Урок по теме: Инструментальная музыка Казахстана

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 6 «А»,«Б», «В».

Урок музыки.

Учитель Ли Д.И

Тема урока: Инструментальная музыка Казахстана.

Цель урока: 1.Изучить историю инструментальной музыки.

2.Развитие творческой активности, интереса.

3.Воспитывать средствами музыки личности духовно-богатой, любящей

и воспринимающей музыку своей Родины.

Оборудования урока: Наглядные пособия (портреты,фотографии), проигрыватель, магнитофон.

Музыкальный материал: Гимн РК, песни: «Не отнимайте солнце у детей», «Мы маленькие дети».

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

Индивидуально-коррекционная работа

1

2

3

4

1 Организационный момент


2 Актуализация внимания учащихся на содержание нового материала.



























4 работа по учебнику

5закрепление

6 домашнее задание

Музыкальное приветствие с ручными знаками (изображено на плакате).

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Ученики: Здравствуйте.

Учитель: Сәлеметсіз бе балалар.

Ученики: Сәлеметсіз бе мұғалім.

( Ступеньками, а потом нотками).

Исполнение гимна Казахстана.

Казахи - прямые наследники неповторимой культуры тюркской кочевой цивилизации. Жившие до начала прошлого века в условиях кочевничества,они, несмотря на коренные изменения условий жизни в современную эпоху, смогли сохранить основы своей духовной культуры. И самым прекрасным и одновременно самым сокровенным наследием этой культуры является традиционная музыка, насчитывающая тысячи образцов самого разнообразного по видам и жанрам музыкального и музыкально-поэтического творчества

Домбровые кюи

Кюи исполнялись в основном на трех инструментах - домбре, кобызе и сыбызгы (продольная флейта). Наиболее распространенной и одновременно самой развитой, достигшей профессионального уровня областью инструментальной музыки являются домбровые кюи.

Домбра - двухструнный щипковый инструмент; он относится к типу древних хордофонов, которые, развиваясь, в своих самых разных видах дошли до наших дней. Инструменты этого типа под названиями, близкими названию "домбра", сохранились у татар, башкир, узбеков, алтайцев, киргизов, туркменов, таджиков, калмыков и других народов (думбыра, думбара, думбрак, домбр, танбур и т.д.). Эта схожесть названий и типологическое сходство самих инструментов, широко распространенных именно в Центральной Азии, позволяют говорить о естественности их происхождения на этой территории. Казахская домбра, которую казахи ставят в доме на самое почетное место (төр), отличается мягкостью, бархатистостью звучания и большими выразительными возможностями. Ее диапазон охватывает 1,5-2 октавы, особенности же конструкции и формы предопределяются принадлежностью инструментов к региональным разновидностям.

Одна из причин популярности домбры в том, что под ее аккомпанемент звучат также и традиционные казахские песни устно-профессиональной традиции. Но жанром, по-настоящему раскрывшим тембровые, звуковысотные и технико-исполнительские возможности инструмента, является, конечно, кюй, который, начав формироваться еще в древности, достиг пика своего развития и совершенства в XIX веке.

В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточноказахстанская (Шығыс), аркинская (Арқа), каратауская (Қаратау), жетысуская (Жетісу), сырдарьинская (Сыр өңірі), мангыстауская (Маңғыстау), западноказахстанская (Батыс).

1. Восточноказахстанская домбровая традиция

Территория восточной домбровой традиции охватывает весьма обширное пространство, так как к ней относятся не только области Казахстана (Семей, Шынгыстау, Шубартау, Аягоз, Тарбагатай), но и прилегающие территории КНР (Синьцзян) и Монголии

(Баян-Олгий). Истоки этой традиции, основу которой составляют древние кюи-легенды, лежат очень глубоко. Один из самых примечательных персонажей казахской истории - кюйши Кетбуга. Знаменитый Кетбуга был современником Чингисхана и прославился как мужественный батыр, мудрый бий и выдающийся кюйши. В антологию вошел "Кюй Кетбуги" как историческое произведение той эпохи.

Самый крупный представитель восточноказахстанской домбровой традиции - кюйши Байжигит, который внес выдающийся вклад в развитие инструментальной музыки и расцвет кюев-шертпе. Живший во времена хана Абылая, Байжигит, по народным преданиям, сочинил около 300 кюев, за что был прозван "демоном кюев". До нашего времени кюи Байжигита донес домбрист Жунисбай, а сегодня их лучшим исполнителем является его внук Таласбек Асемкулов, активно пропагандирующий творчество великого кюйши.

2. Домбровая традиция Жетису

Весьма интересной и многостилевой представляется и инструментальная музыка Жетису, которая до недавнего времени оставалась малоисследованной. По причине того, что плохо сохранились не только древние кюи, но и имена авторов этого региона, многие дошедшие до нашего времени кюи-легенды стали народными. В домбровой традиции Жетису, корни которой, как мы видим, тянутся из глубины веков, сложились к XIX веку две крупные школы, связанные с именами выдающихся кюйши - Байсерке и Кожеке. К нашему глубочайшему сожалению, сохранилась лишь небольшая часть кюев Байсерке, которая дошла до нас благодаря домбристам Кожабеку, Саткынбаю, Катшыбаю, Темирбеку Ахметову.

3. Аркинская домбровая традиция

Самый выдающийся представитель домбровой традиции региона Арка, вобрав-

шего в себя обширную территорию северо-восточных и центральных областей Казахстана, - Таттимбет Казангапулы. Таттимбет, который прожил всего лишь 45 лет, оставил богатое музыкальное наследие, из которого до нас дошло свыше сорока кюев, обогативших и украсивших сокровищницу казахской инструментальной музыки.

Приверженцами обновленной традиции шертпе, верными спутниками, учениками и последователями Таттимбета были видные кюйши Аркинского региона Тока, Абди, Сембек, Кыздарбек.

4. Каратауская домбровая традиция

Самым видным представителем каратауской домбровой традиции является Сугур Алиулы. Мастер шертпе-кюя, оставивший глубокий след в инструментальной музыке, Сугур блестяще освоил творчество представителей предыдущего поколения - Таттимбета и Тока, а затем развил далее в своем творчестве искусство шертпе как в плане содержания, так и в плане расширения средств музыкально-художественной выразительности.

5. Домбровая традиция Сырдарьинского края

В этом регионе нашли продолжение музыкальные традиции, заложенные еще в конце XVIII веке такими кюйши, как Курманай Торемурат, Асан Конек, Бекпенбет. В числе кюйши последующих поколений можно назвать имена трех выдающихся кюйши - Мырза Токтаболатулы, Алшекей Бекпенбетулы, Досжан Куракулы.

6. Западноказахстанская домбровая традиция

Западный Казахстан - край самобытного развития инструментальной музыки, которая предстает здесь во всем своем богатстве и расцвете. Блестящая плеяда кюйши этого региона - Богда, Махамбет, Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Мамен, Туркеш и другие обогатили сокровищницу не только казахской музыки, но и общетюркской. Историческая личность, батыр, жырау и кюйши, который стоял у истоков создания домбровых школ Западного Казахстана, - Махамбет Отемисов. Кюи Махамбета созвучны с образцами древней эпической традиции жырау, являясь одновременно "музыкальным портретом" военного времени (середина XIX века) и его героев - Исатая и Махамбета, которые всю свою жизнь провели во Внутренней (Бокеевской) орде.

Величайший представитель западноказахстанской традиции, прозванный в народе "күй атасы" ("отец кюев"), Курмангазы Сагырбайулы - композитор, известный всему миру. Творчество Курмангазы отличается разнообразием тематики, насыщенностью музыкально-звуковой палитры, мощной динамикой и развитостью ритмоштриховой техники.

Таков же масштаб дарования талантливой ученицы Курмангазы - Дины Нурпеисовой. Женщина-кюйши не только достойно продолжила, но и развила в своем исполнительском и композиторском творчестве достижения Курмангазы, героико-драматическое и гражданственно-демократическое направление его школы, соединив традиции XIX и XX веков.

Глава второй школы, второго направления западноказахстанской домбровой традиции XIX века Даулеткерей Шыгайулы - личность особенная, а его творчество - неповторимая страница истории казахской музыки.

7. Домбровая традиция Мангыстау

На Мангыстау хорошо сохранились как древние кюи, так и исторические, сопровождаемые интереснейшими легендами и рассказами. Имена Абыла, Картбая, Есбая, Есира, Кулшара, Коныра, Оскенбая, Шамгула, Алкуата, Мурата хорошо известны в мире казахской инструментальной музыки.

Айтжан Тогтоган, домбрист, профессор, искусствовед Мурат Абдугазы, домбрист, искусствовед Талгат Мукыш, исполнитель на сыбызгы, искусствовед Саян Акмолда, исполнитель на кобызе и домбре

Интонационная работа над песнями «Не отнимайте солнце у детей», «Мы маленькие дети».

Итак, ребята, с заданием вы справились.

Самые активные ребята получают оценки.

Домашним заданием будет повторение текста песен, а также знание материала из тетради.

Репродуктивный метод


Объяснительно-иллюстративный метод



























Репродуктивный метод



© 2010-2022