Конспект урока музыки в 5-х классах Портрет в музыке и изобразитеьном искусстве

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато-Александровского Советского района» Ставропольского края















Открытый урок по музыке

в 5 а классе на тему

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»









Подготовил: учитель музыки

МОУ «СОШ №10 с.Солдато-Александровского»

Ботова Т.А.

Одобрено: руководитель МО

Медведева Т.А







2015-2016 учебный год

Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Задачи урока:

  • Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

  • Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.

  • Изучить биографию Н.Паганини

  • Слушать А. Паганини Каприс № 24 и сравнивать с интерпретацией С. Рахманинова

Планируемые результаты:

  • Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель».

  • Выразительные возможности скрипки.

  • Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация.

Музыкальный материал:

«Мелодия» П. И. Чайковского, «Чакона» И. С. Бах, «Каприс №24» Н. Паганини, интерпретации Каприса №24 - С. Рахманинова.

Ход урока.

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний.

Повторить основные моменты предыдущего урока. О чем мы говорили на прошлом уроке?

Ответы уч-ся:

О колоколах и появлениях их на Руси.

Рисунки детей.

Учитель: Изучив материал о колоколах, услышав их звучание, мы с вами в очередной раз убеждаемся в том, что музыка ,а следовательно и музыкальные инструменты обладают особой силой, преображает душу человека. Меняя его жизнь до неузнаваемости.

И конечно же этот вид искусства всегда находится во взаимосвязи с изобразительным искусством. Влияя на него. Но и изобразительное искусство также влияет на музыку.

На одном из уроков мы с вами говорили о музыкальной палитре, о способностях композиторов рисовать нотами картины.

Говоря о взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, сегодня мы поговорим о способности рисовать. А что именно я предлагаю вам определить самостоятельно, просмотрев материал. (youtube.com/watch?v=otX4VwC4MzU) Презентация № 1(до 1.18)

2.Формулирование темы урока. Планирование деятельности.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».

Теперь давайте составим план:

ПЛАН:

  • Познакомиться с известными скрипачами.

  • Послушать музыкальные произведения для скрипки композиторов разных времен.

  • Узнать имена знаменитых скрипичных мастеров.

  • Слушать Каприс №24 Н. Паганини.

  • Сравнить интерпретации С.Рахманинова.

Просмотрев данные портреты вы не просто увидели знаменитых композиторов, вы услышали одно из замечательных музыкальных произведений «Мелодия»П.И.Чайковского.

- Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Играет так самозабвенно,
И нежно и проникновенно,
Бывает первою в оркестре,
Её приветствует Маэстро!
Быстрей ответь мне без ошибки.
О чём я говорю? О -

Ответы уч-ся: о скрипке

3. Работа над новым материалом. Презентация №1(убрать звук)

Музыкальный портрет. Михаил Яворский.


Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.


Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести



И сегодня, "рисую" портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пупитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей- только ноты.

Нотный стан будет лучше чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.



Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой-
Все услышат в нём сердце и душу.


Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

(сделать звук громким)

Презентация №1 Понятие портрет в музыке

Задание 1: Познакомиться с известными скрипачами и скрипичными мастерами.

Художники и скульпторы часто изображают музыкантов и музыкальные инструменты в своих произведениях (Франческо Боттичини, Я. Ван Эйк.) Давайте рассмотрим портреты некоторых известных скрипачей. Жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Она может тихо плакать, истекая слезами, петь, говорить, кричать.

Задание 2: Послушать музыкальные произведения для скрипки композиторов разных времен.

В первой части презентации вы увидели портреты и натюрморты слушая сочинение для скрипки композитора Петра Ильича Чайковского «Мелодия» написанного им в (XIX в.).

А сейчас я предлагаю вам вновь отправиться в виртуальную картинную галерею под музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха «Чакона»написанного им в (XVIII в.)

О чем рассказала вам музыка? Какое настроение передает музыка?

Ответы уч-ся:

Учитель:

В Европе скрипка появилась в конце XV в. Это любимый инструмент бродячих музыкантов, которые играли на праздниках, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Скрипка, как народный инструмент сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше.

Звучала скрипка и в аристократических кругах - во дворцах, замках, в богатых домах и церквях. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.

Задание 3:Узнать имена знаменитых скрипичных мастеров.

Учитель: Самыми знаменитыми скрипичными мастерами были итальянские мастера: Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери.

Презентация №1(6.27-6.35)

Во всем мире всем известно имя итальянского композитора, скрипача-виртуоза XIXвека Никколо Паганини. Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».

Яркую, необычайную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы.

Сообщение учителя.

Никколо́ Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя - 27мая 1840, Ницца) -итальянский скрипач-виртуоз и гитарист, композитор.

Ранние годы

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757-1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей.

С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста, пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был.

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от него предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла. В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы», вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски. В этом же году меценат маркиз Джан Карло Ди Негро отвёз Никколо и его отца во Флоренцию. Здесь мальчик исполнил свои «Вариации…» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта. Концерт, данный Никколо во флорентийском театре, позволил собрать недостающие средства для поездки в Парму. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его.

Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную. Здесь, в доме маркиза Ди Негро, Паганини исполнил по просьбе находившегося в концертном турне Родольфа Крейцера с листа сложнейшие пьесы. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычайную славу этому юноше».

В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. В Ливорно Никколо дал немного концертов, остальное время он посвятил совершенствованию своей техники и занимался самостоятельно без преподавателей. Паганини придумал для себя и выполнял сложные упражнения, подобные упражнениям скрипача XVII века Вальтера. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения.

Начало самостоятельной карьеры. Лукка

В 1801 году опека отца над Паганини была прекращена. Свою концертную деятельность он возобновил ещё в декабре 1800 года в Модене. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Осенью 1801 года он приехал в Лукку.

Два выступления Паганини в луккском соборе были с восторгом приняты публикой. В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провёл несколько лет. По словам сына композитора Доменико Куиличи, Бартоломео, Паганини в Лукке занимался также преподавательской деятельностью и работал с музыкантами оркестра. Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную. Обратно в Тоскану его пригласила Элиза Бонапарт, ставшая, благодаря своему брату, княгиней Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. За небольшое жалованье он исполнял обязанности личного музыканта княгини, дирижировал спектаклями, регулярно устраивал концерты и давал уроки игры на скрипке князю. По признанию самого Паганини, у него в то время был роман с Элизой.

1808-1812 годы. Турин, Флоренция

В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Перед одним из концертов в Ливорно он поранил ногу и, прихрамывая, вышел на сцену. В зале раздались смешки, а когда с пюпитра упали свечи, они переросли в дружный хохот. Паганини, сохраняя невозмутимый вид, заиграл, однако неожиданно на скрипке лопнула струна, не останавливаясь он продолжал концерт и сорвал бурные аплодисменты. Для него не было в новинку играть не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне. Так, во время службы при дворе Элизы Бонапарт он написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для струн ля и ми, а позднее, ко дню рождения императора - сонату для струны соль «Наполеон».

Некоторое время Паганини провёл при туринском дворе Полины Бонапарт. Здесь он подружился с музыкальным распорядителем княгини Боргезе Феличе Бланджини (Blangini). Бланджини стал одним из самых горячих поклонников Паганини. В одном из писем друзьям в Париж он так отзывается о Никколо:

«Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок».

Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию. Луиджи Пиккьянти (Luigi Picchianti) рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции случае, в полной мере демонстрирующем его исключительное мастерство. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна.

Заграничные гастроли

Около 1813 года музыкант присутствовал в «Ла Скала» на одном из представлений балета Вигано-Зюсмайера«Орех Беневенто». Вдохновившись сценой безудержной пляски колдуний, поразившей его воображение, Паганини написал сочинение, ставшее одним из самых знаменитых в его творчестве - «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (Вариации на четвёртой струне).

Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года. Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвёртой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов в «Ла Скала» и в театре «Каркано[it]», и вариации под названием «Ведьмы» имели неизменно особый успех.

Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству.

27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.

В возрасте 34 лет Паганини увлёкся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. В 1828 году музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.

Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков.

Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, у него был синдром Марфана. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.

Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.

Музыка

При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».

Сейчас мы с вами сможем увидеть изображения мастера и услышать его произведение Каприс № 24. Одним из самых известных сочинений Паганини стал - «Каприс №24».

(В переводе с французского - прихоть, каприз).

Презентация 1 (6.35-8.49)

Задание 4: Слушать Каприс №24 Н. Паганини.

Послушайте фрагмент произведения, и ответьте на вопросы:

Знакома ли эта музыка?

Почему композитор назвал свое произведение каприс?

Слушание «Каприс №24»

Ответы уч-ся:

Учитель: Мелодию этого произведения неоднократно повторяли в своих сочинениях разные композиторы, как дань уважения и памяти скрипачу-виртуозу. Музыкальный портрет Паганини создал в своем произведении С. Рахманинов. На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.

Задание 5:Сравнить интерпретации С.Рахманинова.

Учитель: Сейчас мы послушаем интерпретацию Каприса №24 - Сергея Васильевича Рахманинова и попробуем сравнить ее с ранее звучавшим произведением. (Слушание)

Какие черты шедевра Паганини подчеркнуты композитором?

Ответы уч-ся:

III. Подведение итогов.

Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

Что самое главное необходимо запомнить с урока? (Ответы уч-ся:)

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)

Домашнее задание:

Подготовить сообщение о музыкальном инструменте «скрипка».

© 2010-2022