Доклад Особенности звукоизвлечения приёма бряцания на балалайке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»

Управление культуры администрации г. Железногорска

Курской области








Доклад

Особенности звукоизвлечения приёма бряцания на балалайке.





Автор: Блинова И.С.,

преподаватель высшей

квалификационной

категории



г. Железногорск

2014г

Бряцание - основной приём игры на балалайке. Педагог музыкальной школы должен достаточно ясно и полно представлять стоящее перед ним задачи в процессе обучения ученика этому приёму. Знание конечной цели позволит ему выбрать те единственно верные средства для её осуществления, которые ведут к совершенству исполнения.

Поскольку бряцание содержит в себе элементы таких приёмов игры, как тремоло, двойное и одинарное пиццикато, задача педагога - целенаправленно и планомерно работать над постановкой исполнительского аппарата, следить за его свободой, за правильным движением руки. Неверные технические навыки отражаются на качестве звука и тормозят дальнейшее развитие ученика.

Бряцание извлечение звука указательным пальцем правой руки по всем струнам равномерным чередованием ударов вниз и вверх. Прежде чем начать движение, рука должна занять исходное положение, полностью соответствующее осуществлению стоящих перед ней задач. Это положение, при котором плечо находится в естественном опущенном состоянии, угол, образованный плечом и предплечьем, составляет примерно 90 градусов. Свободная кисть находится над нижней частью панциря, ближе к левому бедру.

Важнейшим условием, определяющим качество звукоизвлечения, является правильное положение пальцев правой руки, которое позволяет сконцентрировать центр тяжести кисти ближе к точке соприкосновения со струнами, то есть в ногтевой фаланге указательного пальца, даёт возможность извлекать качественный, компактный звук. Недостаточный контроль за состоянием пальцев правой руки приводит к слабому, тусклому или же, наоборот, к чрезмерному сильному, резкому звуку.

Бряцание - это удар (или ряд ударов) ногтевой фаланги указательного пальца по всем струнам сверху вниз или снизу-вверх. Этот приём игры является исходным для ряда других и имеет три разновидности, которые отличаются друг от друга направленностью ударов по струне:

  1. Удары сверху вниз- \/;

  2. Удары снизу-вверх-/\;

  3. Переменные удары-\/ /\.

Очень важно глубоко и последовательно освоить составные элементы бряцания, чтобы приобрести определённый двигательный навык, на основе которого в дальнейшем будут изучаться другие приёмы.

Приняв исходное положение перед извлечением звука, рука начинает замах. Он должен определять начало, темп, динамику, характер звучания. Непосредственным результатом замаха, его продолжением является удар сверху вниз, обозначаемый знаком \/.

Правая рука должна быть предварительно подготовлена без инструмента. Локоть правой руки ставится на какую-либо опору (стол, спинку стула), при этом кисть свободно свешивается. Средний и безымянный пальцы и мизинец несколько согнуты и приподняты над указательным, большой и указательный - свободны.

В основе движения руки на бряцание ударом сверху вниз лежит свободное падение предплечья и кисти. Чёткость и плотность удара регулируется весом предплечья и кисти. При ударе снизу-вверх надо следить, чтобы ноготь касался струны кончиком и не погружался больше, чем наполовину. Удар осуществляется над участком 20-22 ладов, под острым углом к деке, чтобы основная сила приходилась на первую струну (мелодическую).

В некоторых случаях в указательном пальце учащегося могут появиться болевые ощущения. Болевые ощущения могут быть вызваны следующими причинами:

1) Зажатостью кисти.

2) Подменой свободного падения руки резким усилием в момент удара.

3) Слишком высоким натяжением струн над панцирем (высокая подставка), из-за чего указательный палец заходит глубоко в струны, и удар приходится выше ногтя.

  1. Указательный палец выпрямлен, напряжен и ударяет по струнам ребром, в результате чего между струной и краем ногтя попадает мякоть пальца.

Начальным упражнением для освоения бряцания равномерными ударами сверху вниз является игра по открытым струнам одинаковыми длительностями в медленном темпе, чтобы учащийся хорошо ощутил вес поднятой руки и её свободное падение. Для выработки этого навыка служит упражнение №1.

(Приложение № 1)

Работая над этим упражнением, необходимо закрепить ощущение свободно падающей руки. Движения должны быть ровными, размеренными, фиксированием руки в крайних точках. Возвращение руки в исходное для удара положение должно по времени соответствовать исполняемым длительностям.

Если усвоен первый элемент приёма бряцания, можно перейти к изучению следующего. После удара по струнам сверху вниз из нижнего положения необходимо возвратить руку в исходное верхнее, осуществив при этом удар по струнам снизу-вверх.

Движение кисти во время удара вверх активизируется, так как теперь необходимо преодолеть естественный вес руки. Удар вверх является зеркальным отражением удара вниз. Касание струн указательным пальцем происходит в момент разворота кисти, так как в этот момент движение достигает наибольшей активности. Для отработки движения руки с чередованием ударов вниз и вверх по открытым струнам служит упражнение №2.

(Приложение №2)

В работе над упражнением следует фиксировать крайнее положение амплитуды движения руки, добиваясь ощущения полной свободы, соблюдая правильное положение пальцев, сконцентрировать своё внимание на освоении правильного движения правой руки.

Далее можно заняться освоением наиболее характерного для игры на балалайке приёма - бряцание двойными ударами. Если усвоены основные элементы бряцания, то следует перейти к бряцанию двойными ударами без фиксации крайних положений руки, одинаково с полной амплитудой. Начинать играть надо по открытым струнам и в умеренном темпе, чтобы следить за положением пальцев и свободой сочетающихся движений-прямолинейного у предплечья и колебательного у кисти. Естественно удар вниз будет сильнее, чем обратный, но это упражнение не ставит своей задачей добиться выравненности ударов вверх и вниз. Это будет темой последующих уроков. Упражнение №3 на бряцание двойными ударами.

(Приложение № 3)

Каждый удар вниз или вверх соответствует длительности в одну шестнадцатую. Во время игры упражнения №3 следить за направлением ударов: они должны осуществляться под небольшим углом к первой струне.

На следующем этапе освоения этого приёма ставится задача выравненности ударов по струнам вверх и вниз. Для этого необходимо активизировать комплексное движение руки, в особенности кисти, не изменяя положение пальцев, траектории и амплитуды. Активизация заключается в дополнительном броске кисти при ударах по открытым струнам в обоих направлениях. Упражняясь по открытым струнам, учащийся должен регулировать силу бросков кисти, контролируя слухом результат.

Упражнение №4 играть в умеренном темпе, постоянно обращая внимание на равномерность чередования двойных ударов, широкую амплитуду и свободу движения руки.

(Приложение № 4)

Амплитуду движения правой руки определяет предплечье. В зависимости от характера произведения движение руки во время бряцания делится на два вида: постоянное и переменное.

Постоянным движением исполняются кантиленные эпизоды с плавным переходом от одного аккорда к другому. Рука совершает равномерное, симметричное действие на протяжении всей фразы. Исполнение различных акцентов, синкоп и т. п. требует их подготовки, т.е. применение промежуточного замаха. Такое движение называется переменным. Движение руки с использованием промежуточного замаха делает исполнение более выразительным, позволяет точнее воссоздать художественный образ, выполнить нужную фразировку и нюансировку.

Важнейшее значение для педагога имеет задача научить ученика слушать себя, контролировать звучание инструмента. В конечном итоге именно качество звука является критерием, позволяющим оценить степень владения тем или иным приёмом игры на балалайке.




Использованная литература:

1) Вопросы музыкальной педагогики. В 6. 1985 г. М. Сенчуров «Бряцание - методические рекомендации».

2) Г. Андрюшенков «Начальное обучение игры на балалайке». 1983 г.

3) А. Шалов «Основы игры на балалайке». 1970 г.

4) Методика обучения на народных инструментах. 1975 г.



© 2010-2022