Разработка урока музыки по теме Музыкальный портрет (6 класс)

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкальное занятие в 5-м классе. Тема: "Музыкальный портрет".

Засорина Елена Геннадьевна, учитель музыки I квалификационной категории МОУ СОШ№4,г. Асино. Томской обл.

Тема учебного занятия: «Можем ли мы увидеть музыку?».

Место занятия в учебном процессе: Тема «Портреты в музыке», 6урок. Раздел посвящен углублению представлений о многогранных связях музыки и живописи.

Форма занятия: урок погружения в новую тему с применением ИКТ

Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный

Слайд №1

Создание рабочего настроя.

Актуализация знаний

Демонстрационная презентация

Коррекция опорных представлений и вхождение в новую тему.

Объяснение нового материала

Демонстрационная презентация

Использование наглядности, повышение мотивации для восприятия материала.

Обобщение

Демонстрационная презентация

Постановка проблемного вопроса для закрепления пройденного материала.

Конспект урока

Тема урока: «Портреты в музыке»

Цели урока:

обучаюшие:

  1. развитие умения сравнивать, сопоставлять,

  2. формировать мыслительные навыки - обобщение, умение вслушиваться и доказывать

  3. Продолжать работу по формированию представлений о средствах выразительности музыки (темп, размер, динамические оттенки).


  1. Продолжать развивать навыки хорового пения.

коррекционная:


  1. воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;


  1. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся

  2. развитие импровизации в доступных для детей формах

  3. создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят.

воспитательная:

  1. воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку

  2. воспитание грамотного слушателя

  3. расширение круга музыкальных образов; воспитание мотивированной готовности обучающихся к познанию музыкального искусства, развитие творческих способностей.

.

Тип урока: Изучение нового материала

Методы:

  1. словесно-индуктивный (беседа, диалог)

  2. наглядно - дедуктивный (сравнение)

  3. частично - поисковый (импровизация)

  4. моделирование

  5. пластическое интонирование

  6. графическое иллюстрирование

Оборудование урока:


  1. медиапроектор, экран

  2. компьютер

  3. презентация POWER POINT

  4. синтезатор, ноты

  5. «Сиротка»; «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; « Баба-Яга» из музыкальной сюиты « Картинки с выставки». М. П. Мусоргский

  6. ВИА «Ариэль» песня «Баба-Яга»,

  7. «Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского,

Е. Птичкина.

  1. иллюстрации по теме.

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие (в тональности до мажор).

У: «Здравствуйте, ребята!»

Д: «Здравствуйте, учитель!»

II. Объявление темы и задач урока.

Я рада видеть вас на уроке. Сегодня, мы продолжим работу по теме четверти «Можем ли мы увидеть музыку». Тема нашего урока: «Музыкальный портрет». Слайд№1 На прошлом уроке мы с вами уже говорили о музыкальном портрете. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет? Слайд№2

III. Ход урока.

У: Итак, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».

Слайд№3

Перед вами портрет русского композитора М. П. Мусоргского. Наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г.

Слайд №4.

Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзьям с трудом удалось поместить его в военный госпиталь. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Слайд№5.

(Слушание произведения «Сиротка»)

Слайд№6.

-Какие чувства вызывает у вас песня « Сиротка» М.П.Мусоргского?

-Какие интонации вы слышите?

-Соответствуют слова музыкальной интонации?

Слайд№7

Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского - мелодия, построенная на интонациях человеческой речи. «Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах»,- эти слова писал М.Мусоргский.

Слайд№8

-Какую картину можно представить, слушая песню М.П.Мусоргского

« Сиротка»?

Слайд№9

Вглядитесь в картину В.Е.Перова «Чаепитие в Мытищах». Есть ли что-нибудь общее между картиной и музыкой?

Слайд№10

  1. Что изображено на картине?

  2. На что зритель обращает внимание?

  3. Какова цветовая гамма картины?

  4. Какое настроение создаёт картина у зрителя?

Слайд№11

Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения: (дети выбирают слова для описания картины)

Мусоргский творец разных музыкальных портретов.

Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка даёт представление музыкального портрета героя. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?

Слайд№12 (Просмотр видеоролика)

Д: «Песня Варлаама»» из оперы «Борис Годунов».

У: Правильно. А что такое «опера»? (На экране появляется термин «опера», пояснение термина).

Слайд№13

Д: Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (На экране появляется пояснение термина).

У: Верно. А как описывает музыка Варлаама? Подумайте, какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?

Найдите в словах и в мелодии «Песни Варлаама» черты, которые сближают её с народными песнями.

У: -выберите подходящую характеристику

Слайд№14

Д: (Молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, залихватская, буйная, густая, яркая -.) ( На экране появляются слова).

У:Беглый монах Варлаам не про себя поёт песню. Как же характер исполнения и характер музыкального языка выдают норов, характер и даже внешний вид этого человека?

Д: Варлаам поет громко, сильно, резко, в низком регистре. Музыка в «Песне Варлаама» живая, яркая и громкая.

У:Каким вы представляете себе Варлаама, поющего такую песню?

Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует отрывистые линии).

Д: Характер залихватский, резкий, грубый, яркий. Музыка напоминает резкий взмах руки. И в музыкальном, и в живописном портрете чувствуется образ властного, жестокого, с разбойничным норовом и богатырско -кабацким размахом человека.

У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил этот же композитор.

Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.

Слайд№15

(Звучит пьеса «Баба-Яга» М. П. Мусоргский).


  1. Можно ли увидеть музыкальную картинку Мусоргского?

  2. Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги

(регистровые, динамичные, темповые, мелодичные)?

  1. Какой вы себе представляете Бабу-Ягу?


У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?

Д: Злой, недобрый.

У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?

Слайд№16(такой вы представляли себе Бабу-Ягу?)

У:Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? ( На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).

Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.

У: А как вы это поняли?

Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.

У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?

Д: Выделяет. ( На экране появляется термин «акцент»).

Слайд№17

Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Модест Петрович использует в пьесе прием - акцентирование звуков. Ребятки, акцент - это ударение в музыке. ( На экране появляется объяснение термина, запись термина в тетрадь).

У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку? (Работа у доски - графическое иллюстрирование).

У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?

Д: Темп быстрый, живой, не останавливается.

У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает

Вот как описал музыку пьесы Д.Б.Кабалевский:

«Ни одного простого, натурального звука - то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная - сначала топчется на месте, потом движется, подскакивая или внезапно как-то нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем недобрым… Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…»

А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить? ( На экране появляется термин «балет» и его объяснение).

Слайд№18

Д: Балет - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

Слайд№19

(Моделирование и пластическое интонирование).

Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.

У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.

(Пластическое интонирование).

У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!

Пьеса «Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук - несколькими штрихами показана ночная природа.

У: Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чём нам рассказывает композитор.

Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.

Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?

Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной. Ребята, давайте посмотрим, как себе представил образ Бабы-Яги композитор Ю. Мажаров и поэт Т. Ефимов в своей песни про «Бабу-Ягу», которую замечательно исполнил ВИА Ариэль.

Слайд№20.

Попробуйте зарисовать в ваших рабочих тетрадях небольшие наброски карандашом или ручкой, что вы увидели, слушая эту песню?

У: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?

Д: Песней.

У: Вот сейчас мы с вами и попробуем спеть.

Слайд№21 Слуховая разминка

Сначала настроим на работу наш музыкальный слух:

  1. Я сыграю несколько звуков, вы должны определить сколько?


  1. Сейчас вы должны определить плавное движение мелодии я вам сыграю или мелодию со скачками?

Слайд№22 Дыхательная разминка

А сейчас приведем в готовность наши легкие.

  1. а) Упражнение. Изобразим ветер. Для этого нужно набрать по- больше воздуха в легкие через нос и выдувать его со звуком «Ш ш» (выполняется несколько раз)

  2. б) Упражнение. А теперь согреем наши ладошки теплым воздухом со звуком «Ха».

Слайд№23 Артикуляционная разминка

  1. а) Упражнение. Кончиком языка прокалываем 4 стороны лица: слева, справа, сверху, снизу.

  2. б) Упражнение. Поднимаем рот вверх, изображая радость, затем вниз, изображая обиду. Затем поочередно радость и обиду.

Слайд№24 Голосовая разминка


  1. Настраиваем свои инструменты - голос и уши. Пропеваем один звук «М».

  2. Распевка:
    а) «М -а»
    б) «Ма - мо - му»
    в) Упражнение на развитие диафрагмы «Стаккато»

У: Тогда давайте споем все вместе споем песню « Сказки гуляют по свету» из кинофильма «Оленья охота»
Слова М. Пляцковского
Музыка Е. Птичкина

( Жестом руки учитель просит учащихся встать,

дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется изображение сказочных персонажей).

Слайд№25,26,27,28,29,30.

Рефлексия.

- Ребята, мы слушали различные по характеру музыкальные произведения. Учились определять их характер, настроение.

- Какое произведение вам понравился больше? Почему?

У: Вот как по-разному раскрыли нам музыкальные портреты композиторы. А кроме этого, что еще нового вы узнали?

Д: Мы узнали про ударение в музыке.

У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?

Д: Акцент - это ударение в музыке.

У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок).

Всем спасибо за урок! До свидания!

Ход урока

Название
этапа урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Использование
ЦОР
Слайд №

Прогнозируемый
результат

Организационный

Настрой на урок.

Объявление темы.

Настраиваются на восприятие новой темы.

Слайд №1

Создание рабочего настроя

Актуализация знаний и коррекция опорных представлений

Вступительная беседа по вопросу: назвать фамилию композитора.

Проблемная ситуация: определить
на слух и назвать произведение

Отвечают на вопросы учи-
теля.

Определяют на слух жанр звучащего произведения.

Слайд №2





Слайд №3

Коррекция опорных представлений.

Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять жанр.

Дает краткие сведения о композиторе и произведении.
























Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять ее
характер.

Предлагает прослушать, «Картинки с выставки» «Баба-Яга» М.П.Мусоргский.

Внимательно слушают музыку; определяют характер и жанр .

1-е прослушивание. Определить характер музыки.

Слушают учителя, пытаются определить настроение.

2-е прослушивание. Выполнять движения руками под музыку.

Выполняют движения руками под музыку

Умение выполнять движения в соответствии с характером музыки

Организованное осмысление нового материала

Предлагает прослушать «Ариэль» «Баба-Яга».

Отвечают на вопросы: музыка шуточная , веселая.

Слайд №18

Умение определять характер музыки.

Обобщение

Предлагает сравнить два разнохарактерных портрета и сопоставить их с картинками.

Отвечают на наводящие вопросы.

Слайд №17,18.

Рефлексия. Умение давать сравнительную характеристику.

Закрепление первичного осознания материала. Пение.

Песня «Сказки гуляют по свету» муз.

С помощью учителя определяют жанры песни и вальса. Говорят о содержании. Разучивают песню.

Слайд№23-28.

Развитие вокально-интонационных навыков.

Подведение итогов.

Вопрос: какие произведения звучали на уроке?

Отвечают на вопросы.

Слайды №

Закрепление пройденного материала.

Методическая часть

Цель использования презентации - повышение мотивации учеников к изучению музыкальных жанров, активизация познавательной деятельности на уроке и расширение кругозора.

Учителем используются следующие методы и приемы:

· Через вводную беседу организован процесс повторения корректировки опорных представлений о музыкальных портретах. (слайды №2-3).

· Для расширения кругозора использовались слайды с портретом композитора (слайды № 2).

· Организованы проблемные ситуации и игровые моменты для активизации учебного процесса.

Слайд

Что показывает

Как показывает

Для чего

1

Тема урока

Картинка с настройкой анимации

Для создания настроя на урок.

2

«Портреты в музыке»

Картинка с настройкой анимации

Для наглядности, корректировки опорных представлений. Активизация познавательной деятельности.

3

Организованное осмысление нового материала

Слайд с настройкой анимации, текста и звуком.

Научить образно мыслить при прослушивании.
Для формирования навыков: думать и мыслить при прослушивании.

4

Вопрос и фотографии

Слайд с вопросом, иллюстрацией, фотографий, настройкой анимации.

Проблемная ситуация. Умение определять характер музыки, анализировать.
Активизация детей на этапе обобщения.

5

Портрет М. П. Мусоргского

Иллюстрация портрета и высказывания композитора.

Для визуального запоминания портрета композитора и расширения кругозора учеников.

6

Вопрос на воображение.

Слайд с вопросом, настройкой анимации.

Проблемная ситуация. Научить мысленно вообразить (нарисовать образно) картину.

7

Просмотр репродукции картины В.Е. Репина.

Слайд с иллюстрацией.

Для визуального запоминания, расширения кругозора учеников. Научить описывать произведение искусства.

Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, изобразительное искусство).

8

Вопрос на размышление

Слайд с вопросами.

Для закрепления произведения в сознании учащихся, с целью формирования у школьников ассоциативного мышления. Способствует созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно- иллюстративная, поисковая). Развивать умение высказывать свое отношение к написанному автором.

9

Угадай-ка. Слайд- подсказка, как правильно составить предложение

Слайд с вопросами и ответами.

Применение различных видов творческой деятельности: разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед учащимися. Развивать культуру речи на уроке.

10

Слайд с видеороликом «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»

Просмотр ролика с видеозаписью фрагмента из оперного спектакля.

Закрепление пройденного материала. Визуальное запоминание музыкально-театрального действия.

11

Актуализация знаний

Слайд с определением. Отвечая на вопрос, дают объяснение термина «опера».

Закрепление пройденного материала. Визуальное запоминание определения.

12

Подбор слов характеризующих музыкальный портрет героя.

Слайд с подборкой слов соответствующих данному характеру музыкального портрета героя.

Расширить словарный запас в описании музыкальных портретов.

Развивать интеллектуально-познавательные способности.

13

Слайд с анимацией и вопросами на освоение музыкального произведения.

Слайд с вопросами на образное, ассоциативное мышление и воображение.

Побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности;

14

Пластическое интонирование повторяя за учителем.

Слайд с соответствующим характерным изображением.

Повысить интерес к знаниям, научить умело импровизировать в неожиданных ситуациях, помочь выполнять движения в соответствии с характером музыки. Здоровьесберегающие технологии - ритмические движения под музыку.

15

Обыграй песню с пластическим интонированием (работа в парах) самостоятельно.

Слайд с текстом и изображением музыкального образа.

Воспитание коммуникативных качеств, воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;

16

Слуховая разминка

Слайд с анимацией и описанием работ.

Заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания.

17

Дыхательная разминка

Слайд с описанием практических упражнений. Наглядность, показ, повторение, объяснение.

Заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе дыхательных упражнений.

18

Артикуляционная разминка

Слайд с смайликами описанием вокально-технических упражнений.

Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку. Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата.

19

Голосовая разминка

Слайд с анимацией и описанием распевок на постепенное согревание связок.

Максимальный настрой и разогрев голосовых связок, бережное отношение к голосовому аппарату.

20

Пение. Исполнение песни.

Слайд с текстом песни и зарисовками музыкально-сказочных героев .

Развитие художественно-исполнительских и вокально-интонационных навыков.

21

Благодарность за урок

Надпись «Молодцы» с настройкой анимации

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от урока. Успех - это то, что можно "моделировать", это способность быть счастливым и доставлять счастье окружающим.


© 2010-2022