Методическая разработка Предпосылки и условия музыкального развития у учащихся

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образовании детей «Карлукская детская музыкальная школа»





«Предпосылки и условия музыкального

развития учащихся»






методическая работа преподавателя

МОУ ДОД ИРМО «Карлукская ДМШ»

Фереферовой Н.П.










д.Карлук, 2014-2015уч.г.

При обучении детей народному пению для педагога большое значение имеет основы психологии музыкального мышления детей. Эти знания позволяют определять критерии музыкальной одаренности ребенка, его творческих способностей, перспективы совершенствования его музыкальности, раскрытие таланта; позволяют найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Уже с четырехлетнего возраста у детей начинают выявляться предвестники тех или иных музыкальных способностей. Позже, в период полового созревания, они могут либо угасать, либо, наоборот, бурно развиваться. И наконец, в период полного созревания, в 18-20 лет, когда структура высших отделов мозга близка к завершению своего формирования, можно уже полностью оценить талант, одаренность.

Музыкальной одаренностью Б.М.Теплов в статье «Психология индивидуальных различий» называл «то качественно своебразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью». Музыкальные способности ребенка составляют: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Признаками же музыкальности являются эмоционально - чувственное переживание музыки, тонкое восприятие ее. Так, для овладения фольклорным интонированием и успешной музыкальной исполнительской деятельностью требуется не только одаренность, но и обладание навыками и умениями. Какую бы музыкальную одаренность ни имел ребенок, но если он свои способности не развивает и не обучается определенным в этой области навыкам, он не достигнет возможных успехов в овладении исполнительским, певческим мастерством.

Одаренность ребенка в музыке называется музыкальностью. А все ли дети музыкальны? Воспитуема ли музыкальность и поддается ли в процессе обучения? На этот вопрос существует множество мнений. Так, известный американский психолог Б.Р. Эндрюс еще в 20- м веке писал: «никакого ребенка нельзя рассматривать как безнадежно немузыкального, пока ему не дана возможность музыкального обучения. В музыкальной одаренности многое зависит от практики». Другой музыкальный исследователь, Т.Копп, в статье доказывал, «музыкальные способности распространены гораздо более, чем это предполагают, и что огромное большинство детей теряет свои врожденные музыкальные способности вследствие отсутствия тренировки слуха и психики в наиболее податливом к этому возрасте.

Известно, что врожденными являются не музыкальные способности, а только задатки, на основе которых эти способности развиваются. В этой связи представляет большой интерес учение о музыкальности Дж.Криса в книге «Что есть музыкальность?» Выдающийся ученый-физиолог и хороший музыкант склоняется к такому взгляду: для всех признаков музыкальности благоприятствующим является наследственно обусловленное, особо богатое развитие отдельных частей мозга, связанных со слухом, но каждый их этих признаков, кроме того, зависит и от специфических для него задатков.

В практике отбора детей для обучения их народному пению педагогу важно оценивать ребенка не только по его музыкальным способностям, сколько по его задаткам этим способностям, так как задатки в результате воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умение, профессиональное мастерство.

Наличие той или иной степени музыкальной одаренности у ребенка формирует у него музыкальное мышление. Музыкальное мышление - это духовное, чувственное восприятие и ощущение звуковой мелоинформации, ее оценка, появление творческого отношения к ней, а также состояние памяти, выражение своего внутреннего музыкального мира в звуках.

Уровень музыкального мышления у ребенка может быть разный. В нем взаимодействуют интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции. Традиционные психические функции музыкального мышления по составляющим их компонентам имеют определенную классификацию:

  1. сенсорный компонент - ощущение и различие высоты, интенсивности и длительности звуков.

  2. ретентивный- память на высоту, интенсивность и длительность звуков.

  3. Синтетический - восприятие целостных образований: мотивов, темпов, ритмо-фигур.

  4. Моторный - перенесение звукового образа на голос,

  5. Идеативный- мысленное воображение, нахождение идейного, ассоциативного содержания музыки.

Процесс развития функций музыкального мышления детей модно разделить на три этапа.

Первый этап соответствует самому раннему детству - до трех лет. Он характеризуется началом перехода от восприятия ребенком музыкального интонирования без понимания значения слов. Ребенок обнаруживает также тенденцию связывать на основании единого впечатления не имеющие внутренней связи различные мелодические образования, приводя их в нерасчлененный слитный звуковой образ.

Второй этап совпадает с периодом дошкольного возраста детей - с 3 до 7 лет. На этом участке пути ребенок достигает музыкального мышления в комплексах. Он перестает воспринимать связь собственных музыкальных впечатлений от непосредственно услышанного. Начинает понимать действенные связи и различия, существующие между различными музыкальными образованиями. Детский разум уже формирует определенные понятия и объективно конкретизирует их, начинает отдельные звенья музыкальных образований объединять в одну цепь. Именно в цепных комплексах отчетливо проявляется объективно - конкретный и образный характер музыкального мышления детей.

Третий этап служит своеобразным мостом, переходным звеном к образованию развитой системы понятий; к периоду, когда музыкальное мышление в комплексах переходит в стадию осмысленности музыкального развития. Возникают моменты психической эволюции, при которой создаются условия, делающие возможной перестройку интеллекта. В каждом возрасте последовательно появляется что-то новое, но неразрывно связанное с предыдущим.

Каков процесс познания песенного фольклора? Каким образом ребенок получает, усваивает и перерабатывает музыкальную информацию? Известно, что определенные характеристики в способностях ребенка воспринимать музыкальные звуки, запоминать и воспроизводить их передаются по наследству. Тем не менее состояние нервной системы может меняться, поскольку оно зависит от окружающей среды и воспитания.

Современные исследования показали, что развитие головного мозга происходит с огромной скоростью. У девятимесячного ребенка мозг весит 50% от веса мозга взрослого человека, в два года - 75%, в шесть лет -90%, а оставшиеся 10% приобретаются в следующие десять лет.

Процесс познания - это процесс, связанный с работой мозга. Существование врожденной исходной структуры в центральной нервной системе, способствующей развитию музыкального мышления, считается первоначальной, генетически заданной стадией. Эта стадия сменяется последовательностью состояний, развивающихся в зависимости от внешней среды. Влияние среды увеличивается с возрастом ребенка в плане как физиологическом, так и интеллектуальном. И тут важна связь ребенка с миром взрослых. Ведь возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребенка, но и от степени того окружения, в котором проводит ребенок первые годы. Здесь сказываются или прямая забота родителей о музыкальном развитии ребенка, или достаточное богатство музыкальных впечатлений.

Ранее исполнение ребенку произведений музыкального фольклора, обучение его народным песням при адекватных природных, наследственных предпосылках более всего создают талант, выдающуюся творческую личность. Многочисленные наблюдения показывают, что в семьях, где ребенка с первых дней его жизни укачивали в люльке под колыбельные песни, ухаживали за ним, исполняя пестушки; играя, пели потешки, прибаутки, рассказывали сказки с напевами, вырастали наиболее музыкальные способные дети. В их памяти уже были запечатлены простейшие музыкальные попевки и мотивы народных напевов, запоминался поэтический, образный язык народных песен. Это развивало музыкальные способности детей, подготавливало к исполнению более сложных произведений песенного фольклора.

Вторым важным фактором в творческом развитии детей являлись их музыкальные впечатления.

У новорожденного музыкальные способности, творческие качества определены только генетически. Наследственность - это канва, которая создает потенциальные возможности музыкального развития ребенка, способствует приобретению тех или иных качеств и способностей. Среда же, как набор разноцветных ниток в искусных руках мастера, создает по наследственной канве неповторимый узор индивидуальных отличий, свойств, качеств и умений, что отличает и выделяет конкретную личность среди других.

Факторы наследственности и факторы среды - вот два неизвестных в одном уравнении, которое предстоит решить. Один из подходов к этому решению - так называемый «близнецовый метод». Использование этого метода позволяет также определить, какие музыкальные качества и способности личности могут быть изменены путем систематической тренировки, а какие жестко запрограммированы в геноме индивидуума.

Проверка музыкальных способностей близнецов, в девяноста случаях из ста, показали, что в каждой паре один ребенок, несмотря на одинаковые врожденные задатки, проявляет большую музыкальную одаренность и степень развития своих способностей, чем другой.

Главное для педагога, в психологии музыкального мышления ребенка - это то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к народной музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов.

© 2010-2022