• Преподавателю
  • Музыка
  • Обобщение актуального педагогического опыта по теме «Музыкальное искусство как средство психокоррекции эмоционального состояния и условия духовно-нравственного воспитания личности гимназиста в учебной и внеурочной деятельности»

Обобщение актуального педагогического опыта по теме «Музыкальное искусство как средство психокоррекции эмоционального состояния и условия духовно-нравственного воспитания личности гимназиста в учебной и внеурочной деятельности»

Обобщение педагогического опыта по теме«Музыкальное искусство как средство психокоррекции эмоционального состояния и условия духовно-нравственного воспитания личности гимназиста в учебной и внеурочной деятельности» Эта работа может быть взята как алгоритм написания собственного опыта для учителей,педагогов всем кому предстоит аттестация. Автор работы имеет сертификат о обобщении данного опыта на муниципальном уровне. В работе представлена теоретическая и практическая часть опыта,диаграм...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тельнова Алла Владимировна, педагог дополнительного образования МОУ «Гимназия №18», обобщение опыта по теме «Музыкальное искусство как психо-коррекции эмоционального состояния и условие духовно нравственного воспитания гимназистов»

Информация об опыте

Опыт моей работы по теме «Музыкальное искусство как психо-коррекции эмоционального состояния и условие духовно-нравственного воспитания гимназистов в учебной и внеклассной деятельности» является актуальным для решения некоторых задач, стоящих перед учителем в рамках современного образования и воспитания.

Условия возникновения, становления опыта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18» было открыто в сентябре 1981 года. Гимназия расположена по адресу: микрорайон «Олимпийский», дом 8 в Старооскольском городском округе Белгородской области. Всего учащихся в гимназии 700 человек, Всего родителей 1170 человека. Социальное происхождение: служащие - 43%, рабочие- 45%, безработные 4.5%, частные предприниматели - 6,4%, пенсионеры, инвалиды - 0,8%.

Одно из основных направлений дополнительного художественно-эстетического образования в гимназии - три отделения: музыкальное, художественное и хореографическое.

Приоритетным направлением деятельности гимназии является воспитательная работа, которая осуществляется в рамках воспитательной системы «Школа самоопределения личности обучающегося». Для воспитания разносторонне развитой личности гимназиста педагогический коллектив работает над реализацией основных положений комплексных целевых программ: «Мир красоты и гармонии», «Истоки», «Одаренность», «Здоровье».

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №18» работаю с 1992 года, веду уроки музыкального инструмента (фортепиано), а с 2008 года провожу занятия в системе дополнительного образования с учениками 1-7 классов.

Актуальность опыта.

Сегодняшние дети хорошо знают современную музыку, достаточно умело пользуются техникой и аппаратурой, но мало кто проявляет эрудицию в области искусства. Эстетический вкус детей остается на низком уровне, даже при высоком интеллекте. Без искусства невозможно сформировать духовное богатство человека. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в юности, и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно его эстетического воспитания»,-писал В,Сухомлинский. «Начало эстетическое - начало нравственное»,- утверждал К.Станиславский. Инженера, спортсмена, солдата, менеджера вырастить можно, а полноценного культурного человека нельзя. Многолетний опыт работы по музыкальному воспитанию молодежи и школьников позволяет утверждать, что на фоне упадка и депрессии, являющихся в настоящее время составной частью жизни молодого человека,

3

активизация музыкального воспитания - один из оптимальных способов

выхода из создавшейся ситуации. Кризис традиционного образования признают многие учителя, и он явно виден в следующих противоречиях:

- между недостаточностью разработки технологии интегративного обучения в практике преподавания дисциплин эстетического цикла и современными программными материалами по этим учебным дисциплинам.

- между психологическим комфортом и дискомфортом.

-между мотивацией и стимуляцией учения школьников

-между творческим наследием классического музыкального искусства и пропаганды поп-культуры в средствах массовой информации.

Выявленные противоречия помогли определить проблему:

Формирование и развитие музыкальной деятельности гимназистов через активное восприятие образцов музыкального искусства и собственное творчество как один из путей психо-коррекции эмоционального здоровья и условие духовно-нравственного воспитания гимназистов.

Главные цели и задачи не только обучение, но и приобщение к важным навыкам жизни:

- воспитание художественной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с искусством на основе постижения его содержания как живого воплощения общечеловеческих ценностей, эмоционально-духовного опыта поколений;

- формирование устойчивого интереса к классическому искусству, культурным традициям, воспитание гордости за его достижения, чувства патриотизма;

-развитие художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Деятельность работы охватывает период с 2006 по 2009 год в несколько этапов.

1.Анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме опыта.

2.Создание адаптированных программ по предметам художественно-эстетического цикла для гимназий

3.Привитие школьнику эмоционально-эстетической культуры личностным путем.

4.Приобщение гимназиста к художественной деятельности и его развитие через собственное полноценное творчество.

5. Обобщение и анализ полученных данных, описание результатов исследования.

Работа в гимназии, как в учебном заведении, рассчитанном на углубленное изучение ряда предметов музыкального цикла, ставит педагога по фортепиано в иные условия в отличие от педагога школы искусств.

4

Требования программ для педагогов работающих в этом звене музыкального образования, направлены, прежде всего, на развитие исполнительских навыков. Практика работы в гимназии показывает, что для формирования личности школьника необходимо, чтобы процесс обучения игре на фортепиано вышел за рамки узкой специфики и стал мировоззренческим, позволяющим раскрыть личностные качества учеников. Изучив программы для детских музыкальных школ по классу фортепиано (Москва, 1983., редакция С.В.Кузнецова),(Москва,1991год.,редакция А.Д.Алексеева) и опираясь на опыт работы в гимназии пришла к выводу модифицировать эти программы. Составила свой вариант программу по предмету «Музыкальный инструмент, Фортепиано». Модифицированная программа нацелена на применение мировоззренческих методов, таких, как развитие творческих компетенций, привитие любви к музыке, взаимодействия музыки с другими видами искусств (приложение №1). Эстетическое образование- это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Диапазон опыта.

Наиболее эффективной формой работы по формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству являются уроки музыки и индивидуальные занятия на музыкальном инструменте (фортепиано), разнообразные формы сотрудничества с коллегами Губкинского музыкального колледжа, Старооскольского педагогического колледжа, конкурсные выступления, внеурочные занятия как, единая система формирования эмоционально-эстетической культуры гимназистов. Индивидуальные занятия учителя с учеником располагают к использованию различных методических приемов из практики известных педагогов Е.Гнесиной, А.Артоболевской, Г.Нейгауза. Главное состоит в том, чтобы выйти за рамки узкой специфики, сделать обучение игре на фортепиано предметом мировоззренческим, формирующим личность и интеллект ученика.

Теоретическая база опыта Учебно-воспитательные возможности музыкального искусства изучались еще в глубокой древности. Известно, что еще в Парфянском царстве в 3 веке до н.э. с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски и нервных расстройств. Во времена античности именно музыка понималась как универсальное и приоритетное средство воспитания, музыкальность рассматривалась как социально ценное качество. В последние годы вопросы методики музыкального образования и эстетического воспитания ребенка, влияние музыки на его эмоциональное состояние, находят широкое отражение в трудах В.Петрушина, В.Ражникова, А.Мелик-Пашаева, Б.Неменского, которые в своих трудах особый акцент делают на создание психолого-педагогических условий

5

совместной деятельности учителя и ученика, через активное эмоционально-интеллектуальное восприятие искусства, его понимание, анализ, оценку, т.о.обеспечивается психологически комфортная, высокодуховная информационная среда. Индивидуальные занятия учителя с учеником располагают к использованию различных методических приемов из практики известных педагогов Е.Гнесиной, А.Артоболевской, Г.Нейгауза. Главное состоит в том, чтобы выйти за рамки узкой специфики, сделать обучение игре на фортепиано предметом мировоззренческим, формирующим личность и интеллект ученика. В гимназии созданы специальные кабинеты для занятий на музыкальном инструменте: фортепиано, скрипке, баяне, гитаре. Имеется 7 пианино и 1 концертный рояль.

Технология опыта

Достижения качественных изменений в содержании и методике преподавания предмета искусство обеспечивается следующими параметрами:

- единство задач программы по годам обучения

- активизация творческой деятельности обучающихся и создание условий для реализации творческих способностей

- развитие способностей оперирования умственно-слуховыми действиями

- воспитание навыка мыслительного представления музыкального материала и его творческое осмысление

В связи с требованиями музыкальной педагогики само построение занятий в индивидуальном обучении требует нестандартного подхода. Эффективная форма проведения занятий с элементами проблемного обучения:

- создание поисковых ситуаций на уроке;

-эмоциональное начало в сочетании с познанием логики искусства исполнения на музыкальном инструменте.

Основная цель опыта - формирование в каждом гимназисте творческой личности, развитие эстетического сознания, понимания языка искусства, умение применять знания в собственном творчестве, способность отличать подлинные ценности, высокое искусство от китча. Американские ученые, которые в 1986 году получили Нобелевскую премию за открытие асимметрии функций полушарий головного мозга, установили, что все люди рождаются с доминантой правого полушария мозга, и эта функция доминирует до 7-10 лет, отвечая за художественно-образное мышление. Поэтому я считаю наиболее эффективным начинать работу с учениками 1 ступени обучения.

Постановка задач, способствующих достижению данной цели:

1.Создание условий для наиболее полного и всестороннего развития творческих способностей гимназистов I-II ступени в процессе преподавания музыкального искусства.

2.Включение в практику интегративных форм обучения

6

3.Самореализация личности школьника, направленная на освоение ценностей классической музыкальной культуры.

Описание средств достижения цели.

Методика преподавания музыкального искусства - наука исключительно творческая и каждый педагог, опираясь на эти закономерности, должен внести свою лепту в педагогический труд, проявить пытливость и гибкость педагогического дара. Задача учителя - научить своих воспитанников не только усваивать знания в готовом виде, но привить им потребность к самостоятельному добыванию знаний, компетенции, воспитание сознательности и активности. В своей работе реализую следующие методологические подходы:

- личностно ориентированный

-интегративный и художественно-эстетический

Для реализации личностно ориентированного подхода использую дифференцированный характер заданий:

-вариативность и выбор музыкального материала, различные формы произведений: пьесы, ансамбли, крупная форма, полифония

-вариативность заданий с точки зрения психологических особенностей характера каждого школьника

-разнообразный выбор стилей, жанров, авторов произведений с учетом эмоционального восприятия материала.

Активизации проявления творческой самореализации школьника способствует совокупность педагогических условий и специфическим образом организованная дидактосфера, которые усиливают ментальную духовность восприятия. Особый акцент в преподавании музыкального искусства делается мной на психолого-педагогические условия совместной деятельности, т.е на уникальном объемном социокультурном образовательном пространстве, представленным гармонией межличностных отношений, художественных и нравственных ценностей, комфортной психологической атмосферой.

Наиболее оптимальным в методике преподавания можно считать следующий порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия:

1.Выявление главного настроения.

2.Определение средств музыкальной выразительности и художественного содержания произведения через его воплощение в нотном тексте.

3.Выявление главной идеи произведения и понимание позиции автора.

4.Выбор учебного материала от базовой подготовки, а так же индивидуальной психолого-педагогической характеристики школьника.

5.Личностный подход к произведению

Каждое из этих направлений работы связано с постановкой проблемных заданий.

1.Выявление главного настроения.

7

Первоначальный этап - исполнение учителем произведения целиком или показ его фрагментов.

Следует обратить внимание ученика на то, что эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он всегда почитает за добро и зло. Все, что способствует утверждению добра на земле, что приводит к счастью человека, понимаемому как расцвет его собственной личности и общества в котором он живет, вызывает в нас светлые чувства и оптимизм. После исполнения произведения учителем целесообразно задать ученику некоторые вопросы. Например: какие эпизоды понравились тебе больше всего? Какие чувства передаются в этой музыке?

2. Определение средств музыкальной выразительности и художественного содержания произведения через его воплощение в нотном тексте.

Знание языка искусства, на котором композитор обращается к музыкантам и слушателям, является важным постижением его содержания. Развитие восприятия предполагает умение вычленять из общей музыкальной ткани отдельные средства музыкальной выразительности - мелодию (одноголосна или многоголосна), гармонию, для более подготовленных учеников, темп и ритм.

На первых занятиях по освоению музыкального произведения ставится задача - разбор нотного текста. В какой тональности написано произведение. Мажорный или минорный лад. Причем минорная окраска произведения - настроения грустные, печальные, унылые. И наоборот мажорная окраска всегда радостно, энергично и бодро. Обозначения темпа и другие музыкальные термины исполнения необходимо сразу же проговаривать, и желательно на предложенном итальянском языке, побуждая ученика к мыслительной деятельности. Необходимо обратить внимание на исполнительские трудности и художественный замысел. Большое подспорье для расширения музыкального кругозора и интеллектуального развития детей часто применяемый мною на занятиях «Словарь музыкальных впечатлений» В.Ражникова. Важность подобного словаря для развития эмоциональной сферы любителя музыки или профессионального музыканта заключается в расширении сферы доступных эмоциональных переживаний. Согласно гипотезе некоторых английских ученых человек может отчетливо воспринимать и переживать только те объекты и чувства, для которых он имеет четкое вербальное определение и название. Поэтому расширение вербального словаря одновременно проясняет и расширяет границы переживаемых чувств. ( приложение№2)

3. Выявление главной идеи произведения и понимание позиции автора. Этот этап работы предпочтительнее проводить спустя несколько занятий, когда ученик уже достаточно свободно ориентируется в нотном тексте. Настроение и возникающий с ним образ действительности ( при программной музыке особенно), во многих произведениях подвергается динамическому развитию.

8

Умение следить за развитием образа и с помощью средств музыкальной выразительности показать это в собственной интерпретации задача непростая. На решение этой проблемы может уйти большое количество времени. Для лучшего понимания художественного образа произведения возможно прослушивание его в исполнении известных музыкантов или оркестровых коллективов, что благотворно скажется на художественной культуре школьника. Постижению образного смысла сочинения помогает обращение к произведениям литературы, живописи, в которых предается сходное эмоциональное состояние. А так же постоянно возникающий диалог. Можно задать вопросы ученику: какой образ возникает в твоем сознании? Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности? Что автор хотел сказать людям своей музыкой? Лучше всего образ автора познается через понимание стилевых особенностей музыки и особенности эпохи, в которую он творил. Понимание этих проблем ведет к нравственному возвышению личности школьника.

4.Выбор учебного материала от базовой подготовки, а так же индивидуальной психолого-педагогической характеристики школьника. Выбор музыкального репертуара на разных этапах обучения различен. В своей практике всегда рекомендую несколько произведений для ознакомления на выбор. Причем всегда разнохарактерных по содержанию и разных авторов. Как правило, проигрываю пьесы на инструменте полностью, если это миниатюры, и фрагментарно, если произведение крупной формы. Ученики 1 ступени обучения всегда выбирают произведения мелодического плана: танцевальную музыку, обработки детских и народных песен. Старшие гимназисты обращают внимание на автора произведения, его объем и технические сложности. Конечно же, существует и обязательный репертуар необходимый для изучения. Это технические этюды и гаммы, полифонические произведения и крупная форма. Несомненно, особенно полюбившиеся музыкальные произведения качественнее и быстрее разучиваются и остаются в репертуаре на много лет.

5.Личностный подход к произведению. Многолетняя практика музыкального воспитания и образования показывает, что понять идею исполняемого произведения возможно лишь тогда, когда внутреннее «Я» совпадает с содержанием пьесы, написанной даже 100-200 лет назад. Возможностью такого соотнесения в большой мере обладает классическая музыка, которая называется так в силу своего художественного совершенства. Конечно же, собственное исполнение учеником не всегда совершенно, но развитие у детей музыкального восприятия связано с обогащением художественного и жизненного опыта, а так же постановкой перед ним проблемных задач и вопросов, активизирующих мыслительные и эмоциональные процессы. (Приложение 3)

Классическое музыкальное искусство - это прекрасное, бесценное богатство.

9

Серия занятий и мероприятий со своеобразной музыкально-культурной направленностью традиционно проводится в гимназии во 2 четверти учебного года. Неделя музыкального искусства - это разнообразные творческие мероприятия, которые охватывают всех гимназистов и учителей.

Концерты классической музыки «Композиторы-детям», музыкальная гостиная» «Музыка на все времена», познавательно-развлекательные мероприятия «Угадай мелодию» и «У каждого свой музыкальный инструмент». А так же встреча с творческими коллективами музыкальных школ и Дворцов культуры. Частые гости в гимназии студенты и преподаватели Губкинского музыкального училища и Старооскольского педагогического колледжа со своими концертными выступлениями, в числе которых и выпускники гимназии. (Приложение №4)

Важный и ответственный этап учебно-воспитательной работы в классе фортепиано публичные выступления гимназистов. Технические зачеты и академические концерты, выпускные экзамены и участие в конкурсах - такие творческие испытания проходят все, кто занимается музыкальным искусством. Хорошее эмоциональное настроение во время выступления положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с вниманием, мышлением и памятью.

Работая над данной темой автор вместе с рядом российских и зарубежных ученых пришел к выводу, что снять эмоциональное напряжение, расслабиться помогают некоторые произведения Л.Бетховена, например его «Лунная соната», «Итальянский концерт»И.Баха. Заряжают бодростью произведения В Моцарта, И.Гайдна, А.Вивальди. Фортепианная музыка П.Чайковского, Р.Шумана подавляет чувство тревоги. В то же время рок- музыка, усиленная звучанием ударных инструментов отрицательно воздействует на живой организм.

Результативность

Основные результаты исследования «Музыкальное искусство как психо-коррекции эмоционального состояния и условие духовно-нравственного воспитания гимназистов в учебной и внеклассной деятельности» апробировались на городских практических семинарах для учителей музыки (2006 и 2008г), межвузовской конференции по вопросам музыкального образования в 2007 году, областной научно-практической конференции по проблемам эстетического воспитания, в выступлениях на педагогических советах (приложение №5). Среди моих выпускников много музыкантов и педагогов. Капленко Марина - закончила Губкинское музыкальное училище и Тамбовский педуниверситет, работает концертмейстером в музыкальной школе №5. Тимченко Наталья и Варенникова Наталья закончили музыкальное отделение Старооскольского педагогического колледжа. Поспелова Анастасия - студентка Липецкого университета, музыкально-педагогического факультета.

10

На протяжении ряда лет МОУ «Гимназия №18» входит в пятерку лучших учебных заведений города, в 2008 году коллектив занял 2 место по итогам воспитательной работы.

20 век - век узких профессионалов - сменяется веком профессиональной мобильности. На первые роли будут выдвигаться люди, способные с легкостью приобретать новые навыки. Научные данные подтвердили, что лучше всего эти качества развивает в человеке музыкальное образование. Музыка всесторонне ускоряет общее развитие ребенка, она не только умножает интеллект в целом, но и развивает способность работать сразу в нескольких направлениях. Например, контроль словесной памяти показал, что те, кто прошел музыкальную подготовку, запоминают иностранные языки лучше. Занятия искусством очень важно и для развития социальных навыков. По утверждению социологов самый гармоничный тип человека - музыкант. Интересную статистику приводят некоторые западные ученые, которые изучали связь преступности и музыкальных занятий. Выяснилось, что те, кто занимается музыкой, наименее склонен к преступной деятельности. Более того: те, кто играл на музыкальных инструментах, почти не вовлекается в преступные группировки, а те, кто знает ноты, вообще не становятся преступниками. Уже свыше десяти лет среди обучающихся гимназии нет правовых и административных нарушений.

По результатам периодически проводимого анкетирования среди родителей и детей: 84% учеников поступили в гимназию осознанно, чтобы заниматься искусством, а 89% от всего числа опрошенных родителей считает, что предметы эстетического направления, способствуют развитию интеллекта, общей культуры ребенка. Помогают в духовно-нравственном воспитании и придают чувство уверенности в себе. И если мы не хотим жить в мире агрессии и нетерпимости к инакомыслию, то должны по новому взглянуть на классическое музыкальное образование и эстетическое воспитание. Следовательно, понять, что искусство должно, по настоящему, стать неотъемлемой частью общей программы воспитания.

Музыкальное образование необходимо детям в первую очередь не для того, чтобы стать музыкантами, а для того, чтобы развить в них самостоятельность, эстетические чувства, вкус, духовно-нравственную культуру.



11

Список литературы

1.Концепция художественного образования в Российской Федерации// Искусство в школе.-2002.-№2,3.

2.Изард К.Э. Психология эмоций \ Перев. С англ.-СПб.: Питер, 2001.-464с.

3.Методическое письмо по преподаванию образовательной области «Искусство» в 2005-2006г.г./ сост.М.А.Фоминова, И.В.Кошмина.- М.: МИОО, 2005 год.-57 с.

4.Программа Модернизации образования в Российской Федерации //Учительская газета.-2003г.

5.Петрушин В.И. Музыкальная психология/ учебное пособие,-М.:изд.центр «Трикста», 2008,398с.

6.Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности/учебное пособие, М.: издательский центр «Владос», 2001,318с.

7.Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: теория и практика: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших учебных заведений /Д.Е.Кирнарская, Н.И.Киященко и др., под ред.Г.М.Цыпина,- М.: издательский центр «Академия», 3003,366с.

8.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Избранные труды.-т.1.-М: Педагогика, 1995.-335с.




12

Приложение

Таблица

Моделирования эмоций

( по В.В.Медушевскому)


Импульсивные,

Возбужденные, + радостная, светлая окраска = ликование

Быстрые движения

Резкие движения + печальная окраска = отчаяние

Ожидание + напряжение = стремление, влечение

Стремление + недоведенность до цели = томление


Минор (эмоции отрицательные)

1 печаль 3 гнев

темп медленный темп быстрый



2 спокойствие 4 спокойствие

Мажор (эмоции положительные)

Приложение

Матрица эмоциональных состояний

  1. Медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, грустные, скорбные

  2. Медленный темп + мажорная окраска = характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный.

  3. Быстрый темп + минорная окраска = характер музыкальных произведений напряженно-драматический, взволнованный, страстный, мятежный, наступательно-волевой.

  4. Быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая

Параметры

темпа и лада

Литературные определения

Название произведений

Медленная, мажорная



Лирическая, мягкая, напевная, светлая, созерцательная




И.Филипп «Колыбельная»,С.Майкапар «Пастушок»,Р.Глиэр «Рондо»,Ф.Шопен «Ноктюрн фа мажор», П.Чайковский «Сладкая грёза», Сен-Санс «Лебедь», А.Рубинштейн «Романс», Д.Керн «Дым»

Медленная,

минорная

Сумрачная, тоскливая, унылая скорбная

П.Чайковский «Старинная французская песенка»,А.Гречаннинов «Мазурка»,Р.Шуман «Первая утрата», В.Моцарт «Фантазия ре минор», Ф.Шопен «Прелюдия до минор»,

П.Чайковский «Шестая симфония», финал.

Быстрая, минорная


Драматичная, тревожная, гневная, сердитая



С.Прокофьев «Наваждение», Л.Бетховен Соната №14, финал, Ф. Шопен Этюд №12, Л.Бетховен «Эгмонт».

Быстрая, мажорная

Праздничная, радостная, торжественная, веселая, бодрая

С.Джоплин «Артист эстрады», А.Гедике «Танец», Ж.Бизе увертюра к опере «Кармен»,

Ж.Оффенбах «Адский галоп», Ж.Лист «Рапсодия», Л.Бетховен симфония №5и №9, финал.

Социально зрелая личность должна, вероятно, характеризоваться способностью к установлению большого количества дружеских связей и чувством оптимизма, как это можно наблюдать у сангвиника; умением глубоко и основательно рассматривать проблему и верность жизненным принципам, как это проявляется у флегматиков; чуткостью, отзывчивостью и деликатностью в общении, как это проявляется у меланхоликов; умением концентрировать большое количество нервно-психической энергии для достижения поставленной цели, активно утверждать свои жизненные ценности, как это проявляется у холериков.

Музыкальное воспитание, знакомя школьников с различными эмоциональными состояниями, делает его одновременно и более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного ребенка, тем самым, расширяя и углубляя его контакты с окружающей действительностью и другими людьми. Так, скорбная и элегическая музыка чаще всего выражает отрицательные эмоции человека по поводу утраты им какой-то определенной ценности. Музыка радостного характера передает настроения человека, достигшего в жизни то, что в его представлении является важным и ценным. Тревожная, воинственно-наступательная по характеру музыка передает чувства человека, борющегося за достижения той или иной ценности. Спокойная, созерцательная музыка передает как бы философские размышления человека о жизни в ее многообразных проявлениях. Естественно признать, что сила и устойчивость ценностных ориентаций человека зависит от того, насколько широко они представлены в его переживаниях. От этого зависит и моральное состояние человека, ибо отношение к объекту, построенное только на эмоциях одного вида, способно деформировать личность.
























Методические рекомендации

«Особенности работы над звуком в классе фортепиано»


















Приложение

Словарь музыкальных впечатлений В.Г.Ражникова

(дается выборочно)

1.Радостно: празднично, звонко, бодро, игриво, лучисто, ловко, ослепительно.

2.Торжественно: величественно, триумфально, призывно, величаво, пышно, помпезно, значительно, роскошно, эффектно.

3.Энергично: мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, гордо, уверенно, напористо, отважно, неукротимо.

4.Властно: сурово, твердо, круто, чеканно, волево, могущественно, непререкаемо, повелительно, незыблемо, ораторски, царственно.

5.Сосредоточенно: сдержано, размеренно, серьезно, строго, чинно, солидно.

6.Широко: масштабно, размашисто, степенно, емко, громадно, бесконечно, набатно, беспредельно, огромно.

7.Поэтично: возвышенно, мечтательно, сердечно, задушевно, трепетно, чутко, лирично, вдохновенно, пленительно, заворожено.

8.Нежно: ласково, с любовью, мягко, чисто, трогательно, приятно, доверчиво, мило, приветливо, деликатно.

9. Спокойно: мирно, просто, светло, наивно, простодушно, покорно, созерцательно, прозрачно, добродушно, покорно.

10.Сонливо: вяло, дремотно, изнемогая, лениво, безвольно, безжизненно.

11.Беспечно: безразлично, равнодушно, опустошенно, рассеянно, отрешенно.

12.Сумрачно: хмуро, пасмурно, глухо, мрачно, угрюмо, тоскливо, блекло, скрыто, насуплено.

13.Робко: смущенно, кротко, осторожно, малодушно, пугливо, стеснительно, растерянно.

14.Элегично: задумчиво, уныло, грустно, меланхолично, жалобно, горестно, с болью, безутешно, тягостно.

15.Грозно: трагично, драматично, зловеще, траурно.

16.Взволнованно: тревожно, обеспокоено, смятенно, трепеща, с отчаянием.

17.Раздраженно: рассерженно, резко, грубо, дико, жестко, бешено, свирепо, агрессивно, злостно, страшно, хищно.

18.С бравадой: высокомерно, бесшабашно, спесиво, хватко, хлестко, задиристо, напыщенно, бесшабашно.

19.Дерзко: бесцеремонно, нескромно, дерзко, развязно, нахально, нагло, назойливо, кичливо, несуразно, фривольно.

20.Элегантно: тонко, изящно, галантно, манерно, грациозно, ажурно, деликатно, изысканно, хрупко, щепетильно.

21.Шутливо: затейливо, хорохорясь, насмешливо, пикантно, хитро, колко, шаловливо, с юмором, лукаво, задиристо.

22. Страстно: порывисто, бурно, кипуче, азартно, с жаром, огненно, мятежно, накалено, мятежно, стремительно.

23.Мудро: смиренно, благоговейно, непогрешимо, молитвенно.

24.Монументально: тяжело, увесисто, грузно, массивно, могуче, громоздко.

25.Томно: изнеженно, сентиментально, млея, с желанием, чувственно.

Важность подобного словаря для развития эмоциональной сферы любителя музыки или профессионального музыканта заключается в расширении сферы доступных эмоциональных переживаний. Согласно гипотезе английских ученых человек может отчетливо воспринимать и переживать только те объекты и чувства, для которых он имеет четкое вербальное определение и название. Поэтому расширение вербального словаря одновременно проясняет и расширяет границы переживаемых чувств.













Лекция-концерт

«Детский альбом П.И.Чайковского»




Тельнова Алла Владимировна,

педагог дополнительного образования,

муниципального общеобразовательного

учреждения «Гимназия №18»





















Методические рекомендации

«Особенности работы над звуком в классе фортепиано»

















© 2010-2022