Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вокал»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Вокал»


Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности «Вокал» для учащихся 1-4 классов начальной школы, разработана и составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования 2011 года, на основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:

«Хор» Т.Н. Овчинниковой /М., Просвещение, 1986, с.68-98/. Разделы: вокально-хоровая работа; пение произведений, учебно-тренировочного материала и импровизаций; слушание музыки; примерные требования к учащимся.

«Вокально-инструментальный ансамбль» /ВИА/ С.С. Кугелевой /М., Просвещение, 1986, с.366-389/. Разделы: постановка голоса; основы музыкальной грамоты и сольфеджио; основы сценического движения и сценическое оформление номеров.

Вышеперечисленные разделы программ скорректированы и адаптированны с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста.

В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно - эстетического направления «Вокал» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача - значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.

Программа «Вокал» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания. Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.

Актуальность программы.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение детских и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.

Программа «Вокал» по своему характеру является развивающее - обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Данная программа, в соответствии с законом «Об образовании РФ», призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами музыкального искусства сформировать «человека и гражданина».

Однако, наряду с другими программами, она актуальна в данное время по причине необходимости духовного развития подрастающего поколения, ведь музыка, и в частности пение, являлась всегда составной частью художественно-эстетического воспитания и позитивным фактором в формировании духовного мира ребенка.

Таким образом, основываясь на естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся одной из граней развития ребенка в целом.

В настоящее время современное общество, как в развитых странах, так и в России столкнулось с мощным развитием научно-технического прогресса, когда на ребёнка обрушивается огромный поток разнообразной музыки: компьютерной, примитивной, однодневной. Современного ребёнка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребёнок, на наш взгляд, лишён возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не ярко выражены. Программа ориентирована на детей, имеющих средний уровень своих исполнительских возможностей.

Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

I.Образовательные.

  1. Научить петь без дирижёра, научить ансамблевому пению (умение слушать себя и соседа в процессе пения);

  2. Начать формирование навыков певческой установки, певческого дыхания.

  3. Формировать координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибрато.

  4. Формировать навыки певческой эмоциональности и выразительности.

5. Формировать умение петь напевно (главный навык кантилена)

естественным, полетным, негромким звуком с мягкой атакой.

6. Работать над артикуляцией, обеспечение роста выносливости голосового аппарата.

II .Развивающие.

  1. Развивать творческую инициативу обучающихся.

  2. Развивать гибкость и подвижность мягкого нёба.

  3. Содействовать развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, чистоты интонирования и основы музыкальной импровизации т.д.).

4. Способствовать физическому развитию детей и подростков (органов дыхания, артикуляционного аппарата, улучшение осанки).

III. Воспитательные.

  1. Создавать условия для формирования певческой культуры, художественного вкуса, устойчивого интереса к искусству.

  2. Способствовать профессиональному самоопределению учащегося.

  3. Способствовать выявлению и раскрытию творческих способностей.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

  2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач: постановка дыхания; работа над расширением певческого диапазона; развитие музыкального слуха и ритма.

II. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Вокал».

Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Вокал» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Программа поможет решить следующие учебные задачи:

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • главными, из которых является сольной и ансамблевое пение,

  • слушание различных интерпретаций исполнения,

  • пластическое интонирование,

  • добавление элементов импровизации,

  • движения под музыку,

  • элементы театрализации.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «Вокал» способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.

III. Место учебного курса «Вокал» в плане внеурочной деятельности.

Преподавание курса «Вокал» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта - 1 класс 33 часа (1 час в неделю), 2-4 класс 34 часа (1 час в неделю). Объём учебного времени составляет 135 часов (теории -34 часа, практических занятий -101час)

Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Задания практических занятий направлены на умение:

  • определять основные жанры песенного искусства;

  • знать физиологические особенности голосового аппарата;

  • использовать правильную позицию голосового аппарата при пении;

  • исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню акапелла;

  • уметь брать дыхание в характере произведения.

Участники программы: дети от 7 до 11 лет, родители, учитель, психолог и администрация школы.

Родители учащихся

Учитель школы


Психолог, администрация

школы

Контроль за выполнением учащимися индивидуальных

и творческих задании.


Проведение занятий, конкурсов, концертов, тематических встреч.

Проведение диагностики усвоения материала

учащимися. Организация выступлений перед публикой.


Консультации родителей по вопросам организации внеурочной деятельности.

Организация и контроль учебного процесса

Сроки реализации: 2015-2019г.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного концерта с

приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Вокал»

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами

занятий по программе являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Контрольный срез УУД

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД

1. Формирование музыкальной потребности выражающейся в творческой деятельности в вокальном искусстве.

2.Формирование эстетических чувств и художественного вкуса.

3. Формирование эстетических потребностей, ценностей.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

2 Формирование умения работать с моделями, схемами.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и слышать музыкальный текст

2.Формирование умения умение выражать свои мысли, чувства через песню.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах.

В начале и в конце учебного года учащиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Формы занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие - посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведением;

- анализ занятия;

- задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками - всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Ожидаемые результаты обучения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.


К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

К концу третьего года обучения дети должны

знать/понимать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

К концу четвёртого года обучения дети должны

знать/понимать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество; понимать дирижёрские жесты;

  • -знать основы музыкальной грамоты;

  • -знать поведение певца до выхода на сцену и во время выступления;

уметь:

  • уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

  • -уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • -уметь точно повторить заданный звук;

  • -уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • -уметь петь чисто в унисон;

  • -уметь дать критическую оценку своему исполнению;

  • -уметь работать в сценическом образе;

  • -уметь исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

  • -принимать участие в творческой жизни студии;

  • -участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;

  • -уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

К концу четвёртого года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.

Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения. Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Шумовые инструменты.

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

Материально-техническая база должна соответствовать современным требованиям.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией.

Инструмент (рекомендуется фортепиано или баян) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным. В классе должна быть доска с нотными линейками, магнитофон, шкафы для учебных пособий.

Для усиления голоса желательно иметь специальную электроусилительную аппаратуру с широкополосными микрофонами на стойке. Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю (по 1 часу).

Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено.

В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность.

Для развития звуковысотного слуха, навыка многоголосного пения в занятие введены занятия хоровым сольфеджио (по системе Г. Струве).

Работа над репертуаром - наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение внимания воспитанников на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. Полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого.

Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации." Обучение правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от подражательства.

Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и память. Одна из важнейших задач с первых занятий - обучение пению по нотам. Сольфеджирование - один из видов работы, при котором вырабатываются навыки грамотного пения по нотам, чистого интонирования, сознательного отношения к музыкальному тексту.

Специальное время следует уделять на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры воспитанников. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение.

Работа педагога на занятии должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал воспитанники воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.

В основе работы педагога лежат методы как непосредственного участия детей в музыкальной деятельности, так и словесного показа, пояснения материала.

Словесный показ, пояснения, беседы с воспитанниками (различные по форме для младшего, среднего и старшего возраста) направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять. Перед началом или в процессе разучивания музыкального произведения можно рассказать что-то интересное о композиторе, его написавшем, об обстоятельствах создания данного произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора. Хорошо, если воспитанники сами постараются разобраться в исполняемой ими музыке: дадут краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств. Педагог призван помочь детям выявить нравственную направленность музыкального произведения.

Для включения воспитанников в активную и приятную для них деятельность при исполнении или слушании произведения, для активизации музыкального развития детей и подростков, особенно младшего школьного возраста, на занятиях используется ряд эффективных приемов.

Вокальные импровизации пробуждают любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности.

Музыкальные движения иногда могут использоваться как на групповых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу.

Учитывая возросшие требования к концертным выступлениям, в основе которых лежит зрелищность, особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика (элементы танца). Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания. Необходимо, чтобы воспитанники научились не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Следует добиваться свободы и непринужденности исполнения музыкально - двигательных упражнений. Необходимым условием при этом является оценка характера музыки, ее интонации.

Репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса.

Многие песни, при умелом их использовании, становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокальной работы - народные песни. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.

Одно из важных средств вокального воспитания и развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат воспитанников, включает в работу творческое начало и сознательность.

Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы. В течение года:

  1. Младшая группа может осилить 10 новых песен и произведений разного характера и жанра, затрагивающих достаточно широкий круг жизненных явлений;

  2. В средней группе может выучить в год до 10 - 12 новых песен разного характера, но при отборе репертуара необходимо учитывать то, что воспитанники в этот период мутируют, их голоса требуют особой заботы;

  3. Старшая группа может подготовить 12 - 15 новых произведений. При этом необходимо включать в репертуар произведения более глубокого содержания, более «взрослых», написанных в современном ключе. Но при отборе репертуара обязательно должен учитываться постмутационный период, характерный для этого возраста.

Для начального этапа работы отбираются произведения, должные обеспечить элементарное певческое развитие. Затем постепенно вводятся по степени нарастающей трудности песни из репертуара концертных групп.

Этапы реализации программы.

I ЭТАП - развитие мелодического слуха, чувства ритма, устранение характерных недостатков в пении - крикливости, грубости звучания, фальши, неправильной певческой установки. Основная задача - воспитание интереса к музыке и развитие музыкальных способностей детей, умение петь в унисон. Большое внимание на занятиях уделяется музыкальным играм.

II ЭТАП - развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, диапазона. Продолжаются самые разнообразные музыкальные игры. Воспитанники все чаще выступают в роли солистов. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к каждому ребенку с работой в ансамбле. Солистом может быть каждый, кто способен эмоционально и выразительно пропеть небольшой запев. Участие в концертах, конкурсах и фестивалях.

Этапы и формы педагогического контроля.

Музыкально - певческие навыки формируются довольно медленно. Поэтому спецификой вокального обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к группе в целом.

Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого воспитанника необходимо знать результаты работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать воспитательные задачи. В связи с этим необходимо 1-2 раза в год индивидуально проводить прослушивание всех детей. Программа проверки должна быть достаточно подробной. Время - продолжительным (от 30 до 60 минут), условия - благоприятствующими возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении воспитанника.

Проверкой знаний, умений и навыков являются зачетные занятия, а также публичные выступления. Сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Концертные выступления активизируют воспитанников, повышают ответственность за исполнение выученных произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен на эстраде перед слушателями.

Очень важной задачей является работа с родителями воспитанников. Привлечение родителей в качестве союзников и помощников оказывает большое влияние на весь ход работы коллектива.

Условия реализации программы.

Содержание программы предполагается реализовать в объёме 136 часов за 4 года (34 часа в год). Занятия в вокальном кружке проходят по группам. Каждая группа включает в себя от 25 до 30 человек. Каждая группа занимается 1 раз в неделю по 1 часу (Занятия проводятся в соответствии с постановлением о «Введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.4.1251-03»: учебный час равен 40 минутам.). (Возможны и индивидуальные занятия, которые проходят в часы репетиций.) Репертуарный план для каждой группы составляется отдельно.

Классный руководитель заинтересован иметь среди своих учеников поющих детей, которые могут выступать на родительских собраниях, классных праздниках, концертах и конкурсах школы. Очень важно, что дети становятся единомышленниками, которых объединяет общее увлечение, совместные концерты, праздники, что способствует становлению положительных личностных качеств, решению дисциплины, развитию стремления вместе достигать желаемого результата. Для отслеживания роста музыкальных способностей детей автор-составитель данной программы использует «Диагностику музыкальных способностей» Анисимова В.П.

Успехи реализации программы возможны если:

  • теоретическая и практическая часть программы выполнены на 100%;

  • учтены возрастные особенности обучающихся и мотивация их деятельности;

  • используется наглядный материал (строение голосового аппарата, виды дыхания, певческая установка, фонотека записей (с голосом и минус1) и т.д.

  • есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса такие как: ПК с выходом в Интернет и программой, позволяющей записывать и прослушивать звучание голоса, мультимедийный проектор для просмотра документальных роликов о строении голосового аппарата, о вокальной манере разных исполнителей, микрофоны, СД проигрыватель; фортепиано или синтезатор.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I ГОД ОБУЧЕНИЯ



Разделы и темы

Кол-во часов


Теория

Практика

Общее

1.

Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение

е пение.

0,5

0,5

1

2.

Певческое дыхание.


1

2

3

3.

Единая певческая позиция

1

2

3

4.

Звукообразование. Формирование гласных звуков.

1

3

4

5.

Звуковедение. Фразировка.

1

2

3

6.

Дикция.

1

2

3

7.

Штрихи в пении. Пенис legato, staccato.

1

1

2

8.

Динамические оттенки в пении.

1

1

2

9.

Ансамбль. Единое ансамблевое звучание.

1

2

3

10.

Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе.

1

2

3

11.

Особенности драматургического развития. Художественный образ.

1

1

2

12.

Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.

1

2

3

13

Подведение итогов.

1

1

2

Итого:



34


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы и темы

Кол-во часов


Теория

Практика

Общее кол-во

1.

Вводное занятие. Знакомство с детской эстрадной музыкой 20 века.

1

1

2

2.

Певческое дыхание.

1

1

2

3.

Единая певческая позиция.

1

2

3

4.

Звукообразование. Фразировка.

1

2

3

5.

Дикция. Преодоление дикционных трудностей.

1

2

3

6.

Штрихи в пении. Пение legato, staccato, non legatо.

1

1

2

7.

Различные динамические оттенки. Крещендо, диминуэндо.

1

1

2

8.

Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых трудностей.

1

2

2

9.

Единое ансамблевое звучание.

1

2

3

10.

Строй в ансамбле. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом. Введение элементов двухголосия.

1

2

3

11.

Создание художественного образа музыкального произведения. Работа над мимикой и движением.

1

2

3

12.

Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.

1

3

4

13.

Подведение итогов.



2

Итого:



34


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы и темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Общее кол-во

1.

Вводное занятие. Певческое дыхание.

0,5

0,5

1

2.

Звукообразование. Свободное овладение различными видами атаки звука.

1

2

3

3.

Звуковедение. Фразировка.

1

2

3

4.

Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей.

1

2

3

5.

Совершенствование единой певческой позиции.

1

2

3

6.

Штрихи в пении. Пение legatо, staccato, non legatо, marcato. Комбинирование различных видов штрихов.

1

1

2

7.

Самостоятельный поиск различных динамических оттенков. Взаимосвязь динамики и музыкального образа в произведении.

-

2

2

8.

Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов.

1

2

3

9.

Строй. Работа над 2-х голосием.

1

2

3

10.

Совершенствование единого ансамблевого звучания.

1

1

2

11.

Самостоятельное создание художественного образа произведения. Работа над мимикой.

1

2

3

12.

Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.

1

3

4

13.

Подведение итогов.

-

2

2

Итого:

-

-

34


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 год обучения



Кол-во часов

№ п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее

1.

Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

0,5

0,5

1

2.

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса

0,5

0,5

1

3.

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

0,5

0,5

1

4.

Теоретические основы. Нотная грамота.

2

2

2

5.

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.

2

2

4

6.

Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

2

2

4

7.

Распевание. Работа над тембром.

1

2

3

8.

Распевание. Работа над подвижностью голосов.

1

2

3

9.

Дикция. Работа над согласными.

1

1

2

10.

Дикция. Работа над гласными.

1

1

2

11.

Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

2

3

5

12.

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

1

3

4

13

Подведение итогов обучения

1

1

2

ИТОГО:



34

Содержание обучения.

1 год обучения.

1. Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение.

Теория: Организации работы объединения. Цели и задачи изучения программы. Ознакомление с основами вокального искусства. Ансамблевое и сольное пение (сходство и различия).

Правила безопасности во время проведения занятий.

Практика: Прослушивание. Пение под аккомпанемент знакомых песен.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические ( пение, упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная.

2. Певческое дыхание

Теория : Роль дыхания в вокальном искусстве.

Практика: Работа по формированию певческого дыхания. Упражнения на дыхание.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная

3. Единая певческая позиция.

Практика : Формирование единой певческой позиции.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная

4. Звукообразование. Формирование гласных звуков.

Теория: Понятие «звук». Изучение механизма первичного звукообразования. Практика: Работа по формированию гласных звуков.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение).

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная

5. Звуковедение. Фразировка.

Теория: Понятие «певческая фраза».

Практика: Работа над фразировкой (равномерное распределение дыхания по фразам).

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная.

6. Дикция.

Теория: Артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении.

Практика: Упражнение на артикуляцию. Работа над дикцией, чёткостью произношения.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная

7. Штрихи в пении. Пение legatо, staccato.

Теория: Понятия «legatо» «staccato»

Практика: Формирование навыков использования данных средств выразительности в пении.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности).

8. Динамические оттенки в пении.

Теория: Раскрытие значений понятий «forte», «piano».

Практика: Формирование навыков пения с различной динамикой.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения ); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические( упражнение); исследовательские ( поиск средств художественной выразительности).

9. Ансамбль. Единое ансамблевое звучание.

Теория: Понятие «ансамбль». Ансамбль как слитное, слаженное исполнение

произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент».

Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Одновременное начало и окончание пения. Единство темпа, согласованное изменение силы звука.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

10. Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе.
Теория: Знакомство с понятиями «строй», «унисон».

Практика: Работа над строем в ансамбле, выстраивание унисона.

11. Особенности драматургического развития. Художественный образ.
Теория: Значение драматургического развития в ансамблевом пении.
Практика: Создание художественного образа произведения с помощью педагога. Постановка номера.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности).

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

12. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

13. Итоговое занятие.

Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта)

К концу 1года обучения учащиеся должны:

  • знать основы гармонии;

  • овладеть основами певческого дыхания;

  • овладеть умением выстраивать унисон;

  • исполнять одноголосные произведения.

2 год обучения.


1. Вводное занятие. Знакомство с детской эстрадной музыкой 20 века

Теория: Эстрадное искусство. Разнообразие форм исполнительного творчества. Организации работы объединения. Правила безопасности во время проведения занятий.

Практика: Пение под аккомпанемент изученных песен.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические ( пение, упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная

2. Певческое дыхание.

Теория: Повторение и закрепление навыков дыхания.

Практика: Работа по развитию певческого дыхания. Упражнения на различные виды дыхания.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные ( анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

3. Единая певческая позиция

Практика: Работа над единой певческой позицией.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная.

4.Звукообразование.

Теория: Повторение и закрепление навыков звукообразования, механизма первичного звукообразования.

Практика: Пение мягким нефорсированным звуком. Упражнения па различные виды атаки звука. Одновременное дыхание и атака звука.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога, ); практические (упражнение).

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

5.Звуковедение. Фразировка.

Теория: Музыкальная речь и сё строение. Фраза, предложение.

Практика : Дальнейшая работа над фразировкой.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

6. Дикция. Преодоление дикционных трудностей.

Теория : Повторение и закрепление навыков артикуляции и дикции.

Практика: Работа над дикцией. Упражнение на артикуляцию. Преодоление дикционных трудностей.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная.

7. Штрихи в пении. Пение legato, staccato non legato.

Теория: Повторение понятий «legato» «staccato». Понятие «non legato». Практика: Развитие навыков использования разных штрихов в пении.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом. показ аудио-, видеоматериалов); практические( упражнение); частично-поисковые ( поиск средств художественной выразительности).

8. Различные динамические оттенки в пении. Крещендо, диминуэндо.
Теория: Знакомство с понятиями «Крещендо», «диминуэндо».

Практика: Развитие навыков пения с различными динамическими оттенками.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ. беседа, анализ музыкального произведения ); наглядные (показ, исполнение педагогом. показ аудио-, видеоматериалов); практические ( упражнение); частично-поисковые ( поиск средств художественной выразительности).

  1. Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых трудностей.
    Практика: Формирование навыка пения в разных темпах.

10. Единое ансамблевое звучание.

Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Формирование умения слышать себя в коллективе во время исполнения музыкальных произведений. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

  1. Строй в ансамбле. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом. Введение элементов двухголосия.

Практика: Работа над выстраиванием унисона. Элементы двухголосия.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические ( упражнение); исследовательские ( поиск средств художественной выразительности).

  1. Создание художественного образа музыкального произведения.

Практика: Создание художественного образа произведения с помощью педагога. Подчинение движения характеру музыки и текста. Постановка номера.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности).

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

13. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога. демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

14. Итоговое занятие.

Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта)

К концу 2 года обучения учащиеся должны:

  • овладеть певческим дыханием;

  • правильно формировать гласные звуки при пении;

  • петь в унисон, слушая друг друга, одноголосные произведения с поддерживающим аккомпанементом;

  • овладеть пением с элементами двухголосия (канон, один голос выдержан, другой - мелодизирован т.д.);

  • добиваться эмоционального исполнения произведения.



3 год обучения.


1. Вводное занятие. Певческое дыхание.

Теория: Организации работы объединения. Правила безопасности во время проведения занятий. Повторение и закрепление умения правильно дышать

Практика: Работа по совершенствованию певческого дыхания. Упражнения на различные виды дыхания.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая

2. Звукообразование. Свободное овладение различными видами атаки звука.

Практика: Совершенствование умения владеть различными видами атаки звука в процессе пения. Упражнения па различные виды атаки звука.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение).

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

3. Звуковедение. Фразировка.

Практика Дальнейшая работа над фразировкой.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

4. Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей.

Теория: Повторение и закрепление навыков артикуляции и дикции.

Практика: Работа над дикцией. Упражнение на артикуляцию. Преодоление дикционных трудностей.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная

5. Совершенствование единой певческой позиции.
Практика: Работа над единой певческой позицией.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная

6. Штрихи в пении. Пение legato, staccato, non legato. Комбинирование различных видов штрихов.

Теория: Повторение понятий «legato» «staccato», «non legato».Понятие «marcato» Практика : Развитие навыков использования разных штрихов в нении.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические( упражнение); частично-поисковые ( поиск средств художественной выразительности).

7. Самостоятельный поиск различных динамических оттенков в пении. Взаимосвязь динамики и музыкального образа в произведении.

Практика: Развитие навыков пения с различными динамическими оттенками. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические ( упражнение); частично-поисковые

( поиск средств художественной выразительности).

  1. Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов.

Практика: Совершенствование навыка пения в разных темпах.

  1. Строй в ансамбле. Работа над 2-х голосием

Практика: Работа над выстраиванием унисона. Элементы двухголосия.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения ); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-видеоматериалов); практические (упражнение); частично-поисковые( поиск средств художественной выразительности).

10. Совершенствование единого ансамблевого звучания.

Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Совершенствование умения слышать себя в коллективе во время исполнения музыкальных произведений.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

11. Самостоятельное создание художественного образа музыкального произведения. Работа над мимикой.

Практика: Самостоятельное Создание художественного образа произведения с помощью педагога. Подчинение движения характеру музыки и текста. Постановка номера. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение); частично-поисковые (поиск средств художественной выразительности).

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

12. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму .

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)

Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.

13.Итоговое занятие.

Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта)

К концу 3 года обучения учащиеся должны:

  • свободно владеть певческим дыханием и пением с опорой на дыхание;

  • петь в единой певческой позиции;

  • овладеть пением 2-хголосных произведении с сопровождением;

  • владеть певческой дикцией;

  • владеть музыкальной фразировкой;

  • владеть различными штрихами в пении (легато, нон-легато, стаккато и др.);

образно и эмоционально исполнять произведения

4 года обучения.


1.Введение. Прослушивание в студию. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
В вокальную студию поступают дети со склонностью к пению. Для участия ученика в вокальной студии необходимо проверить уровень его личностных (ментальных) способностей, выяснить его способность к сосредоточению внимания. Условиями принятия ребёнка в студию являются здоровое дыхательное и голосовое устройство, звучный голос, правильное произношение, которое можно выявить, прослушав его речь.
2.Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. (10 часов)
Певческое дыхание - один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука.
Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной),грудной, брюшной (диафрагматический),смешанный (грудобрюшное)
Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное - чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.
3.Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения - это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием. Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат.
Атака звука - это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.
Кантилена и способы звуковедения.
Кантилена - это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато.
4. Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении.
Пение - это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, - артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
5. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
6.Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению.
Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук - результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории - звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена.
Методическое обеспечение программы.

Принципы:

Основой ансамблевого пения является постановка голосового аппарата и развитие музыкальных способностей и навыков. Основным методическим принципом вокально-хорового воспитания будет принцип комплексного развития частей певческого аппарата и его функций в тесной взаимосвязи между собой. Таким образом, рассматривая певческий процесс как комплексный, в настоящей программе выделяется ряд аспектов, без учета которых невозможно правильное воспитание и развитие певческого голоса детей, овладение ими вокально-техническими навыками на хоровых занятиях и занятиях сольного пения. В комплекс входят:

  • постановка голосового аппарата;

  • певческое дыхание;

  • певческое звукообразование;

- певческая дикция;

  • диапазон певческого голоса; развитие музыкальных способностей.

Процесс занятия в ансамбле включает в себя: распевку, работу над музыкальными произведениями.

Формы проведения занятий: разучивание, репетиция, творческая работа, творческая встреча, конкурс, концерт.

Методы и приёмы:

Словесные (беседа, анализ музыкального произведения, устное изложение материала).

Наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов.
Исследовательские (участие детей в коллективном поиске средств художественной выразительности, самостоятельная творческая деятельность).

Кроме того, специфика ансамблевого пения требует привлечения разных видов работы: индивидуальной работы, работы по группам, работы по голосам и работы целого коллектива (проведение общих репетиций, благотворно влияющих в свою очередь на сплочение коллектива).


Примерный учебно-тематический план

Направление работы:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего

1.

Вокально-хоровая работа: пение произведений; пение учебно-тренировочного материала.

1, 5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

2,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

12,5

4,5

2.

Слушание музыки

1

1

1

1

1

5

3

Сводные репетиции

1

1

1

1

1

1

6

4.

Концертная деятельность

1

1

1

1

1

5

Всего:

4

4

3

4

3

4

4

4

4

34


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР.

1) Е.Зарицкая, И.Шевчук «Дети России»

2) А.Стихарева «О, моя Россия»

3) В.Осовшик «Мы дети твои Россия»

4) В.Тюльканов «Россия моя»

5) А.Зубков, И.Каминская «Россия - матушка»

6) А.Муковнин, С.Горибодский «Воронеж мой»

7) В.Морозов, С.Красиков «Сто святых церквей»

8) М.Джексон, И.Рабер «Спасем наш мир»

9) А.Стихарева, В.Голуб «Учитель»

10) А.Варламов, И.Трубочкина «Мой учитель»

11) О.Юдахина, В.Вагнер «Парус детства»

12) А.Варламов, Р.Панина «Город детства»

13) А.Клевицкий, И.Резник «Страна чудес»

14) А.Ермолов, С.Пярнянен «Гимн музыке»

15) И.Бах, Д.Тухманов «Живая музыка»

16) Э.Григ, А.Мунк «Заход солнца»

17) А.Варламов, Р.Панина «Российский Дед Мороз»

18) Т.Кулинова «Новый год»

19) Е.Цыбров, И.Цыброва «Дети и война»

20) А.Петряшева «Я хочу, чтобы не было войны»

21) В.Осошник «Закаты алые»

22) Д.Пилов «Солдатская»

23) В.Тюльканов «Ангелы»

24) Л.Заблоцкая «Ангелы добра»

25) И.Крутой, И.Николаев «Ангел - хранитель»

26) С.Стаценко, И.Сусленко «Моя мама»

27) А.Ермолов «Любимая школа»

28) А.Ермолов «Прощая, лицей»

29) Е.Симакова, А.Шахова "Православная Русь"

30) В.Решта, Л.Алексеева "Душа небес"

31) Р.Зонов, С.Изместьева "Обелиск"

32) А. Началов "Письмо с фронта"

32) О.Сидоров, В.Сидорова "Письмо, пришедшее с войны"

33) Д.Кочанжи "Альфа и Омега"

34) С.Толкунов, С.Сологуб "Здравствуй, Родина моя милая"

35) Е.Глебов, М.Танич "Я живу в заповедном краю"

36) О.Сидоров "Пусть будет мир прекрасен"

37) И.Крутой, Любаша "Музыка"

38) С.Ранда, В.Редкозубов "Птицы белые"

39) А.Петрова, М.Цветаева "Генералам 1812 г."

40) К.Брейтбург Э.Мельник "Сердце земли моей"

40) П.Елфимов "Небо"

41) Л.Мельникова «Мамочка моя»

42) П.Ермолаев «Иней-чародей»

43) О.Полякова «Песенка на хрустальной лесенке»

44) Т.Музыкантова «Кораблик детства»

45) К.Ситник «Музыкальная капель»

46) И.Крутой, И.Николаев «Снится сон»

47) Г.Шайдулова, Е.Плотникова «Мама и дочка»

48) В.Баснер, М.Матусовский «На безымянной высоте».

49) И.Дубцова, В.Романченко «Живи»

50) А.Ермолов, В.Борисов «Надежды Европы»

51) Я.Гнедых «Площадь героев»

52) А.Ермолов, И.Гуляева «Свет добра»

53) Э.Уэббер «Память»

54) И.Дубцова «Мама, про Рай»

55) Е.Олейник, В.Руденко «Васильковое небо»

56) В.Калистратов «Это ты, моя Россия»


Список используемой литературы для педагога:

  1. «Музыкальное воспитание в странах социализма». Сборник статей под ред. Л.Островского. Л., «Музыка», 1994 г.

  2. Апраксина О.А «Из истории музыкального воспитания». М., «Просвещение, 1990 г.

  3. Асафьев Б.В «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании» Л., 1973 г.

  4. Барышева Т.А., Левицкая С.Г «Работа над песней на уроке музыки». Л. 1985 г.

  5. Ветлугина И.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М., Просвещение», 1968 г.

  6. Данилова Л.В. «Работа над детской оперой в хоровом коллективе». М., 1998 г.

  7. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, «Владос», 2000 г.

  8. Кеериг О.П. «Методика работы с детским самодеятельным музыкальным коллективом». Л., 1986

  9. Кирюшин В.А. «Эмоционально-образный анализ песен учебно-методического хорового репертуара». М. 1994г.

  10. Ражников В.Г. «Резервы музыкальной педагогики». М., «Просвещение, 1980 г.

  11. Ригина Г.С. «Творческая деятельность младших школьников в системе воспитания». М., 1992 г.

  12. Струве Г. «Музыка для всех». М.: «Музыка», 1978 г.

  13. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М., «Просвещение», 1961 г.

  14. Осеннева М.С. «Методика муз-го воспитания младших школьников».М; «Академа» 2001г.

  15. Рачина Б.С. «Технология обучения музыке в общеобразовательной школе». С-Пб: «Композитор», 2007г.

  16. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального искусства». М. «Феникс», 2007г.

  17. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам-вокалистам». Украина,1999г.

  18. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса». М; «Музыка», 1992г.

  19. Ивановский Ю.А. «Речевой хор». М. «Феникс»; 2003г.

Список литературы для учащихся.

1.Финксльштейн Э. «Музыка от А до Я». Л; «Советский композитор»,1991г.

2.Кошина И. «Музыкальный букварь». М; «Академа» 2002г.

3.Вайкль Б. «О пении и прочем умении». «Аграф»,2002г.

4.Популярный музыкальный энциклопедический словарь» сост. Шаповалова О.А. Изд. «Феникс»,2001г.

5. Салтыкова М.А. «Роль исполнителя в создании песни». Санкт-Петербург. «Музыка»

1992 г.

6. Лазарева А.Г.«Секрет популярности» Ставрополь. «Сервис-школа», 2002г.

7. Вешнев А.С. «Авторская песня, ее роль в жизни страны». М. « Мир», 1991г.


© 2010-2022