• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математики

Статья Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математики

Все самое важное для ученика совершается на  уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: " Урок  – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Современный   урок  – это прежде всего  урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Главную роль среди основных ха...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математикиСтатья Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математикиСтатья Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математикиСтатья Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математикиСтатья Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математики«Требования и недостатки современного урока, влияющие на качество преподавания математики»

Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами:

  • Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков

  • Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: " Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.

Формы обучения

Формы контроля



  • Направленные преимущественно на теоретическую подготовку:

    • лекция

    • семинар

    • консультация

    • конференция

    • и др.

    Направленные преимущественно на практическую подготовку:

    • практикум

    • деловая игра

    • дидактическая игра

    • и др.

    • Контрольные работы

    • Блиц - опросы

    • Самостоятельные работы

    • Защита реферата

    • Защита темы

    • Зачёты

    • Переводные экзамены

    • Выпускные экзамены

    • Мониторинги

    • Комплексное собеседование

    • Индивидуальное собеседование



Урок - основная форма обучения

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Итак, проанализировав собственные методы ведения урока, подготовки к нему, я выделила те основные приёмы, которые мне удаётся использовать, которые приводят эффективно к хорошим результатам, но при этом для предостережения молодых педагогов, отмечу недостатки сложившейся практики, возникающие из-за недостаточной практики, малого опыта работы.

ТРЕБОВАНИЯ К

СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

НЕДОСТАТКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

  • обязательное чёткое планирование всего курса:

  • точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока;

  • хорошо, если ученики видят краткий план урока (на маленькой доске), т.к. им гораздо комфортнее (замечено мною), когда они понимают, чего ожидать от учителя;

  • учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива;

  • учёт интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях;

  • чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов;

  • продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.


  • Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.

  • Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), не комплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).

  • Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.


  • чёткое распределение времени:

  • начало с первыми секундами урока (не опаздывать самим на урок, т.к. и этим вы воспитываете в детях уважать своё и чужое время);

  • не заканчивать урок со звонком сиюминутно, который порой обрывает решение какой-либо задачи на половине, тем самым приучая доделывать начатое;

  • выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока;

  • формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания;

  • Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.

  • Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.


  • сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности;


  • Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.

  • Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.

  • осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой;


  • Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).

  • Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования. Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.

  • выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков; (ежедневный мониторинг: от min к max)


  • Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.

  • Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.

  • соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий (аккуратный, чистый кабинет, в котором продуман вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта, правильно подобранной мебели, нужного освещения и т.д. работает на достижение лучшего результата обучения );

Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.


  • развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации, компьютерной техники); О ПРЕЗЕНТАЦИЯХ.

Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.


  • определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается


  • Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.


  • Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.

Всё вышесказанному можно научиться, заставить себя следовать, но самое главное, а это либо есть, либо это отсутствует - нужно просто ЛЮБИТЬ СВОЮ РАБОТУ так, чтобы хотелось каждый день становиться лучше, чтобы хотелось заслуживать уважение, а возможно и любовь, каждого ученика; чтобы грызли постоянные сомнения в собственном совершенстве…

  • Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков


  • Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.


© 2010-2022