Статья Образовательные ресурсы современного урока музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательные ресурсы современного урока музыки.


Музыкальное искусство в жизни человека - явление многофункциональное. Само звучание музыки по своему эмоциональному воздействию уже может стать уроком. Образовательный эффект усиливается, когда педагог ставит задачу не только прослушать произведение, но и понять авторский замысел, ощутить изменчивость мелодии, почувствовать смысловые музыкальные оттенки.

Стандарты современных программ по музыке, требования к уровню подготовки учащихся обусловлены многофункциональностью самой музыки, во время прослушивания которой ученик последовательно выполняет различные действия, а учитель предлагает ему проявить себя в различных «позиционных» ролях: «слушатель», «наблюдатель», «толкователь», «исполнитель», «автор-интерпретатор». С этой целью используются различные методические приемы:

- музыкальное «приветствие радости», когда на фоне простой мелодии (попевки) дети здороваются друг с другом и учителем, желают всем доброго дня, улыбок, хорошего настроения;

- «Музыкальные листочки» и «Музыкальный подарок». Под звучащую музыку ребята передают листочки (это могут быть простые тетрадные листы или кружочки с улыбающимся лицом, солнышком), на которых записывают свои пожелания одноклассникам, музыкальные подарки: «Я дарю тебе сегодня «Турецкий марш» В.А. Моцарта». Во время урока мы обязательно прослушиваем мелодии из них.

Перечисленные приемы помогают настроить учащихся на единый темпоритм, выработать навыки взаимодействия детей с учителем. Ритмическая фраза будет повторяться до тех пор, пока каждый из ребят не сможет произносить ее легко, интонационно чисто, с улыбкой на одном дыхании. Ребенок и музыка как субъект и объект музыкальной деятельности находятся в непосредственном контакте друг с другом, а встреча с музыкой становится для растущего человека значимым событием.

Успешному выполнению деятельностных задач и учебно-познавательных ролей способствует техническое оснащение кабинета музыки: телевизор, музыкальный центр, видеоаппаратура, караоке, магнитофон, микрофоны, компьютер, передвижная доска, комплект шумовых инструментов, фортепиано, синтезатор, много ауди- и видеозаписей. Расположение кабинета дает учителю возможность проводить часть занятий в актовом зале, используя такие формы уроков, как викторина, защита музыкальных проектов, урок - концерт, урок - ролевая игра, урок - импровизация и т.д. В кабинете есть стенды для демонстрации достижений учащихся.

Развитие личности ребенка в ходе урока происходит через саму музыку, которая для ученика предстает как неизведанный объект, путешествие в таинственную страну, где дети находят препятствия, совершают открытия, сочиняют, осваивают, изучают, узнают - создают себя сами, формируют новые качества и свойства.

Литература

Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М., 2003.

Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М. Центр «Пед. Поиск», 2003.

Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников: материалы научно-практической конференции. - М.: ИСМО РАО, 2006.

Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - М., 1977.

Татарченкова, С.С. Урок как педагогический феномен: учеб. - метод. пособие / С.С. Татарченкова. - СПб.: КАРО, 2005.


© 2010-2022