• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока музыки в 5 классе на тему: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Конспект урока музыки в 5 классе на тему: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра,  жанра сценической музыки. Задачи урока: 1.  знакомство с терминами «опера», «либретто» 2.  знакомство с инструментальными жанрами и формами внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко»;3.  воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие кла...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по музыке на тему:

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

(5 класс)

Учитель музыки МОУ Кузнечихинской СШ ЯМР

Зайцева А.С.

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра, жанра сценической музыки.

Задачи урока:

  1. знакомство с терминами «опера», «либретто»

  2. знакомство с инструментальными жанрами и формами внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко»;

  3. воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

  4. развитие интереса к вокальному искусству.

Музыкальный материал:

  1. Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» - «Океан - море синее»;

  2. Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»;

  3. Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко».

Ход урока:

  1. Повторение пройденного материала

У.: Мы продолжаем раздел «Музыка и литература». И вновь будем говорить о том, как музыка связана с литературой.


  1. Изучение нового материала

У: Сегодня мы перенесемся в музыкальный театр. Но прежде чем говорить о музыкальном театре, давайте разберёмся, что же такое театр вообще.

Д.: …

У.: Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Сатиры (козлоногие существа, спутники Диониса), пели хвалебные песни о подвигах и страданиях бога. Так появилась «трагедия» (от греческих слов «трагос» - козёл и «одэ» - песн). «Трагедия» в современном понятии, где зрители проливают слёзы, очень давно была «песнью козлов». Следом за сатирами обязательно выступали другие граждане, поддерживая общий праздник, которые балагурили, придумывали весёлое и смешное. Так возникла «комедия» (от греческого «песнь комоса», «комос» в переводе с греческого означает шествие весёлых ряженых с весёлыми насмешками друг к другу). Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э., когда была постановлена трагедия афинского поэта Феспида. Феспид - один из первых древних авторов, который ввёл в пьесу «главную роль». До него все трагедии и комедии исполнялись хором, а в произведениях Феспида появился «гипокрит», что значит ответчик.

На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла опера. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.

Запишем тему урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», и определение:

Опера - крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.

Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.

(работа с учебником с.48-49)

У.: На основе чего пишется опера?

Д.: Либретто.

У.: Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Запишем:

Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.

Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Как правило, опера пишется для хора, солистов и оркестра.

Сегодня мы будем говорить об опере, с которой встречались в начальной школе.

(работа с учебником с.52-53)

У.: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера «Садко» написана русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко

Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан - море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию.

(звучит «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

Д. …

У.: Какие инструменты исполняют основную тему?

Д.: Тему исполняют низкие струнные.

У.: Это главное зерно темы моря - главный лейтмотив оперы. Какую картину рисует музыка?

Д.: Музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря.

У.: Когда композитор нарисовал музыкальную картину моря, он использовал приём повтора. Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности.

Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Как вы думаете , что чувствует в душе Садко?

Д.: Он обижен и раздосадован.

У.: Сольные номера в опере бывают разные: песня, ария, каватина, речитатив. Но на берегу озера Садко поет песню, песню «Ой, ты тёмная дубровушка». А вот как она звучит, подумаем после того, как ее услышим.

(звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

Д.: Грустно, печально.

У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек.

(просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны)

У.: Какими средствами Римский-Корсаков - «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину?

Д.: …

У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.

У.: Мы прослушали разные эпизоды оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова: инструментальные и вокальные. Мы услышали песню Садко, и сейчас сами обратимся к песне.

(работа над песней)


  1. Обобщение урока

У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее. Что же такое опера?

Д.: Опера - крупный вокально-инструментальный жанр.

У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?

Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.

У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил?

Д.: …

У.: Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор.

Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков?

(выставление оценок)

У.: Спасибо за урок!

© 2010-2022