- Преподавателю
- Музыка
- Совершенствование педагогического мастерства учителя
Совершенствование педагогического мастерства учителя
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Афонина Н.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическое сообщение
«Совершенствование педагогического мастерства учителя».
Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса, а также это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения подрастающего поколения.
Педагогическое мастерство не принадлежность избранных педагогов. Им может овладеть каждый педагог, если он к этому стремится.
А. С. Макаренко, опираясь на свой опыт, раскрывает секрет обучения педагогическому мастерству, который заключается «прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем».
Безусловно, для выработки педагогического мастерства, учитель должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т. д., однако, несмотря на важное значение природных данных, мастерство можно и нужно вырабатывать.
Успешному овладению педагогическим мастерством способствует овладение педагогической «техникой и технологией» (А. С. Макаренко) и развитие педагогических способностей. Овладение педагогической «технологией» включает глубокое знание своего предмета на уровне современных наук и методическую вооруженность педагога. Овладение педагогической «техникой» предполагает формирование характера педагога и овладение умениями и навыками поведения, необходимыми ему в общении с воспитанниками. Формированию педагогического мастерства способствует самостоятельная деятельность педагога при условии целенаправленного воспитания кадров, осуществляемого педагогическим коллективом.
В педагогическом коллективе молодого коллегу учат требовательности к себе, умению критически оценивать свои знания и деятельность, видеть успехи и ошибки, помогают найти пути для их исправления, знакомят с работой старших товарищей, учат видеть общую направленность и перспективу. Доброжелательность, требовательность коллектива формируют у молодого учителя стремление активно учиться, творчески применять передовой педагогический опыт, изучать методическую литературу. Все эти аспекты обусловливают успешное продвижение учителя по пути к мастерству.
Далее внимание учителя сосредоточивается не на содержании того, что он излагает детям, а на том, как они усваивают материал, на том, чем обусловливаются трудности и ошибки у детей. Эта направленность развивает у учителя педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, распределенность внимания, педагогический такт.
Педагогический коллектив формирует также и особые черты личности педагога-мастера. Вот главные из них:
ярко выраженное стремление овладеть мастерством;
ответственность за результаты труда, за свое влияние на ребенка, преданность своему делу;
стремление к самостоятельному творческому поиску, отсутствие зазнайства; самоуспокоенности;
доброжелательность, готовность активно участвовать во всех видах деятельности своей школы, своего коллектива.
Следующей ступенью педагогического мастерства считаются педагогическое творчество и педагогическое новаторство.
Педагогическое творчество заключает в себе определенные моменты новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. Рационализатор не создает ничего принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляется своеобразное творчество. Также и педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Высшим уровнем профессиональной педагогической деятельности учителя является педагогическое новаторство. Само же это понятие происходит от латинского слова novator, что означает обновитель, т. е. человек, который вносит и осуществляет новые прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности. Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.
Литература:
-
И. Ф. Харламов «Педагогика».
-
В. И. Логинова, П. Г. Саморукова «Дошкольная педагогика».