Урок с вокальным ансамблем на тему «Разные виды распевок. Песня «Моя Россия»»

"Выдержка из материала: Урок с вокальным ансамблем на тему: «Разные виды распевок. Песня «Моя Россия». Тема: Разные виды распевок. Песня «Моя Россия. Содержание урока: I. Организационные моменты. Создание положительного эмоционального настроя. - «Здрав – ствуй - те, уче - ни – и - ки»- «Здрав – ствуй – те – е - е».Добрый день, дорогие ученики. Посмотрите друг на друга. Поздоровайтесь. Улыбнитесь. Спросите «как дела?» Садитесь. Начинаем урок. II. Целеполагание. Мотивирование на деятельность. - Уч...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок с вокальным ансамблем на тему:

«Разные виды распевок. Песня «Моя Россия».

Тема: Разные виды распевок. Песня «Моя Россия.

Цель: - Объяснить роль упражнений для распевания в формировании навыков правильного пения;

- Научить правильной распевке;

- Познакомить учащихся с музыкальным произведением.

- Развить музыкальные способности детей школьного возраста.

- Воспитать интерес и любовь к пению, музыке.

Задачи: - Воспитать у учащихся чувства ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения.

- Проанализировать фактуру исполняемых произведений.

- Выстроить точную интонацию в общем ансамбле.

- Закрепить навыки правильного певческого дыхания, правильной опоры звука, певческой артикуляции и четкой дикции.

- Развить навыки пения исполнения произведений на legato и staccato

- Применяемые инструменты: фортепиано, ноутбук, колонки, музыкальные инструменты: бубен, барабан, свистульки, ложки, гармонь и др.

Формирование навыков правильного пения сложный и длительный процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы (обучение), так и внутренние (музыкальное развитие). От их развития зависит темп, и характер образования навыков. Через обучение происходит необходимое воздействие на музыкальное развитие, которое в свою очередь стимулирует успешность освоения музыкального материала.

Содержание урока:

I. Организационные моменты. Создание положительного эмоционального настроя.

- «Здрав - ствуй - те, уче - ни - и - ки»

- «Здрав - ствуй - те - е - е».

Добрый день, дорогие ученики. Посмотрите друг на друга. Поздоровайтесь. Улыбнитесь. Спросите «как дела?» Садитесь. Начинаем урок.

II. Целеполагание. Мотивирование на деятельность.

Дорогие мои ученики, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. (Ученики просматривают имеющиеся музыкальные инструменты в классе, трогают руками, пробуют играть).

Ребята, давайте мы сейчас с вами потанцуем (MIX PAIR SHARE)

- Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.

- Учитель объявляет: «Встаньте в пары!»

- Ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять». Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

- Учитель: «Самый удивительный инструмент находится внутри нас. Что же это за инструмент? Давайте поразмышляем с вами». Дается 7-10 секунд на размышление.

- Ученики делятся мнениями со своими партнерами, используя RALLY ROBIN (короткий ответ)

- Выбрать несколько учеников, чтобы они поделились мыслями своего партнера.

Человеческий голос. Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека. Голос - это не игрушка. А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.

Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат. Вопрос ученику: А какие это органы? - ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. Всё, что мы с вами перечислили это называется?... Артикуляционный аппарат. Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией.

III. Распевание, пение.

1) Упражнение на выработку навыков исполнения legato и staccato. Поем гамму:

«до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до;

до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до»

2) Упражнение для выработки собранного звука :

«и - и - и -и - ди», «а - а - а- а -ля»;

3) Упражнение для выработки ощущения диафрагмы:

« ляа-аа-аа-аа-аа-аа-ляа-аа-а»

4) Упражнение для выработки четкой дикции:

«Ми, мэ, мо, му», «ди, дэ, до, ду», «ри, рэ, ро, ру» - на одном дыхании в одной позиции;

.

5) Упражнения на подражание:

Берем песни любого певца, слушаем. То есть пытаемся изобразить похожее. И не более того. Грубо говоря - пародировать. Хорошая пародия - это уже хороший вокал.



Вначале слушаешь, затем подражаешь. Здесь необходимо напомнить: раз слушаешь, раз - поёшь. Дальше. Думай про живот.

6) Упражнение «Поем подряд»:

Это не есть хорошо, потому что пропускается момент слушания. Слушание по значимости идет на уровне. Потому что когда ты начинаешь просто петь, ты пропускаешь много моментов. А вот когда ты один раз спел, у тебя возникли ощущения, ты слушаешь и вдруг начинаешь понимать, что у тебя по ощущениям немножко не то. Это очень важно, и нужно себя к этому приучить. Когда возникает, особенно на первых порах, эффекты в голосе, применяешь только то, что у тебя получается. Но, когда слушаешь, начинаешь осознавать, что не совсем так, как тут. Но на первых этапах и не нужно этого. Главное - не результат, а процесс, т.е. то, что ты реально делаешь сиюминутно.

7) Упражнение на фальцет.

Здесь певец скрипочку изображает. Здесь очень ясно, что управление идет из живота. То есть диафрагмой, качание на подушке, как сказал бы В.И. Коробко, известнейший педагог. Это фальцет. Это довольно сложный звук. Тим Боджерт его советует открывать на «Е», а вообще по закону положено «И» произносить, чтобы два пальца между зубами было. Здесь не надо стремиться к тому, чтобы получалось. Главное - не надо челюсть вперед на «И». Ты ищешь свои приемы, изобретаешь свою вокальную школу. Вопрос смыкания связок у каждого разный. Вот тут явно слышно примесь «Е». Нет чистого «И». Кстати, распространенная ошибка некоторых вокалистов и педагогов - что «И» нужно открывать на «Ы». Это совсем другая школа. «И» нужно открывать на «Е». Физиологически 2 пальца между зубами должно быть на «И».

8) Упражнение на «У».

Еще сложный звук - «У», которое тоже задирает гортань и там нет пространства для звука. Поэтому «У» открывают на «О». И то же самое правило: на «У» два пальца между зубами. Не надо петь подряд, раз слушай, раз - пой. Главное - попытки, не нужно стремиться, чтобы все получалось. Главное попытки, работа. Терпение.

Опора дыхания - основа основ всей вокальной техники. Ученик физиологически должен найти эту точку опоры. Когда издаются звуки, нужно их посылать как-бы из живота. Чувствовать животом. Диафрагма является фундаментом, на котором стоит звук. Вся первоначальная проблема заключается в том, чтобы словить ощущение точки опоры, на которой стоит звук. Как ты стоишь ногами на полу.

Нужно применять такой прием, чтобы чувствовать опору: организм, тело вытягивается, т.е. напоминает натянутую струну. Нужно большими пальцами ног чуть-чуть упираться впол. А еще есть интересный образ (техника Левшинова): ты встал и как-будто ноги дали корни в пол. Это не значит, что потом ты на сцену выйдешь петь и вот ты врос. Нет. Я все время подчеркиваю, что это идет на занятии, для тренинга. Приемов море, я только несколько показал с тем, чтобы человек мог сам искать. Мы говорим о том, что вокалист, т.е. ученик, он изобретает свою вокальную школу, не я обучаю, а сам обучается. В вокале невозможно научить, здесь можно только научиться. Поэтому здесь человек придумывает свои приемы.

Слуховое восприятие. У человека организм так заточен, что при слуховом восприятии связки все равно работают, когда он слушает. Это как моя теория про соленый огурец. Т.е. ты - огурец, а то, что ты слушаешь - рассол. И ты волей-неволей пропитываешься этим рассолом и выходишь таким соленым огурцом. Попробуй сейчас. Вместе с упражнением или между ними или без него, как удобно. Главное - ощущение точки опоры, все время чувствовать в животе опору. Пока, если не получается все равно стараешься, посылаешь желание.

Внизу усилий меньше, вверху - больше. Но я называю это соответствие усилий и подачи звука. Поэтому мы пока не детализируем слишком много, вот как получается делаешь. Потом уже возникают определенные проблемки, начинаем анализировать. Пока идешь просто.

Раскричать голос - раз, почувствовать резонаторы - два. Это - простое упражнение, не требующее красоты звука. Вот когда мы будем говорить об опоре звука, добиваться вокальных звуков, там - другое дело. Нам надо раскричать голосовые связки. Что такое раскричать? Это заставить работать мышцы, потому что голосовые связки - это мышцы. Причем мышцы там принципиально тобой не осознаваемые. Поэтому надо заставить этот аппарат работать.

Сейчас сработал так называемый порог голоса. Вокалисты еще его называют щелчком. Я всех призываю к тому, что это не есть плохо, это не ошибка. Бояться этих щелчков, киксов не нужно, пусть они идут. Выполняешь столько, сколько комфортно. Если почувствовал зажим, стало неприятно - прекращай с этим упражнением. Т.е. выполняй такое количество раз, чтобы не было напрягов.

IV. Разучивание песни «Моя Россия» с использованием изученных приемов.

Ребята, как вы думаете, почему я выбрала песню о России? Да, ведь Родина - это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и ромашковые поля, и песни под гармонь. Это место, где мы родились и выросли. Историей которого мы гордимся! Родина - это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты - сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы. И сейчас, мы еще раз коснемся этой вечной темы. Слова и музыка Сергея Паради, песня «Моя Россия».

Это произведение позволяет развить первоначальные навыки правильного пения, а также помогает наладить координацию между слухом и голосом, выстроить точную интонацию. Поочередное вступление в этом произведении, дает возможность ученикам слушать и слышать выстраевыемые интервалы на фоне звучащего голоса, по принципу. Также это способствует выработке у певцов представления фонической окраски звучания интервалов. Подобный прием не только хорошо помогает прочувствовать фразировку, но и развить внутренний слух.

Текст песни «Моя Россия»:

Я рисую белым мелом облака

Я мечтаю, будет день наверняка

Это счастье улыбнется снова мне

И моей стране


Припев:


Моя Россия, моя страна

Ты так красива во все годы-времена

Моя Россия, мои друзья

Дай Бог нам силы

Мы вместе одна семья


Сколько можно вечно спорить ни о чем

Сколько можно воду черпать решетом

Где тот ветер, что расправит крылья мне

И моей стране


Припев:


Моя Россия, моя страна

Ты так красива во все годы-времена

Моя Россия, мои друзья

Дай Бог нам силы

Мы вместе одна семья





- раздаются слова песни;

- текст просматривается, проговаривается всем классом, вырабатывается дикция;

- ставится фонограмма песни в исполнении группы «Непоседы»;

- беседа по прослушанному;

- показ учителем отдельных элементов песни;

- исполнение песни всем классом;

V. Импровизация и сотворчество.

Ребята, сейчас вам предстоит поделиться на 4 группы (СORNERS) и разойтись в 4-х углах класса, т.е. найти свой угол. Выбрать один из понравившихся инструментов:

  1. ложки, 2) свистульки, 3) бубен, 4) ударные;

Дается 10 секунд на размышление, ученики подходят к своему углу, находят партнера, объясняют свой выбор, обсуждают в парах, почему выбрали данный угол.

- исполнение песни с инструментами поделившись на группы;

- желающие исполняют песню индивидуально;

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- беседа по уроку;

- самоанализ (чему вы сегодня научились?)



© 2010-2022