- Преподавателю
- Музыка
- Разработка урока музыки по теме Музыкальный портрет (6 класс)
Разработка урока музыки по теме Музыкальный портрет (6 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Засорина Е.Г. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Музыкальное занятие в 5-м классе. Тема: "Музыкальный портрет".
Засорина Елена Геннадьевна, учитель музыки I квалификационной категории МОУ СОШ№4,г. Асино. Томской обл.
Тема учебного занятия: «Можем ли мы увидеть музыку?».
Место занятия в учебном процессе: Тема «Портреты в музыке», 6урок. Раздел посвящен углублению представлений о многогранных связях музыки и живописи.
Форма занятия: урок погружения в новую тему с применением ИКТ
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:
Этап урока
Форма использования ИКТ
Цель
Организационный
Слайд №1
Создание рабочего настроя.
Актуализация знаний
Демонстрационная презентация
Коррекция опорных представлений и вхождение в новую тему.
Объяснение нового материала
Демонстрационная презентация
Использование наглядности, повышение мотивации для восприятия материала.
Обобщение
Демонстрационная презентация
Постановка проблемного вопроса для закрепления пройденного материала.
Конспект урока
Тема урока: «Портреты в музыке»
Цели урока:
обучаюшие:
-
развитие умения сравнивать, сопоставлять,
-
формировать мыслительные навыки - обобщение, умение вслушиваться и доказывать
-
Продолжать работу по формированию представлений о средствах выразительности музыки (темп, размер, динамические оттенки).
-
Продолжать развивать навыки хорового пения.
коррекционная:
-
воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;
-
создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся
-
развитие импровизации в доступных для детей формах
-
создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят.
воспитательная:
-
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
-
воспитание грамотного слушателя
-
расширение круга музыкальных образов; воспитание мотивированной готовности обучающихся к познанию музыкального искусства, развитие творческих способностей.
.
Тип урока: Изучение нового материала
Методы:
-
словесно-индуктивный (беседа, диалог)
-
наглядно - дедуктивный (сравнение)
-
частично - поисковый (импровизация)
-
моделирование
-
пластическое интонирование
-
графическое иллюстрирование
Оборудование урока:
-
медиапроектор, экран
-
компьютер
-
презентация POWER POINT
-
синтезатор, ноты
-
«Сиротка»; «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; « Баба-Яга» из музыкальной сюиты « Картинки с выставки». М. П. Мусоргский
-
ВИА «Ариэль» песня «Баба-Яга»,
-
«Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского,
Е. Птичкина.
-
иллюстрации по теме.
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие (в тональности до мажор).
У: «Здравствуйте, ребята!»
Д: «Здравствуйте, учитель!»
II. Объявление темы и задач урока.
Я рада видеть вас на уроке. Сегодня, мы продолжим работу по теме четверти «Можем ли мы увидеть музыку». Тема нашего урока: «Музыкальный портрет». Слайд№1 На прошлом уроке мы с вами уже говорили о музыкальном портрете. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет? Слайд№2
III. Ход урока.
У: Итак, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».
Слайд№3
Перед вами портрет русского композитора М. П. Мусоргского. Наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г.
Слайд №4.
Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзьям с трудом удалось поместить его в военный госпиталь. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
Слайд№5.
(Слушание произведения «Сиротка»)
Слайд№6.
-Какие чувства вызывает у вас песня « Сиротка» М.П.Мусоргского?
-Какие интонации вы слышите?
-Соответствуют слова музыкальной интонации?
Слайд№7
Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского - мелодия, построенная на интонациях человеческой речи. «Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах»,- эти слова писал М.Мусоргский.
Слайд№8
-Какую картину можно представить, слушая песню М.П.Мусоргского
« Сиротка»?
Слайд№9
Вглядитесь в картину В.Е.Перова «Чаепитие в Мытищах». Есть ли что-нибудь общее между картиной и музыкой?
Слайд№10
-
Что изображено на картине?
-
На что зритель обращает внимание?
-
Какова цветовая гамма картины?
-
Какое настроение создаёт картина у зрителя?
Слайд№11
Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения: (дети выбирают слова для описания картины)
Мусоргский творец разных музыкальных портретов.
Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка даёт представление музыкального портрета героя. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?
Слайд№12 (Просмотр видеоролика)
Д: «Песня Варлаама»» из оперы «Борис Годунов».
У: Правильно. А что такое «опера»? (На экране появляется термин «опера», пояснение термина).
Слайд№13
Д: Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (На экране появляется пояснение термина).
У: Верно. А как описывает музыка Варлаама? Подумайте, какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?
Найдите в словах и в мелодии «Песни Варлаама» черты, которые сближают её с народными песнями.
У: -выберите подходящую характеристику
Слайд№14
Д: (Молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, залихватская, буйная, густая, яркая -.) ( На экране появляются слова).
У:Беглый монах Варлаам не про себя поёт песню. Как же характер исполнения и характер музыкального языка выдают норов, характер и даже внешний вид этого человека?
Д: Варлаам поет громко, сильно, резко, в низком регистре. Музыка в «Песне Варлаама» живая, яркая и громкая.
У:Каким вы представляете себе Варлаама, поющего такую песню?
Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует отрывистые линии).
Д: Характер залихватский, резкий, грубый, яркий. Музыка напоминает резкий взмах руки. И в музыкальном, и в живописном портрете чувствуется образ властного, жестокого, с разбойничным норовом и богатырско -кабацким размахом человека.
У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил этот же композитор.
Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.
Слайд№15
(Звучит пьеса «Баба-Яга» М. П. Мусоргский).
-
Можно ли увидеть музыкальную картинку Мусоргского?
-
Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги
(регистровые, динамичные, темповые, мелодичные)?
-
Какой вы себе представляете Бабу-Ягу?
У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?
Д: Злой, недобрый.
У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?
Слайд№16(такой вы представляли себе Бабу-Ягу?)
У:Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? ( На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).
Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.
У: А как вы это поняли?
Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.
У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?
Д: Выделяет. ( На экране появляется термин «акцент»).
Слайд№17
Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Модест Петрович использует в пьесе прием - акцентирование звуков. Ребятки, акцент - это ударение в музыке. ( На экране появляется объяснение термина, запись термина в тетрадь).
У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку? (Работа у доски - графическое иллюстрирование).
У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?
Д: Темп быстрый, живой, не останавливается.
У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает
Вот как описал музыку пьесы Д.Б.Кабалевский:
«Ни одного простого, натурального звука - то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная - сначала топчется на месте, потом движется, подскакивая или внезапно как-то нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем недобрым… Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…»
А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить? ( На экране появляется термин «балет» и его объяснение).
Слайд№18
Д: Балет - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?
Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!
Слайд№19
(Моделирование и пластическое интонирование).
Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.
У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.
(Пластическое интонирование).
У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!
Пьеса «Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук - несколькими штрихами показана ночная природа.
У: Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чём нам рассказывает композитор.
Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.
Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?
Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной. Ребята, давайте посмотрим, как себе представил образ Бабы-Яги композитор Ю. Мажаров и поэт Т. Ефимов в своей песни про «Бабу-Ягу», которую замечательно исполнил ВИА Ариэль.
Слайд№20.
Попробуйте зарисовать в ваших рабочих тетрадях небольшие наброски карандашом или ручкой, что вы увидели, слушая эту песню?
У: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?
Д: Песней.
У: Вот сейчас мы с вами и попробуем спеть.
Слайд№21 Слуховая разминка
Сначала настроим на работу наш музыкальный слух:
-
Я сыграю несколько звуков, вы должны определить сколько?
-
Сейчас вы должны определить плавное движение мелодии я вам сыграю или мелодию со скачками?
Слайд№22 Дыхательная разминка
А сейчас приведем в готовность наши легкие.
-
а) Упражнение. Изобразим ветер. Для этого нужно набрать по- больше воздуха в легкие через нос и выдувать его со звуком «Ш ш» (выполняется несколько раз)
-
б) Упражнение. А теперь согреем наши ладошки теплым воздухом со звуком «Ха».
Слайд№23 Артикуляционная разминка
-
а) Упражнение. Кончиком языка прокалываем 4 стороны лица: слева, справа, сверху, снизу.
-
б) Упражнение. Поднимаем рот вверх, изображая радость, затем вниз, изображая обиду. Затем поочередно радость и обиду.
Слайд№24 Голосовая разминка
-
Настраиваем свои инструменты - голос и уши. Пропеваем один звук «М».
-
Распевка:
а) «М -а»
б) «Ма - мо - му»
в) Упражнение на развитие диафрагмы «Стаккато»
У: Тогда давайте споем все вместе споем песню « Сказки гуляют по свету» из кинофильма «Оленья охота»
Слова М. Пляцковского
Музыка Е. Птичкина
( Жестом руки учитель просит учащихся встать,
дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется изображение сказочных персонажей).
Слайд№25,26,27,28,29,30.
Рефлексия.
- Ребята, мы слушали различные по характеру музыкальные произведения. Учились определять их характер, настроение.
- Какое произведение вам понравился больше? Почему?
У: Вот как по-разному раскрыли нам музыкальные портреты композиторы. А кроме этого, что еще нового вы узнали?
Д: Мы узнали про ударение в музыке.
У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?
Д: Акцент - это ударение в музыке.
У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок).
Всем спасибо за урок! До свидания!
Ход урока
Название
этапа урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Использование
ЦОР
Слайд №
Прогнозируемый
результат
Организационный
Настрой на урок.
Объявление темы.
Настраиваются на восприятие новой темы.
Слайд №1
Создание рабочего настроя
Актуализация знаний и коррекция опорных представлений
Вступительная беседа по вопросу: назвать фамилию композитора.
Проблемная ситуация: определить
на слух и назвать произведение
Отвечают на вопросы учи-
теля.
Определяют на слух жанр звучащего произведения.
Слайд №2
Слайд №3
Коррекция опорных представлений.
Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять жанр.
Дает краткие сведения о композиторе и произведении.
Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять ее
характер.
Предлагает прослушать, «Картинки с выставки» «Баба-Яга» М.П.Мусоргский.
Внимательно слушают музыку; определяют характер и жанр .
1-е прослушивание. Определить характер музыки.
Слушают учителя, пытаются определить настроение.
2-е прослушивание. Выполнять движения руками под музыку.
Выполняют движения руками под музыку
Умение выполнять движения в соответствии с характером музыки
Организованное осмысление нового материала
Предлагает прослушать «Ариэль» «Баба-Яга».
Отвечают на вопросы: музыка шуточная , веселая.
Слайд №18
Умение определять характер музыки.
Обобщение
Предлагает сравнить два разнохарактерных портрета и сопоставить их с картинками.
Отвечают на наводящие вопросы.
Слайд №17,18.
Рефлексия. Умение давать сравнительную характеристику.
Закрепление первичного осознания материала. Пение.
Песня «Сказки гуляют по свету» муз.
С помощью учителя определяют жанры песни и вальса. Говорят о содержании. Разучивают песню.
Слайд№23-28.
Развитие вокально-интонационных навыков.
Подведение итогов.
Вопрос: какие произведения звучали на уроке?
Отвечают на вопросы.
Слайды №
Закрепление пройденного материала.
Методическая часть
Цель использования презентации - повышение мотивации учеников к изучению музыкальных жанров, активизация познавательной деятельности на уроке и расширение кругозора.
Учителем используются следующие методы и приемы:
· Через вводную беседу организован процесс повторения корректировки опорных представлений о музыкальных портретах. (слайды №2-3).
· Для расширения кругозора использовались слайды с портретом композитора (слайды № 2).
· Организованы проблемные ситуации и игровые моменты для активизации учебного процесса.
Слайд
Что показывает
Как показывает
Для чего
1
Тема урока
Картинка с настройкой анимации
Для создания настроя на урок.
2
«Портреты в музыке»
Картинка с настройкой анимации
Для наглядности, корректировки опорных представлений. Активизация познавательной деятельности.
3
Организованное осмысление нового материала
Слайд с настройкой анимации, текста и звуком.
Научить образно мыслить при прослушивании.
Для формирования навыков: думать и мыслить при прослушивании.
4
Вопрос и фотографии
Слайд с вопросом, иллюстрацией, фотографий, настройкой анимации.
Проблемная ситуация. Умение определять характер музыки, анализировать.
Активизация детей на этапе обобщения.
5
Портрет М. П. Мусоргского
Иллюстрация портрета и высказывания композитора.
Для визуального запоминания портрета композитора и расширения кругозора учеников.
6
Вопрос на воображение.
Слайд с вопросом, настройкой анимации.
Проблемная ситуация. Научить мысленно вообразить (нарисовать образно) картину.
7
Просмотр репродукции картины В.Е. Репина.
Слайд с иллюстрацией.
Для визуального запоминания, расширения кругозора учеников. Научить описывать произведение искусства.
Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, изобразительное искусство).
8
Вопрос на размышление
Слайд с вопросами.
Для закрепления произведения в сознании учащихся, с целью формирования у школьников ассоциативного мышления. Способствует созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно- иллюстративная, поисковая). Развивать умение высказывать свое отношение к написанному автором.
9
Угадай-ка. Слайд- подсказка, как правильно составить предложение
Слайд с вопросами и ответами.
Применение различных видов творческой деятельности: разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед учащимися. Развивать культуру речи на уроке.
10
Слайд с видеороликом «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»
Просмотр ролика с видеозаписью фрагмента из оперного спектакля.
Закрепление пройденного материала. Визуальное запоминание музыкально-театрального действия.
11
Актуализация знаний
Слайд с определением. Отвечая на вопрос, дают объяснение термина «опера».
Закрепление пройденного материала. Визуальное запоминание определения.
12
Подбор слов характеризующих музыкальный портрет героя.
Слайд с подборкой слов соответствующих данному характеру музыкального портрета героя.
Расширить словарный запас в описании музыкальных портретов.
Развивать интеллектуально-познавательные способности.
13
Слайд с анимацией и вопросами на освоение музыкального произведения.
Слайд с вопросами на образное, ассоциативное мышление и воображение.
Побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности;
14
Пластическое интонирование повторяя за учителем.
Слайд с соответствующим характерным изображением.
Повысить интерес к знаниям, научить умело импровизировать в неожиданных ситуациях, помочь выполнять движения в соответствии с характером музыки. Здоровьесберегающие технологии - ритмические движения под музыку.
15
Обыграй песню с пластическим интонированием (работа в парах) самостоятельно.
Слайд с текстом и изображением музыкального образа.
Воспитание коммуникативных качеств, воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;
16
Слуховая разминка
Слайд с анимацией и описанием работ.
Заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания.
17
Дыхательная разминка
Слайд с описанием практических упражнений. Наглядность, показ, повторение, объяснение.
Заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе дыхательных упражнений.
18
Артикуляционная разминка
Слайд с смайликами описанием вокально-технических упражнений.
Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку. Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата.
19
Голосовая разминка
Слайд с анимацией и описанием распевок на постепенное согревание связок.
Максимальный настрой и разогрев голосовых связок, бережное отношение к голосовому аппарату.
20
Пение. Исполнение песни.
Слайд с текстом песни и зарисовками музыкально-сказочных героев .
Развитие художественно-исполнительских и вокально-интонационных навыков.
21
Благодарность за урок
Надпись «Молодцы» с настройкой анимации
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от урока. Успех - это то, что можно "моделировать", это способность быть счастливым и доставлять счастье окружающим.