Методический материал Артикуляция при игре на смычковых инструментах

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Артикуляция при игре на смычковых инструментах

Артикуляция (от латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей).

В скрипичном исполнительстве артикуляция связанна с функционированием главных артикуляционных органов инструмента - смычка и струны. В нотной записи артикуляция обозначается (кроме указанных выше) tenuto, portato, marcato, spiccato, ricochet и др. Или графическими знаками - лигами, точками, черточками, клинышками и различными комбинациями этих знаков. Способ исполнения, характер звукоподачи, связанный с типом движения смычка, называется штрих и, следовательно, должен рассматриваться как явление артикуляции. Выбор штриха определяется характером и стилистическими особенностями исполняемой музыки, а также интерпретацией. Существуют различные точки зрения на классификацию штрихов, но до сих пор в теории скрипичного исполнительства нет единой, общепринятой их классификации. Музыкальная артикуляция определяется тремя основными формами переходных акустических процессов: атака, протяженность и окончание отдельного тона.

Акустическая особенность смычковых музыкальных инструментов с фрикционным способом звукоизвлечения допускает различную атаку звука, градация которой простирается от почти незаметного до очень четкого произношения. Звуковедение после атаки может осуществляться с равномерным звучанием, с усилением и ослаблением звука. Изменение динамики звука, его тембра осуществляется варьированием моментов звукоизвлечения, связанных с соотношением скорости ведения смычка, его давления на струну и игровой точкой на струне. Особое внимание в скрипичном исполнительстве придается характеру завершения звучания каждого тона и, соответственно, характеру перехода от одного тона к другому. Произношение звуков, составляющих музыкальную фразу, связано со специфическим приемом воздействия смычка на струну. Здесь используются следующие приемы:

I. Наплыв соседних тонов происходит при плавной смене струн.

II. Плавное соединение соседних тонов на одной струне.

III. Соседние тоны разделены четкой атакой.

IV. Разделительную функцию между соседними тонами выполняет как атака, так и затухание звука предыдущего тона; смычок сохраняет постоянный контакт со струной.

V. Разделительную функцию между соседними тонами выполняет пауза, смычок сохраняет постоянный контакт со струной.

VI. Разделительную функцию между соседними тонами выполняет пауза, во время которой смычок покидает струну.

VII. Крайнее выражение предыдущей артикуляции, когда слышна только первая тонема-атака, а протяженность второй тонемы или слишком мала, или почти отсутствует.

I. Соединение тонов с наплывом.

Такую артикуляционную задачу мы сможем выполнить при исполнении нот на соседних струнах штрихом legato. Если при игре legato данная артикуляция появляется периодически, то при исполнении таких приемов, как bariolage и arpeggio, артикуляция с наплывом тонов осуществляется регулярно.

II. Плавное соединение соседних звуков.

Музыкально-выразительные возможности скрипки в выявлении вокальной и мелодической ее природы в наибольшей степени проявляются в таких игровых приемах, как legato и detache. Несмотря на различный способ артикулирования, и legato, и detache обладают в большей или меньшей степени слитностью и певучестью.

В штрихе legato слитность достигается исполнением нот на один смычок, когда появление нового тона означает прекращение звучания предыдущего за счет смены игрового пальца левой руки или смены струны.

В штрихе detache слитность достигается плавной сменой направления движения смычка. Способность смычкового инструмента слитно соединять соседние тоны мелодии даже при смене направления движения смычка используется музыкантами не только в штрихе detache, но и при исполнении мелодии приемом legato, когда требуется исполнить протяжную мелодическую фразу несколькими смычками

III. Соседние тоны разделены четкой атакой.

Музыкально-образная характеристика звукового произношения, которая реализуется этим видом артикуляции, отличается тем, что предыдущий тон еще не предвосхищает последующую четкую атаку наступающей ноты. Разделительную функцию несет в себе не предыдущий тон, когда он своим затуханием или прекращением заранее как бы отделяется от следующего тона, а начало следующего тона благодаря его четкой атаке.

Такое разделение соседних тонов мелодии достигается как правой, так и левой рукой. В актив левой руки можно отнести такие приемы, как более сильный удар пальцем по струне, смена позиции и импульсную вибрацию. Эти приемы способны более четко отделять между собой ряд тонов, исполняемых одним движением смычка. Такой штрих можно назвать декламационное legato.

IV. Соседние тоны разделены затуханием предыдущего и атакой следующего.

Затухание звука происходит за счет ослабления воздействия смычка на струну уменьшением как его давления, так и скорости ведения. Такого акустического эффекта можно достигнуть или исполнением ряда нот на один смычок, или раздельными движениями смычка на каждую ноту.

V. Разделительную функцию между соседними тонами выполняет пауза; смычок сохраняет постоянный контакт со струной.

Главная особенность этого вида артикуляции состоит в наличии более или менее продолжительной паузы между исполняемыми тонами, причем пауза образуется за счет недоигрывания предыдущего тона, сохраняя ритмическую его организацию. Задержка смычка на струне во время паузы дает возможность и более четко атаковать следующий тон, что вносит в данную артикуляционную характеристику определенную остроту.

VI. Разделительную функцию между соседними тонами выполняет пауза, во время которой смычок покидает струну.

Этот вид артикуляции, в отличие от предыдущего, характеризуется свободным затуханием звука при снятом смычке, хотя атака звука имеет с ним много общего. Так мгновенная остановка смычка на струне перед взятием ноты с воздуха роднит этот вид артикуляции с martele, которая характеризуется специфическим шумом в атаке звука. Если же атака производится с воздуха без предварительной остановки смычка на струне, то тонемы этого вида артикуляции заметно отличаются от martele, т.е. специфические шумы отсутствуют.

VII. Крайнее выражение предыдущей артикуляции, когда звучащая часть ноты очень мала по сравнению с паузой.

Эта артикуляция характеризуется острой атакой, предельно короткой тонемой протяжение и значительной паузой. Таким образом, темп данного штриха зависит от размера межтоновой паузы, что определяет его как delayed spiccato. Как правило, этот вид артикуляции исполняется раздельными движениями смычка двумя способами, которые по музыкально-художественной характеристике отличаются друг от друга:

- Первый исполняется броском смычка в верхней его части и звучит очень сухо. Назовем его secco spiccato.

- Второй легче всего исполнять в нижней части смычка "от струны", когда скрипач использует не пружинящее свойство смычка, а силу сцепления волоса со струной. Атака звука такая же, как в штрихе martele, но смычок сразу же после атаки снимается со струны. Этот вид штриха можно назвать острое spiccato.

Очень часто в скрипичной литературе встречаются такие артикуляционные приемы, когда все звуки музыкальной фразы сгруппированны попарно, как, например, в штрихе Виотти. Причем связь тонов внутри пары осуществляется одним артикуляционным приемом, а связь тонов между парами - другим. Их нельзя отнести ни к базовым штрихам, ни к комбинированным. Поэтому, они имеют самостоятельное значение, определяемые как парные штрихи.

© 2010-2022