Урок по музыке для 4 класса «Прелюдия. Исповедь души»

Конспект урока «Прелюдия. Исповедь души» по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной разработан для 4 класса в форме игры команд, по характеру познавательной деятельности: проблемно-поисковый, исследовательский, игрой. Социоигровой метод помогает раскрепостить учащихся, научить их высказывать и отстаивать свое мнение, работать в команде, уважать одноклассников, слушать друг друга. Когда ребята работают с отрывками текста им приходится читать их несколько раз, приобретая новые знани...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ ЦО № 1681 «Бутово-3» ЮЗАО г. Москвы









Конспект

открытого урока музыки

по теме «Прелюдия. Исповедь души».

Урок проведен в 4 классе учителем музыки

Балкуновой В.С.

Урок по музыке для 4 класса «Прелюдия. Исповедь души»



Урок по музыке для 4 класса «Прелюдия. Исповедь души»













2012

Тема четверти: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...

Тема урока: Прелюдия. Исповедь души.

Цели урока:

Образовательная:

-учить понимать музыку, рассуждать о ней;

-учить чувствовать стиль композитора;

Развивающая:

-развивать творческую инициативу и самостоятельность детей;

-развивать музыкальную память, восприимчивость, эмоциональность;

Воспитательная:

-воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней;

-воспитывать культуру общения с товарищами.

Оборудование:

-фортепиано;

-музыкальный центр;

-фонохрестоматия по музыке;

-задания для команд;

Методы музыкального образования, используемые на уроке:

Музыкальные:

-метод эмоциональной драматургии;

-метод наблюдения за музыкой;

-метод сопереживания;

-метод размышления о музыке

Общепедагогические:

-по источнику знаний: практический, наглядно-слуховой, словесный;

-по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, приобретение знаний, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений, навыков;

-по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой;

-по дидактическим целям: методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Ход урока

Организационный момент (5мин)

Деление на команды. На доске подводим итоги за каждое задание.

Повторение пройденного(10мин)

Откройте 24 страницу учебника. Она открывает новую тему: «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Что изобразил художник на иллюстрации к этой теме? (Скрипку, нотные листы, ноты). Я бы сказала «обрывки мелодий» из разбросанных нот, т.е. творческий процесс, когда рождается музыка, когда она звучит. Эти атрибуты принадлежат профессиональным музыкантам--композиторам, исполнителям. Только некоторые из вас смогут стать ими, а вот полюбить музыку и черпать в ней жизненные силы, вдохновение может каждый. Изучая этот раздел вы узнаете о творчестве известных вам уже композиторов, оцените значение музыки в жизни человека. Замечательно раскрыл великую силу искусства композитор Дмитрий Шостакович: «Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».

Сейчас я раздам задания командам, прочитав которые вы должны будете решить о каком композиторе идет речь. Прошу командира прочитать текст и обсудить решение с командой. Затем прочитать текст всему классу и объявить вашу версию. Правильный ответ 1 балл.

Задание для 1 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.

Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра - если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.

В полонезах, балладах композитор рассказывает о своей стране, о красотах её пейзажей. Вместе с тем он исключительно самобытен.

Задание для 2 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.

Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого "Полонеза" - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей.

Задание для 3 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.

Вскоре после революции 1917 года композитор воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года он отправился через Мальмё в Копенгаген. В 1918 году вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926-1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943 гг.) создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Задание для 4 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

В заданиях вы прочитали о жизни и творчества русского композитора С.В. Рахманинова и польского композитора Фридерика Шопена. Встреча с двумя этими замечательными композиторами на одном уроке не случайна. Какое сходство вы заметили в жизни этих людей?

Выслушиваем ответы детей, обобщаем: оба композитора были известными пианистами-исполнителями, их творчество пронизано народными и близкими народным мелодиями. Их жизнь омрачена вынужденной разлукой с Родиной, что находит отражение в их творчестве.

Новый материал(15мин)

Сегодня мы будем слушать Прелюдии Рахманинова и Шопена. Давайте узнаем из учебника о назначении этих произведений.

Прелюдия предназначена для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введения в какое-либо действие. «Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения» - в этом С.Рахманинов видел назначение своей Прелюдии.

«Меня вдохновляло желание создать что-то прекрасное и художественное. Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался. Она должна была быть - и она стала» - так писал С Рахманинов о своем сочинении, которое известно во всем мире как Прелюдия до-диез минор.

Это удивительная пьеса! Звучит она меньше трех минут, а сыграть ее может только очень хороший пианист. Однако главная интонация запоминается каждым. В ней всего три звука: ля, соль-диез, до-диез. Вслушайся в них. О чем тебе говорит этот музыкальный мотив.

Ответы детей: об отчаянии, угрозе, боли, гневе.

Ему противостоит другой мотив, другая интонация. Что слышится в ней?

Ответы детей: радость, надежда, порыв.

Сочинил эту пьесу композитор в 19 лет. Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству С. Рахманинова. Эту музыку называют «маленькой трагедией», «схваткой человека с судьбой».

Продолжая знакомиться с жанром прелюдии послушаем Прелюдию Шопена№7. Какие чувства вызывает эта музыка?

Ответы детей.

Прочитайте строки из письма Ф.Шопена на странице 29:

«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находится вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?...»

Как вы думаете, к кому могут быть обращены слова композитора?

Прочитайте письмо до конца:

«Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Совпадают ли ваши высказывания о чувствах, вызванных этой музыкой, с теми чувствами о которых мы узнали из письма Шопена?

Читаем страницу 28 учебника. «Каждое произведение Шопена-это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Прикоснись и ты бережно к этим музыкальным записям.»

Слушаем прелюдию№20.

Дополнить ваше музыкальное впечатление хочу такой информацией. «В Польше вскоре после освобождения страны от гитлеровского гнета был поставлен фильм «Варшава». И кадры, в которых разворачивалась панорама руин великого города, проходят в этом фильме под звуки двадцатой прелюдии. Удары ее погребальных аккордов производят здесь особенно страшное впечатление. Впечатление это не ослабевает и тогда, когда звучность постепенно стихает, а на экране в это время видны груды догорающих фолиантов, пепел которых далеко разносит ветер. И видно, авторы фильма чутко постигли, что двадцатая прелюдия Шопена навсегда осталась гениальнейшим выражением народной скорби. Именно так и была она задумана композитором.»

Итог урока, игра на свирелях (15 мин).



Подводя итог урока, давайте назовем знакомые нам произведения С.В. Рахманинова и Ф. Шопена.

Ответы детей: Рахманинов- Третий концерт для фортепиано с оркестром, Вокализ, Прелюдия. Шопен- полонез, вальсы, мазурки, прелюдии.

Обсудите в команде ответ на такой вопрос: каким из этих произведений присуща песенность, а каким танцевальность и маршевость? За каждый правильный ответ один балл.

Заслушиваем ответы команд.

Отмечаю верные и точные ответы команд, хвалю активных учащихся.

Сегодня на уроке музыка создала определенное настроение. Какое произведение на свирели мы можем исполнить, чтобы не разрушать душевного настроя?

Исполняем мелодию из фильма «Титаник» по командам на оценку. Подсчитываем баллы на доске, определяем победителя. Выставляю отметки в журнал и дневник.



8


© 2010-2022