Помощь концертмейстера в работе над вокализами на начальном этапе обучения

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Помощь концертмейстера в работе над вокализами

на начальном этапе обучения.

Мещанова О.Ф.

концертмейстер первой квалификационной категории

ГАПОУ «Лениногорский музыкально-

художественный педагогический колледж»


В музыкально-педагогическом колледже вокалу обучаются студенты с разной степенью музыкальной подготовки, а в последние годы, к сожалению, преобладают студенты, не имеющие музыкальной базы. И поэтому работа на 1 курсе в вокальном классе для педагогов чрезвычайно сложна. Большую помощь в этой работе преподавателю-вокалисту может оказать концертмейстер.

Окончательная цель занятий по вокалу - грамотное, художественное исполнение вокального произведения на концертной эстраде (на зачёте или экзамене). Для успешного достижения этой цели, студент проходит несколько этапов подготовки. На начальном этапе преобладает техническая работа по постановке голоса: распределение дыхания, формирование вокального звука, чистота интонации, приёмы звукообразования, дикции и атаки звука. А на более позднем этапе работа концентрируется больше на художественной стороне произведения.

Начальное обучение вокалу предполагает научить учащегося петь по нотам. Этому способствует исполнение вокализов. Пение вокализов развивает слуховую ориентацию, активизирует качественное чтение с листа, быстрое разучивание и запоминание нотного текста.

Вокали́з (от лат. Vocalis - звучащий, поющий) - пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. Также этим термином называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов на основе сольфеджирования [2].

Работа над вокализами преследует ту же цель, что и применение упражнений - развитие техники и музыкальности студента, приобретение им мастерства. Однако в работе над вокализами отсутствует «словесная подсказка» - необходимо научить студента и без слов понимать образный характер вокализа, тем самым развивать его музыкальную интуицию.

Главная роль отведена преподавателю, но и на долю концертмейстера подчас выпадают сложные художественные задачи. Концертмейстер должен обладать знаниями основ вокала, постановки голоса, артикуляции, динамического развития. В процессе работы у него много задач: настроить вокалиста на данный темп, нюансировку, настроение, а в случае необходимости - незаметно подыграть мелодию. Активная помощь концертмейстера начинается при любом уровне подготовки - даже на этапе эскизного разбора нотного текста.

Разучивание вокализа, как правило, нужно начинать с сольфеджирования, фиксируя внимание на интонировании и его связи с певческим дыханием. Концертмейстер должен научиться расставлять моменты взятия и снятия дыхания певцом согласно музыкальному смыслу исполняемого вокализа. Для представления о вокализе в целом на следующем этапе работы следует соединить на фортепиано три строчки, включая партию солиста и партию фортепиано, при этом возможно поступиться некоторыми деталями фактуры во благо воссоздания общей концепции произведения.

Часто у начинающего вокалиста возникает серьезная проблема, связанная с ритмической стороной исполнения. Воспринимая мелодию на слух, учащийся иногда приблизительно поет ритмически сложные места. Концертмейстеру необходимо на уроках отучать ученика от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение того или иного момента. Для лучшего освоения ритма, иногда, полезно дирижировать.

Большое внимание следует уделить вопросу соотношения звучания солирующей и аккомпанирующей партий. Концертмейстер под руководством педагога учит певца правильно распределять силу звука на протяжении всего вокализа. Начинающие вокалисты порой думают, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос. А.В. Свешников высказывался так: «Громкое пение - не убеждает в достоинствах певческого таланта. Это признак плохого владения голосом» [1, 187]. Следует объяснить ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука, как постепенно готовить кульминацию насколько он при этом сбережет свой голос. А поможет в этом мягкое, певучее звучание аккомпанемента. Но, в то же время, при исполнении концертмейстер не должен полностью отходить на второй план, его роль определяется как роль дирижера, инициатора общей трактовки вокализа.

Пение на legato вырабатывает навык певучести, кантилены, как основы пения, способствует закреплению навыка дыхания. Умение концертмейстера неотрывно вести музыкальную линию, построение логических музыкальных фраз до цезуры (смены дыхания) поможет учащемуся успешно справиться с этим навыком гораздо скорее.

Вокальное пение - это, прежде всего творческий процесс, который доставляет исполнителю радость. Эмоционально окрашенная деятельность благотворно сказывается на певческом обучении и вызывает у певцов полную отдачу. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, слабости и достоинства. Все ученики, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости.

Вокалист и концертмейстер в художественном смысле являются одним музыкальным организмом. Неоднократно говорилось, что специфика игры концертмейстера заключается также в том, что он должен найти удовлетворение в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником якобы, второплановым. Еще труднее, но необходимо, сохранить при этом также и свое индивидуальное лицо. Артистизм концертмейстера, связанный с выступлением на сцене, на экзамене, важен, он помогает поддерживать стабильное концертное самочувствие.

Литература

  1. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокальная хоровая школа: От древности до XXI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -304с.

  2. ru.wikipedia.org/


© 2010-2022