• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка посвященная 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева. Лекция-концерт: «Музыкальные образы в музыке С. С. Прокофьева»

Методическая разработка посвященная 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева. Лекция-концерт: «Музыкальные образы в музыке С. С. Прокофьева»

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка посвященная 125-летию со дня рождения

Сергея Сергеевича Прокофьева .

Лекция- концерт для учащихся 2-6 классов на тему:

«Музыкальные образы в музыке С.С. Прокофьева»


Выполнила и провела: преподаватель Хабирова Елена Насимовна.

Место проведения: МБУ ДО Иглинская ДМШ.

Время проведения: 01.03.2016

Учебный предмет: слушание музыки, музыкальная литература ,

Аудитория - младший и средний школьный возраст.

Тема урока: Видео - лекция , посвященная 125- летию со дня рождения русского композитора советского периода С.С. Прокофьева

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.С Прокофьева. Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка»)

Развивающая: Развивать навыки слушания и эстетического восприятия музыки, умение сопоставлять различия и сходства в музыке, обобщать пройденный материал. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.

Воспитывающая: Воспитывать патриотические чувства гордости за отечественную музыкальную культуру, чувство красоты в таком музыкальном жанре , как балет. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей.

Методы обучения: беседа, показ слайдов, видеозаписей фрагментов балета. прослушивание аудиозаписей.

Формы организации урока: видео - лекция ,контроль полученных знаний.

Оснащение и оборудование урока:

Компьютер, ноутбук, выставка нот с произведениями композитора.

Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети входят под музыку

  1. Постановка цели урока.

Учитель : Здравствуйте дети !Вы наверное обратили внимание на наш экран, с которого смотрит очень жизнерадостный человек .Имя этого композитора мы сейчас дружно прочтем вместе.

Дети читают :

Сергей Сергеевич Прокофьев

1891 - 1953

Русский и советский композитор, дирижёр и пианист

Учитель : 23 апреля музыкальная общественность нашей страны отмечает 125 -летие со дня рождения выдающегося композитора и музыканта Сергея Сергеевича Прокофьева.

Учитель : Мир классической музыки

Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года на Украине в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Его мать хорошо играла на рояле, и мальчик с раннего детства открыл для себя мир классической музыки

Поездка в Москву

В 5 лет Сережа уже пробовал сочинять небольшие пьесы для фортепиано. Одна из них, под названием «Индийский галоп», стала известной. Огромное впечатление на мальчика произвела поездка в Москву и посещение оперного театра, где Сережа услышал оперы «Фауст» Гуно и «Князь Игорь» Бородина. Будущий композитор вернулся домой и тут же приступил к сочинению оперы «Великан»

Учеба в консерватории

Талант С. С. Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства.

В возрасте 13 лет мальчик начал учиться в Петербургской консерватории. При поступлении Сережа поразил экзаменационную комиссию:

Представьте себе, в кабинете консерватории сидит серьёзная приёмная комиссия, в которой известные композиторы - Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов. И вот туда, сгибаясь под тяжестью больших папок с нотами, вошёл 13-летний мальчик. Вот мои сочинения», - сказал он. И тогда Н. А. Римский-Корсаков воскликнул: «Это мне нравится!

Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям - как пианист и как композитор. Прошли годы и его творчество приобрело широчайшую известность

Путешествие по миру

После окончания консерватории Прокофьев много лет путешествовал по разным странам. Он посетил Англию и Америку, Францию и Испанию, Японию и Кубу. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты ставились ведущими театрами мира.

К музыке Прокофьева публика привыкла не сразу. Сочинения Прокофьева поражали слушателя свежестью, динамичностью, в них была новая красота - красота дерзкого шествия молодости, сочетавшаяся с тонким лиризмом.

В театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты и скрипачи играют его концерты и пьесы.

Балет « Ромео и Джульетта»

Музыка знаменитого балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» вначале показалась непонятной и неудобной для танца даже талантливой балерине Галине Улановой, ставшей потом непревзойденной исполнительницей партии Джульетты. «Но чем больше мы в нее вслушивались, - рассказывала Уланова, - тем ярче вставали перед нами образы, рождавшиеся из музыки».

Опера « Любовь к трем апельсинам»

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Среди его сочинений оперы «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», кантата «Александр Невский», симфонии, концерты для инструментов с оркестром; музыка к фильмам

Произведения для детей

Прокофьев написал немало произведений для детей. Это песни, сборники фортепианных пьес и, конечно, знаменитая симфоническая сказка «Петя и волк», написанная на собственный сюжет для детей. Каждый персонаж в сказке охарактеризован определенным инструментом или группой инструментов: Волк - валторнами, Птичка - флейтой, Утка - гобоем, мальчик Петя - группой струнных инструментов. Позднее «Петю и волка» экранизировал американский мультипликатор Уолт Дисней.

Симфоническая сказка «Петя и волк» (просмотр)

Балет « Золушка»

В военные годы Прокофьевым было создано еще одно крупное сценическое произведение - балет «Золушка» (1945, Москва). Среди произведений военных и первых послевоенных лет - симфонии № 5 и 6 (1944, 1947), сонаты № 7, 8, 9 для фортепиано (1942, 1944, 1947), соната для флейты и фортепиано (1943; известна также в скрипичной редакции), соната для скрипки и фортепиано (1938-1946).

Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца Золушки. Сёстры вышивают шаль, а мать наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры музыка основана на мелких «царапающих» мелодиях. Так и видишь цепкие движения, резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые выкрики… Недаром сёстрам Золушки в балете даны красноречивые имена - Кривляка и Злюка

Слушание «Па-де шаль»

Вначале балета «Золушка» появляется персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот.

Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный и изящный танец с поклонами и неторопливыми движениями.

Слушание «Гавот»

Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно. Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса. Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной .

Саморефлексия :

С какими произведениями Прокофьева мы сегодня познакомились? Назовите самы крупные из них?

Сцены из произведений Прокофьева

Почему мы говорим : «Разный Прокофьев»

Сквозь время , мы послушаем живой голос Прокофьева

Заключение

Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так сказал об этом композиторе: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений».











Юные пианисты играют маленькие произведения из его сборника «Детская музыка», сказка «Петя и волк» знакомит слушателей с инструментами симфонического оркестра.

Одним из самых известных его сочинений является балет «Золушка».

  1. Вы знаете эту сказку?

  2. Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку? (Шарль Перро.)

  3. Назовите главных героев этой сказки.

  4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.)

Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Впервые балет «Золушка» был показан в Большом театре в 1945 году, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Впоследствии «Золушку» ставили во многих других театрах нашей страны и в различных странах мира.

С. Прокофьев - мастер музыкальных портретов героев. Вы помните, что в его симфонической сказке «Петя и волк» каждый персонаж имел свою тему: Петя, дедушка, птичка, кошка, утка. Вот и для каждого героя балета «Золушка» композитор нашёл особые средства выразительности. Образ Золушки рисуют певучие, плавные мелодии. А в музыке, которая рисует сестёр и мачеху, звучат колючие, короткие мотивы и острые, стучащие ритмы. Всё это хорошо слышно с самого начала балета.

Методическая разработка посвященная 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева . Лекция- концерт : «Музыкальные образы в музыке С.С. Прокофьева»

Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца Золушки. Сёстры вышивают шаль, а мать наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры музыка основана на мелких «царапающих» мелодиях. Так и видишь цепкие движения, резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые выкрики… Недаром сёстрам Золушки в балете даны красноречивые имена - Кривляка и Злюка.

Слушание: «Па де шаль»

  1. Каким был характер музыки, рисующей образы сестёр Золушки? (Злым, острым, резким, колючим, быстрым.)

  2. Кто исполнял музыку? (Симфонический оркестр.)

Методическая разработка посвященная 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева . Лекция- концерт : «Музыкальные образы в музыке С.С. Прокофьева»

Вначале балета «Золушка» появляется персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот.

Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный и изящный танец с поклонами и неторопливыми движениями.

Слушание: «Урок танца. Гавот»

  1. Какие музыкальные инструменты исполняли главный мотив «урока танцев»? (Струнные.)

  2. Как звучала музыка? (Музыкальный язык яркий, острый. Композитор слегка посмеивается над важным, чопорным старинным танцем.)

Методическая разработка посвященная 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева . Лекция- концерт : «Музыкальные образы в музыке С.С. Прокофьева»

Для этого балета композитор написал необычную музыку - партию часов, которые должны были напомнить Золушке о том, что ,пришло время уезжать с бала. В балете придуман такой ход: в полночь из часов выйдут карлики, которые будут показывать нужное время. Послушайте отрывок из балетного либретто.

И вот появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от неё глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам, которые не узнают замарашки в её великолепном наряде.

Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики: «Пора, Золушка!» - напоминают ей часы. «Пора!» - неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца.

Бьёт полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет хрустальную туфельку. Принц бросился за ней, но её и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Обратите внимание на то, как после 12-того удара часов композитор рисует превращение Золушки опять в замарашку. Это покажет музыка - она станет грустной. Но, в тоже время, мы услышим в ней надежду на то, что эта сказка закончится хорошо.

Слушание: «Полночь»

  1. В каком музыкальном жанре создал композитор тему часов? (В жанре марша.)

  2. Какой вам показалась эта музыка? (Злой, очень громкой.)

  3. Что передают звуки симфонического оркестра? (Тиканье и бой часов.)

Методическая разработка посвященная 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева . Лекция- концерт : «Музыкальные образы в музыке С.С. Прокофьева»

Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно. Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса. Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной.

Слушание: «Вальс»

  1. Какой была музыка в самом начале? (Спокойной, напевной, мелодичной.)

  2. Как изменилась музыка в конце отрывка? (Стала грустной, безрадостной.)

  3. Как по-вашему, что происходит в этот момент на балетной сцене? (Платье Золушки превращается в старое, исчезают карета, кони, кучер.)

Но не надо расстраиваться, ведь вы все читали эту сказку и знаете, что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё счастье.

Смысл сказки о Золушке заключается в утверждении доброго и человеческого отношения к жизни в противоположность злобе, зависти и эгоизму. Своей музыкой С. С. Прокофьев воспевает добрые человеческие качества и осуждает душевную чёрствость и злобу. Такое противопоставление характеров в искусстве называется «контраст».

  1. Встречается ли в «Вальсе» контраст? (Да.)

  2. Какие образы контрастны? (Образ Золушки и образ часов.)

  3. Как проявляется контраст в мелодиях? (Мелодия Золушки нежная, праздничная, мелодия часов резкая, злая.)

  4. Какие музыкальные жанры использованы, чтобы подчеркнуть контраст между этими образами? (Танец вальс и марш.)

Познакомившись с музыкой к балету «Золушка», вы убедились в том, что композитор С. С. Прокофьев сумел разглядеть в сказке глубину и мудрость, прославил чистоту и прелесть трудолюбивой девушки Золушки, скромностью, добротой, побеждающей все невзгоды своей жизни, и высмеял мещанский, корыстный духовный мирок её злой мачехи и жадных, завистливых сестёр.

Любовь к сказке объясняется ещё одной особенностью характера композитора: до конца своих дней он сохранил свежесть восприятия мира, способность радоваться жизни.

Вопросы и задания:

  1. Обратите внимание на слова «бал» и «балет». Как вы думаете, что их объединяет?

  2. Какой танец на балу исполняла Золушка? Какой характер этого танца?

  3. Внимательно послушайте фрагмент «Полночь» из балета С. Прокофьева «Золушка». Согласны ли вы с композитором, который дал такое название? Какое в ней настроение? Как вы думаете, почему?

Учитель . Вот и закончилось наше занятие, посвященное 125- летию Сергея Сергеевича Прокофьева. Всем спасибо всем за внимание!

















































Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Иглинская детская музыкальная школа имени Магафура Хисматуллина»

Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан






Методическая разработка посвященная 125-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева

Урок - концерт

« Музыка С.С.Прокофьева»






Выполнила и провела

Преподаватель ДМШ

Хабирова Елена Насимовна


с.Иглино .


март 2016.




© 2010-2022