная живопись?»

Дети: Живопись, наполненная тонким поэтическим чувством, нельзя выразить словами - только музыкой.

Итог урока:

- Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. Наш урок подошёл к концу. А теперь посмотрите, сколько красного и зелёного цвета у вас на партах. Это говорит о том, что живопись у вас поёт, а музыка - рисует !!! Оценивание:

кто отвечал на вопросы правильно, активно принимал участие на уроке, получает оценку -5, менее активные - 4.Остальные ребята оценивают себя сами, за красные лепестки - оценка -5, за зелёные -4, другие цвета - оценки нет, дома изучаем материал самостоятельно.

Домашние задание:

на стр 98 учебника, « Музыка» -5 класс, вспомните о чём мы сегодня говорили, нарисуйте впечатления от песни «Крымская Весна»

А сейчас, Заполните оценочный тест.

Оценочный тест.

Максимальная оценка - 3 балла. Всего - 24 балла.

Фамилия. Имя. Класс 5 «Г» Загорулько Роман

баллы

1

Урок прошёл интересно

3

Урок прошёл не очень интересно

-

Урок прошёл не интересно

-

2

Понравилось: музыка

3

3

картины

3

4

беседа

3

5

игра

3

6

ответы детей

2

7

разучивание песни

3

8

самооценка

3

Итого

23 бал.

Спасибо! До следующих путешествий и новых открытий ! /слайд №28/

Литература :

1.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Методическое пособие. Музыка 5-6 класс

«Просвещение». М. 2005г.

2. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Учебник « Музыка» 5 класс 2003г. ,2007г.

3. Б. С. Рачина . Технология и методика обучения музыки в общеобразовательной школе, Спб. «Композитор» 2007 г.

4. Т. А. Затямина «Современный урок музыки» . «Глобус» М. 2008г.

5.М. Г. Дейнеко .В. Ю. Елин. Учебник «Изобразительное искусство.» 5-6 класс. « Радянська школа». Киев. 1981 г.

© 2010-2022