• Преподавателю
  • Музыка
  • Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края

Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края

  УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГБЩУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТЕТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ» ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КАФЕДРА ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ             КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ДИСЦЕПЛИНЕ «ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» НА ТЕМУ: Протяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края.       Выполнила: студентка группы 24 ИНП заочной формы обучения Водолажская  Н.А. Руководитель: доцент кафедры искусства народного пения ... Разорена путь-дороженька От Можая до Москвы, Разорил-то путь-дороженку Неприятель вор-француз.           Народ понимал необходимость защиты родины, а отпор наступающему врагу устная поэзия запечатлела в песнях о Бородино (известно около двадцати вариантов). В этих произведениях метко охарактеризован Наполеон, который «захотел всем светом владать», а когда «вор-француз» разорил Москву, то «потряслася мать-сыра земля». Любимые герои войны 1812 года – Кутузов и Платов. В песнях Кутузов изображается как руководитель народной войны, опытный и храбрый полководец, он разгадывал все планы неприят... Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте, Вы своего свинцю-пороху не жалейте, Вы своего же французика побеждайте.           Поэтика исторических песен          На протяжении веков менялось содержание и поэтика исторических песен. Ранние исторические песни во многом сохранили традиции поэтики былевого эпоса. В группе песен, по поэтике сближающихся с былинами, можно встретить зачин и запев, характерную для былевого эпоса замедленность действия, создаваемую троекратными повторами и т.д. Эти приемы встречаются в ранней песне об Авдотье Рязаночке, в песне Настасьи Романовны и т.д. Но эти традиции не являются опр...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБЩУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТЕТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

КАФЕДРА ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ







КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ДИСЦЕПЛИНЕ

«ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» НА ТЕМУ:

Протяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края.




Выполнила:

студентка группы 24 ИНП

заочной формы обучения

Водолажская Н.А.

Руководитель:

доцент

кафедры искусства

народного пения

Сушкова Л.Н.







БЕЛГОРОД 2014


Кавказская Линия - это полузабытое ныне название грандиозной цепи укреплённых казачьих поселений - станиц, тянувшейся от Азовского моря до моря Каспийского. Назначением её было - обеспечить беспрепятственное транспортное сообщение России со странами Закавказья и предотвращение вражеских набегов в ходе Русско-Турецких войн XVIII и Кавказской войны XIX вв. Начало ей было положено в 1735 году основанием крепости Кизляр близ устья р. Терек. Годом позже была окончательно отвоевана у турок старинная крепость Азов в низовьях Дона. В 1761 г. основали крепость святого Дмитрия Ростовского там, где сейчас Ростов-на-Дону, а в 1763 г. крепость Моздок на Тереке. Пространство между этими опорным пунктами заселяли казачьими станицами, многие из которых тоже первоначально были крепостями - Георгиевская, Марьинская, Павловская. Когда войны на Кавказе затихли, то Кавказскую Линию упразднили, а её станицы поделили между образованными в 1861 г. Кубанским и Терским казачьими войсками. Но главным в её почти вековой истории оказалось не столько военное назначение, сколько хозяйственное и культурное освоение богатейших территорий, ранее пустовавших из-за столетиями длившейся здесь тотальной войны всех против всех. На Линии расположились станицы живших здесь с глубокой старины гребенских казаков, чьё происхождение загадочно, а внешний облик очень колоритен.

Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края. Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края.Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края.

Есть основания предполагать, что среди прочих здесь нашли свой дом бежавшие на Терек граждане Господина Великого Новгорода с Русского Севера. Их потомками, возможно, являются жители нынешнего русского села Коктюбей в Дагестане. Сюда переселяли казаков с Волги и городовых казаков из Новохоперской крепости. Несколькими волнами шло переселение донских и украинских казаков. В Кизляре и в станицах возле него (Александрийская, Красный восход) и сейчас живут казаки, предки которых пришли на реки Терек и Сулак с Дона ещё при Петре I во время его Персидского похода.

Переселялись на Линию бывшие екатеринославские и азовские, а также уральские казаки. Жили компактными группами казаки из осетин, грузин и крещёных в Православие кабардинцев. На Кавказ переводили из губерний российского Черноземья, именовавшихся однодворцами, потомков служилых людей, охранявших некогда русское пограничье, здесь селили отставных солдат, и сейчас существует целая станица Солдатская.

Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края.Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края.

Станицы разрастались, иногда переходили с одного места на другое, более удобное для житья. Так из бывшей Павловской образовалось две станицы - Старо- и Новопавловские, причем обе на новых местах. Нередко не боящиеся трудностей и опасностей крепкие хозяйственные казаки отселялись на отдельные хутора, из которых тоже со временем вырастали целые станицы. Так казак Григорий Бакланов из Новотроицкой станицы положил начало новой станице, названной в честь него Баклановской. Рядом с казаками в их станицах и в селах по соседству в больших количествах селились крестьяне из России и Украины. Десятки станиц, в их числе Новотроицкая в нынешнем Ставропольском крае и Шелковская в современной Чечне, были образованы при Николае I из бывших сел, а их обитатели стали казаками. Случалось и наоборот, но многие жители бывших станиц, переименованных в села, и сейчас полтора столетия спустя помнят о своих казачьих корнях.

Некоторые станицы были относительно однородны в происхождении своих граждан. Так станицу Кавказскую заселили выходцы из донской казачьей станицы Романовской, а казачье население станицы Прохладной было полностью из украинцев. Павловскую, по преданию, основали бежавшие сюда после восстания Пугачева уральские казаки, но в дальнейшем заселяли в основном казаки и солдаты с Волги. А вот в Архонскую станицу близ Владикавказа за 27 лет со времени её основания в 1838 г. переселили 214 семей из пяти разнохарактерных местностей, от Харьковской губернии на севере до Боржомского уезда в Грузии. В Шелковской долгое время отдельно друг от друга жили гребенские казаки и казаки из грузин.

В старинной Новогладковской станице жили отдельными слободами приверженцы старой веры гребенские казаки и переселенцы-малороссияне православного вероисповедания. Рядом с ними казанские татары-мусульмане из бывших дезертиров русской армии, женатые на чеченках и сами очеченившиеся за годы и десятилетия, проведенные в горных аулах. Их не только простили после капитуляции Шамиля, но и поверстали в казаки. И хотя схожие условия жизни постепенно стирали различия между столь разнородными группами населения и у них вырабатывались общие черты, но в плавильный котел, где всё сварилось бы в однообразную массу, бывшая Кавказская Линия не превратилась. В значительной степени из-за казачьего статуса большинства её обитателей. Казачество всегда было привержено традициям, испытывало повышенный интерес к собственным родовым корням, заботилось о сохранении своей культуры. Одним из самых ярких и характерных её проявлений была и есть песенная культура казаков, которая в станицах бывшей Кавказской Линии представляет собой уникальное явление. Здесь сохранилось и дошло до наших дней во всем многообразии почти всё, что породило в этом отношении казачество России и Украины, и вообще население российского пограничья, начиная с былинных времен «старого казака» Ильи Муромца.

Песня является одной из самых ярких сторон любой народной традиции. С давних пор песня передавалась из уст в уста, из поколения в поколение в естественной среде своего бытования. Она сопровождала человека от рождения до смерти, вела его по всем главным жизненным вехам и звучала в разнообразнейших ситуациях повседневной жизни.

Народный ансамбль «Кубаночка» был основан в 1977 году Любовью Константиновной Темировой. Идея создания принадлежит педагогу краевого училища культуры Заре Николаевне Савиной.

На первую репетицию исполнительниц приглашали, обходя дворы известных «песенниц» хутора. Так набралось около 25-ти человек, среди которых - и старшие, и молодые.

Репертуар хора составляют подлинные образцы казачьих песен, унаследованные от отцов и дедов, и передающие из поколения в поколение все грани восприятия казаками своей истории, своей судьбы.

Песенная традиция хутора сложилась как из традиции собственно донской казачьей, так и из общерусской (сюжетные мотивы и мелодические обороты, звучащие в различных традициях России).

Обстоятельства жизни донских казаков, как военного сословия, отразились на жанровом составе их песенной традиции, а также и на особенностях исполнительского стиля. В соответствии с социальным распределением ролей между мужчиной и женщиной в казачьей общине песенный репертуар делится на две группы: песни внешнего быта - мужские, военно-походные, и песни внутреннего быта - женские лирические, обрядовые, плясовые. Истинно казачьими, определяющими «лицо» данной традиции, считаются песни мужской традиции. Это строевые и походные, протяжные лирические, в том числе с историческими и военно-бытовыми сюжетами, отражающие отношение казаков к критическим, поворотным событиям российской истории, к судьбе военного человека, ведущего походный образ жизни. Многие песни данной группы имеют полижанровую природу. Зачастую протяжная песня обнаруживает эпическую основу стиха, а присущее лирической песне поэтизированное описание природы и субъективное восприятие описываемых событий соседствует с сюжетными мотивами, аналогичными донским былинным песням. Например, лирические песни с историческим сюжетом: «Пива пьяная», «Дай кто бы нам, братцы, сказал», «То ни пыль та, Кура падымалася».

Именно преобладание распетых, протяжных форм, а также связь с глубинными пластами фольклора (особенно с эпосом) являются доминирующими стилевыми признаками песенной традиции хутора Кубанского.

Другая сторона традиции - песни, попавшие на Дон из различных русских традиций, а также песни, перенятые казаками в многочисленных походах. Это лирические, плясовые, шуточные, обрядовые календарные и свадебные, балладные и песни литературного происхождения, а также духовные песнопения, молитвы и псальмы.

Особого внимания заслуживают свадебные обрядовые песни, указывающие на связи с исконно русскими пластами народной песенной культуры. Это песни опевальные - «Красота же ты моя, куда ты девалася», а также величальные и плясовые «Задумала тёща зятей угощать».

Духовные стихи и псальмы в местных традициях имеют приуроченность к поминальной обрядности. В хуторе Кубанском бытуют духовные стихи с библейскими сюжетами и эпическими напевами «Создал Господь небо и землю», «Сижу я во рву, биседаю».

Современное состояние традиции характеризуется исполнением мужских песен женским составом. Подражая мужчинам, женщины переняли мужскую манеру пения, широкий певческий диапазон, насыщенность многоголосной фактуры, особая тембровая окраска верхнего голоса, композиционные особенности, связанные с глубиной дыхания. Таковы песни: «Ой, да вы кубанцы», «В 65-м году объявил турок войну» и другие.

Исполнительницы ансамбля бережно и осознанно сохраняют именно свою песенную традицию, которую, как они сами рассказывают, их предки принесли с Дона. Редко где сегодня можно зафиксировать такой развитый лирический цикл, который жив еще в памяти ансамбля. Всё, что приходило в традицию из вне не смешивалось со своим собственным наследием, продолжая существовать параллельно.

Многих участниц ансамбля связывают кровные узы. Зачастую молодое поколение перенимало от старших те песни, которые могли уже никогда не услышать в быту. С этой точки зрения, существование народного хора, с одной стороны способствует развитию традиции, с другой - играет важную роль в её сохранении.

Записи для данных дисков были сделаны во время проведения в Санкт-Петербурге III Всероссийского фестиваля казачьих традиций «Слава казачья», участником которого был ансамбль «Кубаночка» (ноябрь 2007 года).



Музыкально-жанровая стилистика песен.


Основная часть репертуара народных исполнительниц станицы Кубанской составляют лирические песни, где верхний подголосок звучит в очень высокой тиссетуре, взяв на себя функцию ведущего, которому подчиняются все остальные голоса. Несмотря на двухголосное ( в основном) исполнение, обилие кварто-квинтовых интервалов говорит о том, что совсем ещё недавно (предыдущее поколение) песни звучали в трёхголосном гетерофонном варианте.

Ансамбль состоит из четырёх человек. Но тембральная особенность манеры исполнения народных певиц делает каждую песню монументальной, глубокой, придает ей неповторимый, присущий только для этой станицы, колорит, по своей глубине и мощи создает ощущение звучания целого хора. Верхний подголосок, виртуозен, хрустально прозрачен и лёгок, неповторим.

Кроме того в репертуар входят свадебно-обрядовые песни, календарно-обрядовые, духовные и поминальные стихи, исторические, плясовые и шуточные песни.

Состав коллектива относительно молод но при этом необходимо отметить потрясающую сохранность песенной традиции, которую они, с трепетом и огромной любовью к своим родовым корням, донесли до нас, по возможности сохранив и не расплескав ни капли. Но если сегодня, не медля ни дня, ни минуты, ничего не предпринять для организации процесса передачи местной молодёжи песенной культуры казаков баклановцев, то в очень скором времени эти песни останутся только в записях.

Участники фольклорного коллектива, принимавшие участие в записи дисков:

Темирова Любовь Константиновна - 1950 г. р.

Башарина Мария Герасимовна - 1955 г.р.

Астахова Антонина Алексеевна - 1953 г. р.

Астахова Полина Михайловна - 1954 г. р.

Степанова Татьяна Васильевна - 1947 г. р.

Луткова Антонина Васильевна - 1956 г. р.

Клочкова Валентина Васильевна - 1949 г. р.

Чиненова Анастасия Никитична

Записи сделаны во время проведения в Санкт-Петербурге III Всероссийского фестиваля казачьих традиций "Слава казачья", в ноябре 2007г .

«Пиво- пьяное»- является протяжной , исторической песней, записанной от местных исполнителей.

Исторические песни - это эпические или лирико-эпические произведения, изображающие события или эпизоды из жизни исторических лиц, в результате деятельности которых заинтересованы носители песни. Исторические песни - художественные произведения, поэтому факты истории присутствуют в них в поэтически преображенном виде, хотя исторические песни стремятся к воспроизведению конкретных событий, к сохранению в них точной памяти. Как эпические произведения многие исторические песни имеют черты, сходные с былинами, но они являются качественно новой ступенью в развитии народной поэзии. События передаются в них с большей исторической точностью, чем в былинах.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XIX ВЕКА

В этом цикле наиболее полное отражение получила война 1812 года, которая сыграла большую роль в формировании национального сознания. В них рассказывалось о кровопролитных сражениях, о разорении русских земель, о беспощадном и жестоком неприятеле:

Разорена путь-дороженька

От Можая до Москвы,

Разорил-то путь-дороженку

Неприятель вор-француз.

Народ понимал необходимость защиты родины, а отпор наступающему врагу устная поэзия запечатлела в песнях о Бородино (известно около двадцати вариантов). В этих произведениях метко охарактеризован Наполеон, который «захотел всем светом владать», а когда «вор-француз» разорил Москву, то «потряслася мать-сыра земля». Любимые герои войны 1812 года - Кутузов и Платов. В песнях Кутузов изображается как руководитель народной войны, опытный и храбрый полководец, он разгадывал все планы неприятеля («знал все вывертки французски»). Кутузов уверен в конечной победе, он успокаивает испугавшегося царя. К солдатам он обращается как к «деточкам», знает их нужды и настроения:

Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте,

Вы своего свинцю-пороху не жалейте,

Вы своего же французика побеждайте.

Поэтика исторических песен

На протяжении веков менялось содержание и поэтика исторических песен. Ранние исторические песни во многом сохранили традиции поэтики былевого эпоса. В группе песен, по поэтике сближающихся с былинами, можно встретить зачин и запев, характерную для былевого эпоса замедленность действия, создаваемую троекратными повторами и т.д. Эти приемы встречаются в ранней песне об Авдотье Рязаночке, в песне Настасьи Романовны и т.д. Но эти традиции не являются определяющими в построении песенной поэзии.

В песнях XVI века вместо развернутого былинного повествования появляются произведения, в которых сюжет чаще всего ограничивается одним эпизодом, представляющим собой кульминационный пункт в развитии действия. С особенностями построения сюжета исторических песен связано и уменьшение роли гиперболы, теперь гипербола используется не для обозначения действий одного человека, а для обозначения действий коллектива. В песне заметна тенденция к реалистической детали, к высвобождению содержания от фантастического вымысла.

Исторические песни XVII века находятся под большим влиянием лирической песенной поэзии, в них рассказывается об одном эпизоде, но повествуется эмоционально. В них отражается непосредственность и яркость переживаний героев, иногда описанию индивидуальных чувств придается значение общенародных. В песни XVIII века активно проникают реалистические картины из жизни крестьянства, рисуются некоторые черты народных восстаний, кровопролитных войн, которые ведет Россия. Солдатские исторические песни по размеру становятся короче, их напев приближается к походному, маршевому, используется военная лексика, они приобретают музыкально-ритмические формы.

Для исторических песен характерен лирический монолог героя, часто монолог обращен к коллективу, к народной массе - это призывная речь атамана, полководца, вождя: встречается и коллективный монолог (например, песня разинцев «Ты взойди, взойди, солнце красное»). Еще чаще, чем монолог, встречается диалог, используемый в разных ситуациях - царь и добрый молодец, Пугачев и губернатор, русский полководец и пленный офицер и т.д. Исторические песни большое внимание уделяют бытовым деталям, в них часто встречаются прозаизмы, речь приближена к разговорной.

Для исторических песен характерны приемы повтора: повтор одного и того же слова в начале каждой строки (анафора); повтор два раза каждой строки; повтор конца первой строки в начале второй (стык); повторение слов, часто второй раз с уменьшительным суффиксом; повтор словосочетаний и предлогов.

Пиво пьяное,

Ой, да дорогая ж дай она,

Ой, передай беседушка,

Дай беседа наша смерё-…, е-е, ой, да всё смерёная.


Всё смеренная.

Ой, да во беседе ж дай сидят,

Ой, сидят люди добраи, дай сидят старики почё-…, е-е,

Ой, да всё почётнае.

Всё почётнае.

Ой, да они речь толечко ведут,

Ой, славнаи ребятушки, дай про матушку кременну, е-е,

Ой, да кременну Москву.

(В данном примере встречаем: повтор предлогов, повтор слов, второй раз с уменьшительными суффиксами, стык.)

Формы стиха, напева, способа исполнения исторических песен разнообразны. Для южных районов характерно хоровое, многоголосое исполнение песен. В ранних песнях тоническое стихосложение, отсутствие рифмовки, постепенно - через солдатские песни - в них появляется рифма и силлабо-тоническое стихосложение.

Из истории 1812 года.

26 августа 1812 года разыгрался знаменитый Бородинский бой. Давно не видано было такого упорного и кровопролитного сражения. С утренней зари до ночи среди грохота пушек кипела непрерывная битва, чередовались с обеих сторон стремительные и молодецкие штыковые атаки, позиции по нескольку раз переходили из рук в руки. Русские и французы не уступали друг другу в мужестве и упорстве. К ночи десятки тысяч трупов покрыли поле битвы.

Русские не отступили ни на шаг перед бешеным напором, длившимся целый день, и готовы были продолжать бой. Но Кутузов, потеряв целую треть армии и лучших своих генералов, считал более осторожным избегнуть дальнейшего кровопролития. Переночевав на месте битвы и приведя в порядок расстроенные в бою полки, он велел отступать. У него сложилось окончательное решение: Москва должна быть сдана неприятелю, но эта жертва спасет Россию. Кутузов, хотя и со стесненным сердцем, но отдал приказ о сдаче Москвы. Он живо чувствовал, какую ответственность перед Россией принимает на себя, давая такое распоряжение.

Русские войска прошли через Москву и остановились на Калужской дороге.

2 сентября Наполеон во главе своих полков вступил в оставленную Москву. Неприветливо приняла врагов древняя русская столица. Огромный город был почти пуст. Все, кто имел возможность, выехали из Москвы, не желая оставаться под вражеской властью. Барские дома все стояли пусты. Казенное имущество вывезено из города. Вывезены из церквей и монастырей более ценная утварь и церковные облачения. Никто не вышел навстречу победителю, никто не передал ему с почетом городских ключей. Для Наполеона Москва была пятой столицей, которую он занимал с бою, и он привык встречать в таких случаях почет, раболепный страх, униженные просьбы. Пустота Москвы сначала удивила французского императора, потом испугала.

Упорство русских, не желавших мириться с его властью, показывало, что война не кончена с занятием столицы. И вправду, о заключении мира никто в России не думал. Солдаты плакали, выступая из Москвы. Народ в деревнях провожал проходившие войска причитаниями об участи столицы. Старик Кутузов не терял бодрости духа и уверенности в конечном нашем успехе. «Жалко, это правда, - говорил он, - но подождите, я ему голову проломаю!» Император Александр чувствовал и думал так же, как весь его народ. «Если у меня не останется ни одного солдата, я созову мое верное дворянство и крестьян, буду сам предводительствовать ими и скорее соглашусь питаться хлебом в недрах Сибири, чем подпишу стыд моего отечества!» - так говорил император, так писал он в своих манифестах к народу. Когда Наполеон попробовал сам предложить мир, Александр не только ничего не ответил, но даже запретил Кутузову впредь пропускать к нему французских послов или передавать письма от Наполеона.

А между тем положение французской армии становилось с каждым днем все хуже. Тяжесть далекого похода и потери в Бородинской битве так расстроили ее, что о дальнейшем наступлении нечего было и думать. Великая армия расположилась в Москве и около нее. Ей нужен был отдых. Но его-то и не было. Прошло два дня - и в городе начались пожары. Жители, оставшиеся в Москве, сами поджигали свои дома, чтобы те не достались врагам. Деревянные дома и склады товаров запылали, как костер. Тушить было нечем: пожарные приборы все были увезены или сломаны, и пожар, разносимый ветром, слился скоро в море огня, охватившее три четверти Москвы. Самый Кремль загорелся, и Наполеон, перепуганный и озлобленный, едва успел пробраться из него среди пылающих домов в загородный Петровский дворец.

Два дня горела столица. Когда огонь прекратился, на месте цветущего города дымилось необозримое пожарище. Едва уцелела четвертая часть домов. Великая армия осталась на зиму без крова. В погребах магазинов французы награбили много сластей и вин, но мяса и хлеба у них почти не было. Уже в день занятия Москвы для главного из наполеоновских генералов - неаполитанского короля Мюрата с трудом нашли где-то сайку, а скоро и черный хлеб оказался на исходе. Рынок был пуст: из окрестных деревень никто не привозил ничего на продажу.

Наполеон велел забрать все серебро из церковной утвари, которое не успели увезти. Он велел даже сорвать позолоченный крест с колокольни Ивана Великого, думая, что он золотой. Остатки же погорелого города он отдал на разграбление своим солдатам. Да они и без позволения начали уже раньше грабеж, от которого удержать не могла их никакая сила. Грабеж сопровождался страшными насилиями над оставшимися в Москве жителями и святотатственным поруганием церковной святыни. Буйные солдаты превращали храмы в казармы, из икон раскладывали костры, в алтарь ставили лошадей, покрывая вместо попоны священническими ризами. Можно себе представить, какие чувства возбуждало это гнусное кощунство в русских сердцах. Но и для французов эти бесчинства были гибельны.

Наполеон с ужасом видел, как в армии падает дисциплина, стройные когда-то полки превращаютя в шайки грабителей и бродяг. Он видел уже, что спасти себя и армию можно ему только скорым заключением мира. Думая, что взятие Москвы хоть в первую минуту испугает императора Александра, он спешил использовать это впечатление, пока расстройство его армии еще не стало известно русским. Неделю спустя после занятия Москвы он послал государю любезное письмо с предложением мира, для которого, говорил он, достаточно простой записочки от русского императора. Письмо осталось без ответа. Это молчание было для Наполеона страшнее всякой бури.

Голод в Москве усиливался. Попытки насильно собирать продовольствие по окрестным деревням давали мало добычи. Русские, где не могли защитить, сами увозили или истребляли съестные припасы. От русской армии отделились мелкие партии, конные отряды гусар и казаков; под начальством испытанных храбрецов эти «партизаны» так и кружились вокруг Москвы, захватывали мелкие французские отряды, отбивали обозы, пушки, зарядные ящики. Казаки несколько раз стремительными наездами врывались в самую Москву, и на ее улицах происходили кровавые схватки. В отдалении за подвижной цепью партизанских отрядов стояла русская армия; ополчения подходили к ней со всех сторон; армия, отдыхая, с каждым днем становилась все сильнее и готовилась к удару на слабеющего, расстроенного врага. Между тем под Москвой в тылу у французов, в Смоленской губернии, разгоралась народная война. Озлобленные нашествием врага крестьяне вооружались чем попало, хватали и били французов поодиночке или мелкими отрядами,сами иногда собирались в дружины, отбивали города, занятые французами, и выдерживали настоящие сражения с вражескими войсками. Часто во главе таких крестьянских дружин становились местные помещики, иногда отставной офицер или предприимчивый солдат, или церковный причетник, иногда предводитель выходил из самих же крестьян. В одном селе Смоленской губернии во главе крестьянского добровольческого ополчения стала вдова убитого французами старосты Василиса.

Вести о надвигавшейся со всех сторон народной войне очень смутили Наполеона. Его войска таяли и падали духом со дня на день все больше. Прошел месяц, и главная русская армия, стоявшая все время на юге от Москвы, у села Тарутина Калужской губернии, зашевелилась. 6 октября Кутузов перешел в наступление, разбил передовые отряды французов, причем взято было 1500 пленных и едва не был захвачен сам неаполитанский король Мюрат, родственник и любимый генерал Наполеона. Страшное смятение охватило французов, когда разбитые полки Мюрата беглецами явились в Москву.

Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края.
Последние минуты Наполеона в Москве

Стало ясно, что дальше держаться в Москве нельзя, и Наполеон в тот же день отдал приказ о выступлении. На прощание он велел взорвать на воздух Кремль и соборы и сжечь все казенные здания. Но взрыв Кремля был неудачен, не все мины взорвались. Новодевичий монастырь спасен был монахиней Саррой: она с четками в одной руке и с ведром воды в другой сорвала и залила фитиль, уже почти догоревший до пороха.

Едва стало известно о выступлении главных сил Наполеона из Москвы, казаки и партизаны со всех сторон начали вступать в опустевший город. Уцелевшие жители Москвы плакали от радости, когда на улицах первопрестольной показались первые русские отряды. Остаткам французской армии пришлось торопливо выступать вслед за главными силами.

Великое дело совершилось. Старик Кутузов, узнав о том, что французы выступают из Москвы, заплакал и сказал: «Боже, Создатель наш! Наконец ты внял молитве нашей! С этой минуты Россия спасена!»

«Пиво пьяное»

Пиво пьяное,

Ой, да дорогая ж дай она,

Ой, передай беседушка,

Дай беседа наша смерё-…, е-е, ой, да всё смерёная.


Всё смеренная.

Ой, да во беседе ж дай сидят,

Ой, сидят люди добраи, дай сидят старики почё-…, е-е,

Ой, да всё почётнае.


Всё почётнае.

Ой, да они речь толечко ведут,

Ой, славнаи ребятушки, дай про матушку кременну, е-е,

Ой, да кременну Москву.


Кременну Москву.

Ой да отчего, ой, только отчего,

Ой, наша кременна Москва, отчего она загора-…, е-е,

Ой, да загоралася.


Загоралася.

Ой, да заходила же дай она,

Ой, молода удоушка, заходила она в порховой, е-е,

Ой, да в порховой погреб.


В порховой погреб.

Ой, да зажигала же дай она,

Ой, молода удовушка, зажигала она свечу я-…., е-е,

Ой, да свечу яровую.


Свечу яровую.

Ой, да обронила же дай она,

Ой, молода удовушка, обронила она искру жа-…., е-е,

Ой, да искру жаркою.


Искру жаркою.

Ой, да от того, ой, только от того,

Ой, наша кременна Москва, от того она загора-…, е-е,

Ой, да загоралася.

Исполнитель:

Фольклорно-этнографический ансамбль «Кубаночка»

хутор Кубанский, Белореченский р-н, Краснодарский край

Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края.Ротяжная историческая песня в творчестве аутентичных исполнителей хутора Кубанский Краснодарского края.

© 2010-2022