Исследовательская работа Этнические танцы мордвы

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Краснослободская средняя общеобразовательная школа №1»











Исследовательский проект

Этнические танцы мордвы











Выполнила: Дудникова Ирина Вячеславовна,

ученица 9 класса

Руководитель: Макарова Ирина Александровна,

учитель искусства








г. Краснослободск 2015

Актуальность исследовательского проекта

- это этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши, который имеет общую национальную основу.

Гипотеза исследования

- это познания мордовского (мокша, эрзя) танца в комплексе всех аспектов, которые предлагают изучение культурно-исторического опыта традиций присутствия народного танца в повседневной культуре.

Цель работы: Исследование этнического танца мокши и эрзи (слайд 4)

Задачи: (слайд 5)

- сравнение одежды мордвы;

- сравнение хореографии мордвы;

- представление особенностей этнических танцев мордвы-мокши и мордвы-эрзи.

Объект исследования

- это танцевальная культура мордвы.

Предмет исследования

- это мордовский этнический танец мокши и эрзи.



Оглавление (слайд 6)

Введение

Этнический танец мордвы

  1. Мокшанский женский танец

  2. Эрзянский женский танец

Заключение

Список литературы

Введение (слайд 7)

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

(слайд 8) Хореография мордвы является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национально-самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.

В мордовском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.

Мордовский народ с древнейших времен через пластику танца выражал многообразие чувств. Желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав формировало своеобразную копилку танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, являясь формой передачи родовых традиций, средством познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в определенный язык движений традиционного национального танца, образуя в итоге своеобразную пластическую летопись.

И в наши дни в культуре мордвы бытуют хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

Содержание мордовского танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Пластикой рук воспроизводят движения реального трудового процесса: наматывание ниток, прядение, сучение, вышивание, полоскание и т. п. Эти движения действенного характера, выражающие конкретные элементы человеческого труда, исполняются они без усилий, как в игре.

Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.

Этнический танец мордвы

  1. Эрзянский женский танец (слайд 9)

Эрзянский женский танец имеет специфические особенности: мелкую и достаточно однообразную технику ног, отсутствие некой вольности движений рук, свободы и простора пластики. Эрзянка в танце сдержанна, степенна, скромна и изящна.

Исследовательская работа Этнические танцы мордвы

А. А. Шахматов отмечает: «Девки целые ночи водят с парнями хороводы..., девки идут плясать: хоровод образует продолговатый круг, в середину которого выходят две девушки, начинают потаптывать на месте и, медленно разводя руками, подергивая плечами и станом, переходят с места на место (меняются местами) - в этом и состоит вся пляска». М. И. Чувашов продолжает мысль и считает: «Эрзянская пляска в корне отличается от русской. Девицы образуют круг, и все, в один такт, притопывая ногами, медленно подвигаются справа налево, потом слева направо с разными телодвижениями... Каждая девушка-исполнительница остается на месте...в такт музыке притоптывает ножкой, красиво покачивает головой, и совершает изящные движения плечами и корпусом. Пластика движений делается согласованно и дружно, общее впечатление создается очень красивое».

Эрзянские женщины «высокого роста, плечисты и до старости ходят прямо; между ними встречаются с правильными и очень красивыми лицами». В «фольклорном» танце «эрзянка в этническом костюме видит себя высокой, т. е. чувствует и даже ощущает, осмысливает и осознает свою осанку статной, величавой», - считает искусствовед Т. П. Пронина. Эрзянки украшают перстнями все пальцы, подмечает И. И. Лепехин: «на лучших перстнях прикрепляют цепочки с серебряными деньгами, а на убогих с медными».

Говоря о пластике и внешнем виде девушек-эрзянок, П.И.Мельников-Печерский отмечая изысканную одежду и походку, сравниваемую с поступью породистой лошади, которая держит голову прямо, не опуская глаз в землю, ступая сильно и ровно, «Катя, Катенька, матерька, щегольски одевается, ходит щегольски и важно. Ай, в Саратовских чулках, высокопятых башмаках, в шестиполостной узорчатой рубахе, с двенадцатью платками за поясом, как заря горит…Как облупленная липа - бело её тело; как скатанный льняной холст - но ногах её обувь; походка её, как у детища лучше лошади».

К. Фукс отметил другую особенность - эрзянские девушки прекрасно владели не только мордовским, но и русским танцем.

2.Мокшанский женский танец (слайд 10)


Исследовательская работа Этнические танцы мордвы

Как указывают наблюдатели XVIII-XIX вв., движения девушек и молодых женщин в мокшанском танце были замедленными, грузными, лишенными легкости. Мокшанки отличались от эрзянок тем, что «многочисленные нагрудные, пышные набедренные украшения зрительно делали женскую фигуру устойчивой и тяжеловесной, словно вырастающей из земли, а толстые ноги, которые таковыми получались благодаря аккуратно обернутым обмоткам».

И.Н.Смирнов писал: «Мокша отличается большей массивностью сложение и вытекающей отсюда неповторимостью. Не обладая грацией и изяществом движений, мокшанские девушки и женщины проявляют в походке, в говоре, в жестах самоуверенную силу и энергию. Прямой, несколько откинутый в зад стан, тяжелый размашистые движения, громкая речь с несколько хрипловатыми нотами».

Отмечалось также, что мокшанки щеголяли своими ногами, одевая короткие рубахи, так как главными достоинствами женщины считалось здоровье, сила, выносливость, а костюм подчёркивал эти качества.

А.А.Шахматов пишет: «Девки, одевалися в самые лучшие наряды, а красивые, ловкие и статные надевали старинную, особенно нарядную, одежду - … вышитую мишурой, блёстками, и увешенную по плечам и рукавам маленькими бубенчиками даже колокольчиками; звучно побрякивая ими в такт во время пляски, девка блистала в ярком пурпуровом наряде».

Все это отразилось в пластике женского танца, когда девушки с поднятыми вверх руками ходят по кругу, слегка пританцовывая и звеня колокольчиками («пайго- нят»), или выплясывая посреди круга, делая резкие движения, подпрыгивая, иногда переходя на дробь звучно побрякивая ими в такт пляски.

Мокшанская девушка, скрестив руки, в праздничном костюме могла выделывать ногами сложные и разнообразные движения, а при каждом ударе ногами медные побрякушки встряхивались на груди, на поясе, на голове и звенели, как колокольчики. По этой причине мокшанский танец имеет ряд особенностей: выделяются мелкие движения ног и небольшой шаг, как отмечают исследователи: «Мордвины относительно низкорослые, но в плечах широкие», а в танце «все прыткие,...по-мордовски семенят».

Танцующую мокшанку можно узнать по звону бубенчиков, колокольчиков, погремушек, «ее сначала услышишь, а потом увидишь». Руки в танце принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение. Скромность девушки заключена не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, нет ни тени жеманства либо пустого кокетства, девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Юноша не ведет девушку в танце за руку, а, наоборот, сопровождает ее рядом: два гордых, достойных друг друга человека.

(слайд 11) Руки мокшанок из-за тяжелых массивных украшений в танцевальных действах не могут свободно двигаться и подниматься выше уровня головы, так как тяжелые массивные украшения находятся ни только на груди, но иногда покрываю и плечи, что вызывает определённые затруднения в переводе рук.. Они принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение в народном танце, неся в себе смысловую значимость в пластике мокшанской хореографии.

Исследовательская работа Этнические танцы мордвы













Заключение (слайд 12)

Учитывая эти свидетельства, можно говорить о том, что пластика, движения и другой танцевальный материал имели этническую принадлежность. Мордва к исполнению плясовых элементов относилась как к торжественному коллективному ритуалу. Поклоны к земле указывали на связь с земным и подземным мирами. Воздевание рук ввысь - с миром небесным, а покачивание в разные стороны символизировало очерченный круг, законченность, движение солнца и луны. Движения женского этнотанца мордовки (мокшанка, эрзянка), ударные элементы ног, положение рук, подергивание плеч и встряхивание кистей, подскоки, мелкая дрожь, движение бедер из стороны в сторону возникли не сами по себе, а как элемент магической функции звенящих украшений, которые влияли на пластику и материал этнического танца. Кроме того, праздничный костюм мордвы-мокши и мордвы-эрзи отличались массивностью и громоздкостью, что повлияло на проявление общих черт в танцевальной лексике этих групп (хотя существуют и различия в пластической динамике).

Характеристика танцевальной культуры мордовского народа взаимосвязана не только с этническим характером (упрямством, решительностью), но и темпераментом (молчаливостью, раздражительностью).

До сих пор сохранились образцы мордовского этнотанца, претерпевшего ряд изменений в пластике, образном строе, действенном воспроизведении и в техническом исполнении, которые бережно сохраняются на кафедре национальной хореографии Института национальной культуры национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.




Список литературы (слайд 13, 14)

  1. Бурнаев А. Г. Мордовский танец (история методика практика) : учеб. пособие / А. Г. Бурнаев. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - С.232

  2. Бурнаев А. Г. Культурная модель мордовского танца / А. Г. Бурнаев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - С.204

  3. Бурнаев А. Г. Мокшанский и эрзянский танец мордвы // Студия Пяти-па.- М., 2006. - Вып. № 1 (15) - С. 29-32.

  4. Источники интернета:

portal.do.mrsu.ru/info/arts/dance/mordovia/

zubova-poliana.ru/history-dances.htm



© 2010-2022