Доклад Содержание и методы краеведческой работы учителя музыки со школьниками

В данном материале представлена информация о мордовской музыке. Об основоположнике мордовского композитора Леонтия Петровича Кирюкова.О том, что мордовское музыкальное краеведение очень востребовано в школах, особенно в малокомплектных национальных школахТакже в данном материале представлена информация об известных композиторах, дирижёрах Мордовии, о том как зарождался мордовский фольклор. Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину. Методы музыкального образования: беседа,...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБС(К)ОУРМ

«Краснослободская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»





Доклад


Содержание и методы краеведческой работы учителя музыки со школьниками











Выполнила: Байкова Е.Н.






Не растёт трава без корней

В настоящее время большое внимание уделяется регионализации, в том числе и в Республике Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, уважение к народам, населяющих республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Предмет нашего научного интереса, методы краеведческой работы учителя музыки со школьниками.

Актуальность данной проблематике носит безусловный характер. Региональный компонент в системе музыкального образования школьников, является в настоящее время значимым и востребованным потому что мордовское, музыкальное, народное и профессиональное творчество способствует формированию национального самосознания детей, любви к Родине, к родной культуре. В связи с этим необходимо вводить региональный компонент в процесс музыкального воспитания в общеобразовательных учреждениях. Приобщение школьников к мордовской музыке возможно на основе её целостного, образного, ассоциативного восприятия.

Мордовское музыкальное искусство - ценнейшая часть национальной культуры. В лучших произведениях композиторского и народного творчества воплощены типичные черты национального характера, истории и быт народа, его обычаи и нравы - богатый и разнообразный опыт эмоционально-нравственных отношений человека к действительности.

Изучение национальной музыки (народной, профессиональной) необходимо для разностороннего развития личности. Особенно велика роль общеобразовательной школы. Именно в школе необходимо изучать мордовские языки и музыкальный фольклор, историю и этнографию, национальную литературу и искусство, закладывая тем самым основы духовной культуры, в том числе и музыкальной.

Музыкальное краеведение в школах Мордовии должно вестись с привлечением лучших образцов национального музыкального искусства.

Знакомство с музыкальным краеведением в школах Республики Мордовия должно способствовать формированию разносторонних и многообразных представлений учащихся о богатстве и разнообразии национальной музыкальной культуры.

Что представляет из себя музыкальное краеведение?

Какова значимость этого термина?

Музыкальное краеведение - изучение своего края обычаи, нравы, знания музыкальной информации о родном крае. Музыкальное краеведение созвучно с музыкальной этнографией

Etnos - народ. Описание народа, его жизни, быта. Музыкальная этнография музыкальное описание жизни культуры народа в этом смысле. Музыкальная этнография и музыкальное краеведение перекрещиваются. Значение этих терминов очень близки. Веды - изучение культуры родного края.

Мордовское музыкальное краеведение должно быть представленно в педагогическом процессе как целостное художественное явление духовной культуры мокши и эрьзи. Очень важно приучить школьника к художественным ценностям мокши и эрьзи, пробудить интерес и любовь к национальной музыки.

Краеведческая работа учителя музыки со школьниками - важнейшая сфера жизни. Музыкально просветительская деятельность учителя и национально - культурный региональный компонент содержания составляют две стороны единого процесса приобщения школьников к ценностям окружающей действительности. Основная миссия учителя музыканта - просвещение школьников по изучению национального музыкального искусства выступает как средство воспитательного и образовательного воздействия на учащихся. Воспитание школьников в региональном социуме на основе национального музыкального искусства целенаправленный педагогический процесс.

Цель музыкального краеведения: состоит в формировании национальной музыкальной культуры школьников, на основе освоения духовных ценностей мордовского народа. Музыкальное краеведение в школе побуждает учителя к поискам путей наиболее естественного и организованного введения детей в сферу народного творчества.

Так каков, же педагогический инструментаж, который мы используем при работе на уроках музыки в школе. С краеведческим материалом осветим ряд педагогических условий, которые представляют важнейшую (цель, принципы, приёмы, методы). На основании собственной педагогической практики можем заключить что наиболее эффективны методы музыкального воспитания.

Задачи: знакомство с мордовским фольклором, с новым мордовским музыкальным произведением. Формирование умений следить за развитием музыки. Уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно - смысловое содержание музыки. Развивать вокально - хоровые навыки. Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину. Методы музыкального образования: беседа, наглядно - слуховой, анализ, сравнение.

Приоритетный метод осознания интонационного (личностного, смысла, концепция Альберта Скилячаусского). Дело в том что говоря словами Е.В. Николаевой, мордовское музыкальное искусство уникальная партитура духовных чувств эпохи мордовского народа.

Мордовский музыкальный фольклор особая интонационная структура, особый интонационно попевочный словарь определил музыковед Б. Асафьева. Слушая музыкальный фольклор, музыкальное произведение ребёнок погружается в интонации, художественные смыслы произведения. Идёт процесс актуализации нравственных ценностей (добро, зло, честь, совесть). Интонационный подход на уроках музыки в школах, на наш взгляд представляет интерес тематизм музыкальных занятий по музыкальному краеведению.

И музыка и живопись тебе посвящены!!!!!!!!!!!!

Музыкальное путишествие в мир мордовской песни. «Музыкальное путешествие Г.И. Сураева - Королёв

Профессиональные и личностные качества учителя музыки. Каким должен быть учитель музыки в наше время:

- коммуникабелен

- музыкален

- исполнительский компонент

- хороший организатор

- знает литературу живопись

Вывод: Таким образом музыкальное краеведение имеет перспективные горизонты, как дисциплина которая востребована в общеобразовательных школах Мордовии, представляет большой интерес, методы и приёмы краеведческой работы со школьниками на уроках музыки в школе. Идея музыкального краеведения сохранение национальных традиций в системе музыкального образования школьников.

Основная миссия современного образования состоит в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Искусство в целом и музыка в частности помогают ребенку узнать мир и себя в этом мире, помогают сформировать отношение к природе, обществу, окружающим людям и к себе.
Однако, как отмечал Л. С. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и другому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Как отмечает А. И. Щербакова, век XXI станет веком ценностно-ориентиро-ванной личности. Музыка - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Для этого в первую очередь надо научить детей слышать и видеть интонацию как отражение огромного мира человеческих чувств и переживаний, как отношение композитора к окружающему миру, природе, обществу, себе самому. Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.


© 2010-2022