• Преподавателю
  • Музыка
  • Развивающий курс Янтарики. Музыкально-эстетическое воспитание для подготовительной группы в общеобразовательной школе

Развивающий курс Янтарики. Музыкально-эстетическое воспитание для подготовительной группы в общеобразовательной школе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №17









Развивающий курс «Янтарики»

Музыкально-эстетическое воспитание для подготовительной группы в общеобразовательной школе (6-7 лет)



Разработка: Беспаловой В.А., педагога дополнительного образования

























г.Калининград

Пояснительная записка.

Искусство для детей - яркая страница в большом искусстве взрослых. Встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эмоции. Воздействуя на чувства, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. Практическая деятельность ребенка - игра, занятия, выполнение определенных обязанностей имеет важное значение для эстетического развития и особое место в этом занимает художественная деятельность, будь то пение и музыка, изобразительное искусство и стихи.

Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, выступающих всегда в комплексе, которые помогают становлению разносторонних художественных способностей ребенка.

Цель развивающего курса - приобщение детей к разным видам художественной деятельности, помочь детям найти красоту поэзии, живописи, музыки и танца.

Задачи: - приучать прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к её краскам;

- развитие «сенсорной готовности», т.е. определённого уровня развития процессов восприятия художественного образа;

- развивать активность, самостоятельность, инициативу в художественно-практической деятельности детей;

- направить творческое развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В основу развивающего курса положено два метода, которые определяют приёмы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, а также формированию навыков и умений. Это метод активизации творческих проявлений ребенка и метод моделирования музыкального языка.

Метод активизации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых разнообразных формах. Сознательно добиваясь самостоятельности детей в музыкальной деятельности, способности выдвигать свои идеи, умение включаться в музицирование, метод раскрывает индивидуальность ребенка, помогает найти ему свое место в творческом музицировании. Этот метод - принцип развития.

Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические, звуковые отношения, динамика, темп, форма и т.д., для облегчения восприятия и осознания детьми закономерности строения музыкальной речи. Метод моделирования - способ обучения.

Методы и разделы, положенные в основу обучения развивающего курса, неразрывно связаны между собой и работают в комплексе, вовлекая детей в творческих процесс, чтобы ощутить радость и удовольствие от увлекательной игры звуками, работы фантазии и воображения.

Главное и самое важное - это атмосфера на занятии. Увлеченность детей, внутренний комфорт, ощущение раскованности - вот то условие, с которого начинается вхождение в творческий процесс. Испытав радость на уроке, ребенок будет стремиться испытать её вновь и вновь.

Элементарное музицирование.

Коммуникативная функция музыки - одна из главных. Её смысл заключается в наслаждении музыкой вместе, в человеческом общении.

Вовлечение детей в стихию музыкального общения требует использования специальных приемов:

-музыкально-двигательные, танцевальные, речевые игры;

- имитационные и импровизированные движения ритмического аккомпанемента;

- ритмическо-декламационные прибаутки, потешки, веселые стишки;

- звучащие жесты - игра звуками своего тела (хлопки, шлепки по бедрам, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.);

- использование простейших музыкальных инструментов (бубен, ложки, палочки, колокольчики и др.);

- игры голосом ( позволяют исследовать детям богатейшие колористические возможности человеческого голоса).

Фонематические и артикуляционные игры, создание различных звуковых эффектов с участием губ, щёк, мышц гортани (свист, шипение, вздохи, выдохи, возгласы) используются в озвучивании сказок и стихов, а также в качестве аккомпанемента к движениям, являясь прообразом целого ряда музыкальных интонаций. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, активности внимания и памяти.

«Эхо» - одна из самых удобных форм показа материала и работы над ним. Здесь педагог имеет возможность проконтролировать развитие учащихся, степень усвоения ими знаний.

Основу методики «элементарного» музицирования с детьми младшего возраста составляет формирование ритмического чувства, ритмического рисунка музыкального языка. Работа по системе обучении К. Орфа «Уроки музыки» .

Музыкальное движение воспитывает у детей умение слушать музыку, создавать музыкально-двигательный образ от веселого и беззаботного до волевого и энергичного.

Раздел включает :

- подготовительные упражнения для передачи музыкально-двигательного образа ( исходное положение, упражнения для развития мышечного чувства, наклоны, повороты, приседания);

-упражнения с предметами (цветы, ленты, мячи и т.д.);

-работа над музыкально-пространственными композициями («клумба», «игра в домики», «улицы и бульвары» и т.д.);

- активизация и развитие творческих способностей, творческие задания («на речке», «звери и птицы», « передача платочка» и т.д.);

В работе над элементами музыкально движения образное содержание и характер упражнений вытекает из содержания и формы музыки. Творческая активность проявляется по-разному, в основном, отвечает собственному восприятию музыки ребенком.

Пение - наиболее доступный вид творческой деятельности младших школьников. Пение развивает у детей музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет обще-музыкальный кругозор.

Основная задача раздела - научить детей любить песни, дать простейшие певческие навыки:

-спокойно сидеть или стоять во время пения;

-реагировать на дирижерский жест;

-одновременно начинать и заканчивать пение;

-слушать друг друга во время пения.

Обязательным условием этого раздела является развитие речи. Это дикционные распевания - отработка артикуляционных гласных и согласных на одном звуке, двух-трех звуковые попевки, мелодекламационные упражнения.

Голосовой аппарат детей этого возраста еще не сформирован и требует бережного отношения.

Раздел пения определяет следующие навыки:

- учить петь естественным голосом, без напряжения;

- учить петь протяжно;

- различать звуки по высоте, правильно передавать мелодию;

- брать дыхание между фразами;

- петь выразительно, передавая характер песни.

В процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет важную роль. Песня может и должна проникать во все разделы развивающего курса. Раздел «Пения» - лишь прелюдия к непосредственному пению, интонированию.

Слушание музыки знакомит детей с высокохудожественными образцами народной, современной, классической музыки, доступной восприятию младших школьников. Необходимо дать:

- первоначальные сведения о музыке и средствах музыкально выразительности;

- научить различать на слух музыкальные произведения по образному содержанию;

- сформировать ценностное отношение к музыке.

Примерный репертуар по слушанию музыки:

« Детский альбом» П. Чайковский;

«Карнавал животных» К. Сен-Санс;

«Марш деревянных солдатиков» Р. Шуман;

«Марш» С. Прокофьев.

Темы для бесед о музыке:

Музыка в нашей жизни. Древние легенды о музыке.

Основные жанры в музыке. Их сходство и различия.

Выразительные средства марша, танца, песни.

Музыка и цвет.

Музыка в оркестровом звучании. И другие темы.

Слушание бесед о музыке способствует эмоциональной отзывчивости детей, воспитанию интереса к музыке и искусству. Занятия начинаются с привития культуры слушания музыки, а яркие, небольшие по объёму музыкальные фрагменты пробуждают у детей фантазию.

«Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы». (В.А. Сухомлинский)

Заключение.

Развивающий курс «Янтарики» - это плодотворный синтез элементарного музицирования, обучения простейшим элементам музыкального языка, пения и развития музыкальности в целом.

Элементарная музыка неразрывно связана с речью и движением. В ней есть то, что близко ребятам: своя веселая поэзия, простейшие движения, пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь, переходящая в пение от избытка чувства.

Музыке маленькие дети должны учиться легко и приятно.

« Я все могу, у меня все получается» - с этой психологической ступеньки начинается путь в страну детского творчества.

Список используемой литературы.

1. Мир детства. Цикл книг научн.-педаг.исследований. Л. Хрибтова, - М.: Педагогика, 2005г.

2. Певческая азбука. Л. Алексеева, М., Дидакц.-издат.центр Московской государственной консерватории, 2013г.

3. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа, Минск, Белорусский дом печати, 2011г.

4. Хоровые ступеньки. Г. Струве, М., Музыка, 2010г.

5. Ритмика. Музыкальные движения. С. Руднева. М., Просвещение, 2008г.



© 2010-2022