Конспект урока В чем красота и сила музыки

ЦЕЛЬ: обобщить и конкретизировать знания учащихся по теме «В чем сила и красота музыки?», определить степень усвоения учащимися изученного материала. Отработать умение делать музыкально-теоретический анализ произведения.   ЗАДАЧИ: Обучающая – обобщение знаний учащихся по теме «В чем сила и красота музыки?». Развивающая – развитие творческих способностей учащихся. Воспитательная – формирование эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности музыкального языка. Подвести к выводу о т...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс. Урок-обобщение

Тема: В чем сила и красота музыки?


ЦЕЛЬ: обобщить и конкретизировать знания учащихся по теме «В чем сила и красота музыки?», определить степень усвоения учащимися изученного материала. Отработать умение делать музыкально-теоретический анализ произведения.

ЗАДАЧИ:

Обучающая - обобщение знаний учащихся по теме «В чем сила и красота музыки?».

Развивающая - развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательная - формирование эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности музыкального языка. Подвести к выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние. Патриотическое воспитание на уроке музыки. Воспитание уважения к подвигам людей.

Оформление кабинета:

«Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая валилась из глубины взволнованной вдохновением души»

П.И. Чайковский

«…музыка умеет не только радоваться вместе с нами, но и разделить наше горе, взять часть его на себя»

Д.Б. Кабалевский

«Самое высокое качество всего искусства - это его искренность»

С.В.Рахманинов

«Композитор может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открывать то, чем наполнена душа всего человечества»

Д.Д.Шостакович

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Песня М. Теодоракиса «Я - фронт!»

  2. Фрагмент 6-ой симфонии П. Чайковского

  3. Фрагмент 5-ой симфонии Л. Бетховена

  4. М.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»

  5. М.Глинка хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»

  6. Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского «Детство - это я и ты»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

На доске:

  1. Таблица «Средства музыкальной выразительности»

  2. Таблица «Эмоциональные термины»

Для оформления вывода на уроке:

Заготовки с фразами:

Музыка может:

  • Выразить гордость за свою страну

  • Помогает не сломаться в тяжёлую минуту

  • Заставить замолчать оружие

  • Заставить человека поверить в себя

  • Стать оружием в борьбе за свободу

  • Помочь сосредоточиться

  • Приносить радость в трудную минуту

(эти заготовки дети выстраивают по ходу урока на доске, приклеивая на магниты, в виде вывода этого урока)

ТСО:

мультимедиа проектор

музыкальный центр

Слайды:

1.Эпиграф урока

2.Орфей

3.Садко

4. «Искусство способно…»

5. Юрий Гагарин

6. Чешский писатель Юлиус Фучик

7. Битва в Сталинграде

8. Обложка книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

9. А. Маресьев (ветеран)

10. В.Маяковский

11. Греция

12. Слова песни М. Теодоракиса «Я - фронт!»

13. Портрет хирурга. П.Чайковский

14. Л. Бетховен

15. Ф. Шаляпин в роли Ивана Сусанина

16. Заключительная сцена из оперы «Жизнь за царя»

17. Участники вокального конкурса «Парад надежд»

Ход урока:

Слайд №1

«Как многогранна музыка! Как юнона, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны любви, печали, памяти, мечты»

И.Волобуева.


1. Постановка учебной задачи.


  • Ребята, прослушав эти замечательные строки, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?


  • Итак, на сегодняшнем уроке мы поговорим о преобразующей силе музыки и о том, в чем же заключается эта сила?

2. Работа по теме урока.


  • Давайте вспомним, что музыка может нам рассказать о человеке.

Дети: Музыка может рассказать о мыслях, чувствах, характере человека, о том, чем живут люди, что с ними происходит, о чем они думают, так как она отображает жизнь, а жизнь является источником музыки.


  • Способна ли музыка воздействовать на окружающую жизнь? Приведите примеры из художественных произведений.

Дети: Миф об «Орфее и Эвридике», былина «Садко»


  • Как помогла музыка Орфею? Слайд №2

Дети: Его игрою заслушивались не только люди, но и звери. Забывая свой жестокий нрав, они окружали и слушали песни с покорностью и вниманием. Своим искусством Орфей сдвигал с места каменные горы и поворачивал вспять реки. Он даже сумел воскресить свою умершую жену Эвридику.


  • Какой силой обладало искусство Садко? Слайд №3

Дети: Оно обладало великой силой. Под его музыку пускалось в пляс всё подводное царство. И так лихо отплясывало, что на Ильмень - озере поднималась буря и начинали тонуть корабли. Но музыка Садко была и совсем другой. От неё холодное сердце Волховы научилось любить, радоваться, страдать.


  • Что объединяет эти два мифа? Почему они живы до сих пор и не утратили своей жизненной силы?

Дети: Искусство способно воздействовать на жизнь, влиять на неё, изменять, делать лучше и, главное, - влиять на самого человека. И люди с давних пор верили в эту силу искусства. Слайд№4


  • А что же может музыка? В чем её преобразующая сила?

Дети: Она может вселить в человека ужас, страх; печаль и тоску; может подвигнуть на героический поступок, облагородить наши чувства.


  • От чего это зависит?

Дети: От сильного воздействия музыки на человека.

  • Сегодня на уроке мы с вами сами сделаем вывод о возможности воздействия музыки на человека. Перед вами заготовки фраз о том, что музыка может. В течение урока мы должны сформировать вывод об этом на доске.


  • Давайте вспомним слова Дмитрия Фурманова: «Ах, песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!» Объясните, что имел в виду автор этих строк?

Ответы детей.

  • Какой космонавт впервые в истории человечества, облетая земной шар на космическом корабле, пел песню, какую?

Дети: Космонавт Ю.Гагарин, увидев нашу землю с высоты космического полета, пел песню «Родина слышит, Родина знает». Слайд №5

  • Какие чувства помогла выразить космонавту эта песня?

(Дети выбирают фразу «Выразить гордость за свою страну» и прикрепляют её на доске)

  • Известный чешский писатель-антифашист Юлиус Фучик писал из фашистского застенка в дневнике: «Всю жизнь я пел песни и не знаю, с какой стати мне расставаться с песней сейчас, перед самым концом, когда жизнь ощущается особенно остро… И мы поём…… Без песни нет жизни, как нет без неё солнца. А нам нужна песня вдвойне, ибо солнце к нам не показывается…» Слайд №6

  • Какую роль играет песня для заключенных в застенках людей?

(Дети выбирают фразу «Помогает не сломаться в тяжелую минуту» и прикрепляют её на доске)

  • Задумывались ли вы о том, как нужна песня человеку? Почему люди испытывали большую потребность в песнях?

Дети: В песнях люди рассказывают о своей жизни, мечтах, чувствах.

  • На что еще способна музыка?

Дети: В Сталинграде шли уличные бои. И один сержант, прорвавшись к роялю, стоявшему на перекрестке, заиграл «Вальс» Шопена. Слайд №7

(Дети выбирают фразу «Заставить замолчать оружие» и прикрепляют её на доске)

  • А сейчас, ребята, расскажите, какую роль в судьбе героя сыграла песня в опере С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». По повести какого писателя написана опера?

Дети: По повести Б. Полевого. Опера была написана в 1948 году и впервые исполнена в Ленинграде 3 декабря 1948 года. Либретто к опере написано композиторами С. Прокофьевым и М. Мендельсон - Прокофьевой. У постели Алексея сидит медсестра Клавдия. Она понимает состояние Алексея. Желая облегчить его боль, успокоить его. Она поет ему русскую народную песню «Зеленая рощица». Она похожа на колыбельную. Слайды №8,9

Дети: Эта простая незамысловатая песня успокоила Алексея, после долгих, бредовых ночей он впервые заснул под эту ласковую песню.

(Дети выбирают фразу «Заставить человека поверить в себя» и прикрепляют её на доске)

  • Кто из поэтов сказал слова: «Песня и стих - это бомба и знамя!»

Дети: Владимир Маяковский. Слайд №10

  • О песнях какого греческого певца и композитора мы можем сказать словами В.Маяковского?

Дети: О песнях Микиса Теодоракиса


  • А что же означают слова: «Песни, которые молчат…»?

Дети: В 1967 в Греции произошел переворот, и власть захватила фашистская хунта. В первых рядах антифашистов был греческий певец Микис Теодоракис. Его песни, прославляющие Родину, призывающие на борьбу за её свободу, стали оружием антифашистов. ( Рассказ о кабачке на окраине Афин). Слайд №11

Исполнение песен Теодоракиса было запрещено под угрозой военного трибунала, а сам автор был брошен в тюрьму. Но разве можно заставить замолчать песню? Жизнь приравняла песню к оружию. Под воздействием общественности хунта вынуждена была отступить - Теодоракис был освобожден из тюрьмы.

(Дети выбирают фразу «Стать оружием в борьбе за свободу» и прикрепляют её на доске)

Вот что означают слова: «Искусство влияет на жизнь!», «Песня и стих - это бомба и знамя!» Слайд №12

(Исполнение песни М. Теодоракиса «Я - фронт!»


  • Еще один факт: один знаменитый хирург, спасший своим талантом и мастерством жизнь многих людей, писал: «Перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру…» Слайд №13

Дети: Хирург С.Юдин любил перелистывать партитуру 6-ой симфонии П.И.Чайковского

  • Для чего хирургу в ответственную минуту нужна музыка Чайковского?

Дети: Ему мало таланта, знаний, опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, мужество, спокойствие, напряжение всех внутренних сил.

В симфонии Чайковский боролся, страдал, жил. Ему в жизни пришлось многое

пережить и он вложил в неё все свои чувства. Он безмерно любил жизнь!

(Слушание фрагмента симфонии)

(Дети выбирают фразу «Помогает сосредоточиться» и прикрепляют её на доске)


  • Ещё одна симфония, которая оказывала влияние на судьбы людей.

Этот композитор говорил: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Его девиз: «Через борьбу к победе!» Слайд №14

О ком я говорю?

Дети: О Людвиге ван Бетховине, его 5-й Симфонии. В застенках, где был и Юлиус Фучик, люди перестукивались «двумя тактами Бетховена».

«Так судьба стучится в дверь», - говорил Бетховен о своей симфонии.

(Исполнение главной интонации самими учащимися, слушание фрагмента)

Почему узники обратились именно к пятой симфонии? Чем она для них была?

Дети: Вера Л.Бетховена в жизнь, победу удивительная. Трудно найти человека, который перенёс бы столько ударов судьбы, но он не сдавался.

(Дети выбирают фразу «Приносить радость в трудную минуту» и прикрепляют её на доске)

3.Итог:

  • Итак, делаем вывод:

Дети: Искусство способно воздействовать на жизнь человека.

Искусство влияет на самого человека.

Музыка может (вывод на доске):


  • Выразить гордость за свою страну

  • Помогает не сломаться в тяжёлую минуту

  • Заставить замолчать оружие

  • Заставить человека поверить в себя

  • Стать оружием в борьбе за свободу

  • Помочь сосредоточиться

  • Приносить радость в трудную минуту


  1. Постановка следующей задачи.


  • В чем же заключена чудодейственная сила музыки?


  • Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к музыке М.И.Глинки, которого его современник В.Одоевский назвал «Колумбом русской музыки».


  • Назовите произведение, с которым вы хорошо знакомы.

Дети: Опера «Иван Сусанин»


  • Помните такой эпизод в опере? «Рассвет. Заснеженный лес. На снегу вповалку спят враги. Не спит только Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: враги чуют правду. Тяжело умирать, но долг свой он исполнил. Сусанин прощается с жизнью, с родной землёй».

(Слушание фрагмента арии Сусанина)

Музыкально-теоретический анализ арии Сусанина.

  • Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал душевное состояние человека, готового принять смерть во имя спасения Родины?

(Таблица «Эмоциональные термины» )

Дети:

Мелодия

В духе протяжной русской народной песни

Темп

Медленный

Лад

Сумрачный минор

Динамика

Тихая

Тембр

Еле слышны аккорды струнных инструментов

Ритм

Ровный

Регистр

Низкий, средний

Гармония

Насыщена печалью и гордостью

Интонации

Трагичные

  • Враг побежден. Красная площадь в Москве заполнена народом, который радостно приветствует русские войска. Победно, величаво звучит хор «Славься!».

(Исполнение учащимися хора «Славься!»)


  • Какими средствами музыки языка М.Глинка передал радость победы?


Мелодия

Торжественная, радостная

Темп

Быстрый

Лад

Мажор

Динамика

Громкая

Тембр

Преобладание медных духовых, колок. перезвон

Ритм

Ровный

Регистр

Средний, высокий

Гармония

Насыщена торжеством, радостью

Интонации

Ликующие


  • Что значит подвиг?

Дети: высшее проявление красоты человеческого духа. Герой, совершающий подвиг, всегда прекрасен.


  • Можем ли мы сказать, что хор «Славься!» - гимн русскому народу, памятник патриотизму?

Дети: Да!


  • Вы прослушали два наиболее важных эпизода оперы. Почему они по-разному воспринимаются? В чем сила их музыки?

  1. Вывод:

Дети: Сила музыки заключена в жизненной правде. Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной правды.

6. Песня, которой мы с вами закончим сегодняшний урок, о детстве. Слайд15.

Исполнение песни «Детство - это я и ты» Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского

7. Итог урока.

Воздействие музыки на слушателя зависит и от того, насколько точны и художественно достоверны выразительные средства, использованные в произведении.

Сила в музыки в правде и красоте.

И закончить сегодняшний урок я хотела бы словами Д.Б.Шостаковича: «Композитор может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открывать то, чем наполнена душа всего человечества».

8. Выставление оценок за работу на уроке.

© 2010-2022