- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока В чем красота и сила музыки
Конспект урока В чем красота и сила музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | КУЗНЕЦОВА С.Ю. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
6 класс. Урок-обобщение
Тема: В чем сила и красота музыки?
ЦЕЛЬ: обобщить и конкретизировать знания учащихся по теме «В чем сила и красота музыки?», определить степень усвоения учащимися изученного материала. Отработать умение делать музыкально-теоретический анализ произведения.
ЗАДАЧИ:
Обучающая - обобщение знаний учащихся по теме «В чем сила и красота музыки?».
Развивающая - развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательная - формирование эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности музыкального языка. Подвести к выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние. Патриотическое воспитание на уроке музыки. Воспитание уважения к подвигам людей.
Оформление кабинета:
«Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая валилась из глубины взволнованной вдохновением души»
П.И. Чайковский
«…музыка умеет не только радоваться вместе с нами, но и разделить наше горе, взять часть его на себя»
Д.Б. Кабалевский
«Самое высокое качество всего искусства - это его искренность»
С.В.Рахманинов
«Композитор может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открывать то, чем наполнена душа всего человечества»
Д.Д.Шостакович
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
-
Песня М. Теодоракиса «Я - фронт!»
-
Фрагмент 6-ой симфонии П. Чайковского
-
Фрагмент 5-ой симфонии Л. Бетховена
-
М.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»
-
М.Глинка хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»
-
Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского «Детство - это я и ты»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
На доске:
-
Таблица «Средства музыкальной выразительности»
-
Таблица «Эмоциональные термины»
Для оформления вывода на уроке:
Заготовки с фразами:
Музыка может:
-
Выразить гордость за свою страну
-
Помогает не сломаться в тяжёлую минуту
-
Заставить замолчать оружие
-
Заставить человека поверить в себя
-
Стать оружием в борьбе за свободу
-
Помочь сосредоточиться
-
Приносить радость в трудную минуту
(эти заготовки дети выстраивают по ходу урока на доске, приклеивая на магниты, в виде вывода этого урока)
ТСО:
мультимедиа проектор
музыкальный центр
Слайды:
1.Эпиграф урока
2.Орфей
3.Садко
4. «Искусство способно…»
5. Юрий Гагарин
6. Чешский писатель Юлиус Фучик
7. Битва в Сталинграде
8. Обложка книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»
9. А. Маресьев (ветеран)
10. В.Маяковский
11. Греция
12. Слова песни М. Теодоракиса «Я - фронт!»
13. Портрет хирурга. П.Чайковский
14. Л. Бетховен
15. Ф. Шаляпин в роли Ивана Сусанина
16. Заключительная сцена из оперы «Жизнь за царя»
17. Участники вокального конкурса «Парад надежд»
Ход урока:
Слайд №1
«Как многогранна музыка! Как юнона, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны любви, печали, памяти, мечты»
И.Волобуева.
1. Постановка учебной задачи.
-
Ребята, прослушав эти замечательные строки, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-
Итак, на сегодняшнем уроке мы поговорим о преобразующей силе музыки и о том, в чем же заключается эта сила?
2. Работа по теме урока.
-
Давайте вспомним, что музыка может нам рассказать о человеке.
Дети: Музыка может рассказать о мыслях, чувствах, характере человека, о том, чем живут люди, что с ними происходит, о чем они думают, так как она отображает жизнь, а жизнь является источником музыки.
-
Способна ли музыка воздействовать на окружающую жизнь? Приведите примеры из художественных произведений.
Дети: Миф об «Орфее и Эвридике», былина «Садко»
-
Как помогла музыка Орфею? Слайд №2
Дети: Его игрою заслушивались не только люди, но и звери. Забывая свой жестокий нрав, они окружали и слушали песни с покорностью и вниманием. Своим искусством Орфей сдвигал с места каменные горы и поворачивал вспять реки. Он даже сумел воскресить свою умершую жену Эвридику.
-
Какой силой обладало искусство Садко? Слайд №3
Дети: Оно обладало великой силой. Под его музыку пускалось в пляс всё подводное царство. И так лихо отплясывало, что на Ильмень - озере поднималась буря и начинали тонуть корабли. Но музыка Садко была и совсем другой. От неё холодное сердце Волховы научилось любить, радоваться, страдать.
-
Что объединяет эти два мифа? Почему они живы до сих пор и не утратили своей жизненной силы?
Дети: Искусство способно воздействовать на жизнь, влиять на неё, изменять, делать лучше и, главное, - влиять на самого человека. И люди с давних пор верили в эту силу искусства. Слайд№4
-
А что же может музыка? В чем её преобразующая сила?
Дети: Она может вселить в человека ужас, страх; печаль и тоску; может подвигнуть на героический поступок, облагородить наши чувства.
-
От чего это зависит?
Дети: От сильного воздействия музыки на человека.
-
Сегодня на уроке мы с вами сами сделаем вывод о возможности воздействия музыки на человека. Перед вами заготовки фраз о том, что музыка может. В течение урока мы должны сформировать вывод об этом на доске.
-
Давайте вспомним слова Дмитрия Фурманова: «Ах, песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!» Объясните, что имел в виду автор этих строк?
Ответы детей.
-
Какой космонавт впервые в истории человечества, облетая земной шар на космическом корабле, пел песню, какую?
Дети: Космонавт Ю.Гагарин, увидев нашу землю с высоты космического полета, пел песню «Родина слышит, Родина знает». Слайд №5
-
Какие чувства помогла выразить космонавту эта песня?
(Дети выбирают фразу «Выразить гордость за свою страну» и прикрепляют её на доске)
-
Известный чешский писатель-антифашист Юлиус Фучик писал из фашистского застенка в дневнике: «Всю жизнь я пел песни и не знаю, с какой стати мне расставаться с песней сейчас, перед самым концом, когда жизнь ощущается особенно остро… И мы поём…… Без песни нет жизни, как нет без неё солнца. А нам нужна песня вдвойне, ибо солнце к нам не показывается…» Слайд №6
-
Какую роль играет песня для заключенных в застенках людей?
(Дети выбирают фразу «Помогает не сломаться в тяжелую минуту» и прикрепляют её на доске)
-
Задумывались ли вы о том, как нужна песня человеку? Почему люди испытывали большую потребность в песнях?
Дети: В песнях люди рассказывают о своей жизни, мечтах, чувствах.
-
На что еще способна музыка?
Дети: В Сталинграде шли уличные бои. И один сержант, прорвавшись к роялю, стоявшему на перекрестке, заиграл «Вальс» Шопена. Слайд №7
(Дети выбирают фразу «Заставить замолчать оружие» и прикрепляют её на доске)
-
А сейчас, ребята, расскажите, какую роль в судьбе героя сыграла песня в опере С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». По повести какого писателя написана опера?
Дети: По повести Б. Полевого. Опера была написана в 1948 году и впервые исполнена в Ленинграде 3 декабря 1948 года. Либретто к опере написано композиторами С. Прокофьевым и М. Мендельсон - Прокофьевой. У постели Алексея сидит медсестра Клавдия. Она понимает состояние Алексея. Желая облегчить его боль, успокоить его. Она поет ему русскую народную песню «Зеленая рощица». Она похожа на колыбельную. Слайды №8,9
Дети: Эта простая незамысловатая песня успокоила Алексея, после долгих, бредовых ночей он впервые заснул под эту ласковую песню.
(Дети выбирают фразу «Заставить человека поверить в себя» и прикрепляют её на доске)
-
Кто из поэтов сказал слова: «Песня и стих - это бомба и знамя!»
Дети: Владимир Маяковский. Слайд №10
-
О песнях какого греческого певца и композитора мы можем сказать словами В.Маяковского?
Дети: О песнях Микиса Теодоракиса
-
А что же означают слова: «Песни, которые молчат…»?
Дети: В 1967 в Греции произошел переворот, и власть захватила фашистская хунта. В первых рядах антифашистов был греческий певец Микис Теодоракис. Его песни, прославляющие Родину, призывающие на борьбу за её свободу, стали оружием антифашистов. ( Рассказ о кабачке на окраине Афин). Слайд №11
Исполнение песен Теодоракиса было запрещено под угрозой военного трибунала, а сам автор был брошен в тюрьму. Но разве можно заставить замолчать песню? Жизнь приравняла песню к оружию. Под воздействием общественности хунта вынуждена была отступить - Теодоракис был освобожден из тюрьмы.
(Дети выбирают фразу «Стать оружием в борьбе за свободу» и прикрепляют её на доске)
Вот что означают слова: «Искусство влияет на жизнь!», «Песня и стих - это бомба и знамя!» Слайд №12
(Исполнение песни М. Теодоракиса «Я - фронт!»
-
Еще один факт: один знаменитый хирург, спасший своим талантом и мастерством жизнь многих людей, писал: «Перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру…» Слайд №13
Дети: Хирург С.Юдин любил перелистывать партитуру 6-ой симфонии П.И.Чайковского
-
Для чего хирургу в ответственную минуту нужна музыка Чайковского?
Дети: Ему мало таланта, знаний, опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, мужество, спокойствие, напряжение всех внутренних сил.
В симфонии Чайковский боролся, страдал, жил. Ему в жизни пришлось многое
пережить и он вложил в неё все свои чувства. Он безмерно любил жизнь!
(Слушание фрагмента симфонии)
(Дети выбирают фразу «Помогает сосредоточиться» и прикрепляют её на доске)
-
Ещё одна симфония, которая оказывала влияние на судьбы людей.
Этот композитор говорил: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Его девиз: «Через борьбу к победе!» Слайд №14
О ком я говорю?
Дети: О Людвиге ван Бетховине, его 5-й Симфонии. В застенках, где был и Юлиус Фучик, люди перестукивались «двумя тактами Бетховена».
«Так судьба стучится в дверь», - говорил Бетховен о своей симфонии.
(Исполнение главной интонации самими учащимися, слушание фрагмента)
Почему узники обратились именно к пятой симфонии? Чем она для них была?
Дети: Вера Л.Бетховена в жизнь, победу удивительная. Трудно найти человека, который перенёс бы столько ударов судьбы, но он не сдавался.
(Дети выбирают фразу «Приносить радость в трудную минуту» и прикрепляют её на доске)
3.Итог:
-
Итак, делаем вывод:
Дети: Искусство способно воздействовать на жизнь человека.
Искусство влияет на самого человека.
Музыка может (вывод на доске):
-
Выразить гордость за свою страну
-
Помогает не сломаться в тяжёлую минуту
-
Заставить замолчать оружие
-
Заставить человека поверить в себя
-
Стать оружием в борьбе за свободу
-
Помочь сосредоточиться
-
Приносить радость в трудную минуту
-
Постановка следующей задачи.
-
В чем же заключена чудодейственная сила музыки?
-
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к музыке М.И.Глинки, которого его современник В.Одоевский назвал «Колумбом русской музыки».
-
Назовите произведение, с которым вы хорошо знакомы.
Дети: Опера «Иван Сусанин»
-
Помните такой эпизод в опере? «Рассвет. Заснеженный лес. На снегу вповалку спят враги. Не спит только Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: враги чуют правду. Тяжело умирать, но долг свой он исполнил. Сусанин прощается с жизнью, с родной землёй».
(Слушание фрагмента арии Сусанина)
Музыкально-теоретический анализ арии Сусанина.
-
Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал душевное состояние человека, готового принять смерть во имя спасения Родины?
(Таблица «Эмоциональные термины» )
Дети:
-
Мелодия
В духе протяжной русской народной песни
Темп
Медленный
Лад
Сумрачный минор
Динамика
Тихая
Тембр
Еле слышны аккорды струнных инструментов
Ритм
Ровный
Регистр
Низкий, средний
Гармония
Насыщена печалью и гордостью
Интонации
Трагичные
-
Враг побежден. Красная площадь в Москве заполнена народом, который радостно приветствует русские войска. Победно, величаво звучит хор «Славься!».
(Исполнение учащимися хора «Славься!»)
-
Какими средствами музыки языка М.Глинка передал радость победы?
-
Мелодия
Торжественная, радостная
Темп
Быстрый
Лад
Мажор
Динамика
Громкая
Тембр
Преобладание медных духовых, колок. перезвон
Ритм
Ровный
Регистр
Средний, высокий
Гармония
Насыщена торжеством, радостью
Интонации
Ликующие
-
Что значит подвиг?
Дети: высшее проявление красоты человеческого духа. Герой, совершающий подвиг, всегда прекрасен.
-
Можем ли мы сказать, что хор «Славься!» - гимн русскому народу, памятник патриотизму?
Дети: Да!
-
Вы прослушали два наиболее важных эпизода оперы. Почему они по-разному воспринимаются? В чем сила их музыки?
-
Вывод:
Дети: Сила музыки заключена в жизненной правде. Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной правды.
6. Песня, которой мы с вами закончим сегодняшний урок, о детстве. Слайд15.
Исполнение песни «Детство - это я и ты» Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
7. Итог урока.
Воздействие музыки на слушателя зависит и от того, насколько точны и художественно достоверны выразительные средства, использованные в произведении.
Сила в музыки в правде и красоте.
И закончить сегодняшний урок я хотела бы словами Д.Б.Шостаковича: «Композитор может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открывать то, чем наполнена душа всего человечества».
8. Выставление оценок за работу на уроке.