• Преподавателю
  • Музыка
  • Эстетическое воспитание детей средствами музыки на уроках историко-бытового танца (методические рекомендации для концертмейстера))

Эстетическое воспитание детей средствами музыки на уроках историко-бытового танца (методические рекомендации для концертмейстера))

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и Профессионального образования Свердловской области

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

Эстетическое воспитание детей средствами музыки

на уроках историко-бытового танца

Методические рекомендации

концертмейстера


Коханой Елены Вадимовны






















Екатеринбург, 2015 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Глава 1 Немного истории……………………………………………………..5

Глава 2 Роль концертмейстера на уроках историко-бытового танца……...6

Глава 3 Фрагмент урока Историко-бытового танца………………………..7

Список литературы…………………………………………………………..11

Введение

Работа на тему «Эстетическое воспитание детей средствами музыки на уроках историко-бытового танца» является методическим разработкой для концертмейстеров балета. Здесь даны рекомендации по музыкальному оформлению урока. Ссылаясь на минимум содержания программы «Хореографическое творчество» из Федеральных государственных требований, хореограф и концертмейстер должны обеспечить целостное художественно- эстетическое развитие обучающихся и приобретение ими в процессе освоения образовательной программы танцевальных и теоретических знаний, умений, навыков:

- знание профессиональной терминологии;

- умение определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа (в этом - роль концертмейстера является первостепенной);

- навыков музыкально- пластического интонирования;

- навыков публичных выступлений.

Дети, обучающиеся в нашей гимназии, наряду с классическим танцем, с 5 по 7 класс изучают предмет «Историко-бытовой танец». Это, по сути, бальный танец, выросший из народного.

Историко-бытовая хореография не останавливается в своём развитии. Современные люди хотят иметь свои танцы, отражающие новые эстетические нормы, доставляющие удовольствие и воспитывающие вкус. Но нельзя создавать новые танцы, не познакомившись с вековым опытом, с художественными принципами старинных танцев. Ритмы, фигуры, пластические приёмы вальса, польки, мазурки, менуэта, живые, изящные по форме, развивают грацию, культуру поведения в обществе, отношение к партнёру. Через искусство танца и музыку они учат постигать красоту окружающего мира и ощущать красоту своего тела.

Эстетическое воспитание является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.

Глава 1. Немного истории

«Танцевальные композиции французских придворных спектаклей 16 и 1 половины 17 веков по своей архитектонике и манере исполнения напоминают модные в те времена в аристократическом обществе променадные танцы. В одном из балетов дамы маршировали под звуки скрипок, соблюдая каданс. Не выходя из него, приблизились и остановились перед их величеством и затем протанцевали свой искусно задуманный балет со столькими турами, кругами, поворотами, переплетениями и смещениями, приближениями и остановками, что ни одна из дам ни разу не осталась на своём месте в своём ряду».

К началу расцвета романтического балета школа классического танца приобретает законченный вид. Сценическая хореография окончательно отделяется от бытовой. Но творчески претворённые приёмы и формы бытового танца по-прежнему попадают на балетную сцену.

На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества. Последние ни в коем случае не могут полностью характеризовать танцевальную культуру страны и национальные особенности. Как точно заметил Друскин М., «французские придворные танцы 17 века были лишены демократического принципа хороводного движения. Пары танцующих образовывали колонну. Их места строго регламентировались в зависимости от сословноиерархического взаимодействия участников. Создавались специальные учения о том, кому надлежит открывать бал и в каком порядке шествуют гости».

Глава 2. Роль концертмейстера на уроках историко-бытового танца

На уроках историко-бытового танца дети осваивают движения бранля, французской кадрили, польки, мазурки, менуэта, полонеза. В 7 классе, где я работаю концертмейстером, изучаются вальс-гавот, полька-мазурка, вальс, 4, 5, 6 фигуры французской кадрили. Составляет программу и планирует работу на каждый урок хореограф. Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. От концертмейстера не зависит построение урока, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне она пройдёт, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки, от удачно выбранного темпа и выразительности исполнения. Главная музыкальная мысль в произведении - это мелодия. Она должна быть сыграна чётко артикуляционно, ясно, без лишних украшений, с нужными акцентами. Важнейший элемент - ритм, чередование тяжёлых долей с более лёгкими - метр. Темп, как скорость звучания и движения, и в музыке, и в танце, разучиваемом на уроке, один. Все эти характеристики дети должны знать, понимать, воспринимать и передавать движениями. Тонкое чувство восприятие музыки развивается у детей во время органичного соединения движения и музыкальной фразы. Я иногда говорю о том, что хореографы «видят» музыку. Концертмейстер должен и видеть, и слышать. Иначе, от неправильно выбранного музыкального образца или неверно заданного темпа, рушится замысел хореографа, а дети не понимают, что от них хотят.

Глава 3. Фрагмент урока Историко-бытового танца

Урок посвящён изучению элементов мазурки, менуэта, полонеза. Перед началом движений педагог рассказывает об истории возникновения мазурки. В Польше, на родине мазурки, её называют «мазур». Этот стремительный и динамичный танец возник в Мазовии и вскоре стал самым распространённым национальным танцем. В 19 веке мазурка исполнялась на балах всех стран.

Мазур, известный сегодня, имеет мало общего с внешне эффектной и бравурной шляхетской мазуркой. В народном мазуре мы встречаемся с прыжками, плавными скользящими шагами, лёгкими пристукиваниями, ритмичным и мягким бегом, изящным узором движения рук. Бальная мазурка заимствовала фигуры, ритм и исполнительский стиль у шляхетской мазурки, но в ней движения более плавные, нет подчёркнуто прыгающих шагов.

В качестве музыкального сопровождения использую образцы классической музыки, способствующей развитию эстетического вкуса обучающихся (Шопен «Мазурка си бемоль мажор», Глинка «Мазурка из оперы «Иван Сусанин»). Перед началом урока концертмейстер знакомится с основами хореографической лексики, со смыслом и характером движений, а хореограф - с мелодической, ритмической логикой музыкального произведения, его жанровыми и стилистическими особенностями. Тесное сотрудничество педагога и хореографа необходимое условие достижения цели и выполнения задач урока.

Образовательная: освоить элементы мазурки, исполнять музыку в умеренном темпе на движение па голля и оживлённо па курю;

Развивающая: создать условия для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

Воспитательная: с помощью подобранной концертмейстером музыки создать на уроке позитивный настрой и пробуждать мотивацию к закреплению двигательных качеств и навыков.

Ожидаемые результаты урока:

-предметные: дети учатся правильно определять размер музыки, метр, слышать сильные и слабые доли и показывать это в элементах мазурки;

- метапредметные: дети смогут в дальнейшем применять полученные на данном предмете умения и навыки на уроке народно- сценического танца;

-личностные: обучающиеся мобилизуют свои силы, волю, развивают свои способности, согласовывая движения с движениями других детей.

Материал к уроку: нотные сборники классической музыки.

Воспитывая эмоционально-осознанное восприятие исполняемых комбинаций в стиле мазурки, концертмейстер исполняет мазурку лёгким, но артикуляционно чётким звуком, передавая грациозный характер музыки на движение па курю. На движение па голля (мужское движение) - крепче, динамичнее и с акцентом на 3 доле такта.

Менуэт.

В 7 классе изучается также и менуэт. Этот галантный танец, очень популярный в 16, 17 веках, возник из французского крестьянского бранля. Родина его -Бретань, где его исполняли непосредственно и просто. Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике 14. Он теряет народный характер, свою непосредственность, становится величественным и торжественным. Аристократическое общество изучало поклоны и реверансы. Пышные одежды исполнителей обязывали к медленным движениям Концертмейстеру, исполняющему менуэт во время разучивания детьми, необходимо передать внутреннее спокойствие, достоинство вместе с незаметной пульсацией и динамикой в музыкальной фразе, чтобы статика не взяла верх над эмоциональностью звучания и исполнения. Форму шага педагог даёт как у Мариуса Петипа в опере Моцарта ''Дон Жуан".

Менуэт исполнялся не только при французском дворе, а также и в России на ассамблеях Петра 1.

Полонез

Как бальный танец полонез стал широко известен в начале 18 века. Его исполнение не требовало особого труда. Основу полонеза составляет ритмический, плавный и мягкий неизменный шаг, несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка. Шаг полонеза характеризуется неглубоким и плавным приседанием на 3 доле такта. В полонезе нет замысловатых движений и поз, но ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности. Как подметил Ф. Лист " Полонез - не банальная и бессмысленная прогулка. Он - дефелирование, во время которого всё общество приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным , пышным и учтивым.''

Концертмейстеру, играющему полонез на уроке историко- бытового танца, нужно следить за неизменностью умеренного темпа, акценте и небольшой затяжке на 3 доле такта. Звук крепкий, но не форсированный, меццо форте. Значимость, совершенство и достоинство в звуке и движении обучающихся. Исполняю полонез Глинки из оперы '' Иван Сусанин'', полонез Шопена ля мажор.

В современном мире суровой культуры общения мало поводов сказать человеку добрые слова, в том числе и ученику. Мудрый педагог обязательно похвалит ребёнка даже за минимальные подвижки в усвоении материала и озвучит его достижения в сравнении с предыдущими. Мониторинг проводим раз в четверть. В конце года дети сдают экзамен по историко-бытовому танцу.

Слова Ж. Новера как нельзя лучше подтверждают выше сказанное: «Я желал бы, чтобы те, которые себя предназначают для танца и сочинений действенных балетов, шли по пути, который я прошёл. Пусть они постигнут, наконец, что без любовного изучения изящных искусств они смогут создавать только несовершенные творения, лишённые вкуса, грации, изящества и в то же время смысла…».

Процесс гуманизации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает эстетическое развитие на новые позиции в обществе.

Список литературы

1. Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936 г.

2. Новер Ж. «Письма о танце»

3.Воронина И. ''Историко- бытовой танец'' . Москва,''Искусство'', 1980.

4. Васильева- Рождественская М. ''Историко- бытовой танец''. Москва.

''Искусство'', 1987.

5. Ф. Лист ''Ф. Шопен'', М.,1956.

6.Русинова.'' Введение в педагогическую науку''.

7.Савин Н. ''Педагогика''. Москва. "Просвещение'', 1978.

8.Сизова Л.'' Анализ танцевальной и балетной музыки''. Программа для

студентов. Гитис. Москва., 2002.







© 2010-2022