Особенности работы концертмейстера в классе ударных инструментов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности работы концертмейстера в классе ударных инструментов

(преподаватель, концертмейстер «КГУ « Колледж искусств- специализированная школа- интернат для одарённых детей музыкально- эстетического профиля» Команок Ю.В..)

Работа концертмейстера в классе ударных инструментов подразумевает собой работу с целым рядом инструментов. К ним относятся: литавры, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики, большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.

Возникновение инструментов данной группы относится к десяткам тысяч лет назад, к периоду, когда человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое ещё не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, постепенно видоизменялось. Дошедшие до нашего времени инструменты имеют несколько групп и классификаций.

Начинающему концертмейстеру необходимо знать, что ударные инструменты, по музыкальным качествам, то есть по возможности получения звуков определенной высоты, подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон, вибрафон, маримба и колокольчики) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и др.).

Литавры

Особенности работы концертмейстера в классе ударных инструментовДанный инструмент является одним из самых древних музыкальных инструментов в мире. Свою популярность литавры получили благодаря своему широкому применению на всех важных событиях, происходящим в жизни людей: войны и праздники. Первоначально литавры имели небольшую форму, которая постоянно видоизменялась, усовершенствовалась, и уже к 17 веку литавры плотно вошли в оркестр. Облик современных литавр внешне напоминает медные большие котлы, покрытые кожей и стоящие на подставке. Звукоизвлечение на литаврах происходит путём удара по туго натянутой на котёл коже палочками, обрамлёнными круглыми войлочными наконечниками.

Литавры относятся к группе настраиваемых инструментов. Поэтому задачей концертмейстера перед началом работы будет необходимость дать настройку инструменту.







Барабан

Особенности работы концертмейстера в классе ударных инструментов

В древние времена барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, религиозных обрядов, военных шествий и действий, таких, где была бы необходимость соблюдать ритм, например, идти, бежать, тянуть, грести или бить слаженно.

Ксилофон

Особенности работы концертмейстера в классе ударных инструментов

Ксилофон - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания.

Слово «ксилофон» можно перевести с греческого языка как «звучащее дерево». Инструмент представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. Их скрепляют между собой шнурками на некотором расстоянии друг от друга. На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике-стенде для удобства передвижения. Играют на них деревянными палочками.

Тембр ксилофона резкий, щёлкающий при игре на f и мягкий - на p.

Исходя из этого при работе с ксилофоном, концертмейстер не должен злоупотреблять педализацией, наоборот, применять её очень осторожно, чутко, чтобы гармонировать со звучанием солиста.

Обязательным условием работы в классе ударных инструментов является наличие метрической чёткости и стабильности концертмейстера. Основная функция инструментов данной группы в оркестре - это подчеркивание ритма других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Но чтобы ударник-исполнитель научился играть ритмически чётко и стабильно в оркестре, работу над этим необходимо вести уже с самых первых уроков совместно с концертмейстером.

В динамическом плане эта группа инструментов обладает богатым диапазоном. В моменты звучания на p концертмейстер должен совместно с исполнителем «уйти» на более тихий оттенок, и, наоборот, в моменты f играть очень насыщено, ярко. В целом, характеризуя инструмент, необходимо отметить, что игра с как барабанами, литавры, не имеющие богатого звуковысотного звучания требует от концертмейстера необходимости добиваться насыщенности звучания партии фортепиано, т.к. вся музыкальная фактура находится в руках концертмейстера. Игра на минимальной динамике в тех местах, где написано f просто недопустима, иначе солист будет перебивать и заглушать своим звучанием фортепиано.

Необходимо обязательно пользоваться педалью. Ксилофон издаёт звонкий, но быстро затухаемый звук, и чтобы произведение не звучало сухо, концертмейстеру необходимо уметь найти нужную педаль, которая не будет звучать слишком сухой, но в тоже время и не противоречить художественному образу произведения.

Работа с солистами-ударниками требует большой концентрации внимания. Запись партии барабана, тарелки, бубна, литавр в партитуре произведений представляет собой запись ритмического рисунка на одной строке. Начинающему концертмейстеру тяжело отследить изменение сложного ритмического рисунка, поэтому необходимо чувство внутренней пульсации и постоянный счёт.

Таким образом, совершенствование исполнительской культуры и мастерства концертмейстера, путём изучения и осознания специфики ударных инструментов, будет способствовать достижению наилучшего ансамбля между солистом и концертмейстером.



© 2010-2022