- Преподавателю
- Музыка
- Статья Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математики
Статья Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математики
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саблина Л.В. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математики»
Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами:
-
Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков
-
Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.
Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: " Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.
Формы обучения
Формы контроля
-
Направленные преимущественно на теоретическую подготовку:
-
лекция
-
семинар
-
консультация
-
конференция
-
и др.
Направленные преимущественно на практическую подготовку:
-
практикум
-
деловая игра
-
дидактическая игра
-
и др.
-
Контрольные работы
-
Блиц - опросы
-
Самостоятельные работы
-
Защита реферата
-
Защита темы
-
Зачёты
-
Переводные экзамены
-
Выпускные экзамены
-
Мониторинги
-
Комплексное собеседование
-
Индивидуальное собеседование
-
Урок - основная форма обучения
Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Итак, проанализировав собственные методы ведения урока, подготовки к нему, я выделила те основные приёмы, которые мне удаётся использовать, которые приводят эффективно к хорошим результатам, но при этом для предостережения молодых педагогов, отмечу недостатки сложившейся практики, возникающие из-за недостаточной практики, малого опыта работы.
ТРЕБОВАНИЯ К
СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
НЕДОСТАТКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
-
обязательное чёткое планирование всего курса:
-
точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока;
-
хорошо, если ученики видят краткий план урока (на маленькой доске), т.к. им гораздо комфортнее (замечено мною), когда они понимают, чего ожидать от учителя;
-
учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива;
-
учёт интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях;
-
чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов;
-
продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
-
Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
-
Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), не комплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).
-
Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
-
чёткое распределение времени:
-
начало с первыми секундами урока (не опаздывать самим на урок, т.к. и этим вы воспитываете в детях уважать своё и чужое время);
-
не заканчивать урок со звонком сиюминутно, который порой обрывает решение какой-либо задачи на половине, тем самым приучая доделывать начатое;
-
выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока;
-
формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания;
-
Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
-
Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.
-
сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности;
-
Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
-
Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
-
осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой;
-
Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
-
Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования. Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.
-
выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков; (ежедневный мониторинг: от min к max)
-
Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.
-
Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
-
соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий (аккуратный, чистый кабинет, в котором продуман вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта, правильно подобранной мебели, нужного освещения и т.д. работает на достижение лучшего результата обучения );
Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.
-
развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации, компьютерной техники); О ПРЕЗЕНТАЦИЯХ.
Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
-
определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается
-
Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
-
Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.
Всё вышесказанному можно научиться, заставить себя следовать, но самое главное, а это либо есть, либо это отсутствует - нужно просто ЛЮБИТЬ СВОЮ РАБОТУ так, чтобы хотелось каждый день становиться лучше, чтобы хотелось заслуживать уважение, а возможно и любовь, каждого ученика; чтобы грызли постоянные сомнения в собственном совершенстве…
-
Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков
-
Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.