- Преподавателю
- Музыка
- Внеклассное мероприятие Музыка в кинофильмах
Внеклассное мероприятие Музыка в кинофильмах
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зарипов С.В. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий дополнительного занятия по музыке:
учитель музыки МКОУ СОШ №1 Зарипов Сергей Владимирович
5 класс
Тема: «Музыка в кинофильмах»
Цель: показать важную роль и значение музыки в кинофильмах: музыка дополняет, обогащает и усиливает эмоциональные переживания зрителей, помогает раскрыть сюжет фильма; привить художественно-эстетический вкус и интерес к предмету.
Задачи
образовательные:
раскрыть детям многообразие музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки в кинофильмах, проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании кинофильма.
развивающие:
развивать музыкально-эстетическое воображение детей, музыкальную память и кругозор, творческое отношение к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров, вокально-хоровые умения и навыки школьников.
воспитательные:
формировать умения эмоционально и осознанно относиться к музыке, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к духовным традициям России и музыкальной культуре разных народов.
Универсальные учебные действия (УУД):
УУД направлены на достижение следующих планируемых результатов.
Личностные. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей в процессе общения с музыкой.
Регулятивные. Умение планировать свою работу, продумать замысел и настроение произведений,
Познавательные. Проявление активности в решении познавательных задач в практической деятельности, готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыки в киноискусстве.
Коммуникативные. Сотрудничество с учителем и сверстниками, обмен мнениями, участие в художественно-творческой деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений.
Зрительный ряд: портреты композиторов, фотоматериал, электронная презентация.
Музыкальный ряд: Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» (1964) - вальс Георгия Свиридова из кинофильма «Метель», «До-ре-ми» Ричарда Роджерс из мюзикла «Звуки музыки» и одноименного фильма, Александр Ермолов песня «Новый год» (исполнение).
Литературный ряд: А.С. Пушкин повесть «Метель», текст песни Александра Ермолова «Новый год», загадки о кино.
Материал: Учебно-методические комплекты к программе по музыке, нотный материал, сборники песен, книги о музыке и музыкантах, аудиозаписи, мультимедиа-проектор, компьютер, пианино.
Задание: загадки, музыкальная викторина, коллективное исполнение песни Александра Ермолова «Новый год».
ПЛАН занятия.
-
Проверка организации рабочих мест. (1 мин).
-
Мотивация детей к творчеству - загадки о кино. Объявление темы и задач занятия.
-
Беседа с учащимися о кинофильмах и значении музыки в кино.
-
Первый этап практической самостоятельной работы школьников. Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.
-
Г. Свиридов «Тройка» из кинофильма «Метель»
-
Р. Роджерс. Музыка в кинофильме «Звуки музыки».
-
-
Диалог.
-
Физкультминутка.
-
Второй этап самостоятельной творческой работы: разучивание и исполнение песни.
-
Обобщение материалов урока. Викторина.
-
Рефлексия. Что узнали на занятии?
-
Итог урока.
Планируемые результаты:
Личностные. Формирование и развитие творческого воображения, умений и навыков в области музыкального восприятия (слушание музыки, хоровое и вокальное исполнение), повышение культуры общения, способности к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развивать фантазию, воображение, интуицию, визуальную память, находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.
Предметные. Расширение эстетического и общего культурного кругозора, обогащение знаний о роли произведений искусства в жизни человека, общества, знакомство с новыми именами композиторов.
К концу занятия пятиклассники:
смогут знать/понимать содержание пройденных произведений музыкального и кино- искусства, их названия, авторов;
на представленных примерах музыкальных произведений к кинофильмам смогут иметь представление о том, как каждое из искусств помогает глубже понять другое.
знать и различать основные элементы и выразительные средства музыки.
будут знать не менее трёх композиторов;
проявят интерес к совместной творческой коллективной работе.
Межпредметные связи: с предметом «Литература», «Изобразительное искусство».
Понятия: сюжет, мелодия, ритм, темп, тембр, мюзикл.
«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем»
Дмитрий Кабалевский
Этап работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Организационный момент -1мин
Приветствие детей
Приветствие учителя.
Все готовы?
Да
Как вы думаете, чем мы сегодня заниматься будем?
Конечно, музыкой.
Сегодня у нас необычный урок.
Мы отправимся в культпоход в кинотеатр. Прошу подготовится к путешествию в кинотеатр.
Мотивация детей к творчеству - загадки о кино.
Чтобы нам начать музыкальное путешествие, мы должны отгадать загадки, которые у нас на экране.
Ответы детей
-
Мотивация Объявление темы занятия. - 1мин
Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о музыке в кино.
А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этом виде искусства.
Да, сегодня мы рассмотрим материал по теме: «Музыка в кинофильмах».
Если вы готовы. Значит, приступим к работе.
Музыка в кино
Молодцы. Почти правильно определили название темы занятия.
А, давайте, понимания темы занятия огласим эпиграф. « Эпиграфом нашего урока будут слова Дмитрия Кабалевского о музыке «Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем»
Мы узнаем, когда был создан первый звуковой фильм.
Прослушаем несколько музыкальных фрагментов, будем учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для кинофильмов. Проведём музыкальную викторину
Дети читают надпись темы и эпиграф урока на экране.
(Собственно, смысл темы урока они угадали)
-
Беседа с учащимися о кинофильмах и значении музыки в кино 6мин
Беседа с учащимися о кинофильмах и значении музыки в кино
Киноискусство 20 века с самого своего рождения неразрывно связано с музыкой. «Великим немым» называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда они стучали по крышке инструмента, изображая падение какого-либо предмета, свистели, скрипели.
Тапёр (франц. от taper - хлопать, играть на ударных инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле). Пианист-иллюстратор, сопровождающий немые фильмы.
Рассматриваем презентацию, рисунки, фотоматериалы на тему «Кино».
В студенческие годы тапёром в кинотеатре подрабатывали Дмитрий Шостакович, Василий Соловьев-Седой и Георгий Свиридов. В дальнейшем они стали писать музыку к кинофильмам.
О таперах, портреты композиторов
Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст? Для чего?
Как называются тексты для оперы, балета, для кино?
Для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Запишем в тетрадях: сценарий - литературный текст к кинофильму. Сценарист - тот, кто пишет сценарий.
Учащиеся записывают.
Какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем-либо, настраивает зрителя на определенные моменты, создает настроение, соответствующее сюжету.
В кинофильмах можно услышать много песен и мелодий, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
-
Первый этап практической самостоятельной работы школьников- 10 мин
Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.
-
-
Г. Свиридов вальс к кинофильму «Метель»».
-
Музыка Р. Роджерса в кинофильме «Звуки музыки».
-
Слушают
-
-
Г. Свиридов «Тройка» из кинофильма «Метель»
-
Одной из таких мелодий является вальс из кинофильма «Метель» по повести А.С. Пушкина. Музыку эту написал русский композитор Георгий Свиридов.
Георгий Васильевич Свиридов родился 3(16) декабря 1915 года в городе Фатеж, ныне Курской области. В 1941 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции. С 1962-1974 секретарь правления Союза композиторов РСФСР.
Дарование композитора, своеобразие его творческой индивидуальности наиболее ярко раскрылись в области вокальной музыки. Камерно-вокальные и вокально-симфонические произведения на слова С. А. Есенина «Поэма памяти С. Есенина», цикл песен «У меня отец крестьянин», В. В. Маяковского «Патетическая оратория» и другие очерчивают важнейшую тему творчества композитора - тему Родины.
На основе глубокого прочтения поэзии разных эпох и народов, прежде всего русской, Свиридов существенно обновил многие вокальные жанры. Стиль Свиридова, прочно связанный с традициями русской классической и советской музыки, чрезвычайно самобытен. Многое в нём определяется широкой опорой на крестьянский фольклор в сочетании с приёмами музыкального языка 20 в.
Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.
Свиридов - автор музыки к тринадцати фильмам: «Поднятая целина», «Воскресение». Награжден 2 орденами Ленина.
Мы прослушаем его произведения к фильму «Метель» по повести А.С. Пушкина
Как вы можете охарактеризовать предложенный музыкальный фрагмент?
Хорошая музыка может вызвать у зрителя эмоциональное состояние, нужное для восприятия происходящего на экране, музыка играет одну из главных ролей в кино. Она - это неотъемлемая его часть, без которой картина будет незавершённой и неполной.
-
-
Р. Роджерс. Музыка в кинофильме «Звуки музыки».
-
Мы продолжим с вами беседу и прослушивание фрагментов.
Существуют музыкальные фильмы, то есть фильмы, в которых музыка является главным действующим лицом. Например, в весёлом американском фильме «Звуки музыки» показано, как любовь к музыке сделала друзьями шаловливых ребят и их молодую воспитательницу.
Мелодия вырастает из простых интонаций, из нескольких звуков, даже из обыкновенной гаммы. И получилось, что простая, весёлая детская музыка стала главным действующим лицом музыкального фильма.
Слушают музыку
В фильме герои поют и танцуют. Это фильмы на основе мюзиклов. С автором одного такого мюзикла и его музыкой мы познакомимся.
Презентация
Ричард Чарльз Роджерс (28 июня 1902 - 30 декабря 1979) - американский композитор, он написал музыку более чем к 900 песням и 40 бродвейским мюзиклам. Он также сочинял музыку для фильмов и телевидения. Его музыка оказала серьёзное влияние на музыкальную культуру США. 16 ноября 1959 года на Бродвее состоялась премьера оригинальной постановки мюзикла Ричарда Роджерса «Звуки музыки». Спектакль был очень популярен.
В 1965 году на экраны вышел поставленный по мюзиклу одноимённый фильм (режиссер: Роберт Уайз). Этот фильм завоевал пять премий «Оскар».
Прослушаем песню «До-ре-ми» Ричарда Роджерса из кинофильма «Звуки музыки»
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Прилетели воробьи,
На мою тетрадку сели
И мелодию запели.
О чем поется в этой песне? Каким должен быть человек по отношению к другим?
Каков характер музыки?
Какое настроение создаёт песня у зрителей, слушателей?
О музыке (поется октава), о том, что человек должен быть добрым, веселым, дружелюбным.
Музыка веселая, ритмичная, добрая ит.д.
Весёлое, бодрое...
А что такое гамма?
Последовательное звучание нот в пределах октавы.
Если на фортепиано последовательно нажимать все белые клавиши от ноты До вверх до следующей ноты До, звучащей на октаву выше,- получается гамма До мажор.
Гамма может быть восходящей или нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься или спускаться, они движутся, словно со ступеньки на ступеньку - постепенно.
Гамма всегда называется по первому звуку. Этот основой устойчивый звук называется тоникой.
-
Диалог - 5 мин
Полученные знания, ваши способности, надеюсь, помогут вам справиться с практической частью урока.
Продолжаем работу по плану:
Скажите, ребята, кто в кинематографе озвучивает фильм?
звукорежиссер, звукооператор
Как вы думаете, что входит в обязанности звукорежиссера и звукооператора?
Задачей звукорежиссёра является создание озвучивания (фонограммы) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра, звукооператор - участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью - отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов.
- Мы поговорили об истории создания кино и звуковом кино, вспомнили о людях, озвучивающих фильмы, какой вывод о значении музыки в кино мы можем сделать? (ответы детей).
благодаря музыке и звуку кино стало более выразительным и эмоциональным. Музыка позволяет раскрыть характеры героев. Музыка в большей степени изменила и расширила выразительные возможности целостного восприятия фильма.
А, сейчас, завершим наш диалог.
-
Физкультминутка
Физкультминутка - 2 мин
Делаем упражнения на движения рук, плеч, ног
Делаем гимнастику для глаз.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
-
Второй этап самостоятельной творческой работы: разучивание и исполнение песни - 10 мин
Мы готовимся к празднованию Нового года и сегодня мы разучим песню Александра Ермолова - Новый год .
Александр Ермолов - член Союза Композиторов России. Закончил Высшее музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, Государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Автор свыше 200 песен, детской сказки-мюзикла "Волк и семеро козлят" на новый лад. Автор многих дисков и кассет. Александр Ермолов написал концерт для фортепиано с оркестром, две сонаты для фортепиано, два струнных квартета, различные камерно-инструментальные сочинения, романсы, пьесы для фортепиано и др. Постоянный член жюри различных детских конкурсов и фестивалей, основатель и художественный руководитель международного конкурса-фестиваля "МЫ ВМЕСТЕ". Его песни написаны преимущественно для детей, яркие, с запоминающейся мелодикой.
Дыхательная гимнастика. Распевание. Выполним дыхательную гимнастику: - «Вдох носом - выдох ртом», задерживаем дыхание и выпускаем активными толчками воздуха через рот. Разогреем певческий аппарат: пение закрытым ртом «Ма-мэ-ми-мо-му» на одном звуке,
Выполняют гимнастику и распеваются
Молодцы! Сегодня мы разучим одну из замечательных песен «Новый год» из этого.
Прослушаем песню, а теперь приступим к разучиванию песни.
ЖИВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ.
НА ЭКРАНЕ СЛОВА ПЕСНИ
Вокально-хоровая работа:
- 1-й куплет: разучивание по фразам по руке.
-2-й куплет: пропевание по строчке: я - дети.
-3-й куплет: пропевание запева хором.
У: Молодцы! Вот мы и разучили замечательную песню! А сейчас исполним её от начала до конца.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ. Ермолов - Новый год
Дружно, вместе поем
Каков характер музыки?
Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием?
Вам понравилась ваша работа?
Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.
Хочется танцевать.
Да!
-
Обобщение материалов урока. Викторина 5 мин
Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен. В мультфильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
И сейчас проведем Музыкальную викторину - «Угадай мелодию!» по музыке из знакомых мультфильмов.
Звучат мелодии из мультфильмов, а учащиеся называют песню и из какого она м/фильма.
Ответы на экране презентации
Ответы учеников
1.Чунга-чанга из мульфильма «Катерок»
2.Улыбка из мульфильма «Крошка Енот»
3. Я на Солнышке Лежу из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песенку»
4. Песенка Кота Леопольда Кручу педали, кручу»
5. Пластилиновая ворона из мульфильма «А может быть ворона»
-
Рефлексия. Что узнали на занятии? - 3 мин
Ребята. Что нового узнали на уроке? Какова роль музыки в кино
Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Без музыки не обойтись в кино.
Когда появились первые к/ф?
Часто ли звучит в к/ф музыка?
Можно ли по песни или мелодии вспомнить сюжет к/ф?
Что же дает музыка к/ф?
Ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос?
В конце занятия учащиеся отвечают на вопросы
-
Итог урока 2 мин
Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев,
создает атмосферу действия,
показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
создает национальный колорит,
делает популярными произведения композиторов,
показывает мастерство певцов и музыкантов.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
Учитель отмечает работу класса, отдельных учеников, высказывает свои пожелания:
Д/З: выучить текст песни «Новый год»
Приложение к уроку
Загадки о кино
-
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер).
-
В кино, в театре заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
-
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрит фильм, коль он - хороший
Будет хлопать он в ладоши. ( зритель)
-
На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (ноты)
-
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (композитор)
Текст песни
Ермолов - Новый год
Праздник «Новый год»
Мы так ждали и хотели, -
С северных широт
К нам он мчится сквозь метели.
Праздник «Новый год»
Мы так ждали и хотели, -
К нам он мчится сквозь метели
С северных широт,
Праздник «Новый год»!
Припев (2 раза): Новый год зажигает ёлки,
Новый год! Ждали мы так долго
Этот праздник яркий,
Чтоб подарить вам лучшие подарки.
В этот Новый год
Заискрятся, словно льдинки,
Встанут в хоровод
Новогодние снежинки.
В этот Новый год
Заискрятся, словно льдинки,
Новогодние снежинки
Встанут в хоровод
В этот Новый год.
Припев
Песни из мульфильмов к викторине
Чунга-чанга из мульфильма «Катерок»
1. Чунга-Чанга Ю.Слова: Энтина
Чунга-Чанга синий небосвод
Чунга-Чанга лето круглый год
Чунга-Чанга весело живем
Чунга-Чанга песенку поем
Чудо-остров чудо-остров
Жить на нем легко и просто
Жить на нем легко и просто
Чунга-Чанга
Наше счастье постоянно
Жуй кокосы ешь бананы
Жуй кокосы ешь бананы
Чунга-Чанга
2.Улыбка из мульфильма «Крошка Енот»
Слова: Пляцковский М.
От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется
И тогда наверняка вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбки
3. Я на Солнышке Лежу из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песенку»
Я на солнышке сижу,
Я на солнышко гляжу,
Всё сижу и сижу,
И на солнышко гляжу.
4. Песенка Кота Леопольда Кручу педали, кручу»
Кручу, кручу, кручу педали, кручу,
С горы, с горы, с горы как птица лечу.
Спешу, спешу, спешу налегке
Навстречу радуге - дуге.
Припев
Пусть, пусть дорога вдаль летит,
Грусть пусть на сердце не лежит,
Мне все на свете по плечу,
И с песней этой качу по свету,
Качу, качу куда хочу.
5. Пластилиновая ворона из мульфильма «А может быть ворона»
Григорий Гладков
Одну простую сказку
А может и не сказку
А может не простую
Хотим вам рассказать
Ее мы помним с детства
А может и не с детства
А может и не помним
Но будем вспоминать
Нам помнится вороне
А может быть собаке
А может быть корове
6