Дополнительная общеразвивающая программа Сольное пение

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Саранпаульская национальная детская школа искусств»


«Рассмотрено» УТВЕРЖДАЮ

на заседании Приказ №___________

Педагогического совета от «__»________20___г

МКОУ ДОД Директор МКОУ ДОД

«Саранпаульская НДШИ» «Саранпаульская НДШИ»

Протокол №___ от «___»_____2014 _____________________

В.Д. Перова




Дополнительная общеразвивающая программа


« Сольное пение»


Срок реализации: 4года

Направленность: Художественно - эстетическая

Разработчик программы: Э.В.Вакуева

Программа реализуется на базе

МКОУ ДОД «Саранпаульская НДШИ»


Саранпауль 2014

Составитель - Вакуева Э.В. преподаватель МКОУ ДОД

«Саранпаульская НДШИ» _________/___________/


Рецензент - _________________________________________________________

(Ф.И.О. должность)


________________________________________________________________ _________________/________________/




Рецензент - ________________________________________________________

( Ф.И.О. должность)

_______________________________________ _________/____________/






























Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных индивидуальных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного

предмет;

II. Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам;

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

V. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;

  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VII. Список учебной и методической литературы

  • Репертуарный список (по классам)

  • Учебные пособия;

  • Хрестоматии;

  • Методическая литература;

  • Рекомендуемая дополнительная литература.

I. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства в детских школах искусств.

На уроках «Сольного пения» происходит приобщение учащихся к основам мировой вокальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей, с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Программа обучения сольному пению в школе искусств даёт возможность желающим получить основы вокального образования. Занятия сольным пением должны способствовать развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности у учащихся. За период обучения в школе искусств учащийся должен овладеть полным объемом знаний и навыков, предусмотренных данной программой.

Уроки «Сольного пения» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Сольное пение» теснейшим образом взаимодействует с учебными предметами «Сольфеджио», «Общее фортепиано», «Слушание музыки», «Музыкальная литература», «Вокальный ансамбль». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Сольное пение» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс, составляет 4 года (с 1 по 4 класс).

Недельная нагрузка по предмету «Сольное пение» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в

форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны

другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы

завершения обучения образовательная организация вправе применять

индивидуальный подход.

Для детей 6 - 18 лет - нормативный срок обучения : 4 года

Изучаемые дисциплины:

• Сольное пение - 2 часа в неделю (1 - 4 класс);

• Сольфеджио - 1,5 часа в неделю (1 - 4 класс);

• Слушание музыки - 1 час в неделю (1 класс);

• Музыкальная литература - 1 час в неделю (2 - 4 класс;

• Ансамбль - 2 часа в неделю (1-4 класс);

• Фортепиано - 1 час в неделю (1-4 класс).

Продолжительность одного урока 40 минут.

Итоговая аттестация проходит в форме выпускных экзаменов:

• Сольное пение

• Сольфеджио

По окончании обучения выдаётся Свидетельство.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета


Год обучения


1 -й

2 -й

3 -й

4 -й

Итого часов

Форма занятий

Индивидуальная (в часах)

66

66

66

66

264

Внеаудиторная

(самостоятельная, в часах)

66

66

66

66

264


Максимальная учебная нагрузка по предмету «Сольное пение» составляет 528 часов, обучение с 1 по 4 класс, из них 264 часов - аудиторные (индивидуальные занятия), 264 -

внеаудиторные (самостоятельные занятия)

4. Форма проведения учебных индивидуальных занятий

Основной формой учебной и воспитательной работы по учебному предмету «Сольное пение» - является урок, проводимый в форме индивидуального занятия.

5. Цель и задачи учебного предмета «Сольное пение»

Программа учебного предмета «Сольное пение» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося. Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах мировой музыки, воспитать активных музыкантов-любителей, и вместе с тем подготовить наиболее одаренных учащихся к продолжению профессионального художественного образования.

Целью предмета является:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов;

  • формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков;

  • развитие личности, способной к творческому самовыражению через навыки и умения, приобретенные за курс занятий по сольному пению;

  • формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения;

Задачами предмета «Сольное пение» являются:

  • накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции);

  • совершенствование качества звучания голоса (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции)

  • развитие музыкального слуха и, как особое проявление его, вокального слуха;

  • установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом;

  • накопление исполнительских навыков (развитие художественного восприятия музыки; умение донести до слушателей содержание исполняемого произведения)

  • навыков работы с фонограммой;

  • навыков сольного исполнения с сопровождением фортепиано, других инструментов;

  • Воспитание и развитие художественного вкуса;

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

  • словесный (устное изложение, беседа, анализ текста, структура музыкального произведения);

    • наглядный (показ и прослушивание материала в записях на различных носителях; показ и исполнение педагогом; работа по образцу);

    • практический (тренинг, повторение пройденного; вокальные упражнения)

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации

учебного предмета «Сольное пение»:

  • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным

фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время

самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;

  • укомплектование библиотечного фонда печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно- методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, соответствующем требованиям программы;

  • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

  • обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольное пение», оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.



II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 класс


Тема

Количество часов

всего

Теория

практика

1

Певческие установки


4

1

3

2

Работа над звуком


8

2

6

3

Работа над дыханием


10

2

8

4

Певческий диапазон


4

1

3

5

Координация между слухом и голосом

6

2

4

6

Дефекты голоса и их устранение

12

3

9

7

Принципы артикуляции речи и пения

4

1

3

8

Работа над исполняемым произведением

12

2

10

9

Занятия по индивидуальной программе


6

-

6



Итого часов-

66



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый год обучения


Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня.

В результате первого года обучения учащийся должен: иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах; знать, что такое правильная установка корпуса при пении; уметь правильно пользоваться певческим дыханием; правильно формировать гласные в сочетании с согласными.

1.Певческие установки.

Теория и практика

Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего ( со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокальной правильной мимики и артикуляции.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

2.Работа над звуком.

Теория и практика

Основы звукообразования в пении.

Понятие «опоры» звука, необходимости работы брюшного пресса.

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата.

Непременное условие красивого голосоведения.

3.Работа над дыханием.

Теория и практика

Практическое освоение различных типов дыхания - грудное, брюшное, реберно-диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.


4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Грудной и головной резонаторы, их влияние на окраску звука.

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.


5.Координация между слухом и голосом.

Теория и практика

Чистота интонации- результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

6.Дефекты голоса.

Теория и практика

Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов.

Упражнения на устранение дефектов.

7.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения, способствующие правильной артикуляции.

Упражнения для расслабления мышц рта, артикуляционная гимнастика. Визуальный контроль.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления.

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, исполнение готовых, выученных произведений на контрольном уроке или прослушивании.

9. Занятия по индивидуальной программе.

Теория и практика:

Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими играми, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т д., а также игровые формы обучения.

2 год обучения


Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Певческие установки


3

-

3

2

Работа над звуком


10

2

8

3

Работа над дыханием


8

1

7

4

Певческий диапазон


6

1

5

5

Координация между слухом и голосом

6

1

5

6

Дефекты голоса


5

1

4

7

Принципы артикуляции речи и пения

8

1

7

8

Работа над исполняемым произведением

16

2

14

9

Занятия по индивидуальной программе


4

-

4


Итого часов

66









Содержание программы 2 класса обучения.



1.Певческие установки.

Теория и практика

Правильное положение корпуса и головы поющего, как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего(со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокальной, правильной мимики и артикуляции.

Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

2.Работа над звуком

Теория и практика

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата.

Непременное условие красивого голосоведения.

Освоение различных штрихов.

Техники нефорсированного форте и пиано.

Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных типах атаки и звуковедения.

3.Работа над дыханием.

Теория и практика

Практическое освоение различных типов дыхания - грудное, брюшное, реберно-диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато.

Упражнения для развития реберно- диафрагмального дыхания усложненные с подключением мышц брюшного пресса.

4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру.

5.Координация между слухом и голосом.

Теория и практика

Чистота интонации- результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

6.Дефекты голоса.

Теория и практика

Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов.

Упражнения на устранение дефектов.

При особо упорных случаях- консультация фониатра.

7.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения, способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости -консультация логопеда.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах вокального туше и звуковедения.

8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления.

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, исполнении готовых, выученных произведений на контрольном уроке или прослушивании.

9. Занятия по индивидуальной программе.

Теория и практика:

Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими играми, повторение пройденных и выученных произведений, пение по нотам и т д., а также игровые формы обучения.

3 и 4 год обучения


Тема

Количество часов

Примечания

всего

теория

практика

1

Певческие установки

1

-

1

В 3и4 классах из тематического плана убраны темы Дефекты речи и Координация между слухом и голосом. Как правило, к 4 классу, работа по этим темам закончена.

2

Работа над звуком


18

2

16

3

Работа над дыханием


8

1

7

4

Певческий диапазон


5

1

4

5

Принцип артикуляции в речи и пении

12

1

11

6

Работа над исполняемым произведением

22

2

20


Итого часов

66




Содержание программы 3 и 4 года обучения.


Певческие установки.

Теория и практика

Закрепление пройденного материала.

Визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных установок.

Работа над звуком.

Теория и практика

Закрепление различных штрихов, видов вокального туше.

Техники нефорсированного форте и опертого пиано.

Принципы портаменто и глиссандо.

Работа над кантиленой.

Филирование звука.


3.Работа над дыханием.

Теория и практика.

Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато.

Упражнения для развития реберно- диафрагмального дыхания усложненные с подключением мышц брюшного пресса.

4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру.

8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Точное построение фразы и использование различных нюансов голосоведения.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.

Анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и жанра.

Разбор музыкального текста с точки зрения драматургии.

Изучение примеров ярких интерпретаций, необычных прочтений.

Творческий поиск.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, исполнение готовых, выученных произведений на контрольном уроке или прослушивании.



IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

Содержание программы учебного предмета «Сольное пение» обеспечивает музыкальное, художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных, творческих и интеллектуальных способностей детей. Программа обучения сольному пению в школе искусств даёт возможность желающим получить основы вокального образования. Занятия сольным пением должны способствовать развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.

За период обучения в школе искусств учащийся должен овладеть полным объемом знаний и навыков, предусмотренных данной программой.

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией.

Результатами обучения также являются:

Учащийся должен знать:

  • - строение голосового и артикуляционного аппарата;

  • - правильную певческую установку корпуса;

  • - музыкальную грамоту;

  • - разнообразные стили в музыке;

  • - правила работы над техническими трудностями, встречающимися в произведениях;

  • -музыкальные термины, встречающиеся в изучаемых произведениях.

Учащийся должен уметь:

  • - правильно пользоваться певческим дыханием;

  • - формировать гласные звуки в сочетании с согласными;

  • - соблюдать правильное звукообразование;

  • - исполнять выученные вокализы, упражнения, музыкальные произведения;

  • - передавать характер музыки, художественный образ;

  • - самостоятельно читать с листа, сольфеджировать;

  • - транспонировать;

  • -уметь анализировать, характеризовать музыкальные формы, изучаемых произведений;

  • - различать разнообразные стили;

  • - уметь разбирать новые музыкальные произведения.

  • - уметь самостоятельно работать над укреплением ряда технических приёмов.


V. Формы и методы контроля, система оценок


1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль- осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках, качество выполнения определенных заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

  • устный опрос (индивидуальный),

  • выставление балла, суммирующего работу ученика на уроках (знание музыкальных терминов, активность при разучивании нового произведения, качественное усвоение изученных произведений),

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки. На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и практические формы работы.

Промежуточный контроль- Исполнительское продвижение учеников проверяется дважды в год: на академическом концерте (в конце II-ой четверти )и на переводном экзамене в конце учебного года.

Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в конце 4 класса, предусмотрен экзамен по сольному пению, который проходит в форме академического концерта.

2. Критерии оценки промежуточной аттестации в форме

экзамена (зачета) и итоговой аттестации

Учет успеваемости учащихся должен быть организован четко и разумно.

Исполнительское продвижение учеников проверяется дважды в год: на академическом концерте (в конце II-ой четверти ) и на переводном экзамене в конце учебного года. Программы выступлений должны состоять из 2-х произведений, скомпонованных так, чтобы выявить сильные стороны ученика и отразить работу над преодолением недостатков.

Каждый преподаватель может сам в своем классе проводить, если ему кажется необходимым, контрольные уроки в конце четвертей и полугодий с выставлением четвертных и годовых оценок.

Программу каждого выступления ученика не нужно чрезмерно регламентировать. Здесь преподавателю дана свобода выбора. Но впечатление от выступления ученика будет полным в том случае, если он исполняет, два контрастных произведения.

Все выступления учащихся обсуждаются комиссией под председательством директора ДШИ или назначенного администрацией преподавателя. Цель обсуждения - оказание помощи преподавателю, который в свою очередь должен прислушаться к критике, используя советы коллег в дальнейшей работе. Обсуждение должно вестись в тактичной, доброжелательной форме, по делу и плодотворно. Конкретные выводы из обсуждения заносятся в книгу протоколов и в индивидуальный план учащегося.

Важно ясно представлять назначение и смысл оценок, ведь успех выступлений зависит от ряда условий: качества работы ученика, его индивидуальных данных, выбора программы и т.п.

Есть неоспоримые соображения, которыми следует пользоваться при оценке выступлений:

а) оценка как стимул для улучшения работы (это позволяет несколько повышать оценку старательному, но малоодаренному, и напротив, снижать оценку способному, но плохо работающему ученику);

б) следует объективно воспринимать уровень и качество исполнения ученика. Нельзя ставить высокую оценку лишь за «корректное» исполнение или за завышенную по трудности программу.

Таким образом, оценки за выступления и выставленные самим преподавателем за работу, дополняют и корректируют друг друга. От каждого учащегося следует требовать соответственно по его способностям, а оценивать его успехи по труду.

Важное значение имеет оценка на выпускном экзамене, которая должна быть объективна и учитывать успехи ученика, качество его работы на протяжении всех лет обучения. Коллективу преподавателей следует рассматривать обсуждения всех выступлений учащегося как важнейшую форму методической работы (а не ограничиваться простым выставлением оценок).


3. Контрольные требования на разных этапах обучения

Содержание и требование программы «Сольное пение» определяет уровень подготовки обучающихся. В соответствии с ними ученики должны уметь:

1 год обучения

Критерием оценки, выставляемой по пятибалльной шкале, является:

  • Певческое дыхание;

  • Чистота интонации - результат правильной координации голосового аппарата.

  • Правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными;

  • Звукообразование;

  • Раскрепощенность голосового аппарата;

  • Ровность, напевность звучания;

  • Эмоциональное, выразительное исполнение.


2 год обучения

Критерием оценки является:

  • Правильная постановка при пении;

  • Свобода и раскрепощенность голосового аппарата;

  • Дикция, артикуляция;

  • Правильное звукообразование (мягкая «атака»)

  • Чистота интонации;

  • Полётность, тембровая ровность голоса;

  • Воплощение художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов;

  • Правильная фразировка и динамические оттенки;

  • Эмоциональное, сценическое исполнение.

3 - 4 год обучения

Критерием оценки является:

  • Вокально - технические навыки: дикция, артикуляция, «опёртое»дыхание, ровность, напевность голоса.

  • Пение в высокой позиции;

  • Свобода и раскрепощенность голосового аппарата;

  • Преодоление переходных нот;

  • Наличие различных штрихов, видов вокального туше;

  • Точное построение фразы и использование различных нюансов голосоведения;

  • Художественный образ;

  • Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.

  • Навык красивого, выразительного пения

  • Эмоциональность исполнения.

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

Процесс обучения в классе сольного пения подразделяется на несколько этапов:

  1. развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей задачей:

  • приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)

  • формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.

  1. работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение.

Обучение пению - это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению - это прежде всего педагогическая задача. Уровень общего развития детей проявляется прежде всего в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.

Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду, прежде всего его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и динамическую.

К тембральной характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых переходов; звонкость и полётность голоса; степень свободы или напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество певческого вибрато.

К интонационной характеристике относятся: точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение.

У динамической - ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях.

На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.

Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а так же естественность звучания.

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, постепенно усложняя его.

Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе.

Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.

Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука.

Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

Основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных звуков зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них:

  • в «чистом» звучании: А, О, У, Э

  • в «йотированном» звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е

  • особо обратить внимание формирование гласных И, Ы

  • пение гласных звуков в сочетании с согласными.

Кроме работы над гласными звуками, постоянными должны быть:

1. упражнения стабильного блока:

- на дыхание,

- на медленный долгий выдох,

- на развитие артикуляции,

- на подвижность диафрагмы (staccato),

- на развитие ровности тембрового звучания,

- гибкости голоса;

2. упражнения периодически обновляющегося блока:

- на лёгкость и подвижность голоса,

- на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н,

- на губные: б, п, в, м.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.



VII. Список учебной и методической литературы

Примерный репертуарный список по классам

Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у учащегося является выбор репертуара, в котором основное место должны занимать произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, а также произведения лучших композиторов XX века.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре.

В программе предлагается примерный репертуар, рассчитанный на различную степень продвинутости учащихся. Преподавателю предоставляется право дополнять его в соответствии с индивидуальными возможностями ученика. И исходя из тех же индивидуальных возможностей учащихся педагогические требования к ученикам должны быть дифференцированы. Нельзя включать в план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности ученика, так как это приводит к чрезмерной эмоциональной и умственной перегрузке.

1 класс.


Русские народные песни: У кота-воркота, Во поле береза стояла, Андрей- воробей, К нам гости пришли, Пойду ль я, выйду ль я, Во кузнице, Сеяли девушки яровой хмель, Я с комариком плясала, Серенькая кошечка, Не летай, соловей, Как у наших у ворот, Тень- тень- потетень , Ах, вы, сени, Во саду ли в огороде, Земелюшка- чернозем,

Украинская народная песня «Ой, звоны звонят»

Французская народная песня «Пастушка»

Белорусская народная песня «Перепелка»

Сивухин «Яблонька»

Анцев «Филин»

Брамс «Петрушка»

Тиличеева «Березка» «Часы»

Лобачев «Кот Васька»

Силинь «Овощи»

Ой, вставала я ранешенько, Виноград со ягодой, Как на тоненький ледок, Со вьюном я хожу, Я посеяла ленку.

Украинская народная песня «Мыл казак в воде коня»

Бетховен «Сурок»

Рамо «Тамбурин»

Бах «За рекою старый дом»

Бангевич «Музыка»

Кабалевский «Мельник, мальчик и осел»

Чичков «Песенка про жирафа»

Пинегин «Смешной человечек»

«Спящая красавица2 обработка Брамса

2 класс.



Русские народные песни: Я посеяла ленку, Посею лебеду на берегу, Нелюдимо наше море, Ох, я селезня любила, Улица ты, улица, Девчонка везла на возу, У зари- то у зореньки, В низенькой светелке, Между двух белых березок, Стонет сизый голубочек, Ивушка, По небу по синему, То не ветер ветку клонит.

Грузинская народная песня «Светлячок»

Французская народная песня «Пастушка»

Украинская народная песня «Здравствуй, Гаврыло»

Бойко «песенка в лесу»

Бетховен «Сурок»

Брамс «Колыбельная»

Крылов «Песенка Дюймовочки»

Струве «Красавица Аленушка»

Кикта «Синеглазка»

Ефимов «Помогтте кенгуру»

Спадавеккиа «Добрый жук»

Паулс «Кашалотик»

Вильнер песни из оперы «Кот в сапогах»

Вейсберг песни из оперы «Гуси- лебеди»

Дубравин «Спасибо вам, учителя» «Вальс»

Глинка «Ходит ветер воет в поле» «Ты, соловушка ,умолкни»

Дунаевский «Песенка о капитане»

Хромуширн «Что такое лужа» «Баю -баюшеньки -баю»

Гладков «песня водяного» «Песня принцессы»

Чайковский «Мой Лизочек так уж мал»

Шаинский «Антошка»

Варламов «Горные вершины»

Бородин «Морская царевна»

Фадеева-Москалева «Веселый клоун»

Я на камушке сижу, В тереме свечки, Со двора со дворика, Ай, во поле липенька, Калинка, Ты, река ль моя, Я посею ли млада-младенька, У меня, младой, Девчонка везла на возу, Не брани меня, родная

Американская народная песня «Бубенчики» «Бай бай блюз»

Неаполитанская народная песня «Санта-Лючия»

Гурилев «Однозвучно гремит колокольчик» «Сарафанчик»

Григ «Избушка»

Чайковский «Колыбельная в бурю» «Осень»

Гречанинов «Подснежник»

Шопен «Желание»

Борисов «Звезды на небе»

Дюбюк «не обмани», «Не брани меня , родная» «Птичка»

М,Дунаевский «Что делать девчонке»

Шуберт «Музыкальный момент»

Гурилев «Внутренняя музыка»

Брамс «Домовой»

Глинка «Венецианская ночь» «Жаворонок»

Бах «Жизнь хороша»

Дунаевский «Спой нам, ветер»

Пахмутова «Беловежская пуща»

Чичков «Самая счастливая»

Шаинский «Рассвет- чародей» «Крейсер Аврора»

Крылатов «Лесной олень»

Попатенко «Скворушка прощается»

Вейсберг песни из оперы «Гуси- лебеди»

Песня цыганки неизв. автор

Абаза «Утро туманное»

Вихарева «Там где зореньки алые-алые»

Дубравин «Петербургский вальс»

Монюшко «Золотая рыбка»

Рахманинов «Островок»

Рождественские колядки

Вокализы

3 класс


Русские народные песни: Выйду на улицу, Степь да степь кругом, Перевоз Дуня держала, По диким степям Забайкалья, Соловей кукушку уговаривал .

Украинская народная песня «Тихо над речкою»

Алябьев «Зимняя дорога»

Иглесиас «Натали»

Булахов «Гори, гори, моя звезда»

Шуберт «Утренняя серенада»

Моцарт «Тоска по весне»

Римский -Корсаков «Не ветер вея с высоты»

Гладков «Романс Дианы» из кинофильма «Собака на сене» «Дуэт принцессы и короля»

А.Рубинштейн «Ночь»

Глинка «Жаворонок»

Варламов «Белеет парус одинокий»

Марченко «Колибри»

Гаврилин «Мама»

Виельгорский «Ворон к ворону летит»

Шварц «Романс Книгиной»

Мельо «Колыбельная»

Шаинский «Белая береза»

В.Плешак «Экипаж-одна семья»

Ю.Антонов «Крыша дома твоего»

А.Попов «как пойду я на быструю речку»

Брамс «Любовь свела нас с нею»

Новиков «Солнце скрылось за горой»

Шопен «Гулянка»

Богословский «Темная ночь»

Экзоде «Менуэт»

Ермолов «Рождение звезд» «Косые дожди»

Петров «Песня о материнской любви»

Э.Капуа « Мое солнышко»

Русская народная песня «Помню, я еще молодушкой была»

Русская народная песня «Уж я с вечера сидела» обработка Слонимского

4 класс


Ю.Милютин «Расцвела сирень»

А.Петров «Зов синевы» из к.ф. Синяя птица

Колмановский «Мы вас подождем»

Шаинский «Через две зимы»

А.Петров «А напоследок я скажу» «Любовь ,волшебная страна»

Баснер «Романс» из к.ф.ДниТурбиных

В. Резников «Бумажный змей»

Д.Тухманов «Вальс»

Русские народные песни :Полно, матушка, Мимо моего садика, На полатях на боку .

Покрасс «Казаки в Берлине»

Рыбников «Я тебя никогда не забуду»

Римский -Корсаков «Ариэтта Снегурочки» «Ревет ли зверь в лесу густом» «Ариозо Наташи» из оперы Русалка

Пономаренко «Оренбургский пуховый платок»

Будашкин «За дальнею околицей»

Чайковский «Ариозо Ленского»

Г.Гофман «Мой милый друг»




Методическая литература


1. Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сборник научно-методических трудов. Иркутск 2003.

2.Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968

3.Дмитриев А.Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.

4.Егоров А.Гигиена певца и ее физиологические основы.-Москва.Музгиз.1962.

5.Емельянов В,В, .Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.

6.ЛуканинВ.Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977

7.Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967

8. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной

теории и техники. Москва 2002 г.

9.Малахов.Современные дыхательные методики._ Донецк.2003

10. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова В.И. Методика работы с

детским вокально - хоровым коллективом. Учебное пособие. Москва «Академия» 1999 г.

11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.Москва. Изд. «Прометей» 1992 г.

12. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором.

Учебное пособие. Москва «Владос» 2002 г.

13.Щетинин М.Дыхательная гимнастика Стрельниковой- .Москва.ФИС,2000


Список дополнительной музыкальной литературы

1. МильковичЕк. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. Часть 1 для высоких и средних голосов.

Муз.гиз. Москва 1962г.

2. П. Понтрягин, Е. Вознесенская. Песни, романсы. Хрестоматия для пения. Изд. «Музыка» М. 1973г.

3. С.Фуки, К. Фортунатова. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для сопрано. Часть 1. Изд. «Музыка» М. 1969г.

4. Ф. Мендельсон. Избранные песни для голоса с фортепиано. Тетрадь 2 изд. «Музыка» М. 1966г.

5. А.Даргомыжский. Избранные романсы для среднего и высокого голоса. Изд. «Музыка» 1987г.

6. М.И.Мусоргский. Романсы и песни. Муз. Изд. 1963г.

7. А.Гречанинов. Избранные романсы для голоса. Изд. «Музыка» 1981г.

8. М.Глинка. Избранные романсы для высокого голоса в сопровождении фортепиано. Изд. «Музыка» М. 1975г.

9. Дж. Верди. Избранные Арии из опер. Изд. «Музыка» М. 1968г.

Ю.А.Аренский. Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Изд. «Музыка» М. 1986г.

11 .Л.Бетховен. Песни для голоса с фортепиано. Изд. «Музыка» М. 1967г.

27


© 2010-2022